Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционное закрепление свободы




Свобода мысли и слова

Источники права

Свобода мысли и слова. Право на информацию. Свобода массовой информации

1) Источники международного права

2) Конституция РФ: ст. 1 (демократия, республика), ч. 1 ст. 13 (идеологическое многообразие), ч. 2 ст. 13 (запрет вводит государственную или обязательную идеологию), ст. 29, ст. 43 (право на образование), ст. 44 (право на литературное художественное и научное творчество, участие в культурной жизни).

3) Законодательные акты, нормы которых как обеспечивают реализацию конституционных норм, так и нейтрализуют их, создавая неконституционные ограничения прав людей в информационной и духовной сфере жизни.

4) Подзаконные акты.

5) Сложившиеся правовые обычаи и административные прецеденты часто обеспечивают закрытость деятельности государственных органов и недоступность информации об их деятельности для населения.

6) В России не декларируется, но фактически реализуется политическая доктрина, поддерживаемая всей бюрократией, заключающаяся в обеспечении контроля бюрократией за основными производителями и распространителями массовой информации (телевидение, радио, газеты). Они используются для осуществления контроля над сознанием большинства членов общества и для отвлечения населения от общественных дел (для развлечения его). При этом допускается дозированная свобода массовой информации (Интернет, радио «Эхо Москвы», «Новая газета»).

Свобода мысли и слова (ч. 1 ст. 29 Конституции РФ) рассматривается одновременно как личное (гражданское) право, реализуемое в частной жизни, так и право, которое может носить политический (публичный) характер.

Управомоченным субъектом является любой человек (гражданин, иностранец), а так же объединение людей (организация). Эта свобода не должна распространяться на государственные органы и их учреждения, которые в правовом государстве могут делать только то, что прямо указано в законе. В частности, ч. 2 ст. 13 Конституции РФ запрещает государству заниматься распространением какой-либо идеологии.

Свобода слова предполагает разные формы выражения своих мыслей: устное, письменное, с помощью знаков, художественных образов.

Слово «свобода» означает, что в этих отношениях должен действовать общедозволительный тип регулирования, т.е. управомоченная сторона может делать все что угодно, за исключением того, что прямо запрещает законодатель и устанавливает за это юридическую ответственность: гражданскую, административную, уголовную. Запрет должен быть обоснован ссылкой на конституционные ограничения, в том числе на ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Если этого нет, то он неконституционен и является формой произвола государства и его бюрократии.

Правоотношение носит абсолютный характер. Поэтому, обязанным субъектом является так же любой человек, юридическое лицо, государство, должностное лицо и т.д. Им запрещается ограничивать указанную свободу.

Поправка I к Конституции США не декларирует указанную свободу, а категорически запрещает конгрессу США принимать какие-либо законы, ограничивающие свободу слова. Такой подход исходит из того, что свобода слова – это естественное право, и оно не нуждается в закреплении в писаной конституции, так же как не нуждается закрепления в ней свободы дышать, пить воду или принимать пищу.

Ч. 3 ст. 29 Конституции запрещает кому бы то ни было принуждать людей к выражению своих мнений и убеждений или отказываться от них.

Свобода мысли – есть свобода духовного развития человека, его интеллектуальной деятельности. В этой сфере действуют нормы нравственности, обычаи, религиозные догматы.

Согласно демократической доктрине государство не должно с помощью права регулировать мысли человека. Свобода мысли – это свобода от вмешательства кого бы то ни было в выбор человека получения той или иной информации и духовной работы с ней.

Обязанной стороной являются окружающие люди, организации, государство, которым запрещено монополизировать источники информации человека, лишать человека выбора в получении информации. Таким навязыванием информации, взглядов, идеологии (манипулированием общественным сознанием) отличалось тоталитарное государство. Эта норма конкретизирует требование ч. 2 ст. 13 Конституции о запрете государству навязывать в обществе какую-либо идеологию в качестве государственной или обязательной.

Отсюда можно сделать вывод, что государству запрещается проводить какую-либо воспитательную политику. Воспитанием детей могут заниматься только родители и муниципальные, т.е. выражающие интересы родителей, а не государства школы. По мнению автора, государству должно быть запрещено осуществлять пропагандистскую политику через телевидение, радио и печать, а для этого следует запретить государственное телевидение (не путать с общественным). Развитием культуры, образования должно заниматься само общество на свои средства, например, через творческие союзы писателей, композиторов и иные общественные объединения. У человека должно быть право выбирать, какой канал телевидения ему смотреть. А это право реализуется через право частных лиц без разрешения государства создавать телевизионные каналы, радиостанции.

В противоположность демократическому государству, авторитарное и, особенно, тоталитарное государство берется формировать определенный тип личности человека: советский человек, истинный ариец. Оно осуществляет это с помощью церкви или средств массовой пропаганды, в состав которых входят органы образования, учреждения культуры, курируемые государством поэты, писатели, художники, музыканты. Это государство берет под контроль радио, телевидение, Интернет. Примером является Китай, КНДР, Туркмения, Узбекистан.

Российское государство под предлогом доставки информации или развлечений проникает с помощью телевидения в дом каждого россиянина (путем обмана его, мошенничества) и навязывает ему свой взгляд на то, что происходит в обществе, навязывает идеологию этатизма, вождизма, патернализма.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.