Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Плоскостная форма




Линейно-пластическая форма

Пластические средства построения композиции.

Пластические композиционные средства отличаются от графичес­ких средств тем, что выражаются в формах, развитых не в двух, как на плоскости, а в трех основных координатных направлениях: по горизон­тали, вертикали и глубине. Разное развитие формы в том или ином на­правлении обуславливает разный его пластический характер — линей­ный, плоскостной, объемный и пространственный. Остановимся на каждом из этих видов пластических форм.

В отличие от графической линии она характеризуется развитием в одном направлении — в длину, в ширину или в высоту, имея при этом хо­тя и слабо выраженную, но все же определенную толщину. Воплощен­ная в том или ином материале, она, таким образом, обладает некой мас­сой. При такой развитости эта форма выявляет свой легкий, открытый пластический характер.

Уточним, что открытость линейной формы имеет свои преде­лы, которые определяются плотностью заполнения пространства ее элементами. При значительном количестве таких элементов и их приближенности друг к другу линейно-пластическая форма как бы смыкается, приобретая черты плоскостной, объемной или даже пространственной формы (см. далее в этой главе). Характерный пример - плотная по массе, мелкоячеистая решетка или объемно-пространственная структура, составленная из линейных форм. Другое крайнее состояние линейно-пластической формы — вытя­нутый массив (например, колонна), приближающийся к закрыто­му объему.

Композиционный характер линейно-пластической формы во мно­гом раскрывается в связи с ее расположением по координатным осям. Расположение по горизонтали обеспечивает этой форме устойчи­вость, а по вертикали (как и наклон) — динамичность.

Важный композиционный признак линейно-пластической фор­мы — ее конфигурация. По этому признаку можно выделить форму простого геометрического рисунка, придающего ей строгий харак­тер, и сложного криволинейного очертания, придающего ей «жи­вость». Включение в нее элементов разного расположения и разной конфигурации ведет к усложнению и даже «размыванию» характера этой формы.

Разнообразие видов линейно-пластической формы предопределяет ее самое широкое использование в пластических композициях.

Этот вид пластической формы характеризуется одновременным развитием в двух основных координатных направлениях — по гори­зонтали и вертикали при незначительном развитии в глубину. Плос­кость как разновидность пластической формы имеет чрезвычайно широкий диапазон состояний, начиная от гладкой, глянцевой по­верхности и заканчивая формой, в которой отдельные элементы вы­ступают вперед, сохраняя зрительную связь с основной поверхнос­тью. Именно поэтому о ней можно и нужно говорить не как о плоской, а именно как о плоскостной форме. Плоская форма явля­ется лишь первоначальным состоянием последней. Промежуточные состояния плоскостной формы чрезвычайно разнообразны по своим пластическим свойствам. Проявляются эти свойства в трех основ­ных видах — текстуре, фактуре и рельефе поверхности. Рассмотрим эти виды каждый в отдельности.

Текстура. Характеризуется декоративно-художественными свой­ствами, вытекающими из внутреннего строения формы. Наиболее ярко выявляется при гладкой поверхности. Отличается крайним разнообразием рисунка — от мелких вкраплений, представляющих собой почти однородную массу до выразительных узоров, образо­ванных внутренним «рисунком» формы. Четкое выявление тексту­ры в плоскостных формах предопределяет эффективное с художе­ственной точки зрения их использование в построении пластических композиций.

Фактура. Занимает промежуточное место между такими состоя­ниями плоскостной формы, как гладкая поверхность и рельеф. В за­висимости от количества и величины составляющих ее пластических элементов (выступов), фактурная поверхность приближается либо к первой, либо ко второй. На рисунке 2.3 представлены основные виды фак­турных поверхностей в порядке их перехода от менее выраженных к более выраженным, приближенным к рельефу. Как видно из рисунка, фактурная поверхность может отличаться большим разнообрази­ем. Важно учитывать, что ее пластический характер выявляется тем сильнее, чем она сильнее «выступает» и ближе к зрителю. С дальних точек фактура может выглядеть просто гладкой поверхностью. При разнодалеких точках зрения целесообразно применение в плоскост­ных формах как мелкой, так и крупной фактуры, близкой к рельефу.

Рельеф. Характеризуется еще более крупным, чем фактура, пласти­ческим строением плоскостной формы. Его основные виды показаны на рисунке 2.4. Порядок их представления обусловлен укрупнением рельеф­ной формы вплоть до той, которая приближается к объемной форме за счет использования отдельных накладных (выступающих) элемен­тов. Различие видов рельефов, так же как и фактур, выражается в крупности — количестве и величине элементов, образующих рельефную поверхность. В дизайне, как и в скульптуре, широко распростра­нено деление рельефа на: контр (заглубленный), низкий, высокий и горельеф. В таком делении четко проявляется разный пластический характер рельефной поверхности.

Важный признак рельефной формы — ее плотность или закрытость. Типичный пример плотного рельефа — пластическая разработка внеш­ней поверхности монолитной плоскостной формы. Она характеризу­ется формированием сплошной рельефной массы. Второй вид — от­крытая рельефная пластика — представляет собой тонкую, листовую пластическую форму, включающую различные отогнутые, вогнутые, изогнутые и тому подобные элементы, наложенные на плоскость или вырезанные в ней. Такая форма выглядит легкой, изящной. На ос­нове применения открытых рельефных форм можно решать самые разные композиционные задачи, например построения пластических композиций острого, динамического характера. Особую остроту та­ким композициям придают включенные в них разные графические элементы: тон, буквы, надписи и др. При значительном относе рельефных элементов от фоновой плоскости эти композиции могут приобретать объемно-плоскостной характер.

 

1. гладкая 2. матовая 3. шероховатая 4. зернистая

13. гонтовая 14. камень грубой кладки 15. бугристая 16. приближенная к рельефу

Рисунок 2.3 – Основные виды фактурных поверхностей. Образцы представлены в порядке увеличения фактуры.

 

 

Рисунок 2.4 – Основные виды рельефных форм

Первый горизонтальный ряд - контррельефные и горельефные формы; второй ряд - профильные формы; третий ряд - изогнуто-прорезные формы; четвертый ряд -формы с накладными элементами.

Еше несколько слов о плоскостной форме вообще. Ее важным ком­позиционным признаком или свойством является расположение в про­странстве по отношению к фоновой плоскости, с которой она связа­на физически и зрительно. Эта форма может располагаться к ней фронтально и профильно. При фронтальном расположении она смот­рится с одной стороны. При профильном — с двух сторон. То или иное расположение определяется нахождением главных точек зрения на форму. Если зритель смотрит на фоновую плоскость прямо, то целесо­образна форма первого вида (фронтальная), если сбоку - второго (профильная). При профильном расположении плоскостная форма приближается по виду к объемной форме. Большую композиционную роль в ней играет силуэт. При движении зрителя предпочтительно ис­пользование в такой форме горельефа или даже объема.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 8734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.