КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Плоскостная форма
Линейно-пластическая форма Пластические средства построения композиции. Пластические композиционные средства отличаются от графических средств тем, что выражаются в формах, развитых не в двух, как на плоскости, а в трех основных координатных направлениях: по горизонтали, вертикали и глубине. Разное развитие формы в том или ином направлении обуславливает разный его пластический характер — линейный, плоскостной, объемный и пространственный. Остановимся на каждом из этих видов пластических форм. В отличие от графической линии она характеризуется развитием в одном направлении — в длину, в ширину или в высоту, имея при этом хотя и слабо выраженную, но все же определенную толщину. Воплощенная в том или ином материале, она, таким образом, обладает некой массой. При такой развитости эта форма выявляет свой легкий, открытый пластический характер. Уточним, что открытость линейной формы имеет свои пределы, которые определяются плотностью заполнения пространства ее элементами. При значительном количестве таких элементов и их приближенности друг к другу линейно-пластическая форма как бы смыкается, приобретая черты плоскостной, объемной или даже пространственной формы (см. далее в этой главе). Характерный пример - плотная по массе, мелкоячеистая решетка или объемно-пространственная структура, составленная из линейных форм. Другое крайнее состояние линейно-пластической формы — вытянутый массив (например, колонна), приближающийся к закрытому объему. Композиционный характер линейно-пластической формы во многом раскрывается в связи с ее расположением по координатным осям. Расположение по горизонтали обеспечивает этой форме устойчивость, а по вертикали (как и наклон) — динамичность. Важный композиционный признак линейно-пластической формы — ее конфигурация. По этому признаку можно выделить форму простого геометрического рисунка, придающего ей строгий характер, и сложного криволинейного очертания, придающего ей «живость». Включение в нее элементов разного расположения и разной конфигурации ведет к усложнению и даже «размыванию» характера этой формы. Разнообразие видов линейно-пластической формы предопределяет ее самое широкое использование в пластических композициях. Этот вид пластической формы характеризуется одновременным развитием в двух основных координатных направлениях — по горизонтали и вертикали при незначительном развитии в глубину. Плоскость как разновидность пластической формы имеет чрезвычайно широкий диапазон состояний, начиная от гладкой, глянцевой поверхности и заканчивая формой, в которой отдельные элементы выступают вперед, сохраняя зрительную связь с основной поверхностью. Именно поэтому о ней можно и нужно говорить не как о плоской, а именно как о плоскостной форме. Плоская форма является лишь первоначальным состоянием последней. Промежуточные состояния плоскостной формы чрезвычайно разнообразны по своим пластическим свойствам. Проявляются эти свойства в трех основных видах — текстуре, фактуре и рельефе поверхности. Рассмотрим эти виды каждый в отдельности. Текстура. Характеризуется декоративно-художественными свойствами, вытекающими из внутреннего строения формы. Наиболее ярко выявляется при гладкой поверхности. Отличается крайним разнообразием рисунка — от мелких вкраплений, представляющих собой почти однородную массу до выразительных узоров, образованных внутренним «рисунком» формы. Четкое выявление текстуры в плоскостных формах предопределяет эффективное с художественной точки зрения их использование в построении пластических композиций. Фактура. Занимает промежуточное место между такими состояниями плоскостной формы, как гладкая поверхность и рельеф. В зависимости от количества и величины составляющих ее пластических элементов (выступов), фактурная поверхность приближается либо к первой, либо ко второй. На рисунке 2.3 представлены основные виды фактурных поверхностей в порядке их перехода от менее выраженных к более выраженным, приближенным к рельефу. Как видно из рисунка, фактурная поверхность может отличаться большим разнообразием. Важно учитывать, что ее пластический характер выявляется тем сильнее, чем она сильнее «выступает» и ближе к зрителю. С дальних точек фактура может выглядеть просто гладкой поверхностью. При разнодалеких точках зрения целесообразно применение в плоскостных формах как мелкой, так и крупной фактуры, близкой к рельефу. Рельеф. Характеризуется еще более крупным, чем фактура, пластическим строением плоскостной формы. Его основные виды показаны на рисунке 2.4. Порядок их представления обусловлен укрупнением рельефной формы вплоть до той, которая приближается к объемной форме за счет использования отдельных накладных (выступающих) элементов. Различие видов рельефов, так же как и фактур, выражается в крупности — количестве и величине элементов, образующих рельефную поверхность. В дизайне, как и в скульптуре, широко распространено деление рельефа на: контр (заглубленный), низкий, высокий и горельеф. В таком делении четко проявляется разный пластический характер рельефной поверхности. Важный признак рельефной формы — ее плотность или закрытость. Типичный пример плотного рельефа — пластическая разработка внешней поверхности монолитной плоскостной формы. Она характеризуется формированием сплошной рельефной массы. Второй вид — открытая рельефная пластика — представляет собой тонкую, листовую пластическую форму, включающую различные отогнутые, вогнутые, изогнутые и тому подобные элементы, наложенные на плоскость или вырезанные в ней. Такая форма выглядит легкой, изящной. На основе применения открытых рельефных форм можно решать самые разные композиционные задачи, например построения пластических композиций острого, динамического характера. Особую остроту таким композициям придают включенные в них разные графические элементы: тон, буквы, надписи и др. При значительном относе рельефных элементов от фоновой плоскости эти композиции могут приобретать объемно-плоскостной характер.
1. гладкая 2. матовая 3. шероховатая 4. зернистая 13. гонтовая 14. камень грубой кладки 15. бугристая 16. приближенная к рельефу Рисунок 2.3 – Основные виды фактурных поверхностей. Образцы представлены в порядке увеличения фактуры.
Рисунок 2.4 – Основные виды рельефных форм Первый горизонтальный ряд - контррельефные и горельефные формы; второй ряд - профильные формы; третий ряд - изогнуто-прорезные формы; четвертый ряд -формы с накладными элементами. Еше несколько слов о плоскостной форме вообще. Ее важным композиционным признаком или свойством является расположение в пространстве по отношению к фоновой плоскости, с которой она связана физически и зрительно. Эта форма может располагаться к ней фронтально и профильно. При фронтальном расположении она смотрится с одной стороны. При профильном — с двух сторон. То или иное расположение определяется нахождением главных точек зрения на форму. Если зритель смотрит на фоновую плоскость прямо, то целесообразна форма первого вида (фронтальная), если сбоку - второго (профильная). При профильном расположении плоскостная форма приближается по виду к объемной форме. Большую композиционную роль в ней играет силуэт. При движении зрителя предпочтительно использование в такой форме горельефа или даже объема.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 8837; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |