Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура курса




Курс структурирован по принципу соответствия основным методам познания: анализу и синтезу информации. Условно его можно разделить на две части: первая содержит анализ коммуникативного процесса, вторая — обобщающая.

Первая (аналитическая) часть методического пособия содержит материалы для изучения невербального и вербального общения, эмоций и чувств, социальных аспектов общения. Проработка этих разделов формирует у учащихся умение различать основные компоненты коммуникативного процесса и оценивать их влияние на межличностное взаимодействие, а также стимулирует развитие аналитических способностей.

Во второй части синтезируются наблюдения и опыт, полученные на предыдущих занятиях. Школьники учатся понимать различия в стилях общения, определять стиль общения собеседника и свой собственный в семье, со сверстниками, в конфликте. Так, например, умение выделять и различать особенности невербальных и вербальных реакций человека помогает научиться на этом этапе отличать примитивный стиль от конвенциального, вовремя определять манипулятивный характер взаимоотношений. Основные компоненты коммуникативного процесса во второй части курса „складываются" учащимися в систему. Они получают представление о взаимосвязи, взаимозависимости различных звеньев коммуникативного процесса.

Таким образом формируется способность к целостному восприятию ситуаций межличностного взаимодействия, мгновенной их диагностике и самодиагностике. Кроме того, развиваются общеинтеллектуальные навыки, создаются благоприятные условия для тренировки способности к обобщению, синтезу.

Нельзя сказать, что на этом этапе отсутствуют аналитические моменты. Анализируя вербальные, невербальные реакции, особенности эмоциональных переживаний, группа определяет текущий стиль общения, а затем снова может возвращаться к анализу составных частей, чтобы более глубоко понять характер их взаимосвязи.

Весь курс пронизывает обусловленность процесса общения личностными особенностями человека. Анализ этой зависимости в группе обеспечивает процесс самопознания. На всех занятиях предлагаются способы исследования конструктивных и деструктивных форм общения, соотнесенные с развитием личности.

В методическом пособии дан материал, подробно раскрывающий основные принципы и методические правила работы педагога-психолога. Примерами из практики работы проиллюстрирован принцип целостности (единства когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов занятия). Значительное место уделено специфике роли учителя в данном курсе.

Наряду с „Программой курса" предложены варианты конкретных занятий и их блоков. В процессе самостоятельного творчества педагога-психолога, создания авторских курсов может быть полезным банк упражнений для разработки новых занятий.

Конкретизация предмета исследовательско-познавательной работы учебной группы, выделение какой-либо сферы в качестве основной может дать еще ряд спецкурсов:

„Основы конструктивного общения в семье";

„Основы делового общения";

„Основы конструктивного общения со сверстниками";

„Основы конструктивного общения в конфликте".

В этом случае необходимо дополнить предложенные в курсе занятия информационным материалом, анализом конкретных ситуаций преимущественно из сферы, выбранной для спецкурса.

Возможно создание интегрированного курса по литературе и психологии. Степень использования художественных произведений в курсе по психологии общения также может меняться. Включение кросскультуральных аспектов общения, понимание нормы и отклонения от нее в различных странах, в различные эпохи актуализирует знания из истории и географии.

Таким образом, проработка межпредметных связей — это еще одна возможность развития курса „Основы конструктивного общения".




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.