Тертуллиан, Ориген, Григорий Нисский, Василий Великий, Августин Блаженный, Максим Исповедник, Петр Ивер, Иоанн Дамаскин и др.
СХОЛАСТИКА (IX – XIV вв. н.э.):
Эриугена, Альберт Великий, Ансельм Кентерберийский, И. Росцеллин, Пьер Абеляр, Бонавентура, У.Оккам, Р.Бэкон, Иоанн Дунс Скотт, Фома Аквинский
томизм
XIII-XIVвв.
Фома Аквинский (Аквинат)
реализм
IХ- ХIVвв.
Эриугена, Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский
номинализм
IХ-ХIVвв.
И.Росцеллин, Пьер Абеляр.
оккамизм
ХIII-ХIVвв.
Уильям Оккам
МИСТИЦИЗМ
ХШ-ХIVвв.
Мейстер Экхарт
БЛИЖНЕВОСТОЧНАЯ (арабская) Ф-Я
Х-ХIVвв.
Ибн Сина (Авиценна), Ибн
Рушд (Аверроэс), Маймонид, Газали, Фараби, О.Хайям и др.
ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ (РЕНЕССАНС) (XIV-XVI вв.)
ГУМАНИЗМ И НАТУРФИЛОСОФИЯ
XIV-XVI вв.
Данте, Петрарка, Савонарола,Леонардо да Винчи, Микеланджело, Эразм Роттердамский, Н. Макиавелли, Т.Мор, Т.Кампанелла, М.Монтень, Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Дж. Бруно, Н.Коперник, И.Ньютон, Г.Галилей, Кеплер и др.
НОВОЕ ВРЕМЯ И ПРОСВЕЩЕНИЕ(XVII-XVIII вв.)
СЕНСУАЛИЗМ И ЭМПИРИЗМ
XVII – XVIII вв.
Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж. Локк, Блез Паскаль, Ж. Ламетри, Э. Кондильяк и др.
РАЦИОНАЛИЗМ
XVII – XVIII вв.
Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц, И.Кант
СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ
XVIII в.
Дж. Беркли, Д. Юм
СКЕПТИЦИЗМ И АГНОСТИЦИЗМ
XVIII в.
Д.Юм, И.Кант
КУЛЬТ РАЗУМА(Просвещение)
XVIII в.
Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, П.Гольбах, Ш. Монтескье, И.-В. Гёте, Гердер, Даламбер и др.
КУЛЬТ ЧУВСТВА(Романтизм)
XVII – нач. XIX вв.
В. Шекспир, Ф. Шлегель, Ф. Шиллер, Байрон, Ф. Шлейермахер и др.
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (XVIII-XIX вв.)
СУБЪЕКТИВНЫЙ И ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ
XVIII-XIX вв.
И.Кант, И.Г.Фихте, Г.В.Ф. Гегель, Ф.В.Й.Шеллинг
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙМАТЕРИАЛИЗМ
XIX в.
Л.Фейербах
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙМАТЕРИАЛИЗМ
XIX в.
К.Маркс, Ф.Энгельс
НЕКЛАССИЧЕСКАЯ И ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ
ФИЛОСОФИЯ (ХIХ – ХХ в.в.)
НЕКЛАССИЧЕСКАЯ
ФИЛОСОФИЯ XIX в. – нач. XX в.
А.Шопенгауэр, О.Конт, Г.Спенсер, В.Дильтей, С.Кьеркегор, Ч.Пирс, Ф.Ницше, У.Джемс, Г.Коген, Э.Кассирер и др.
З.Фрейд, К.Юнг, А.Адлер, Э. Фромм, В.Франкл, Карен Хорни и др.
ГЕРМЕНЕВТИКА
ХХ в.
Г.Х.Гадамер
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ И ПЕРСОНАЛИЗМ
ХХ в.
К.Ясперс, М.Хайдеггер, А. Камю, Ж.-П. Сартр, С.де Бовуар, Г.Марсель, М.Бубер, Л. Шестов, Н.Бердяев, П. Рикёр, Ю.Хабермас, Э.Мунье и др.
ИНТУИТИВИЗМ
ХХ в.
А.Бергсон, Н.Лосский
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
ХХ в.
Э.Гуссерль, М.Хайдеггер, А.Шюц
КРИТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ
ХХ в.
К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд и др.
СТРУКТУРАЛИЗМ
ХХ в.
К.Леви-Стросс, Ж.Лакан, Р.Барт, М.Фуко
ХРИСТИАНСКАЯФИЛОСОФИЯ: XX в.
Неотомизм
XX в.
Тейяр де Шарден, А.Швейцер, Э.А.Жильсон, П.Маритен и др.
Протестантизм
XX в.
К.Барт, Р.Нибур, Р.Шолль, Д.Бонхёффер, Р.Бультман, П.Тиллих, Ю.Мольтман и др.
Религиозный персонализм
XX в.
Н.Бердяев, Ж.Лакруа, Э.Мунье, Дж.Ройс и др.
Религиозный экзистенциализм
XX в.
К.Ясперс, Г.Марсель, Н.Бердяев, Л.Шестов, М.Бубер
ПОСТМОДЕРНИЗМ
II-ая пол.ХХв. – н.в.
Ж.Деррида, Ж.Делёз, Ж.Батай, Р.Рорти,
Ж.-Ф.Лиотар, Ф.Гваттари, Э.Агацци, Ф.Фукуяма и др.
Безусловно, градацию огромного исторического наследия философии трудно осуществить точно (насколько возможна точность в философии), в ряде моментов она относительна и условна. Многие мыслители одновременно принадлежат к разным направлениям, их философия многопланова и структурно сложна. Тем не менее, такое распределение поможет лучше сориентироваться в истории философии и получить представление о её многообразии.
Таблица 2
АНТИЧНОСТЬ (7-6 вв. до н. э. – 5 в. н.э.)
Главные составляющие (части) философии
Краткое содержание взглядов
и концепций
БОГ (теология)
Переход от мифологии к философии. Религиозная основа - политеизм. Монотеизмв зародыше, в философской форме как божественное «благо» (у Сократа, Платона, Аристотеля); «огнелогос» (у Гераклита, стоиков); «единое» (у неоплатоников).
ОНТОЛОГИЯ
(учение о бытии)
Основа мировоззрения – космоцентризм. Космос– главное понятие. Он система, порядок из хаоса, универсум. Управляется Логосом (космический закон, космический разум). Господствует целесообразность. Наивный, стихийный материализм в форме натурфилософии. Философский дуализмбытия (Аристотель, стоики). Идеализм (Сократ, Платон, неоплатоники).
АНТРОПОЛОГИЯ
(учение о человеке)
Человек – это микрокосм в общей системе бытия-космоса (макрокосма). Распространен фатализм: («Живи согласно природе», «Согласного судьба ведет, несогласного – тащит»). Человек есть единство тела, души, воли. Он существо не просто природное, но и социальное («животное политическое» - Аристотель).
АКСИОЛОГИЯ
(учение о ценностях)
Высшее достижение человека – калокагатия как гармоническое единство внутреннего и внешнего, красоты и блага. Главная цель и образ жизни соответственно установке: а) стремление к счастью (эпикуреизм); б) мудрое достоинство и молчание, атараксия(стоики и скептики); в) свободная самодостаточность, анархизм (киники). Главные добродетели: мужество, справедливость, умеренность, любомудрие, невозмутимость. Создание этики как теории морали (Аристотель).
ГНОСЕОЛОГИЯ
(учение о познании)
Цель знания – формирование общих понятий. Деление знания на «знания-мнения», их относительность; и «знания-истины», они вне чувственного мира. Большинставо знаний – относительны (скептицизм). Основные гносеологические направления – сенсуализм (теория истечения чувственных образов Демокрита) и рационализм (интеллектуализм Платона – его теория «припоминания», Аристотель – создатель логики понятий, суждений, умозаключений).
СОЦИАЛЬНАЯ
ФИЛОСОФИЯ
Высшая форма бытия – государство. Соблюдение социальной иерархии: ремесленники, воины, мудрецы-правители – как образ идеального государства.
Разработка форм правления: тирания, олигархия, демократия – основные формы власти. История – циклически повторяемые стадии упадка и расцвета. Общая установка – телеология: движение к высшему благу.
Таблица 3.
Таблица 3.ЗАПАДНАЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ (2–14 вв.)
Главные составляющие (части) философии
Краткое содержание взглядов
и концепций
БОГ (теология)
Монотеизм. Философствование в вере: апологетика, патристика, схоластика. Философия – служанка богословия. Утверждение христианской догматики: Тертуллиан: «верую, даже если это абсурдно»; Августин Аврелий – «молот еретиков». Главная проблема – соотношение веры и разума, теологии и философии. Апологетика и патристика – приоритет веры над разумом, схоластика – гармонизация веры и разума (Фома Аквинский, теория двойственной истины).
ОНТОЛОГИЯ (учение о бытии)
Основа мировоззрения – теоцентризм,
креационизм и провиденциализм. Дуализм бытия: мир божий (небесный) – подлинное бытие и мир земной (сотворенный) – неподлинное.
АНТРОПОЛОГИЯ
(учение о человеке)
Тварность (вторичность по отношению к Творцу) человека «по образу и подобию» Бога. Наделение его разумом и свободой воли. Постулирование идеи грехопадения и земной греховности человека, но, одновременно, и бессмертия души. Проповедь аскетизма и смирения.
АКСИОЛОГИЯ
(учение о ценностях)
Абсолютность божественных нравственных заповедей («Десять заповедей» в Ветхом Завете; «Нагорная проповедь» в Новом Завете). Вера, любовь к богу, надежда на спасение, смирение – высшие ценности. Также декларируются добрая воля и свобода совести, вера в духовное становление человека при приобщении его к божественной благодати (крещение, причастие, исповедь – основные нравственные ритуалы). Спор о природе и наличии добра и зла в мире – теория теодицеи.
ГНОСЕОЛОГИЯ
(учение о познании)
Бог – абсолютная, высшая истина: «Я есмь сущее» (Библия). Человеческие знания – лишь бесконечный путь к истине. Попытка получить абсолютное знание – гордыня, смертный грех, за который человечество уже несет наказание. Путь познания: на этапе апологетики и патристики – преимущественно, мистическое откровение, этап схоластики дополняется рационализмом (доказательства бытия Бога, спор об универсалиях, рассуждения о сущностях).
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Государство – воля Божия. Монарх – помазанник Божий (большое влияние власти церкви, папства, кардиналов). Общество стагнировано и традиционно. Законы монархичны и «неписаны». Понятия «исторического времени» еще нет. Господствует идея Апокалипсиса («второго пришествия Христа и конца света»).
Таблица 4
ВОЗРОЖДЕНИЕ И НОВОЕ ВРЕМЯ (15–18 вв.)
Главные составляющие (части) философии
Краткое содержание взглядов
и концепций
БОГ (теология)
Изменение идеи бога, отход от догматитическо- христианского вероучения. Переориентация с теологического (патристика и схоластика) постулирования бога на философское понимание: деизм и пантеизм. Секуляризация схоластической философии.
ОНТОЛОГИЯ (учение о бытии)
Переход от геоцентрической парадигмымироздания на гелиоцентрическую. Полицентризм: идея бесконечности Вселенной и множественности миров. Возрождение натурфилософии и натуроцентризма: множество учений о субстанции, её атрибутах и модусах. Деизм, пантеизм, материализм, идеализм как онтологические позиции.
АНТРОПОЛОГИЯ
(учение о человеке)
Становление мировоззренческого антро-поцентризмаигуманизма. Реабилитация телесного начала и ограничение аскетизма. Возрождение идеи ценности земной жизни и жизненного опыта, свободы человека в его устремлениях. Культчеловека-творца. Развитие веры в духовное преображение человека, в его творческие способности, в возможности морально-духовного совершенствования.
АКСИОЛОГИЯ
(учение о ценностях)
Моральный и нравственный дуализм: одновременно требование заповедей Священного Писания и пропагандирование эпикурейскогоотношения к жизни. Развитие теорий гедонизма, эвдемонизма,«разумного эгоизма». Главный акцент делается на искусство и эстетические начала бытия: новый толчок получают живопись, архитектура, театр, музыка, поэзия, технические идеи.
ГНОСЕОЛОГИЯ
(учение о познании)
Укрепление позиций разума. В центре внимания – познающий субъект: «Я мыслю – следовательно, существую» (Декарт). Становление наук (естествознание) и разработка методов познания как эмпиричеческого (индуктивные методы), так и теоретического (дедуктивные методы). Складываются основные гносеологические направления: сенсуализм, эмпиризм, рационализм. Зарождение и становление классической науки.
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Создаются модели совершенного, справедливого общества (социальные утопии: Т.Мор, Т.Кампанелла и др.); теории государства как реализация идеи «общественного договора» (Гоббс, Руссо, Локк и др.). В поле внимания власть, мораль и политика, теория права (Макиавелли, Гоббс, Локк, Монтескье и др.). Возникновение теорий исторического времени и общественного прогресса (Гердер, Тюрго, Вико). Реформация в Зап.Европе (16-17вв.) – переосмысление не только роли церкви, но и создание новых социальных и этических теорий.
Таблица 5
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И МАРКСИЗМ
(18 – 19 вв.)
Главные составляющие (части) философии
Краткое содержание взглядов
и концепций
БОГ
Философское постулирование бога как высших морали, цели, разума (Кант, Фихте, Гегель) неявно присутствует; а также радикальный (Фейербах, Маркс, Энгельс) и воинствующий (Ленин, большевизм в целом) атеизм.
Человек – единство мира природы и мира свободы; единство тела, души и духа. Сущность человека – его познающий разум и добрая воля, свобода, творчество и нравственность, т.е. духовность. Марксизм делает акцент на социальной природе и сущности человека, практическом характере его бытия: «Человек есть совокупность всех общественных отношений» (Маркс).
АКСИОЛОГИЯ
(учение о ценностях)
Учение о «категорическом императиве» - нравственном законе. Постулирование автономии морали как результата свободы воли. Долг, совесть, ответственность – основные нравственные понятия «практического разума». Человек как высшая ценность: он – цель, а не средство (Кант). Право, мораль, нравственность как исторические явления. Свобода – показатель общественного развития, реализация Духа во времени (Гегель, марксизм). Нравственные чувства (любовь), стремление человека к счастью – основа бытия, даны человеку от природы, они его сущность (Фейербах). Своеобразная философия искусства Шеллинга, которая вытекает из его философии природы. Именно в искусстве, считает он, преодолевается противоположность теоретического и нравственно-практического освоения мира, наступает гармония сознательной (человека) и бессознательной (природы) деятельности, устанавливаемая Абсолютом.
ГНОСЕОЛОГИЯ
(учение о познании)
1.Познание – процесс субъектной активности, априорной заданности субъекта на познание (Кант, Фихте), где снимается классическая противопоставленность субъекта и объекта. 2. Познание как отражение самоосуществления Абсолютного Духа, как логическое развертывание его содержания через систему понятий и законов: от простого к сложному, от «ничто» к высшим формам – искусству, религии, философии (Гегель). 3. Познание как адекватное отражение объектов реального мира: «субъективный образ объективного мира», цель- получение объективной истины; как постоянное приближение к абсолютному знанию: «от сущности 1-го к сущности n-го и далее порядка». Знание как единство относительных и абсолютных истин. Практика – критерий истины, основа и цель познания (марксизм). Общая методология – диалектика.
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
История, по Гегелю – прогресс духа во времени, в осознании и обретении свободы и реализации нравственного закона. Общество в истории проходит ряд ступеней – семья, гражданское общество, государство. История как совокупность и смена разных культур: вавилонской, египетской, восточно-азиатской, германо-европейской. Последняя является высшей. Марксизм: теория исторического материализма – учение о смене общественно-экономических формаций (ОЭФ). Их пять, каждая ОЭФ совершеннее предыдущей по ряду параметров. Движение от низшей к высшей – цель и назначение истории. В целом характерен прогрессистско-формационный подход.
Следует обратить внимание, что схематизация философии – процесс очень сложный, здесь невозможно обойтись без значительного упрощения и потерь тех или иных положений и взглядов. Так как философия 19 – 20 вв. еще более сложная, разноплановая и неоднозначная в своих направлениях и позициях, автор не рискует продолжить далее, чтобы вместо истины не получить искажение, и тем не менее, считает, что такая трудоемкая работа была не напрасной. Компактное изложение основных позиций по отдельным предметным аспектам философии поможет лучше и быстрее сориентироваться в многообразном материале. Схемы можно использовать и как методологический материал для самостоятельной работы, например, можно дать такие задания: а) развернуть отдельные части; б) дополнить и уточнить позицию; в) подобрать соответствующую литературу, первоисточники и т.д.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление