Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические указания по самостоятельной подготовке к семинарским и практическим занятиям




 

 

Настоящие учебно-методические указания рассчитаны на то, чтобы предоставить студентам минимальную необходимую и достаточную информацию, способную обеспечить успешное освоение ими современного правового материала. Они служит дополнением к рабочей программе по курсу «Основы права».

Тематика практических занятий соответствует учебному плану, рассчитанному на 7 2 аудиторных часа. Со студентами иных специальностей практические занятия проводятся по этим же планам. Преподаватель по своему усмотрению, придерживаясь общего плана, может скорректировать содержание занятия и довести это до сведения учебной группы заранее.

Практические занятия проводятся по следующей общей схеме:

- терминологический опрос (до 10-15 мин);

- обсуждение вопросов темы – преимущественно в форме общей дискуссии или «круглого стола»; в зависимости от специфики темы возможно проведения деловых (ролевых) игр, «мозговых атак» и др. (90 мин);

- подведение итогов занятия (до 5 мин).

На каждом занятии необходимо иметь нормативно-правовые акты, соответствующие теме семинара. У всех студентов обязательно должны быть Конституция Российской Федерации и соответствующие теме занятия законодательные акты.

К каждому практическому занятию студенту рекомендуется выполнять небольшой реферат по одному из вопросов семинара, с которым он может выступить на занятии по согласованию с преподавателем. Объем реферата – не более 10-15 с. формата А-4. Выполнение реферата и сообщение по нему в группе учитываются преподавателем при рубежной и итоговой аттестации по данной учебной дисциплине.

На каждое практическое занятие преподаватель – лектор или преподаватель, ведущий семинарские занятия, дает общее групповое (письменное) задание или индивидуальное занятие по теме семинара, которые так же можно оформить в виде реферата. В эти задания могут быть включены:

- подборка нормативно – правовых актов по конкретной тематике;

- разработка авторского студенческого проекта какого-либо нормативно-правового акта;

- разработка решения какой-нибудь конкретной проблемы в интересующей студента области;

- анализ конкретной ситуации правового характера;

- подборка и анализ публикаций в средствах массовой информации по конкретной правовой проблематике;

- проведение небольших социолого-правовых исследований по определенной проблематике и др.

При подготовке к практическим занятиям, предусмотренным в расписании, следует детально ознакомиться с их планом, подобрать необходимую литературу, глубоко и основательно изучить все рекомендованные нормативные источники. Желательно заранее продумать варианты ответов на поставленные вопросы.

 

11. Практические задания для выполнения самостоятельной работы студентов

 

 

При подготовке к семинарским занятиям по темам дисциплины «Основы права» студент обязан решить следующие практические задания, опираясь на действующие нормативные акты Российского законодательства.

 

1.Основы теории государства и права.

 

Занятие 1.Понятие и сущность государства.

Задание №1

Определите типологию следующих Европейских государств (форму государственного устройства и форму правления)

─ ФРГ

─ Франция

─ Великобритания

─ Испания

─ Италия

─ Швеция

 

Занятие 2. Понятие и сущность права: признаки, функции, источники и система права.

Задание №1

В официальных источниках последнего времени найти различные виды нормативных актов Российской Федерации, выписать их названия, источник опубликования, время публикации и вступления в силу.

 

Задание №2

Приведите примеры современных государств по видам правовых систем: англо-саксонская, романо-германская и мусульманская правовые системы.

 

2.Отрасли публичного пава.

 

Занятие 1.Коституционное право РФ-ведущая правовая отрасль.

 

 

Задание №1

Проведите анализ текста Конституции 1993 года на предмет выявления законов (иных нормативных правовых актов), принятие которых прямо или косвенно требует Конституция. Составьте перечень данных актов с выделением тех из них, что еще не приняты.

 

Занятие 2.Коституционные основы государственной власти в РФ.

 

Задание №1.

 

Проведите анализ текста Конституции РФ на предмет государственного устройства Российской Федерации. Составьте схему всех ветвей власти.

 

 

Занятие 3.Назначение и основные черты административного права.

 

Задание №1.

На основе анализа норм административного права подготовить обращение в административные органы о фактах нарушения действующего законодательства в различных сферах жизнедеятельности.

Задание №2

Решите задачу:

Сидоров, будучи в нетрезвом состоянии, выражался нецензурной бранью в помещении вокзального буфета. При задержании его сотрудниками милиции, высвобождаясь от захвата, Сидоров махнул рукой и опрокинул поднос с посудой, причинив ущерб торговому предприятию. Есть ли в его действиях состав административного правонарушения?

Занятие 4. Финансовое право Российской Федерации - отрасль правовой системы России.

Задание№1.

 

На основе анализа норм Бюджетного кодекса РФ составьте таблицу субъектов бюджетных правоотношений.

 

 

3.ОТРАСЛИ ЧАСТНОГО ПРАВА.

 

ЗАНЯТИЕ 1.ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА, ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ.

ЗАДАНИЕ №1

Решите задачу:

Истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании неосновательно удерживаемых средств и процентов за пользование чужими денежными средствами. Из материалов дела видно, что ответчик оказывал истцу услуги по перевозке грузов. Денежные средства, о взыскании которых заявлены исковые требования, были перечислены на лицевой счет перевозчика в качестве предварительной оплаты.

Подлежит ли требование удовлетворению?

 

Занятие 2. Основы семейного права.

 

 

Задание №1

Решите задачу:

После регистрации заключения брака Полянкин предложил жене жить у её родителей пока она учится в ВУЗе, а с ним встречаться в определенное им время; имущество нажитое им в этот период является только его собственностью.

Законны ли предложения Полянкина? Какие личные неимущественные, а так же имущественные отношения возникают у супругов с момента государственной регистрации заключения брака?

 

 

Занятие 3. Понятие, источники и субъекты трудового права.

 

Задание №1

Решите задачу:

Пономарев работал системным администратором ОАО «Сигма». 4 февраля 2005 года он подал заявление об увольнении по собственному желанию с 10 февраля.

Директор ОАО издал приказ об увольнении 18 февраля. Через 3 месяца Пономарев обращается в суд с просьбой о восстановлении его на работе. В заявлении он указал, что просил увольнение с 10 февраля, а фактически его уволили без его согласия с 18 февраля.

Решите дело.

 

14.Задания к контрольным работам и методические указания по их выполнению для студентов заочной формы обучения.

 

А. Выполнение контрольных работ - обязательный элемент процесса обучения при заочной форме обучения. Контрольные работы дают возможность, с другой стороны, самим студентам привить и развить навыки самостоятельного мышления, поиска и осмысления правоведческого материала, а с другой, преподавателю оценить уровень и качества этих знаний, умений и навыков студентов. В этом плане у студентов возникает особая ответственность, как перед собой, так и перед преподавателем: ему нужно таким образом выполнить письменное задание, чтобы оно с максимальной наглядностью представило преподавателю Личность студента, его интеллект, усвоенные знания, умение грамотно и в буквальном смысле красиво, и аргументировано излагать свои мысли.

Б. Контрольную работу рекомендуется выполнять на бумаге формата А-4 (в крайнем случае, можно задание выполнять в тетрадном варианте). В тетрадном варианте объем контрольной работы составляет примерно 30-40 стр. (текст на 15-20 листах, заполненных с обеих сторон), на бумаге формата А-4 - 20-25 листов.

Работа может быть выполнена как от руки, так и на пишущей машинке либо компьютерным способом. Если работа выполняется на компьютере, то используется кегель №13 или №14, интервал между строками составляет 1,5 интервала (то же самое на пишущей машинке). Требования к полям: слева - 3см., справа 1,5 см., сверху и снизу - по 2- 2,5 см.

В конце контрольной работы обязательно указывается использованная литература в следующем порядке: основная литература; дополнительная литература; словарно- справочные издания; нормативно-правовые акты; материалы средств массовой информации. Внутри каждого раздела литература располагается по алфавитному порядку, нормативные акты - в хронологическом порядке, за исключением Конституции Российской Федерации, которая в любом случае указывается на первом месте. Кроме того, в перечне нормативно-правовых актов сначала указываются федеральные акты, затем акты субъектов Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, международные нормативно-правовые акты. Титульный лист контрольной работы оформляется по следующему образцу:

В. Главная задача контрольной работы состоит в том, чтобы отразить степень освоения студентом учебных разделов и тем дисциплины «Основы права». При этом студенту нужно иметь в виду следующие два важных обстоятельства.

 

Во-первых, данная степень освоения материала важна, прежде всего, для него самого. Студент сможет дать себе оценку после ознакомления с теми замечаниями, которые преподаватель отразит в рецензии и (или) при собеседовании.

 

Во-вторых, преподаватель сможет увидеть по содержанию и характеру выполнения контрольной работы, насколько успешно освоен материал конкретным слушателем, какие у него проблемы содержательного, методологического, а также, что особенно важно в современных условиях, грамматического, стилистического и иного филологического характера в изложении заданного материала. И еще: преподаватель сможет в ходе собеседования или практических занятий во время экзаменационной сессии скорректировать знание и навыки студента, а тем самым и подготовить его к успешной сдаче экзамена. Иначе говоря, студент должен понимать, что выполняемая (и выполненная) им контрольная работа представляет собой своеобразный «полигон», на котором он отрабатывает свой будущий ответ на экзамене. Поэтому письменная работа должна отражать не только широту и глубину знаний слушателя, но и способность его мыслить, писать (и,конечно,говорить) творчески, интересно и грамотно. Все это и будет оцениваться как преподавателем, так и самим студентом.

 

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Предваряя изложение содержания вариантов контрольных работ, следует обратить внимание на следующие моменты.

Первое. Варианты контрольных работ определяются следующим образом:

-Студенты, номера зачетных книжек которых заканчиваются на цифры от 0 до 2, выполняют вариант №1

-Студенты, номера зачетных книжек которых заканчиваются на цифры от 3 до 5, выполняют вариант №2

-Студенты, номера зачетных книжек которых заканчиваются на цифры от 6 до 7, выполняют вариант №3

-Студенты, номера зачетных книжек которых заканчиваются на цифры от 8 до 9, выполняют вариант №4

Второе. При выполнении четвертого задания каждого варианта особое внимание уделите иллюстрированию примерами из жизни, своей профессиональной, используя публикации из средств массовой информации. Ценность и уровень контрольной работы еще более возрастут, если студент сможет достаточно квалифицированно и интересно прокомментировать какие-то факты, наблюдения, сформулировать собственные выводы.

Третье. При выполнении заданий в обязательном порядке должны приводится ссылки на конкретные нормы, статьи и разделы действующих законодательных и иных нормативно-правовых актов, на научно-практические комментарии ученых и практикующих юристов. Отсутствие таких ссылок будет рассматриваться как серьезное нарушение требований, предъявляемых к содержанию и оформлению контрольной работы, что может повлечь неблагоприятные последствия для студента в виде незачета.

 

 

____

ВАРИАНТ 1

Задание 1. Избиратель Володин, придя на избирательный участок, обнаружил в списке избирателей неточное написание своей фамилии. Он обратился с заявлением в районную администрацию с просьбой внести соответствующие исправления. Однако в администрации ответили, что они не имеют таких полномочий, а такие исправления вправе сделать участковая избирательная комиссия.

Найдите правильное разрешение возникшей ситуации, используя Конституцию РФ и иные нормативно-правовые акты избирательного законодательства.

Задание 2. Общество с ограниченной ответственностью «Кристалл» обратилось в федеральный районный суд с иском к супругам Матвеевым, требуя возмещения материального ущерба, вызванного невозвращением одним из них денежной суммы в размере 19 тыс. руб., взятых в качестве ссуды для завершения строительства дачи. Должник заявляет, что взятая сумма может и должна быть выплачена только им лично, поскольку указанную им сумму он брал, не ставя в известность об этом супругу.

Ответьте на вопросы:

а) В чем непосредственно выражаются обязательственные отношения в описанной ситуации?

б) Каков порядок обращения взыскания на совместную собственность супругов?

в) Что такое законный и договорный режим имущества супругов?

 

Задание 3. К вам обратился ваш знакомый водитель Михеев, с просьбой помочь разобраться в следующей ситуации. Должностное лицо (главный инженер ПМК) обязало его привезти монтажников на необорудованном для этого грузовом автомобиле в субботний день, обосновывая свое требование производственной необходимостью. Михеев отказался, за что он был сначала отстранен от работы, а через короткое время (две недели) и вовсе был уволен с работы с мотивировкой «за невыполнение приказов руководства.».

Каков будет Ваш совет своему знакомому Михееву? Какие нарушения трудового законодательства усматриваются в данном случае?

Задание 4. Раскройте понятие, признаки и состав административного правонарушения. Ответ проиллюстрируйте примерами и комментариями.

___

ВАРИАНТ 2

Задание 1. Чарльз Кронфилд, гражданин Великобритании, работал главным инженером механического завода и проживал в г. Екатеринбурге. После женитьбы на преподавателе экономического колледжа Надежде Носовой он решил остаться и принять российское гражданство и отказаться от британского.

Как решится вопрос действующим российским законодательством?

Задание 2. Ученик 8-го класса Ломтиков без ведома родителей внес в отделение Сбербанка деньги, подаренные ему дедушкой ко дню рождения. Закончив 9 классов, Ломтиков в сентябре поступил работать учеником токаря на фабрику и в том же месяце купил у Петкевича японский магнитофон. При этом часть денег он выплатил из накопленных, а остальные обещал выплатить в течение 3 месяцев из заработной платы.

Узнав о сделке, родители Ломикова потребовали, чтобы Сбербанк закрыл счет на имя сына. Кроме того, они обратились в суд с иском к Петкевичу, требуя расторгнуть договор покупки магнитофона, поскольку согласия на это они не давали.

Какое решение должен вынести суд?

Задание 3. Важенин находился в близких отношениях 17-летней Кругловой. Родители последней, узнав, что она беременна, стали требовать от Важенина, чтобы он женился на ней. Важенин вначале отказывался от подачи заявления о регистрации брака, мотивируя тем, что Круглова страдает слабоумием и не отдает себе отчета в своих действиях. Однако после многократных угроз со стороны родственников Кругловой он был вынужден подать такое заявление в органы загса.

Дайте правовую оценку сложившейся ситуации?

Задание 4. Раскройте понятия и охарактеризуйте основные черты административной ответственности. Ответ проиллюстрируйте примерами и своими комментариями.

_____

 

ВАРИАНТ 3

Задание 1. 1 августа в Министерство здравоохранения Свердловской области поступила жалоба от военнослужащего Иванченко. Не получив ответа Иванченко 25 сентября попытался выяснить, почему нет никакой реакции на его жалобу. Однако в министерстве ему ничего не пояснили, предложили подождать еще немного. На повторное обращение Иванченко через две недели в канцелярии ему сказали, что его жалоба, к сожалению, утеряна и предложили написать повторную.

Прокомментируйте сложившуюся ситуацию и найдите его правовое решение на основе действующего конституционного законодательства.

 

Задание 2. ЗАО «Лес» продало полному товариществу «Строитель» партию стройматериалов. При заключении договора покупатель полностью оплатил их стоимость, однако получил фактически от ЗАО «Лес» лишь часть из них, так как некоторые материалы, предложенные продавцом, оказались бракованными. Об этом был составлен акт, в котором указывалось, что продавец обязуется по частям передать непосредственные стройматериалы. В последствии ЗАО несколько раз передавало покупателю небольшие партии материалов, но в целом договор оказался невыполненным на 40%.

Через некоторое время ЗАО «Лес» перепрофилировалось и отказалось исполнять договор. Тогда покупатель обратился с требованием о возмещении стоимости недопоставленных стройматериалов, неустойки и возмещении убытков. При рассмотрении дела в арбитражном суде ответчик заявил, что с момента заключения договора уже прошло три года и четыре месяца, поэтому в иске должно быть отказано.

Какое решение должен принять арбитражный суд?

Задание 3. 16-летнему члену семьи вынужденного переселенца отказали в постановке на очередь на биржу труда и в признании его безработным. Родители обратились за помощью в миграционный отдел, считая что нарушаются права их сына на труд.

Прокомментируйте подробно данную ситуацию и предложите правильное с точки зрения трудового законодательства решение.

Задание 4. Раскройте понятие и охарактеризуйте содержание трудового договора.

 

____

ВАРИАНТ 4

Задание 1. Заселившись в купленную им квартиру, К. подал заявление о регистрации его по месту жительства, приложив к заявлению паспорт и договор купли-продажи. К. было отказано в регистрации, так как он не снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, и не встал на воинский учет.

Правомерен ли отказ в регистрации?

Задание 2. Предприниматель Извеков занял значительную сумму денег у предпринимателя Чанова для закупки партии кожаных пальто и курток в Турции. В обеспечение выполнения обязательства был заключен договор о залоге автомобиля «Жигули». Автомобиль был передан Чанову. Через несколько дней автомобиль был угнан. Поиски автомобиля милицией оказались безрезультатными.

Ответьте на вопрос: Имеет ли право Извеков зачесть требование к Чанову о возмещение убытков, причиненных утратой заложенного автомобиля, в погашение денежной суммы, обеспеченной залогом?

Задание 3. После смерти Феликса Фокина, 45 лет, жителя г. Сочи, осталось завещание, согласно которому его приватизированную однокомнатную квартиру со всеми предметами домашней обстановки и обиход наследовала племянница Маргарита Митина, живущая в г. Ростов-на-Дону вместе со своей матерью, сестрой умершего, а автомобиль «Ситроен»- нетрудоспособный Валерий Фокин, 70 лет, усыновивший его вместе с сестрой в младенческом возрасте. Жена последнего к этому времени уже умерла. Из имущества Феликса Фокина оказались незавещанными автомобильный гараж и 200 тыс.руб. на срочном вкладе в Сбербанке, которых на момент составления завещания не было.

После открытия наследства в нотариальную контору с заявлениями о принятии наследства, кроме наследников по завещанию, обратились: сестра наследодателя Алена Митина- мать Маргариты, её кровная мать Наталья Носова и кровная сестра Ирина Носова, а также кровный сын Валерия Фокина- Леонид Фокин.

Призванному к наследованию незавещанного имущества наследодателя Валерию Фокину передали гараж. Однако незадолго до окончания срока принятия наследства Валерий Фокин отказался от автомобиля «Ситроен» и гаража в пользу сына Леонида Фокина.

Дайте правовую оценку данной ситуации?

Задание 4. Дайте понятие коллективного договора,порядок его принятия и приложите текст конкретного коллективного договора.к контрольной работе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1252; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.