Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ограничения свободы массовой информации в Законе со стороны государства




Субъекты и содержание свободы

Свобода массовой информации

Источники права: Свобода массовой информации закреплена в ч. 5 ст. 29 Конституции РФ и конкретизирована в Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г.[244].

Управомоченные субъекты: Ч. 5 ст. 29 Конституции РФ сформулирована крайне неудачно и порождает много путаницы. Свобода предоставляется не информации, а организациям, производящим и распространяющим средства массовой информации (СМИ). Субъектами этой свободы являются редакции (организация, учреждение, предприятие, гражданин, объединения граждан) (ст. 2 Закона), которая действует на основании устава (ст. 20 Закона) и возглавляется главным редактором (ст. 19 Закона). Она может сама учредить СМИ или осуществлять работу на основании договора в пользу стороннего учредителя СМИ (ст. 19 Закона). Свобода массовой информации касается журналистов (ст. 2 и 49 Закона).

Конституционное регулирование в США применяет для защиты свободы массовой информации способ запрета. Первая поправка к Конституции США гласит: «Конгресс не должен издавать ни одного закона… ограничивающего свободу слова или печати…» [245]. Ограничивать означает урезывать, умалять, уменьшать в объеме [246]. Если рассматривать эту норму, как требование естественного права, то нормы закона, ограничивающего деятельность журналистов надо считать неконституционными.

Управомоченным субъектом данного права являются также потребители массовой информации, которые имеют право получать ее на договорной основе с производителем и распространителем.

Эта свобода касается особого объекта – средств массовой информации. Ст. 2 указанного Закона относит к ним печатные (газета, журнал), аудио- (радиопрограмма), аудиовизуальные (телепрограмма) и иные сообщения и материалы, предназначенные для неограниченного круга лиц. Распространяемые через Интернет- материалы обычно не относятся в средствам массовой информации, но по желанию их распространителей могут быть зарегистрированы в качестве таковых.

В содержание свободы журналистов входят: искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29 Конституции).

Редакции СМИ и журналисты получают право быть свободны от государственного давления.

Обязанным субъектом является государство, его органы, должностные лица. Государство не только (а) не должно ограничивать эту свободу, но и (б) обязано, согласно требованию Конституции создавать гарантии этой свободы. Оно должно привлекать к юридической ответственности тех, кто создает препятствия свободе массовой информации, пытается вводить цензуру.

Другие субъекты (граждане, организации) так же не должны мешать журналистам получать и распространять информацию общественного значения.

Ч. 5 ст. 29 Конституция РФ запрещает цензуру (ч. 5 ст. 29). Ч. 1 ст. 3 Законом РФ «О средствах массовой информации» под цензурой понимает требование от редакции СМИ со стороны (обязанный субъект) должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы, а равно наложение запрета на распространение сообщения, материала, их отдельной части. Ч. 2 ст. 3 Закона запрещает создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностных лиц в задачи или функции которых входит осуществление цензуры.

Свобода массовой информации конкретизирует общую норму о свободе слова (ч. 1 ст. 29 Конституции). В демократических странах она подлежит большей защите, чем права отдельного человека, так как журналисты обеспечивают работу демократических институтов, они получают информацию не для себя, а для всех граждан страны. Поэтому они должны получать преимущественное право присутствия на различных публичных мероприятиях, их нельзя задерживать во время проведения массовых мероприятий, где они выполняют свои журналистские обязанности. Уголовный кодекс РФ содержит ст. 144 «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов». Но применяется она чрезвычайно редко, так как прокуратура не находит состава преступления в деятельности близкой к ней администрации разного уровня.

Из ч. 4 и 5 ст. 29 Конституции исходит требование к государству быть открытым перед своими гражданами и работающими для них журналистами. Этого требует и принцип демократии (ст. 1 Конституции). Исходя из принципа правового государства, должностные лица и органы государственной власти могут закрывать для граждан только строго установленную информацию (например, отнесенную законом к государственной тайне).

Конституция РФ запрещает государству навязывать какую-либо идеологию и религию в качестве обязательной (ч. 2 ст. 13; ч. 1 ст. 14). Как уже отмечалось, автор лекций считает, что это должно означать запрет учреждения государством и его органами (государственными учреждениями) СМИ, которые оно превращает о средства массовой пропаганды, т.е. с целью нарушения конституционного запрета.

ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» перечисляет сведения, которые не могут быть отнесены к конфиденциальной информации, т.е. ограниченной для распространения.

ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» от 13 января 1995 г. перечисляет сведения, которые в обязательном порядке должны быть обнародованы.

Создатели и распространители СМИ не могут быть свободны от давления разных групп общества, которые их создают и используют для передачи своих мыслей, реализуя свою свободу слова (ч. 1 ст. 29 Конституции РФ).

Конституционные ограничения свобод те же, что и для любого другого поиска, и распространения информации (см. п. 3.3.3. этого параграфа). На журналистов (редакции) распространяются все выше названные ограничения в распространении информации, предусмотренные в ст. 15, 17, 24, 29, 55, 56 Конституции РФ.

Кроме конституционных ограничений по распространению информации, перечисленных выше, государство пытается ограничить свободу создателей и распространителей СМИв Законе «О средствах массовой информации».

1) Закон вводит порядок использования свободы массовой информации, тем самым устанавливая ограничения этой свободы. Это нарушение ч. 5 ст. 29 Конституции РФ. Государство не имеет права издавать такой закона. В соответствие с ч. 5 ст. 29 Конституции РФ оно должно принять закон «О гарантиях свободы массовой информации и запрете цензуры». В этом законе необходимо прописывать не права журналистов, а обязанности государства обеспечивать им свободу, а так же запреты должностным лицам и органам власти препятствовать осуществлению свободы массовой информации. Не смотря на это журналисты рады, что государство даровало им некоторые права.

2) Редакция должна зарегистрировать СМИ (ст. 8 -15 Закона).

Конституционное право США рассматривает требование регистрации средства массовой информации, как ограничивающие свободу массовой информации, и поэтому не допускается [247].

3) Иностранцам запрещается выступать учредителями СМИ (ст. 7, 19.1 Закона).

4) Государство распределяет частоты для распространения информации по радио и телевидению.

5) Вещание в эфире, посредством проводов или кабельного телевидения осуществляется на основании лицензии, выдаваемой исполнительным органом (ст. 31 Закона).

6) Деятельность СМИ может прекращаться или приостанавливаться, как правило, по решению суда (ст. 16, 16.1 Закона).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.