Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эффективность инвестиций в человеческий капитал




Качество жизни, качество трудовой жизни

 

Под качеством жизни обычно понимают условия человеческого существования: обеспеченность материальными благами (пища, одежда, жилье), безопасность, доступность медицинской помощи, возможности для получе­ния образования и развития способностей, состояние природной среды, социальные отношения в обществе. Качество жизни определяется по всем сферам и аспектам существования человека: природа, семья, работа, общественная деятельность, учеба, свободное время и т.д.

Под качеством трудовой жизни понимаются условия, в которых осуществляется трудовая деятельность человека. В широком смысле слова к ним относятся характеристики: рабочего места, производственной среды, организации и оплаты труда, взаимоотношений в коллективах и т.д.

В последние годы в промышленно развитых странах менеджеры стали сталкиваться с тем, что простое повышение зарплаты не всегда заставляет человека трудиться больше и усерднее. Выявилась зависимость, что при достаточно высоком уровне жизни, с ростом заработной платы предложение труда не только не увеличивается, а наоборот уменьшается. П. Самуэльсон трактовал эту ситуацию с позиций соотношения между величинами зарплаты и свободного времени. При достаточно высоком уровне жизни, лучше иметь лишний час досуга, чем работать. Дальнейшее повышение своего благосостояния человек воспринимает как утрату одного из важнейших благ – свободного времени. Человек, ориентированный на определенный уровень удовлетворения материальных потребностей, не будет стремиться увеличивать время и интенсивность труда после достижения соответствующего уровня заработка. Голод не грозит, разница будет в предметах не первой необходимости. [1]

 

Инвестиции в человеческий капитал в экономике труда рассматриваются принципиально так же, как вложения в физический капитал, т.е. как затраты на покупку оборудования. Однако необходимо учитывать следующие особенности человеческого капитала:

- права собственности на человеческий капитал не могут быть переданы другому владельцу;

- затраты на образование связаны с уменьшением свободного времени, т.е. с утратой одного из важнейших благ человека;

- риск потерять вложенные средства (в случае использования работника не по его образованию, или в случае увольнения);

- изменение человеческого капитала в зависимости от затрат невозможно измерить с той же точностью, что и для оборудования.

Опыт промышленно развитых стран показывает, что при прочих равных условиях продуктивность труда и доходы возрастают с увеличением затрат на образование. При оценке эффективности образования сопоставляются затраты в настоящем и результаты в будущем. Поэтому работник (или предприятие) должны определять ценности будущих выгод.

Выгодность инвестирования в образование можно проиллюстрировать примером, когда два товарища вместе окончили школу. Один сразу же пошел работать (рабочим) и начал зарабатывать ~ 1000 грн. в месяц. Другой пошел в ВУЗ и наоборот затрачивал на обучение ~ 200 грн. в месяц. Однако, после окончания ВУЗа, через несколько лет, он стал зарабатывать в несколько раз больше своего товарища – рабочего.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.