Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Внутрифирменное планирование и управление




Лекция 13.

13.1 Сущность и структура внутрифирменного планирования.

13.2 Стратегическое и текущее планирование.

13.3 Бизнесс-планирование.

 

Внутрифирменное планирование как функция управления заключается в обоснованном определении главных направлений и пропорций развития производства на основе спроса рынка и с учетом материальных источников обеспечения этого развития. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всего предприятия и каждого подразделения в отдельности на установленный период; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; мобилизации материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

План является руководством к действию, исполнению. Подчеркнем, что процесс планирования непрерывен, только тогда он наиболее эффективен. При изменении реальных обстоятельств в ходе реализации план может уточняться путем корректировок соответствующих показателей.

План необходим не только крупным и средним, но и малым предприятиям. Во всех случаях перспективное, стратегическое планирование осуществляется высшим руководством предприятия, а в разработке текущих, годовых и календарных планов участвуют все его службы.

Функция планирования предполагает осуществление в организации следующих действий;

– формирование миссии и предназначения организации на основе изучения внешней среды;

– установление целей исходя из требований рынка и возможностей внутренней среды организации;

– определение стратегий развития или выживаемости фирмыс учетом состояния и возможных изменений внешней и внутренней среды и установленных целей;

– разработка политики и процедур для реализации разработанных стратегий членами организации;

– разработка текущих планов распределения и выполнения работ в подразделениях организации и определение конкретных исполнителей и сроков выполнения работ, текущие планы ориентированны на обеспечение неприрывного поступления прибыли в организацию;

– разработка планов обеспечения подразделений организации ресурсами для реализации работ.

Функция планирования осуществляется на двух уровнях: стратегическом и текущем.

На рис. 13.1 показана связь между стратегическим, текущим и оперативным планированием. В реальности результаты маркетингового исследования постоянно обновляются и используются не только на этапе стратегического планирования, но и на других этапах планирования. Другой особенностью показанной структуры является постоянная связь этапов планирования с финансовыми возможностями предприятия и с его ресурсным обеспечением. Постоянное согласование разрабатываемых планов с наличием ресурсов делает эти планы более надежными. Особенно это важно на последней стадии текущего планирования производства, что является гарантом успешного выполнения планов. И последнее, что требует пояснения, – на схеме между стратегическим и текущим планированием показан этап «Построение организации (организационная структура, производственные мощности и др.)». Реально новое предприятие организационно оформляется одновременно с уточнением целей своего развития и составлением стратегических планов.

 

 

 

 


Классификация основных видов планов представлена в табл. 13.1

Таблица 13.1

Классификация основных видов планов

 

Признак классифи- кации Виды планов Область применения
По назначению и времени действия Перспективные, стратегические Определяют стратегию развития фирмы, разрабатываются на срок до 10-15 лет, периодически корректируются
Среднесрочные Формируются на основе стратегических планов на срок до 5 лет, основные планы для предприятий с длительным циклом производства
Текущие Разрабатываются детально на год, являются руководством практической деятельности фирмы и каждого ее подразделения
По виду хозяйственной деятельности План техни­ческой подго­товки произ­водства Планы НИОКР Планирование создания новой продукции
Планы техно­логической подготовки Планирование приобретения и разработки новых технологических процессов
План развития материально-технической базы и капитального строительства Планирование ввода новых мощностей, реконструкции предприятия и строительства новых помещений
Финансовый план Планирование поступлений финансовых средств и их распределения
План производства Планирование выпуска продукции и оказания услуг
План марке­тинга План материально-технического снабжения Планирование исследования рынка материалов, сырья и полуфабрикатов и организации их покупки
План сбыта Планирование исследования рынка производимых товаров, планирование продвижения товаров на рынок, их рекламы и продажи
По уровню управления Планы корпораций Планирование деятельности корпорации и координация планов работы, входящих в нее предприятий
Планы предприятий Планирование деятельности предприятия и координация планов работы, входящих в него филиалов и подразделений
Планы филиалов предприятий Планирование деятельности филиала предприятия и координация планов работы, входящих в него подразделений
Планы подразделений Планирование деятельности подразделений
По функцио­нальному назначению Бизнес-планы Планирование выполнения новой программы или проекта, где указаны возможности финансирования и обеспечения программы
Сетевое планирование и управление Планирование и координация сложных комплексов работ, оптимизация планов и управление деятельностью на основе сетевых моделей
Календарные планы Конкретное планирование работ исполнителей на определенное время

Бизнес-планирование. Этот процесс планирования мы разберем для типичного случая, когда фирма хотела бы начать производство (и естественно, реализацию) новой для себя услуги. Будем называть это программой создания нового продукта. Кроме этого наиболее распространенного случая бизнес-планирование используют в коммерческой деятельности, в материальном производстве и в некоторых других сферах. В последнее время появился термин «бизнес-процесс». Он означает комплекс работ, направленных на достижение определенной цели (производства и продажи). Часто он используется при многопрофильном производстве на одном предприятии, чтобы при планировании и последующем анализе финансовых результатов деятельности выделить, какая бизнес-единица (сфера деятельности) наиболее рентабельна, какая, может быть, даже убыточна. По существу, во всех случаях можно использовать бизнес-планирование.


 

 


Рис. 13.2. Условия формирования, пользователи и функции бизнес-плана [11]

 

Задачи бизнес-планирования. В отличие от обычных видов планирования, где планы являются коммерческой тайной фирмы, бизнес-планирование направлено на двух основных пользователей: для руководства фирмы и ее планового подразделения, чтобы использовать утвержденный бизнес-план для текущего планирования и управления, и для инвесторов, акционеров и компаньонов, участвующих в совместном бизнесе. Из этого следует, что бизнес-план может составляться в двух вариантах. Первый вариант содержит конфиденциальные сведения, второй официальный – открытую информацию.

Представленная на схеме информация (рис. 13.2) достаточно полно отвечает на главные вопросы, связанные с бизнес-планированием:

Какие условия вызывают необходимость заниматься бизнес-планированием?

– Для каких целей пользователям нужен бизнес-план?

Содержание бизнес-плана. Бизнес-план состоит из следующих составляющих:

– титульный лист с реквизитами фирмы: название фирмы, название плана, его номер, дата подготовки, адрес, учредители, сведения о степени конфиденциальности;

– вводная часть (резюме) с кратким описанием проекта;

– описание инноваций и товарной продукции, которую фирма будет производить, в том числе: назначение продукции, наличие патента (или лицензии), прогрессивность технологии, величина необходимых инвестиций, ожидаемая рентабельность, срок окупаемости инвестиций, степень готовности к реализации, жизненный цикл продукции;

– состояние конкурентной среды: потребители, объем рынка, ожидаемый спрос, конкуренты;

– план маркетинга, в том числе: исследование рынка и мотивов поведения потребителей, политика ценообразования, бюджет маркетинга и др.;

– производственный план содержит: номенклатуру услуг и другой товарной продукции, источники информации для разработки услуг. Состав договорных услуг и их поставщиков, необходимые средства производства, масштаб производства, характеристику производственного процесса, себестоимость сторонних услуг и комплектующих товарной продукции;

– организационный план: оргструктура фирмы, кадры, форма собственности, сведения о партнерах; функции кадровой службы, оплата труда;

– оценка риска и способы уменьшения рисков;

– финансовый план и построение прогнозной отчетности;

– приложения.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 828; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.