Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метр и ритм




Гармонизация на основе использования метра и ритма предполагает установление закономерного порядка в расположении частей компози­ции. Чтобы такой порядок состоялся, в форме должно быть не менее трех элементов, хотя начало ему могут положить и два элемента. Како­вы же объективные закономерности его установления?

Метр — простейший порядок, основанный на повторении равных эле­ментов. Он подобен чередованию тактов в музыке. Повтор облегчает восприятие формы, делает ее четкой и ясной. Однако при большой про­тяженности метрическая композиция может выглядеть монотонной. Устранению монотонности способствует:

• сочетание в композиции нескольких метрических рядов разного построения,

• выделение в метрическом ряду групп элементов,

• установление разрядок между группами,

• «оживление» метрического ряда за счет включения в него акцентов,

• изменение отдельных свойств повторяющихся элементов.

Добавим, что наиболее активным средством устранения монотонно­сти в метрическом строе является его сочетание с ритмом или просто -ритмизация формы. В чем ее специфика?

Ритм — более сложный, чем метр, порядок чередования элементов композиции. Он основан на неравномерном изменении их свойств.

Это изменение может касаться как самих элементов, так и интерва­лов между ними. Если одним из полюсов ритмического построения является при­ближающийся к равномерному строю строгий ритмический порядок, то другим — порядок, основанный на свободном расположении элемен­тов. Второй полюс граничит с аритмией или хаотичным расположени­ем разных по своим свойствам композиционных элементов, но не сво­дится к нему. Он остается средством гармонизации при условии создания крайне динамичной, но все же собранной композиции. Эле­менты в нем, при кажущейся случайности расположения, определен­ным образом упорядочены. Если порядок вовсе отсутствует, компози­ция распадается.

Наиболее характерный прием построения ритма — изменение величи­ны элементов. На таком изменении строятся нарастающие и убываю­щие ритмические ряды. Плавное нарастание ведет к построению «спо­койной» ритмической композиции, резкое — «напряженной». За чрезмерно резким изменением величины элементов кроется разруше­ние композиционно-ритмического строя.

Другой распространенный прием - изменение интервалов между элементами. С его использованием связано построение сужающих­ся и расширяющихся ритмических рядов. Первые ряды образуются за счет сокращения расстояний между элементами, вторые — за счет их увеличения. Степень изменения в данном случае будет опреде­лять замедление или ускорение ритма. Постепенное увеличение размеров интервалов ведет к зрительному утяжелению формы в на­правлении этого увеличения, и наоборот, уменьшение — к ее облег­чению.

Ритму могут подчиняться такие средства построения композиции, как линия, цвет, геометрический вид, рельеф и др. Они в еще большей степени, чем величины и интервалы, подвержены эмоционально-зри­тельной оценке. Их восприятие основывается на ощущении постепен­ного нарастания или резкого убывания тех или иных свойств элементов композиции, например насыщенности цвета.

Как и метр, ритм может быть составлен из одного или нескольких ря­дов, т. е. быть простым или сложным (многорядным). Сложные ритми­ческие ряды могут быть образованы сочетанием разных метрических, метрических и ритмических или одних ритмических рядов. Ритмичес­кая направленность сочетающихся рядов относительно друг друга мо­жет быть разной:

• параллельной направленностью — когда свойства элементов в ря­дах одинаково изменяются, например возрастает яркость, увеличи­вается величина и т. д.;

• встречной — когда свойства изменяются неодинаково, например яркость возрастает, а величина уменьшается.

Важно учитывать, что ритм, как и асимметрия, может развиваться в разных координатных направлениях — по вертикали, горизонтали и в глубину. При совмещении рядов разной координатной направленности образуется чрезвычайно сложный ритмический строй композиции. Он особенно ярко проявляется при использовании ритмических элементов в линейной форме. Важным средством его раскрытия служит так назы­ваемая ритмическая партитура композиции. Это графическое изобра­жение формы, фиксирующее ритмическое расположение главных ее элементов. Такая схема в принципе должна сопровождать всякую ди­зайнерскую разработку.

Желаемое впечатление от предмета можно создать правильным использованием всех возможностей ритма, в частности, продуманным и прочувствованным чередованием элементов, объемов, цветовых пятен и каких-либо деталей, как бы направляющих движение глаза в соответствии с выбранным ритмом.

Как средство композиции ритм используется в художественном конструировании в тех случаях, когда он объективно предопределен конструктивной основой. Проявления ритма в технике весьма разнообразны. Он может играть активную организующую роль в композиции, становясь иногда ее главным стержнем. Широко используется цветовой ритм, в частности на производстве: цвет помещений, оборудования, рабочих мест, спецодежды, коммуникаций. Цветовой ритм создает своеобразный цветовой климат.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.