КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этническая психология
Этническая психология — отрасль социальной психологии, которая занимается исследованием психологии больших групп — народов. С древних времен существовала потребность в психологических характеристиках этносов, обусловленная дипломатическими, военными и иными нуждами. В связи с этим изучение психологических особенностей народов и практическое использование полученных материалов стало осуществляться задолго до создания основ этнической психологии. В истории исследований по этнической и кросс культурной психологии ja рубежом и в России выделяют четыре периода (этапа). Первый этап (донаучный) включает работы до середины XIX века. В 1S59 г. в Германии вышел первый номер журнала «Психология народов и языкознание» под редакцией Г. Шгеинталя и М. Лаиаруса. В России в 1846 г. Н.И. Надеждин выступил с программным залвлени- 3i4 _______________________________________________ Глава 7 ем на заседании Русского географического общества по изучению народов, входящих в состав Российского государства В программе исследования он выделил три области язык, «этнографию физическую» и «этнографию психическую» (Будилова, 1983) Как видно по датам, донаучный период за рубежом и в России примерно совпадают Второй этап (описательный) в западной этнической психологии закончился в 1905 г Наиболее известной работой данного периода являются первые гоча многотомного издания немецкого ученого В Вундта «Психочогия народов» (Вундт, 2001) В России этот период длился до 1935 г Наибо1ее известной работой этого периода является работа Г Г Ш пета «Введение в этническую психологию», которая была опубликована в 1927 г. (Шпет, 1996). Третий период (создание научных основ) в западной этнической психологии начался в 1906 г, когда В Риверс в Великобритании опубликовал результаты исследовании по зрительному восприятию в разных этносах, полученные с помошью экспериментальных методов 1925 г — знаменательная дата в истории развития этнической психологии в США был впервые опубликован психологический и социально-психологический тест на этническую предубежденность (шкала Богардуса) (Bogardus, 1925). Это позволило в дальнейшем перейт и от описательных характеристик этносов к количественным замерам. В 1934 г. в США сложилось первое научное направление в этнической психологии «Модели культуры», основоположником которого является Р Бенедикт (Benedict, 1934) Затем появляется совместная концепция А Кардинера и Р Линтона «Основная структура личности» (Kardiner, 1939; Linton, I945) В России создание научных основ началось в 1936 г Названная дата связана с проведением А Р Л урин в Средней Азии полевых работ с использованием экспериментальных методик Результаты этого исследования были опубликованы лишь в 1974 г (Лурия, 1974). Этот этап характеризовался первоначальным запретом на исследования по этнической психологии (1937-1958), а потом значительным увеличением количества публикации и зашит диссертаций по проблемам национальной психологии. В данный период более активно использовалось понятие «национальная психология» К исследованиям по национальной психологии активно подключились фичософы, этнографы, психологи, историки и представители многих других профессий, публикации которых носили в основном теоретически и характер (исключение составляют работы военных психологов, проводивших прикладные исследования) Четвертый период (станоагение этнической психологии) на Западе Некоторые отрасли социальной психологии _____________________315 с 1946 г. и продолжается по настоящее время. Данный этап характеризуется лавинообразным потоком публикаций по кросскультурной и этнической психологии и стремительной тенденцией использования экспериментальных методов. В научных изысканиях также участвуют этнологи, психологические антропологи и представители других профессий, использующие качественные методы исследования. Возникшая позднее теория национального характера представлена работами М Мид и Дж Горера (Mead, SljGorer, 1950). Подход, связанный с «модальной личностью*, был предложен X Дьюкером и Н. Фрайда, А. Инкелисом, Д Лсвинсоном, (Duijker, Fnjda, 1960; Inkeles, Levinson, 1965) Теория географических факторов в этнопсихологии разрабатывалась В. Хелльпа-гом и П Хофштеттером(Не11расг1, 1954; Hoffstatter, 1957) В настоящее время наиболее известными специалистами в этой области считаются X. Триандис (Tnandis, I979, 1994), В Лоннер, Д Берри (Lonner, Berry, 1989), Хофштед (Hofstede 1980, 1991) и др. В России четвертый период начался в 1985 г., когда Г.У. Кио-ева (Солдатова) защитила в Институте психологии АН СССР кандидатскую диссертацию, впервые использовав количественные методики сбора информации и методы математической статистики для обработки результатов (Кцоева, 1985) Этот период в нашей стране характеризуется активным привлечением экспериментальных методов в проводимые исследования, увеличением числа публикаций и подготовкой высококвалифицированных специалистов (кандидатов и докторов наук) по проблемам этнической психологии. Для данного этапа характерно резкое снижение финансирования фундаментальной науки (в том числе и этнической психологии), но оказание целенаправленной помощи ученым с помощью различных грантов, в том числе и зарубежных. В России появляются многочисленные публикации по этнической и кросс-культурной психологии. Снимается запрет на исследование политически острых проблем этнической психологии Основоположниками этнической психологии в России можно считать Г Г. Шпета(Шпет, 1927), С. И. Королева (Королев, 1970), И С. Кона (Кон, 1971), Б Ф Поршнева (Поршнев, S979), в экс периментальном плане — А. Р. Лурию (Лурия, 1974) и Г У. Киое-ву (Солдатову) (Кцоева, 19S5) Основными центрами по исследованию различных проблем этнической психологии в настоящее время являются Институт психологии и Институт антропологии и этнологии РАН, кафедры социальной психологии Московского и Санкт-Петербургского
i\6 _______________________________________________ Гиава7 государственных университетов, а также других вузов, где работают преподаватели, занимающиеся этой проблемой* Основные понятия. В настоящее время в мировом этническом процессе прослеживаются две тенденции. Первая заключается в глобальной интеграции народов, а вторая — в дифференциации этносов, сохранении этнической идентичности. Выделяют следующие общественно-исторические типы этнических общностей нация, народность, племя и род. Применительно ко всем группам используется понятие «этническая психология» По отношению к нации и народности иногда применяется понятие «национальная психология», а к племени и роду — «трайбалистская психо югия» (в России употребляются понятия «родоплеменная психология» и «родоплеменные пережитки»). В англо-американской научной литературе вместо понятия «этническая психология» принято название «кросскулътурные исследования», или «кросскультурная психология», что предполагает проведение эмпирических работ, цель которых — сравнение психологических характеристик одного, двух, а иногда и большего количества представителей разных народов Этническая психология занимается исследованием психологических особенностей народа, обусловленных единством его происхождения Этнические (национальные) стереотипы — широко распространенные традиционно существующие суждения и представления, которые на уровне обыденного сознания имеют обычные люди о представителях разных этнических групп. Они могут формироваться как на основе личного опыта общения с представителями этнической общности, так и на основе прочитанных книг (научных, популярных и др), просмотренных видео- и кинофильмов, рассказов о данной национальной группе и пр. Выделяются гетеро- и автостереотипы Гетеростерео-тип — это представление об эгнопсихологическом облике другого народа (аутгруппы) и фиксация в нем определенного к нему отношения. Автостереотип — это представление о своем народе (ингруппе) и фиксация в нем, как правило, позитивного отношения Этническое (национальное) сознание представляет собой отражение народом своего прошлого, настоящего и будущего бытия в * Единственной кафедрой в России, в название которой входит этническая психология, является кафедра «Социальной и этнической психологии», организованная А Л Журавлевым в 1994 г. в Московской гуманитарно-социальной академии Некоторые отрасли социальной психологии _____________________317 духовной и материальной культуре, а также в обыденном сознании (национальные традиции, обычаи, привычки и пр.). Процесс перемещения народов с одних мест в другие принято называть этническими миграциями, а приспособление к новым, ранее неизвестным для них условиям, — этнической адаптацией. Процесс адаптации к языку и культуре, сопровождаемый сложностью и напряженностью, носит название аккультурации, а процесс социальной адаптации — эджастмент (приспособление) (Стефаненко, 1993). Психологические проблемы процесса адаптации мш рантов к новой среде глубоко и обстоятельно исследованы в англоязычной литературе (Oberg, 1960; Bochner, 1982; Kim, 1988; Berry. 1976, 1992). Среди отечественных источников этим проблемам посвящены работы Н.М. Лебедевой (1993) и Т.Г. Стефаненко (1993,1996). В названных исследованиях рассматриваются вопросы «культурного шока» (негативные чувства, дискомфорт и пр.), который сопровождает приспособление мигрантов к ранее неизвестным им условиям, формы адаптации: геноцид (доминирующая или обладающая большими ресурсами общность стремится уничтожить противополож ную группу; здесь проявляется этническая нетерпимость или инто-лерантносгь к представителям другой общности); ассимиляция (господствующая этническая группа принуждает представителей других этнических общностей заимствовать ценности, образ жизни и другие стороны своей доминирующей культуры); сегрегация (раздельное независимое развитие двух этнических общностей; допускается идея их реального существования) и интеграция (обе этнические группы сохраняют идентичность; их представители «принимают» другой образ жизни и находят в положительные моменты). Последующие исследования выявили так называемые U-об-разную и W-образную кривые (психические подъемы и спады), которые сопровождают адаптационные процессы мигрантов. За рубежом и в России разрабатываются конкретные программы по подготовке людей к мсжкультуркому взаимодействию (Triandis, 1975, 1994, Handbook of intercultural training, 1983; Brislin, Cushner, Cherrie, Yong, 1989; Стефаненко, 1996; Шеинов, 1996; Резников, Марасанов, 3 998) В них рассматриваются конкретные методики повышения межкультурнои сензитивности и рекомендации к обще-культурному и культурно-специфическому подходам (коша человеку придется общаться с большим количеством представителей разных этносов или с представителем одной этнической группы). Р. Альберт предложил метод, назвав его «техникой повышения межкультурной сензитизности» (культурный ассимилятор), пред- 318 _________________________________________________ Глава 1 ставляющии описание разнообразных ситуаций, в которых взаимодействуют представители двух разных культур и четырех вариантов пояснений (интерпретаций) возможного поведения персонажа в каждой ситуации. Человек, проходящий подготовку, должен выбрать один ил возможных вариантов и пояснить мотивы своего выбора (Albert, 1983). Л. Коле выделяет четыре типа обуча-юших программ, просвещение, ориентирование, инструктаж и межкультурный тренинг (Kohls, 1987) При описании психологического облика конкретного этноса порой некорректно используются выражения типа «психология русских», «психология японцев» и пр Точнее будет сказать — «психологические (этнопсихологические или национально-психологические) особенности русских», «психологические (этнопсихологические или национально-психологические) особенности японцев». Рассмотрим, чго вкладывается в понятия «национальный ча-рактср», «национальный темперамент* и «национальное чувство». Национальный характер вбирает в себя наиболее типичные и достаточно уеюичивые психологические особенности, выражающие отношения большинства представителей этнической общности к разным явлениям окружающего мира Он может быть концептуально рассмотрен как детерминант поведения представителя этнической общности. Под национальным темпераментом понимаются типичные проявления его свойств у большинства представителей этноса. Несмотря на то, что в каждом народе имеются все типы темпераментов, динамика проявления их психической деятельности осуществляется по исторически закрепленным в сознании народа канонам (этническим нормам). В основе этнического (национального) чувства лежит эмоциональная сторона осознания своей этнической принадлежности Оно тесно связано с с¥щсствованием в народе национальных и националистических идеи. В зависимости от господства национальных или националистических идеи в обществе проявляются и соответствующие национальные чувства Национальное чувство из зсех компонентов этнической психологии является наиболее ранимым Этническая психология тесно связана с этнологией (этнографией), социологией (этносоцмологией), историей, культурой и многими общественными науками. Природа этнической психологии. На формирование этнопсихологических особенностей народа влияют многие факторы. Социально-экономические условия жизни являются главным фактором станов- Некоторые отрасли социальной психологии _______________________3]9 ления и формирования духовной жизни людей, их психологических характеристик На формирование психологии этносов большое влияние оказывает политика и идеология, господствующие в обществе Группа, стоящая у власти, стремится распространить свою идеологию и психологию до общенациональных масштабов Своеобразие психологии этноса может быть обусловлено и религией В ходе распространения мировых религий сложившаяся религиозная система накладывалась на местные традиция, обычаи и привычки В результате происходило взаимное изменение как местных нравов так и религиозных концепции На формирование этнопсихологических особенностей влияли значимые события в истории народа (длительные войны, стихийные бедствия, освоение земель и пр) и межнациональный опыт общения Определенное значение для образования этнопсихологического своеобразия имела географическая среда. Важная роль в изменении психологии народов принадлежит миграциям Перемещающимся представителям этноса приходится адаптироваться к новой географической среде и культурным условиям Проживание в сходных экономических, социальных и природ -но-экономических условиях обчелонило возникновение одинаковых черт в национальном характере различных народов, похожих между собой норм и правил поведения В быстро меняющихся общественно-политических и экономических человияхэтнопсихологическое своеобразие народа является относительно устойчивой системой Вместе с изменением основополагающих детерминант происходит и незаметное изменение этнопсихологических характеристик (Резников, 1997, Резников, Нгуен НгокТхыонг. S999) Функции этнической психоло1 ни. Этническая психология раскрывается в трех взаимосвязанных функциях отражательной, регулятивной и воспитательной (Резников, 1997) Особенностью отражательной функции является то, что она включает в себя информационный аспект В этом плане в этнопсихологических особенностях отражаются своеобразные природно-климатические условия, в которых происходило формирование и развитие этнической общности, исторические события и другие факторы Регулятивная функция заключается в регламентировании различных форм общения и поведения представителей этнической группы С содержательной стороны она представляет собой те нормы поведения и образа жизни, которые выработала этническая общность за время своего существования (Бобнева, 1978) Вследствие этого компоненты этнической психологии являются как бы алгоритмами, предписывающими представителю рассматриваемой эт 320 _________________________________________________Глава? нической общности вести себя согласно «общенациональным канонам». Особенно четко прописано ролевое поведение представителей этноса в различных жизненных ситуациях. Отсюда следует необходимость изучения национальных норм и правил общения для прогнозирования поведения членов этнических групп. Воспитательная функция — привитие населению черт, свойственных ее национальному характеру, общенациональным привычкам и т. д. Освоение правил и норм этнического поведения, формирование черт национального характера и т. д. происходит в процессе этнической социализации. За их воплощением в жизнь, оценкой (в случае отклонения от этнических норм) этническая общность, применяя позитивные и негативные санкции, осуществляет социальный контроль. Структура этнопсихологических характеристик народа. Исследование структуры этнопсихологических явлении находит свое отражение в работах отечественных и зарубежных исследователей. Для выделения структурных компонентов используются различные принципы: динамичности и осознанности (Горячева, 1965), психологического способа переработки информации, ценностно-мо-тивационных подходов и т. д. (fnkelesA., Levinon D, 1965) Иногда в структуру включаются разнопорядковые элементы, связь между которыми трудно прослеживается (например, поверья, вкусы, предрассудки, темперамент, самосознание и пр.). Структуру этнопсихологических характеристик народа можно рассматривать как сложную динамическую и многоуровневую систему, компоненты которой логично и тонко связаны между собой; изменение одних опосредствованно влияет на другие. К первому уровню можно отнести ценностные ориентации. Для разных этнических общностей они имеют различные доминантные профили. Ценностные ориентации включают в себя ценности, господствующие в образе жизни большинства ее представителей. Они, как правило, наиболее осознанны и могут нести в себе определенную идеологическую нагрузку Их влияние на формирование психологических характеристик народа довольно велико. Выделение этого уровня дает возможность исследователям соотнести категории «классовое» (сословие, страта) и «этническое», показать место и роль влияния ценностей на формирование психологического облика народа Сказанное наглядно видно на примере России, когда социалистические ценности были заменены на рыночные и повлияли на нижележащие уровни этнопсихологических характеристик народов, проживающих в нашей стране. К этому уровню относят- Некоторые отрасли социальной психологии __________________________ 321 ся и моральные ценности народа, различное их понимание, толкование и отношение к ним. Второй уровень предполагает широкий спектр разнообразных отношений представителей этноса к различным явлениям окружающего мира (отношения между собой, к представителям других народов, работе и пр.) Третий уровень охватывает компоненты, связанные со спецификой психических процессов и темперамента. Выделение трех уровней в этнопсихологических характеристиках позволяет, во-первых, описать в системе психологические составляющие и элементы каждого уровня, во-вторых, проанализировать уровни как организованную целостность и, в-третьих, определить место и роль каждого уровня в иерархической системе, установить взаимосвязи и взаимозависимости между ними. В этом плане нельзя не согласиться с Б. Ф. Ломовым, который писал, что «непонимание (или игнорирование) уровневого «строения» психики приводит к упрошенной ее трактовке, к представлению о ней как некоторой аморфной, диффузной целостности, к смазыванию специфики различных психических явлений» (Ломов, 1984; 96). Вместе с тем необходимо заметить, что взаимосвязи между уровнями этнопсихологических характеристик неоднозначны, часто трудно прослеживаемы, характеризуются большой динамичностью, что представляет огромные трудности для их исследования. Наличие в структуре этнопсихологических особенностей народа трех, а не 4-5 уровней далеко не бесспорно. Судя по качествам, которые исследователи выделяют в прикладных работах, в принципе, можно рассмотреть и четвертый уровень — психофизиологический. Например, Г. В. Старовойтова также придерживалась этой позиции (Старовойтова, 1983). Интересны и перспективны исследования ученых Института генетики РАН по определению биохимических маркеров генов у народов двух групп коми. Полученные результаты свидетельствуют об европеоидном (в основном) характере генофонда народов коми и дают возможность определить генетическое положение коми в системе народов Евразии (Шнейдер, Петришев, Лебедева, 1990). Таким образом, можно сказать, что, в принципе, существует и генетический уровень этнопсихологических характеристик народов Описанный выше системный подход к структуре этнопсихологических характеристик ранее использовался в прикладных исследованиях по этносам из разных культур и положительно зарекомендовал себя. Вместе с тем он, естественно, требует дальнейших теоретических и эмпирических обоснований (Резников, 1999; Резников, Товуу, 2001). 11 Зак. 838
Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |