КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Колорит
Существенную роль в создании любой композиции играет объединение цветов. Обычно между собой объединяются цвета, равные по светлоте и близкие друг другу по цветовому тону. Когда цвета тонально объединены между собой, то замечаются их качественные изменения, проявляющиеся в особой их звучности. Цвет, выпадающий из общей тональности, не согласованный с нею, кажется чуждым, мешает восприятию образа. Гармоническое сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов называется колоритом. Колорит раскрывает нам красочное богатство мира. Термин «колорит» вошёл в художественный лексикон в начале XVIII века и почти сразу утвердился в русском художественном словаре. Он происходит от латинского слова «color» – цвет, краска. Колорит характеризует оптическую совокупность всех цветов, рассматриваемых с расстояния. Именно в этом смысле принято говорить о тёплом, холодном, серебристом, мрачном, скучном, весёлом, прозрачном, золотистом и т.п. колорите – особенности цветового строя, предпочтении тем или иным цветам, выражающим образ. Однако следует отдавать должное и тому факту, что общий цветовой тон, который мы называем колоритом, может возникать совершенно случайно, помимо воли создателя, и может быть присущ любому цветовому сочетанию. Развитие науки о цвете, а также истории и теории искусства в XIX и XX веках приводит к более глубокому и всестороннему анализу понятия «колорит». Становится понятным, что не всякий работающий с цветом, пусть даже и очень красиво и изящно, является колористом. Колорит – это особая способность художника в широком смысле этого слова распоряжаться цветом, настолько загадочная и непонятная, что появились даже высказывания о «тайне» колорита, «магии» колорита, о его непостижимости. А среди художников излюбленной стала поговорка: «Рисунку можно научиться, а колористом нужно родиться». Колорит теснейшим образом связан с цветом, однако совокупность цветов ещё не определяет колорит. Колорит – это система цветов, но система и сумма – не одно и то же. Система закономерна, обладает единством, целостностью и воспринимается как единое целое. Нет смысла говорить об эмоциональной роли цвета вообще. Один и тот же цвет, будучи цветом различных предметов или объектов, воспринимается совершенно по-разному. Цвет в жизни воспринимается не в его колориметрических характеристиках, а в зависимости от окружающих цветов и освещения, причём он всегда подчинён общей тональности. Дени Дидро приводит пример: «Сравните сцену природы днём при сияющем солнце и при пасмурном небе. Там сильнее свет, цвет и тени, здесь всё это бледное и серое. При изменении освещения и окружения неминуемо меняются характеристики цвета. Можно сказать, что свет является общим колоритом данного пейзажа». Рассмотрим изменение цвета при различном освещении: w w в сумерках или в пасмурный день, когда сила освещённости сравнительно мала, цвета существенно темнеют, теряя насыщенность; w w наиболее верное представление о цвете можно составить только при дневном свете без солнца; в комнате днём, по мере удаления от окна, цвета слабеют, сереют, теряя насыщенность; w w ночью вообще трудно определить цвет, а утром вначале становятся заметны голубые, синие, зелёные, потом жёлтые и самыми последними набирают насыщенность красные цвета; w w при солнечном свете все цвета хорошо видны; при ярком свете в полдень все цвета высветляются. От солнечного света наиболее страдают холодные цвета: голубой, синий, зеленый – они слегка блекнут, фиолетовый краснеет. Тёплые цвета – жёлтый, оранжевый и красный – меняются меньше; w w к вечеру цвета вновь плотнеют и темнеют, последовательно меркнут жёлтый, оранжевый, зелёный, синий, дольше всех остаётся виден холодный красно-фиолетовый цвет; w w жёлтое электрическое освещение затемняет все цвета и придаёт им чуть красноватый оттенок, создавая тёплый колорит; w w «дневной» электрический свет тоже меняет все цвета, делая их более холодными и тёмными. Цвет лучей того или иного источника света объединяет цвета, делая их родственными и соподчинёнными. Как бы ни были разнообразны краски в жизни, цвет освещения, присутствующий на всех предметах и деталях, объединяет их колористически. От освещения меняются не только яркостные характеристики цвета, но и прочие качества, включая фактурные. Нельзя рассматривать цвет независимо от предметных связей и от освещения. Тональная соподчинённость определяет характер каждого цвета цветовой системы, который не исчерпывается тремя основными характеристиками: светлотой, насыщенностью и цветовым тоном. Сюда необходимо прибавить плотность цвета, его весовые качества, пространственные и другие свойства. В некоторых случаях цвет достигает значения символа. Цвет приобретает выразительность, только когда вступает в содружество с остальными цветами, т.е. в систему цветов, а это и есть колорит. Совокупность цветов, находящихся в соотношениях друг с другом, наделённых определённым смыслом, образует конкретный, чувственно воспринимаемый строй, способный выразить цель и смысл данной композиции. Чтобы верно создать образ, нужно научиться видеть целостно. Так, в руководстве по живописи говорится, что умение видеть и постановка глаза художнику (а мы добавим и имиджмейкеру) нужны, чтобы замечать пластические качества, объёмную форму, строение, цвет, светотени, фактурные качества, а также, чтобы находить значительное и красивое и уметь всё это показать. При обычном видении мы рассматриваем только то, на что направлен взгляд. «При широком охвате видимого человек не всматривается, – писал Б. Иогансон, – а видит обобщённо... и, охватывая взглядом одновременно всё, вдруг замечает то, что особенно ярко, а что еле заметно. Нужно идти от целого, чтобы получить возможность сравнивать детали, чего лишается человек, идущий от детали». Константин Коровин: «Воспитывай глаз сначала понемногу, потом шире распускай глаз, а в конце концов всё надо видеть вместе. И тогда то, что не точно было взято, будет фальшивить, как неверная нота в оркестре». Необходимо научиться отвлекаться от заранее известного, чтобы увидеть те отношения, в которых находятся детали в момент наблюдения.
Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 636; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |