Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы научного исследования, доказательства и факты




В процессе исследования используется определенный методологически й аппарат, который включает в себя:

· принципы организации и проведения исследования; способы определения его стратегии (подходы к постановке проблемы); тактические средства методологического анализа (методы, аппаратура);

· понятийно-категорийную основу научного исследования (определение проблемы, объекта, предмета, гипотезы, цели и задач и т.п.);

· требования к результатам исследования (актуальность, научная новизна, теоретическая и практическая значимость и т.д.).

В первую очередь исследователю необходимо учитывать методологические принципы научного исследования. К ним относят:

· принцип объективности, требующий всестороннего учета фактов и адекватных исследовательских подходов;

· учет непрерывного развития исследуемых элементов и выделения основных факторов, влияющих на результаты исследования;

· принцип единства логического и исторического с учетом перспектив развития;

· системность и целостность подхода к исследованию процесса;

· принцип восхождения от абстрактного к конкретному, и от конкретного, к абстрактному.

Далее при написании научной работы студенту необходимо определиться в выборе методов, которые будут использованы на отдельных этапах исследования. Кроме того, при выборе методов следует учитывать вид исследования.

Наиболее распространенными видами исследований являются:

пилотажное исследование, то есть пробное исследование, в ходе которого уточняются гипотеза и задачи;

панельное или повторное исследование, изучающее изменения в объекте в течение определенного промежутка времени;

лонгитюрные исследования, направленные на фиксацию и описание всех этапов развития личности в процессе её жизнедеятельности; полевое исследование, т.е. опрос на местах в условиях повседневной жизни;

монографическое исследование, отличающееся четко выраженной теоретической направленностью и сосредоточенностью на изучении отдельных проблем; экспериментальные исследования, выражающиеся в создании специальных ситуаций, влияющих на объект исследования.

Наука располагает большим множеством самых разнообразных методов: теоретических, экспериментальных методов и методик, общенаучных и частных. Только за последние 15 лет в экономических науках названо около 100 методов исследования. Это в какой то мере результат смешения понятий метода и приема исследования.

Прием исследования включает совокупность операций, выполняемых исследователем в процессе изучения.

Метод – это система приемов или способов исследования и познания определенного объекта или явления для достижения требуемых результатов. Правильно выбранный метод в значительной мере предопределяет ценность и эффективность исследования. Это в свое время отмечал известный ученый Павлов И.П., который писал, что «…метод – самая первая, основная вещь…От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе…Метод держит в руках судьбу исследования». Хорошие методы уравнивают способности исследователей, препятствуют принятию ложного, за истинное, непрерывно увеличивает знания, приводит к новым, еще более ценным открытиям.

Метод имеет две неразрывные стороны: формально-логическую, представляющую способы и приемы организации и проведения исследования, сбора и обработки материалов, характеризующих изучаемую действительность; содержательно-генетическую, предусматривающую необходимость теоретических обобщений с использованием системы законов, категорий и принципов диалектического материализма и данной науки.

К научному методу предъявляются определенные требования: детерминированность (обусловленность закономерностями объекта и познавательной деятельности); заданность (соответствие цели исследования); результативность и надежность; экономичность; ясность и эффективная распознаваемость; воспроизводимость и обучаемость.

Практически каждому самостоятельному научному исследованию присуще своеобразие научных методов. Их классификация может проводиться по разным основаниям: по областям применения – экономические, социологические и т. п.; по охвату явлений – общие и частные; по результатам – достоверные и вероятностные; по структуре – алгоритмические и эвристические и т. д. В основе любых научных методов лежат определенные принципы, теории и законы. Используемые методы в сочетании должны дополнять друг друга. Их единство, взаимная связь характеризуют специфичность, целостность познавательной деятельности в науке.

Применяемые в научном исследовании методы зависят не только от его предмета, но и от уровня - эмпирического или теоретического. Для эмпирического уровня исследования характерны такие методы, как наблюдение, эксперимент, описание, статистическая группировка фактов, а такие методы, как гипотеза, аналогия, анализ и синтез, индукция и дедукция, используются на теоретическом уровне. Наряду с этим, сложность методологической структуры современных исследований требует классификации всех методов исследования на определенные группы, которые могут быть: организационные (сравнительный, лонгитюдный), эмпирические, методы обработки данных (количественные, качественные), интерпретационные методы. Все многообразие методов научных исследований можно представить в нижеследующей таблице.

Табл.8.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 808; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.