Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Костюм греков конца XVIII – н.XX века




Эволюция национального греческого костюма особенно прослеживалась на Юге России, в Таганроге и Мариуполе. Его богатые традиции сохранялись в XIX и начале XX в.в..

Женский костюм сочетал в себе основные отличительные черты национальной греческой одежды. Женщины носили широкие белые шаровары, поверх которых надевалась юбка. За её красный пояс засовывали кинжал с серебряной рукояткой, указывающий на то, что женщина замужем или помолвлена. Длинная широкая юбка могла быть разных цветов, полосатой или клетчатой. Также в костюм входил черный бархатный жакет, украшенный золотой вышивкой.

В костюмах мужчин наглядно отражается бурное тысячелетнее прошлое греков. Они носили очень короткие куртки, белые минойские сапоги (стивалиа), мешковатые брюки (врака). Эти штаны отличались особенной шириной и заправлялись в белые сапоги. За пурпурный пояс, или зунари (длина которого доходила до 8 метров) заткнут традиционный греческий кинжал.

Под низ куртки надевался красный жилет, (джилеки), застегивающийся по диагонали, под жилет обычно надевалась белая сорочка. Вокруг головы повязывали отделанный бахромой черный платок.

Со временем, в конце XIX - начале XX в.в., традиционную одежду стали одевать только по праздникам.

Ко второй половине XIX столетия донские греки, по­лучив воспитание и образование в лучших российских учеб­ных заведениях, прочно вросли в донскую почву, став впол­не русскими людьми. Они уже не считали торговлю глав­ным делом своей жизни, как это было у их дедов и отцов, а, будучи людьми обеспеченными, стали заниматься твор­чеством (музыкой, рисованием), наукой, некоторые пошли в политику, занялись административно-хозяйственной и общественной деятельностью. Многие из донских греков стали депутатами (гласными)Таганрогской и Ростовской городских Дум, а наиболее успешные из них возглавили органы городского самоуправления. Так, должность городского голо­вы Таганрога в разное время занимали греки Ставро И. Вальяно (1830-е гг.), Ахиллес Николаевич Алфераки (1880 - 1888), Константин Георгиевич Фоти (1889 - 1897), Павел Федорович Йорданов (1905 - 1909).

О первом из них, Ставро Ивановиче Вальяно, известно очень мало: в 1812 году он занимался поставками материала в армию, в 1835 году являлся членом первого состава ста­тистического комитета, потом занимал должность городс­кого головы. Заметный след в истории Таганрога оставил Ахиллес Николаевич Алфераки(1846 - 1919). Он родил­ся в Харькове, окончил историко-филологический факуль­тет Московского университета, курсы теории музыки у профессора Фроша. В годы его управления городом были устроены городские бульвары, замощены центральные ули­цы, высажены в два ряда деревья, начата капитальная реконструкция порта, успешно действовали благотвори­тельные «Общество призрения неимущих» и «Общество пособия бедным ученикам и ученицам начальных учи­лищ», «Музыкально-драматическое общество», музыкаль­ные классы, симфонический оркестр и другое. А.Н. Ал­фераки написал и издал более 100 романсов, оперы «Лес­ной царь» и «Купальская ночь» (в рукописи), неплохо ри­совал. В двухэтажном особняке его отца, Н.Д. Алфераки (дворец Алфераки), где он потом проживал и сам, была собрана богатейшая коллекция картин, мебели, античных статуй. В период управления Таганрогом Константином Ге­оргиевичем Фоти в городе была завершена капитальная реконструкция порта, открыта телефонная станция, на­родная библиотека и читальня Л.Чернецкой, кондитерс­кая фабрика Ревенко, водолечебница, металлургический и котельный заводы и многое другое. Выдающимся градоначаль­ником и общественным деятелем являлся Павел Федоро­вич Йорданов (1857 - 1920). Уроженец Таганрога, он про­исходил из состоятельной купеческой семьи, имевшей греческие корни. Окончив медицинский факультет Харь­ковского университета, Йорданов стал работать санитар­ным врачом в родном городе, состоя членом городской уп­равы. Энергичный и честолюбивый по природе, он принял участие в открытии первой городской аптеки, городского музея, установке памятника Петру Первому, формировал с по­мощью своего выдающегося земляка А.П. Чехова фонды городской библиотеки. В 1905 году его избрали городс­ким головой. В годы его управления Таганрогом здесь открылись чугунолитейная и механическая мастерская, машиностроительный завод русско-германского товарище­ства, электростанция, яхт-клуб, частная женская гимна­зия Н. Янович, кинотеатр (электробиограф) «Мираж» (в 1913 - 1914 гг. - «Палас») и многое другое. Оценив энергию и предприимчивость таганрогского градоначальника, столич­ные власти приглашают Иорданова в Петербург, членом Совета министерства торговли и промышленно­сти. В январе 1917 года он получает высокий гражданский чин тайного советника и назначается сенатором. Но и в Петербурге Йорданов не забывает родного города, ходатай­ствуя в правительстве о выделении средств на углубление и капитальное обустройство Таганрогского порта.

Капиталы и энергия донских греков работали на благо приморских территорий Области Войска Донского, осо­бенно города Таганрога. Например, грек по происхож­дению, русский морской офицер и потомственный дворя­нин с личным гербом Иван Андреевич (Иоаннес Леонтидис) Варваци (1750 - 1825), переселившись в 1813 году в Таганрог, построил здесь храм Святой Троицы, пре­образованный в 1814 году в Иерусалимский Александров­ский греческий мужской монастырь. Он подарил городу большой каменный дом, в котором в 1818 году была от­крыта городская больница с богадельней. Чуть позже он подарил Таганрогу свое просторное загородное имение, куда власти перевели больницу и богадельню (в настоя­щее время городская больница № 2). На деньги И.А. Варваци получали образование талантливые малоимущие учащиеся Таганрога. Его потомки подарили Таганрогс­кой мужской гимназии просторный дом, в котором она размещалась в первые годы своего существования.

На средства Герасима Федоровича Депальдо (де-Пальдо, Дебальдо) (1788 -1823), итальянского купца гречес­кого происхождения, выборного мирового судьи и меце­ната, в Таганроге был достроен Всехсвятский храм, со­держалась Греческая церковь. По завещанию Депальдо, на его средства была построена Каменная лестница и сооружен дом для престарелых моря­ков (Странноприимный дом Депалъдо). Богатые гречес­кие предприниматели Пагонат передали Таганрогу свой особ­няк на Греческой улице, где была устроена богадельня.

Свой вклад в благоустройство Таганрога внесли пред­ставители греческого рода Бенардаки. Купец Констан­тин Егорович Бенардаки(1805 - после 1866) являлся одним из учредителей Таганрогского благотворительного общества (1866), оставив городу 10 тысяч рублей на бла­готворительные цели. Его брат, Дмитрий Егорович, пост­роил в Таганроге особняк, украсивший этот приморский город, участвовал в строительстве таганрогского участка железной дороги, в реконструкции Таганрогского порта, стремясь сделать его, «первым не только в России, но и в Европе».

Грек с острова Хиос Лука Петрович Скамарангав 1820-х годах, по его просьбе, был приписан к купеческому сословию Таганрога с капиталом в восемь тысяч рублей. Здесь он открыл экспортно-импортную контору, постав­лявшую в город чай, кофе, цитрусовые и другие, так называемые, колониальные товары. Из России же, через Та­ганрогский морской порт, они вывозили в страны Европы и Азии пшеницу, жиры, жмых. Его потомки открыли на юге Донского края кирпичный и кожевенный заводы, владея еще соляными промыслами в Бахмуте. В Таган­роге Скамаранга владели одноэтажным на высоком цоко­ле особняком, в котором в 1923 году был открыт детский дом №11.

В Таганроге в 1842 году, на средства греческой общи­ны было открыто греческое училище, а в 1861-м — гре­ческая частная школа. В это же время греческая исто­рия и новогреческий язык преподавались в Таганрогской классической гимназии, основанной в 1806 году. В городе гастролировала труппа греческой драмы «Но­вый Менандр» под руководством Н. Парскевопуло, осуще­ствлявшая свои постановки на греческом языке. 23 апреля 1904 года труппа Ф. Пафантиса поставила в Таганроге пье­су «Медведь» (по А.П. Чехову) на греческом языке.

Многие имена донских греков вошли в историю куль­туры не только Дона, но и России. К их числу относится талантливый поэт Николай Фе­дорович Щербина(1821 - 1869), именовавший себя «эл­лином из Таганрога» (родился в с. Грузско-Еланчинское Миусского округа). Покинув родину, он жил в Москве, работая помощником редактора «Московских губернских новостей», потом переехал в Петербург. В 1850 году в Москве вышел его поэтический сборник «Греческие сти­хотворения», высоко оцененный Л.А. Меем, Н.Г. Черны­шевским, Н.А. Некрасовым. П.И. Чайковский написал романс «Примиренение» на его стихотворение. Щербина под­держивал дружеские отношения с И.И. Панаевым, Ф.И. Тютчевым, Я.П. Полонским, М.Н. Катковым, Л.Н. Тол­стым, И.С. Тургеневым и другими выдающимися литера­торами России. В 1857 году увидело свет собрание его сочинений в двух томах.

Упоминавшаяся нами семья Алфераки дала донской и российской культуре и искусству двух композиторов и художников. Об одном из них, Ахиллесе Николаевиче, мы писали выше. Его отец, Николай Дмитриевич Алфераки (1815 -1863), окончив этико-философский факуль­тет Харьковского университета, переехал в Петербург. Здесь он являлся секретарем Академии художеств, нахо­дился в приятельских отношениях со знаменитыми бра­тьями Брюлловыми, архитектором Штакеншнейдером. По возвращении в Таганрог построил знаменитый ныне особ­няк (дворец Алфераки), где расположен Таганрогский краеведческий музей. Старший брат Николая Дмитрие­вича, художник Ахиллес Дмитриевич Алфераки (1810 - 1864), родившись в Таганроге, жил преимущественно за г­раницей, в Риме. Но в России, на выставках Академии художеств (где младший брат являлся секретарем), выс­тавлялись его картины «Католическая монахиня», «Пор­трет Суковкина» (1839), «Итальянский натурщик» (1842), «Автопортрет» (1851) и др.

Музыкальными талантами блистала греческая таган­рогская семья Авьерино. Николай Михайлович Авьерино (1848 - 1889), хоть и служил канцеляристом в чине коллежского регистратора, но был широко известен, как композитор духовной музыки и дирижер. Его сын, Кон­стантин Николаевич, приобрел популярность, как вир­туозный скрипач городского симфонического оркестра. Наибольших творческих успехов добился его сын, Нико­лай Константинович Авьерино (1872 - 1948). Поступив по совету прослушавшего его П.И. Чайковского в Мос­ковскую консерваторию, он учился здесь скрипичному ма­стерству (одновременно с ним здесь учились великие ком­позиторы Рахманинов и Скрябин). По окончании консер­ватории Николай Константинович был скрипачом у вели­кого Федора Шаляпина. В дальнейшем он работал дирек­тором Ростовской консерватории.

Известным российским художником был таганрог­ский грек Дмитрий Минаевич Синоди-Попов (1853 - 1910). Получив в Таганроге прекрасное домашнее образование, владея тремя языками, прекрасно играя на фортепиано, он отдавал предпочтение живописи. Пробыв два года вольнослушате­лем Петербургской академии художеств, он по болезни (страдал эпилепсией) вынужден был вернуться в Таганрог, где у него имелся полутораэтажный особняк. Здесь он выполнил десятки портретов таганрожцев и жи­вописных полотен, часть которых хранится ныне в Таганрогской картинной галерее: портреты художницы С.И. Блонской и скульптора Л.Е. Егорова, пейзажи «Каток», «Вид с каменной лестницы лунной ночью» и другие. В 1903 - 1904 годах в Таганроге с успехом работали его персональ­ные выставки. А после успеха своей выставки в Парижс­ком «Салоне», он переехал в Париж, где и нашел после­днее упокоение.

Такое сосредоточение греков в Таганроге, их большой вклад в историю, экономику, культуру и искусство этого приморского города, дало основание жившему здесь пи­сателю Константину Паустовскому написать: «Таганрог был перенесен сюда с Эгейских островов, был необычай­ным смешением Греции, Италии и запорожских степей».

Впрочем, греческое влияние было заметным не только в Таганроге, но и в других городах Донской области, в час­тности, в Ростове-на-Дону, где действовали греческая цер­ковь, учебные заведения, магазины. Известным ростовским предпринимателем всероссийского масштаба являлся ростовский грек К.Д. Диамантиди, биография и фото которого были представлены в роскошном альбоме «300-летие царствования дома Романовых», изданного в Москве М.А. Гугелем. В предреволюционные годы гре­ческое население Донской области составляло, по данным известного донского географа и историка В.В. Богачева, около 8000 человек, «…живших в Таганроге и многих селе­ниях по берегу Азовского моря». Революция и последо­вавшее за ней лихолетье гражданской войны разбросали большинство греков, представлявших весомую часть донской торгово-предпринимательской и культурной элиты, по разным странам мира.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 676; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.