Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория квазиконкурентных рынков: применение в России




 

Долгое время в мировой экономической науке и практике традиционным было отождествление монопольной власти с высоким уровнем концентрации продавцов на рынке. Постепенно происходило осознание того факта, что монопольная власть может сочетаться с достаточно низкой концентрацией продавцов на рынке. Одним из примеров монопольной власти, сочетающейся с низким уровнем концентрации, является монопольная власть на региональном рынке, предполагающая высокий уровень концентрации на общенациональном уровне. Другим примером служат вертикально интегрированные структуры. Так, при наличии высокой степени вертикальной интеграции вертикальных ограничений российский рынок бензина невозможно причислять к конкурентным.

В начале 1980-х годов в мировой экономической мысли был сделан следующий шаг по пути уточнения взаимосвязи концентрации и монопольной власти - теория квазиконкурентных рынков. Если рынок является квазиконкурентным, цена на нем равна средним издержкам, отраслевой выпуск производится с наименьшими издержками. Угроза входа со стороны потенциальных конкурентов заставляет крупного производителя снижать цену и увеличивать объем продаж. Квазиконкурентный рынок обеспечивает эффективный выпуск в отрасли и отсутствие рыночной власти у какого-либо экономического агента без специального вмешательства государства. Отсутствие барьеров входа/выхода даже при наличии небольшого числа фирм в отрасли приводит к снижению долгосрочной прибыли фирмы до нуля, что дает возможность характеризовать такие рынки, как подобные конкурентным по результатам их функционирования, хотя по поведению фирм и формально структурным признакам (небольшое число фирм, дифференциация товара и т. д.) эти рынки были бы олигопольными или монополизированными, Наиболее типичным (если не единственным) примером квазиконкурентных рынков в западной экономике считается рынок услуг авиационного транспорта. Применительно к другим рынкам считается, что в любой отрасли существуют хотя бы минимальные необратимые издержки и/или время реакции старых фирм достаточно мало, так как они обладают преимуществами опыта функционирования. Отсюда делается вывод, что теория квазиконкурентных рынков мало применима на практике.

Не такое положение складывается в российской экономике. На наш взгляд, теория квазиконкурентных рынков является чрезвычайно актуальной для анализа положения предприятий в современной российской экономике. Для многих рынков необходимые условия эффективной конкуренции даже при высокой степени концентрации продавцов на рынке выполняются, поскольку:

• производство демонстрирует положительную отдачу от масштаба, так как реальный объем выпуска значительно ниже производственной мощности предприятий. Если фирма выпускает товара меньше своей производственной мощности, то с ростом выпуска издержки на единицу продукции снижаются. Даже без специального исследования зависимости издержек на единицу продукции от выпуска можно с полным основанием предполагать, что при коэффициенте использования производственной мощности ниже 60-70% отдача от масштаба производства будет положительна.

Традиционной для западной экономической теории служит трактовка избыточных мощностей как разновидности стратегических барьеров входа. Крупные предприятия, располагающие избыточными мощностями, приобретают возможность в ответ на вход потенциального конкурента увеличить объем продаж, понизить цену и предотвратить тем самым сокращение контролируемой ими доли рынка. На наш взгляд, такая трактовка избыточных мощностей в современной российской экономике была бы абсолютно неадекватной. С точки зрения здравого смысла, трудно предположить, что в целях стратегического предотвращения входа фирма будет сознательно сокращать коэффициент использования производственной мощности до 40-50%, те более что предотвратить вход в данном случае невозможно - увеличение отраслевого выпуска в несколько раз может быть, как правило, достигнуто формально вообще без входа конкурентов - за счет более полного использования мощностей уже действующими в отрасли предприятиями. Нами было установлено, что, к примеру, для нефтехимической промышленности в целом, крупные предприятия имеют более высокую степень загрузки производственных мощностей. Иными словами, экономический смысл избыточных мощностей в экономике, переживающей спад, меняется на диаметрально противоположный - относительно низкий уровень избыточных мощностей можно рассматривать как реализацию конкурентных преимуществ крупных производителей;

• барьеры входа на рынок для потенциальных конкурентов достаточно низки, так как выпуск дополнительного объема продукции не требует создания дополнительных производственных мощностей. Так, например, при данных производственных мощностях объем отраслевого выпуска на рынке синтетического каучука может быть увеличен в 3,5-4 раза. Низкими являются и географические барьеры входа на рынок. Предприятия-производители синтетического каучука достаточно равномерно распределены (с учетом плотности потенциальных потребителей) по двум осям: Красноярск - Омск - Стерлитамак - Тольятти и Ярославль - Тула - Воронеж - Волгоград. Для синтетического каучука относительно невысоко влияние транспортных тарифов на цену приобретения: за период 1994-1996 гг. удельный вес транспортных расходов в цене приобретения колебался в границах от 0,9 до 4,8%. Следовательно, уровень региональной монопольной власти должен считаться относительно невысоким.

Довольно невысокий уровень рентабельности производства синтетического каучука (15% в 1994 и 27% в 1995 в сравнении с 49% в 1990 году) также можно рассматривать в качестве косвенного свидетельства в пользу предположения о том, что рынок синтетического каучука относится к квазиконкурентным рынкам.

Дополнительным аргументом в пользу признания рынка каучука и сходных с ним рынков квазиконкурентными может служить установленная обратная связь между размерами предприятия и его устойчивостью на рынке. Для рынка синтетического каучука характерны существенные размеры предприятий (численность занятых в пределах от 1195 человек на предприятии КП «Стерлитамакский завод синтетического каучука» до 8819 человек в Тольяттинском ТПО «Синтетический каучук»), что наряду с высоким уровнем производственных мощностей усиливает «угрозу» лидирующим по объему реализации продавцам со стороны остальных производителей отрасли.

Такая ситуация характерна не только для производства и реализации синтетического каучука. Невысокий уровень промышленного производства в сравнении с объемом производственных мощностей создает ситуацию с высокой «угрозой входа» на значительной части отраслевых рынков в России.

Безусловно, не все отраслевые рынки будут однородны в этом отношении. Как показал опрос Центра экономической конъюнктуры, в третьем квартале 1996 года наибольшиймасштаб проблема избыточных мощностей приобрела в химической и нефтехимической отраслях, машиностроении и металлообработке, а также в легкой промышленности. Относительно благополучно обстоит дело в промышленности строительных материалов (табл. 4.1). При этом различия показателя коэффициента использования производственной мощности связаны не с размерами предприятий, а с отраслевыми особенностями.

Таблица 4.1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 849; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.