Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование идеи прогресса в истории




Подумайте и ответьте

 

1. Что такое экономический детерминизм?

2. Чем экономический детерминизм отличается от марксистского взгляда на развитие общества?

3. Охарактеризуйте понятие экономической структуры Р. Джонса.

4. Какое различие существует между экономической структурой Р. Джонса и экономическим базисом К. Маркса?

5. Рассмотрите структуру понятия общественно-экономической формации.

6. Как элементы входят в состав производительных сил?

7. Чем отличаются производственные отношения от отношений в организации технологического процесса?

8. Какие идеи и учреждения принадлежат к идеологической надстройке?

9. Какие идеи и учреждения не относятся к идеологической надстройке и почему?

10. Чем отличаются общественные законы от законов природы?

 


Глава 13. Прогресс и развитие в истории

 

Познакомившись с движущими факторами исторического процесса, рассмотрим подробнее вопрос о прогрессе в истории, как с точки зрения его становления, так и отношения к другим, связанным с ним понятиям, таким, как регресс и дезорганизация, развитие и эволюция и т.д. Характеристика прогресса будет явно неполной, если не коснуться таких тонких вопросов, как однолинейность или многолинейность прогресса, характер его направленности, критериев, условий и предпосылок. По всем этим вопросам существуют различные мнения: с одними можно согласиться, другие вызывают возражения, третьи - представляются вообще необоснованными. Тем не менее, обсудим их, чтобы иметь более полное представление о проблеме, не претендуя на ее исчерпывающее освещение и однозначное решение.

Впервые идея прогресса, как указывалось в третьей главе, в неявном виде фигурировала в философии христианской религии в Средние века, и была направлена против циклического взгляда на историю, которое возникло в рамках поздней античной философии. В эпоху Просвещения, когда появилась историография как наука, религиозной идее прогресса был придан совершенно иной, мирской смысл. Прогресс стал рассматриваться как процесс движения общества по пути его постоянного совершенствования и обновления; при этом законы общества постепенно стали сближаться и даже отождествляться с законами природы. Однако такой, по сути дела, натуралистический взгляд на исторический прогресс, противоречил традиционным представлениям об отрицании прогресса в природе, отсутствии у нее каких-либо целей.

Эволюционная теория Ч. Дарвина о происхождении новых видов растений и животных на первый взгляд, казалось, устранила это противоречие. Если раньше идея прогресса связывалась только с развитием общества, в| котором действуют разумные существа, ставящие ce6e определенные цели и задачи, то с появлением эволюционной теории стали говорить и о прогрессе в природе, хотя и не связывали его с постановкой целей.

Однако отождествление эволюции с прогрессом породило новые трудности. Как правильно подчеркивает исследователь категории прогресса, Д.Б. Бьюри, в 60-х годах XIX века идея прогресса вступила в новый, третий период своей истории. Если в течение первого периода, вплоть до французской революции, эта идея считалась само собой разумеющейся, хотя детально и не изучалась ни философами, ни историками, то во втором периоде было признано не только ее огромное значение, но начались поиски общего закона прогресса[133].

Исследования социологов и впечатляющие успехи естествознания во многом способствовали рекламе новых идей, которые находились в гармонии с понятием развития в науке и социальной жизни. Социалисты и другие политические реформаторы апеллировали к идее прогресса как неоспоримой истине. Появление «Происхождения видов» Ч. Дарвина, положившее начало третьему периоду истории прогресса, выдвинуло новую задачу обоснования прогресса на принципах эволюции. В этих целях некоторые философы и социологи пытались показать, во-первых, что социальная жизнь подчиняется тем же законам эволюции, что и природа, во-вторых, сам прогресс в обществе стали связывать с увеличением счастья людей[134].

Наиболее видным представителем разработки и обоснования идеи прогресса с точки зрения эволюционной теории был видный английский социолог Герберт Спенсер (1820-1903), значительно расширивший применение принципа эволюции, распространив его на социологию и этику. Еще до появления теории Ч, Дарвина Г. Спенсер заявлял, что все зло в мире происходит от неприспособленности к окружающей среде, и поэтому прогресс представляет собой не случайность, а необходимое условие выживания. В течение десяти лет он исследовал общие законы эволюции в рамках разрабатываемой им синтетической философии, которая должна была объяснить процессы развития в мире вообще, и общества в частности. Так как Г. Спенсер уподоблял общество живому организму, то его считают родоначальником органической школы в социологии, согласно которой функции общественных институтов и учреждений сравниваются с функциями отдельных органов и частей организма. Основным законом общественного развития он считал выживание наиболее приспособленных обществ, а уровень их развития связывал с разделением общества на отдельные группы и классы. Остается, однако, непонятным, как при таком подходе он отрицал борьбу и революции в обществе, считая последние болезнью социального организма.

Однако аналогия между эволюцией в обществе и природе оказалась весьма рискованной, ибо она основывалась, как указывает Бьюри, «на предположении, что родители передают своим детям способности и навыки, которые они сами приобрели в своей жизни». Необоснованность такого предположения была выявлена с развитием генетики, что заставило пересмотреть вопрос об отношении эволюции к прогрессу. На самом деле, как мы покажем ниже, речь должна идти не о наследственной передаче навыков и способностей, а об освоении социального опыта, т.е. опыта не только родителей, но умений, навыков, знаний, культуры и традиций всех предшествующих поколений. Такое освоение предполагает обучение, образование и воспитание подрастающего поколения. Все это требует более подробного анализа понятий эволюции природы и прогресса в обществе; в дальнейшем мы покажем различие между ними, и для ясности будем использовать понятие эволюции для характеристики явлений природы, а понятие прогресса - при рассмотрении процессов, происходящих в общественной жизни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.