КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальная психология предпринимательства
Rr 322 __________________________________________________________ Глава 7 Субъекты этнопсихологических явлений. Носителями этнопсихологических характеристик могут быть большие группы — этносы (макроподход), профессиональные, возрастные и другие группы (мезо-подход) и конкретные личности (микроподход) (Резников, 1999) Большая группа как носитель этнопсихологических особенностей народа, в свою очередь, может быть разделена на составные группы. По мнению Л. Н. Гумилева, большие этнические общности называются суперэтносами, включающими этносы, а последние выделяют субэтносы, т. е. этнические группы, проживающие в различных регионах. Далее следуют конвиксии (различные слои в этнической общности) (Гумилев, 1994). Представляется, что данный подход может быть продуктивным в прикладных исследованиях по национальной психологии, так как этнопсихологические характеристики различных групп у некоторых народов варьируются в достаточно широком диапазоне. Западные и восточные этносы различаются по следующим основным психологическим характеристикам: индивидуализм—коллективизм (в западных культурах преобладает индивидуализм, а в восточных — коллективизм); низкая и высокая контекстуальная коммуникация (большинство азиагских народов относятся к высококонтекстуальным, а западные — к низкоконтекстуальным); низкий — высокий уровень избежания неопределенности (у западных этносов — низкий уровень, а у восточных — высокий); властная дистанция (у восточных народов — высокий уровень, а у западных — низкий) и маскулинность—фемининность (к примеру, в США и Германии низкий уровень маскулинности, а в Японии — высокий) (Hofstede, 1983; Gudy-kunst, Ting-Toomey, Chiia. 1988; Hofstede, 1991;Triandis, 1995). Малая группа путем поощрения и наказания формирует у представителей своего этноса модели установления межличностных, а также ин- и аутгрупповых контактов в различных ситуациях общения с членами разных социальных, профессиональных, национальных и иных групп. Психологические характеристики различных групп русского населения интересно рассмотрены В.В. Кочет-ковым (Кочетков, 1998). Идиосинкразический кредит (кредит доверия) к руководителям в разных этносах различается (в восточных выше, чем в западных). Зависит от этнической культуры и стиль управления на производстве (в западных этносах преобладает инструментальный, в восточных — эмоционально-межличностный). Имеет этнопсихологическую специфику и процесс принятия решений (на Востоке — более авторитарным, а на Западе — более демократический). Некоторые отрасли социальной психологии _____________________323 В личности наиболее ярко проявляются этнопсихологические характеристики Наиболее исследованными проблемами в России являются этническая социализация (этнизация) личности, этническое самосознание, этническая идентификация и психологический аспект миграций. Этнизаиия активно осуществляется в детские годы; она заключается в освоении и воспроизведении национального образа жизни, в котором личность находится. Этническая социализация подростка в разных культурах изложена в совместной работе Е П Белинской и Т.Г. Стефаненко (Белинская, Сгефаненко, 2000). Этническое (национальное) самосознание — это осознание народом себя как этнической общности, выделение из окружающего мира и оценка в нем своего места. В личности этническое самосознание связано с этническим самоопределением По мнению В.Ю Хотинец, этническое самосознание представляет собой относительно устойчивую систему осознанных представлений и оценок, реально существующих этнодифференцируюших и этноинтегриру-ющих компонентов жизнедеятельности этноса (Хотинец, 2000). Этническая идентификация подразумевает процесс отождествления личности с национальной общностью, к которой она принадлежит Данный процесс может быть осознаваемым и мало осознаваемым. Обычно этническая идентификация сопровождается эмоциональными переживаниями. Данный феномен рассматривается как механизм формирования этнического самосознания При рассмотрении личности как носителя этнопсихологических характеристик рассматриваются проблемы формирования имплицитной структуры личности, социально-психологической наблюдательности, стиля общения и ее локуса контроля в разных наиион&чьных общностях По-разному оценивается в этносах хронологический возраст ее представителей Проявление активности и сензитивности по-разному проявляется и поддерживается представителями этнических общностей (особенно это относится к ролевому поведению мужчин и женщин) Этнопсихологические особенности общения. Этническое общение можно рассматривать как многоаспектное, многомерное и многоуровневое системное явление. На социальном уровне оно является институционализированным и может быть отнесено к общественным отношениям В связи с этим этническое общение имеет разные аспекты правовые (межгосударственные и внутригосударственные), политические, моральные, экономические, социальные и т. д На социально-психологическом уровне этнического И* 324_________________________________________________ Глава 7 общения можно выделить перцептивную, коммуникативную и интерактивную стороны (Резников, 1999). В межличностном восприятии (познании) срабатывает механизм этноцентризгяа, который обусловливает восприятие партнера по общению через призму своего этнического бытия. В случае, если воспринимаемый принадлежит к собственной общности (ингруппе), оценка, как правило, завышается. И наоборот, если воспринимаемый принадлежит к другой общности (аутгруппе), его оценка может снижаться. Этноцентризм обусловливает часто полярную оценку ин- и аутгруппы (Левкович, Андрушак, 1995). При недостаточном знакомстве представителя одного этноса с представителем другого этноса срабатывает механизм стереоти-пизации, т е. осуществляется приписывание воспринимаемому человеку психологических характеристик его этноса (особенно в тех случаях, если воспринимаемого хорошо не знают). Функционирование систем психического отражения (акустической, оптической, тактильно-кинестетической и ольфакторной системе обоняния) в разных этнических общностях обусловливает своеобразие восприятия человека человеком во внутри- и межэтническом общении (в одних культурах внимание обращают на речь, в других — на экспрессию, в третьих — на запахи и т. д) Этнопсихологическое своеобразие сказывается в коммуникативном аспекте общения. Этническое своеобразие заключается в манере излагать информацию (емко и быстро — по-западному, не спеша и витиевато — по-восточному), в использовании невербальных средств общения (пара- и экстралингвистических), предпочтении методов психологического воздействия и т. д По-разному оценивают представители Латинской и Северной Америки, европейских и азиатских народов время, отведенное на решение деловых вопросов Известна роль проксемики при установлении межэтнических контактов. Этническая специфика просматривается и во взаимодействии В процессе исторического развития этническая общность вырабатывает определенные принципы и правила сотрудничества и разрешения конфликтов. К сожалению, в отечественной литературе данный вопрос почти не исследован. Из зарубежных подходов интересна позиция, рассматривающая взаимодействие как обмен ресурсами. Данный феномен характеризуется тремя измерениями: партикуляризм — универсализм в обмене ресурсами; конкретность - абстрактность ресурсов и процесс передачи — получения ресурсов. Коллективистским общностям присущ общецелевой обмен (типичность любой общающейся диады и интеракции для всех Некоторые отрасли социальной психологии _____________________325 представителей данного этноса), а индивидуалистским общностям свойственен иелеспеиифический обмен (уникальность общающейся диады и интеракции по сравнению с другими взаимодействующими в данном этносе). В маскулинных культурах акцент делается на обмене глубинными ценностями, связанными с конкретными материальными ресурсами, в то время как в фемининных культурах уделяется внимание обмену ценностями, связанными с эмоциями и информацией (воспитание и качество жизни). Представители низкоконтекстуальных общностей (например, в США) ценят строгую логику, ясное изложение вербальной информации, индивидуализацию невербального поведения, индивидуалистскую интеракцию (вплоть до отклоняющейся стратегии взаимодействия). Члены высококонтекстуальных общностей (к примеру, Япония) ценят витиеватую логику, неявное изложение информации, невербальную информацию, соответствующую ситуации взаимодействия. В целом при обмене ресурсов они действуют в непрямом стиле получения и отклонения (Gudykunst, Tim-Toomy, Chua, 1988). Разрешение конфликтов в различных этносах осуществляется по разным алгоритмам (с привлечением посредников или без них, с высоким уровнем эмоциональной вовлеченности или с низким и пр.). При этом этнопсихологический подход к конфликтам просматривается не только на межличностном, но и на межгосударственном уровне. В этом плане представляют ценность результаты исследования Г. У. Солдатовой «Психология межэтнической напряженности» и «Социальные конфликты в современной России» (Солдатова, 1998; Социальные конфликты в современной России, 1999). Межличностные отношения. В этнических общностях межличностные отношения имеют различное содержание, которое проявляется в характерной для данной группы форме. Как показывают результаты эмпирических исследований в США, своеобразие межличностных отношений обусловливается этническим происхождением конкретного американца. Кросскультурные исследования свидетельствуют, что представители коллективистских общностей относительно легче формируют межличностные отношения с членами одноименных групп, чем с представителями индивидуалистских общностей. В таких этносах культивируется формирование межличностных отношений с родственными связями. 326_________________________________________________Ршва 7- Самораскрываемость в межличностных отношениях обусловливается принадлежностью к коллективистской или индивидуалистской культуре (например, североамериканцы более охотно раскрываются, чем японцы). Представляет интерес проблема аттракции среди разных этносов Проведение прикладных исследований по этнической психологии определяется запросами общества, экономическими и финансовыми возможностями страны, теоретико-методологическим уровнем исследованности этнопсихологических проблем, разработанностью программ проведения прикладных изысканий, опытом проведения подобных исследований в стране и наличием научных кадров, способных осуществить такие работы. Эмпирические исследования основываются на принципах детерминизма, единства сознания и деятельности, развития психики в деятельности, системности и сопоставимости. Принцип сопоставимости четко прослеживается в кросскультурных исследованиях (психологические особенности одного этноса сравниваются с психологическими характеристиками другого народа). Эмпирические исследования по различным аспектам этнической психологии проводятся в Институте психологии РАН (Клое-ва, 1985; Науменко, 1992; Шихирев, 1993; Левкович, Андрушак, 1995; Резников, 1999; Ключникова, 2001), Институте этнологии и антропологии РАН (Лебедева, 1993, 1995, 1998; Дробижева, 1996; Солдатова, 1998), МГУ (Стефаненко, Шлягина, Ениколопов, 1993; Стефаненко, 1986, 1999) и Российской академии государственных служащих {Кокорев, 1992; Фетисов, 1995; Набиев, 1995). Особое место занимают прикладные комплексные исследования военных психологов по этнопсихологическим особенностям личного состава зарубежных армий (Феденко, Луганский, 1966, Луганский, 1968), в которых раскрываются психологические характеристики населения и показывается их влияние на боеготовность личного состава армий. Проведение прикладных исследований по этнической психологии чаше всего определяется практическими запросами государственных организаций. В 1992 г. в Институте молодежи вышла из печати «Этнопсихология» в двух частях (Крысько, Деркач (Ч. 1); Деркач, Крысько, Саракуев (Ч. 2), 1992). 8 последней работе даются краткие характеристики народов России, ближнего и дальнего зарубежья. Описание психологического облика зарубежных этносов освещается в книгах Сухаревых (В. А Сухарев, М. В. Сухарев, 1997) и С. Д. Льюиса (Льюис, 1999). Некоторые отрасли социальной психологии __________________________ 327 Эмпирические исследования по этнической психологии в России почти исчерпываются названными выше работами. Ограничения на их проведение в прошлом были связаны с идеологическим запретом, а после 1991 г. — с отсутствием финансовых возможностей. Вместе с тем были выполнены интересные исследования Н. М. Лебедевой «Новая русская диаспора» (1995 г.), Г. У. Солдатовой «Психология межэтнической напряженности» (1998 г.), «Социальная и культурная дистанция* (под редакцией Л. М. Дробижевой, 1998 г.) и проведена 1-я Этнопсихологическая конференция секцией этнической психологии при Российском психологическом обществе в октябре 1997 г. (Этническая психология и общество, 1997). Позитивным явлением в этнической психологии является публикация авторских методик по различным аспектам этнопсихологических явлений (Стефаненко, Шлягниа, Еникополов, 1993; Левкович, 1992; Кочетков, 1998; Солдатова, 1998). В связи с социально-экономическими преобразованиями в России, у нас стала развиваться экономическая этническая психология. Предметом ее исследования является проявление этнопсихологических характеристик в экономической сфере деятельности (Льюис, 1999; Шихирев, 2001). Как видно из изложенного, исследований по теоретическим и прикладным проблемам этнической психологии в России, к сожалению, не очень много, и они представляют мозаичную картину. За рубежом количество публикаций составляет более 10 тысяч; изданы фундаментальные справочники (например, по проблемам кросскультурной психологии, подготовки личности к межкультурному общению). Перспективными теоретическими проблемами этнической психологии являются природа, функции и структура этнопсихологии, психологические аспекты миграции народов, этнопсихологические характеристики различных этносов (проживающих как в России, так и за рубежом) и др. Контрольные вопросы и задания 1. Объясните основные понятия этнической психологии. 2. Расскажите историю развития этнопсихологической науки. 3. Поясните, какие факторы формируют этнопсихологические особенности народа. 4. Прокомментируйте, зачем надо знать функции этнопсихологических явлений. 328 __________________________________________________________ Гиава7 5 Объясните, какова структура этнопсихологических характеристик 6 Ответьте на вопрос, кто может быть субъектом этнопсихологические явлений 7 Назовите основные характеристики межэтнического общения и поясните, как их надо учитывать при взаимодействии 8 Охарактеризуйте перспективные теоретические и прикладные проблемы по этническом психологии для дальнейшего исследования 9 Выделите, пожалста, у себя как у представителя этноса, к которому вы принадлежите, типичные характеристики своего народа Литература 1 Агеев В С MexrpvnnoBoe взаимодействие социально-психологические проблемы — М, 1990 2 Белинская Е П, Стефаненко Т Г Этническая социализация подрост ка Москва-Воронеж 2000 3 Бобнева М И Социальные нормы и регуляция поведения — М. 1978 4 Будилова Е А Социально-психологические проблемы в русской науке М, 1983 5 Вунат В Проблемы психологии народов СПб 2001 6 Гаджиев А X Проб1смы марксистской этнической психологии Ростов-на-Дону 1982 7 Горячева А И О некоторых категориях социальной психологии // Пробчемы общественной психотогии М, 1965 с 186-234 8 Горячева А И, Макаров М Г Общественная психология философские и социально-психологические характеристики Л, 1979 9 ГумщевЛ Н Конец и вновь начало М 1994 10 Деркач А А, Крысъко В Г. Саракуев Э Л Этнопсихология Ч 2 Приншшы и методы построения этнопсихологического иссчедования М, 1992 11 Динамика соииально-психочогических яЕпеиий в изменяющемся обществе/Отв ред А Л Журавтев М, 1996 12 ДробижеваЛ М Национализм, этническое самосознание и конфчик-ты в трансформирующемся обществе // Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации в начале 1990-х гг М, 1996 13 Знаков В В Психология понимания правды СПб, 1999 14 Кон ИСК проблеме национального характера // История и психология М, 1971 С 122-158 15 Королеве И Вопросы этнопсихочогии в р.йотах зарубежных авторов М 1970 16 КоролевС И Психологическая ориентация в этнопсихологии Механизмы субъекгипации // Психологические механизмы регуляции социального поведения М. 1979 С 20-43 17 Кочетков В В Психология межкультурныч раличии Саратов, 1998 18 Крысько В Г Деркач А А Этнопсихология Ч 1 Теория и методология М, 1992 19 Кцоева Г У Методы изучения этнических стереотипов// Социальная психология и общественная практика М, 1985 С 225-231 20 Ле Бон Г Психология народов и масс СПб, 1995 21 Лебедева Н М Социальная психология этнических миграции М, 1993 Некоторые отрасли социальной психологии __________________________ 329 22. Лебедева Н. М. Новая русская диаспора. Социально-психологический анализ М., 1995 23. Левкович В.П. Социально-псичолошческая диагностика супружеских отношений. Учебно-методическое пособие. М, 1998. 24. Левкович В. П., Андрущак И Б Этнонентризм как социально-психологический феномен // Психологический журнал. 1995. № 2. С. 70-81. 25. Луганский Н И Влияние нлционально-психологическш особенностей населения ФРГ на морально-политические качества личного состава бундесвера Дисс. на соискание степени канд. пед. наук, М.: ВПА. 1968 26. Лурия А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М, 1974 27. Льюис Р Д Деловые культуры в международном бизнесе М., 1999. 28. Набиев М.М. Национально-психологические особенности таджиков и специфика их проявления в этническом общении Автореф. дисс. на соискание степени канд. пскхол. наук. М., 1995. 29 Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М,1979. 30. Резников Е.Н. Этническая психология // Современная психология / Отв. ред В. Н.Дружинин. М., 1999 С 571-577. 31. Резников Е.Н., Нгуен НгокТхыонг Изменение социально-психологических особенностей малых народностей Северного Вьетнама в новых социально-экономических условиях // Социальная психология экономического поведения. М, 1999. С. 208-216. 32 Резников Е Н., Товуу Н О Этнопсихологические характеристики народа тыва. теория и практика. М., 2001. 33. Саракуев Э. А., Крысько В. Г. Введение в этнопсихологию. М.. 1996 34. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998. 35. Социальная и культурная дистанция Опыт многонациональной России/Отв. ред.Л.М. Дробижева. М., 1998. 36 Социальная психология и общественная практика / Отв ред Е В Шо-ро\ова, В. П. Левтавич. М., 1985. 37. Социально-психологические исследования межнациональных отношений / Отв. ред. П. Н. Шихирев М.,1993. 38. Социальные конфликты в современной России. М., 1999. 39. Старовойтова Г. М. О предметной области этнопсихологии // Советская этнография. 1983. № 3 40 Стефаненко Т Г. Этнопсихология М, 1999 41. Стефаненко Т. Г, ШлягинаЕ. И., ЕниколоповС. Н. Методы этнопсихологического исследования М ■ МГУ, 1993. 42. Стефаненко Т.Г. Адаптация к новой культурной среде и пути ее оптимизации // Введение в практическую социальную психологию. М, 1966. 43. Сухарев В., Сухарев М Психология народов и наций. М., 1997. 44. Товуу Н О. Психологические характеристики семьи этноса тыва. М, 2001." 45. Феиенко Н.Ф., Луганский Н И О некоторых национально-психологи-ческих особенностях населения и личного состава армий империалистических государств М., 1996 46. Фетисов И.В. Особенности национальной психологии испанцев Автореф. дисс на соискание степени канд. психол. наук. М., Е 995 47. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание СПб, 2000 48. Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта. Минск, 1996 49. Шихирев П.Н. Введение в российскую деловую культуру. М., 2001. 330 __________________________________________________________ Глава 7 50. Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию. М., 1989. С. 475-574. 51. Шнейдер Ю. В., Петрищев В. Н, Лебедева И. А. Биохимические маркеры генов у народов коми// Генетика. 1990. Т. 26. № 5. С. 11O2-IIO9. 52. Этнопсихологический словарь М., 1999 53. Albert R.D. The intercuUural sensitizer or cultural assimilator: A cognitive approach// Handbook of interpleural training. Vol. 2. N.J., 1983. P 136-149. 54. Benedict R. Patterns of culture. Boston, 1934. 55. Berry J.W. Ecology, cultural adaptation and psychological differentiation; traditional patterning and acculturative stress // Cross-cultural perspective on learning. N.J., 1975. P. 156-163. 56. Berry J, Poortinga Y, Segall V., Dasen P, Cross-cultural psychology: Research and applications. Cambridge, 1992. 57. Bogardus E.S. Measuring social distance //Journal of applied sociology. 1925. Vol. 9. P. 299-309. 58. Bochner S. The social psychology of cross-cultural relations // Cultures in contact. Studies in cross-cultural interaction Oxford, 1982. P 235-242. 59. Brislin R.W., Cushner K., Cherrie C, Yong M. tntercultural research. A practical guide. Calif.1 Newbury Park, 1989. 60. Dun'ker H.CJ, Fnjda H.Y. National character and national stereotypes: A trend report prepared for the international umon of scientific psychology. Amsterdam, 1960. 61. GorerG. The concept of national character// Science news. 1950. № 18. P. 105-123. 62. Gudykunst W.B., Ting-Toomey S.. Chua E. Culture and interpersonal communication Newbury Park, 19S8 63. Handbook of iniercultural training. N.J., S983. Vol. 1-3. 64. HcllpachW Der Deutsche character. Bonn, 1954 65. HofFstauerP. Gaippendynamjkieknticderrntfasenpsychologie. Hambuijt, 1957. 66. Hofstede G. Culture's Consequences- International differences in work related value. Beverly Hills, 1980. 67. Hofstede G. Dimensions of national cultures in fifty countries and three regions // Explications in cross-cultural psychology / Deregowski J., Dzusrawiec S., Annis R. Ltssc, Netherlands. 1983. 68. Hofstede G. Cultures and organisations: Soft ware of the mind London, 1991. 69. Inkeles A., Levinson D. National character: The study of model personality and sociocultural systems // The handbook of social psychology in five volumes/ LindseyG. and Aionson E. Reading (Mass.), 1969. Vol. IV, P. 418-492. 70. Kardiner A. The individual and its society. With a forward and two ethnological reports by R. Linton N Y. 1939. 71. Kim Y.Y. Communication and cross-cultural adaptation. Philadelphia, 1988 72. Linton R. The cultural background of personality. N.Y.. 1945. 73. Lonncr W., Berry J.W. Field methods in cross-cultural research. Newbury Park, Cahf., 1989. 74. Mead M. The study of national character // Policy sciences Recent development in scope and method / D. Lernerand H.D Lasswell. Stanlord University Press, 1951. H. 70-85. 75. Oberg K. Culture Shock: Adjustment to new cultural environments // Practical Anthropology 1960, Vol. 7 P 145-157 76. Tnandis H.C Cultural training, cognitive complexity and interpersonal on learning. N.Y, 1975 Некоторые отрасли социальной психологии _________________331
Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |