КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа. Контрольные вопросы для закрепления материала
Контрольные вопросы для закрепления материала 1. На какие группы делится словарный состав общенародного языка? 2. Какие слова относятся к активному словарному запасу языка? Приведите примеры. 3. Какие слова относятся к пассивному словарному запасу языка? Приведите примеры. 4. Каковы особенности процесса утраты слов языком? 5. На какие группы делятся устаревшие слова? Расскажите о каждой подробно. Приведите примеры. 6. Каким образом можно использовать устаревшие слова? 7. Каковы способы объяснения устаревших слов в тексте? 8. Какие слова называются неологизмами? 9. Каковы причины появления новых слов? 10. Каковы источники новых слов? 11. Что включает в себя понятие «авторские неологизмы»? 12. Поясните понятие «окказиональные авторские образования». Приведите примеры.
Примечание: упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего задания.
Упражнение 1
Укажите слова активного и пассивного словарного запаса. Ответ аргументируйте.
Абсцисса, агитка, армяк, бердянка, бионика, велеречивый, виночерпий, виньетка, гносеология, гобелен, головотяп, дзюдо, дурашка, жрец, залихватский, зерцало, конка, ликбез, острог, палица, припарковаться, сеанс, стереоэлектроника, электромобиль. Упражнение 2
Найдите устаревшую лексику в отрывках из книги В. Гиляровского «Москва и москвичи». Определите значения устаревших слов и укажите, являются ли они историзмами или архаизмами.
1. Так я в первый раз увидел колибер, уже уступивший место дрожкам, высокому экипажу с дрожащим при езде кузовом, задняя часть которого лежала на высоких, полукругом, рессорах. Впоследствии дрожки были положены на плоские рессоры и стали называгься пролетками.
2.- Дедушка, в Хамовники! - Кое место? - В Теплый переулок. Мне показалось это очень дорого. - Последнее слово - пятиалтынный. Без почину стою.
3. Среди этих палаток барахольщики раскладывали рогожи, на которых был разложен всевозможный чердачный хлам: сломанная медная ручка, кусок подсвечника, обломок старинной канделябры.
4. Двух- и трехэтажные дома вокруг площади все полны такими ночлежками, в которых ночевало и ютилось до десяти тысяч человек. Эти дома приносили огромный барыш домовладельцам. Под нижними нарами, поднятыми на аршин от пола, были логовища на двоих... Пространство в аршин высоты и полтора аршина ширины между двумя рогожами и есть «нумер»...
Упражнение 3
Найдите историзмы в данных текстах. Укажите, с реалиями каких эпох и народов они связаны.
1. Много надо трудиться смерду, чтобы и дань натурою оплатить боярину, и свою семью прокормить. Но и это еще не самое страшное. Стрясется какая-нибудь беда - пожар ли подворье уничтожит, скот погибнет или неурожай случится, - тогда к боярину нужно идти, в ноги ему кланяться, гривны занимать. Гривны-то он даст, но дорогой ценой - свободой своей приходится платить за них: смерд становится полностью зависимым человеком - закупом (А. Хижняк).
2. В этой обстановке законодательное собрание все больше и больше чувствовало себя лишним, и 3 сентября 1792 года под давлением провинциальных коммун и Коммуны города Парижа были произведены выборы в Конвент.
3. В монгольском войске был порядок, установленный Чингиз-ханом. Каждый всадник знал свое место в десятке, и в сотне, и в тысяче; тысячи воинов собирались в большие отряды, подчиненные воеводам....Поодаль, в степи, широким кольцом рассыпались черные татарские юрты и рыжие шерстяные шатры. Это был личный курень Чингиз-хана, стоянка тысячи избранных телохранителей великого кагана (В. Ян).
4. В Московских приказах пыль столбом - дьяки и подьячие шевелят лежалые бумаги... Скоро и звания эти будут забыты. Царь повелел учредить для управления страной Сенат... (В. Дружинин). Упражнение 4
Определите лексические значения выделенных слов. Какие из значений являются современными, а какие - устаревшими? Укажите, в каких случаях устаревшие значения слов выступают как историзмы, а в каких - как архаизмы.
1. Рыцарь грозно смотрел из-под забрала своего шлема с картины, висевшей в той комнате, где мы спали (Акс). Сквозь круглое стекло водолазного шлема Сальваторе увидел, что над ним, в аршине над его головой, стоит гигантский электрический скат (Купр.). 2. Надзиратель, прижавшись спиной к стене, выпятил свой толстый живот (М.Г.). Волк из лесу в деревню забежал, не в гости, но живот спасая... (Кр.). 3. Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете? (П.). Вечером пришли гости... папины сослуживцы, тетины знакомые курсистки (Кат.). Упражнение 5
Найдите архаизмы в отрывке из сказки А. С. Пушкина и определите их тип.
Три девы, красоты чудесной, В одежде легкой и прелестной Княжне явились, подошли И поклонились до земли. Тогда неслышными шагами Одна поближе подошла; Княжна воздушными перстами Златую косу заплела. С искусством, в наши дни не новым, И обвила венцом перловым Окружность бледного чела. За нею, скромно взор склоняя, Потом приблизилась другая...
Упражнение 6
Найдите устаревшую лексику. Определите, с какой целью использованы историзмы и архаизмы: 1) для создания торжественно-приподнятого настроения; 2) для создания исторического колорита; 3) для речевой характеристики героев; 4) в сатирических целях.
1. Перстами легкими, как сон, моих зениц коснулся он; отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы (П.). 2. На большой дуге, где, противно всем законам, присутствовали иноземцы... Петр мужественным голосом сказал боярам: - Понеже фортуна скрозь нас бежит, которая никогда так близко на юг не бывала: блажен, кто хватает ее за волосы. Посему приговорите, бояре; разоренный и выжженный Азов благоустроить вновь и населить войском немалым (А.Н.Т.). 3. Вышитое золотом, покрытое жемчужной сетью платье... бармы в лалах, изумрудах и алмазах (А.Н.Т.). 4. Ликом (король Карл) светел, в левой ручке - держава, в правой ручке - вострая сабля, сам - в золоте, серебре, конь под ним сивый, горячий (А.Н.Т.). 5. И на челе его высоком не отразилось ничего, потому что кроме спеси ничего на нем не было (Л. Лиходеев). 6. И он отверз свои уста, чтобы выдать очередную шуточку - пошлую и мерзкую (А. Крон). Упражнение 7
Ниже приведены слова, которые в 20-е или 30-е годы XX века являлись неологизмами. Проследите их дальнейшую судьбу в русском языке: 1) перешли в активный словарь; 2) стали историзмами или архаизмами.
Буденовец, громкоговоритель, женотдел, коллективизация, колхоз, красноармеец, ликбез, метро, октябренок, продотряд, профсоюз, пятилетка, рабфак, ревком, светофор, советский, совнарком, спартакиада, стахановец, субботник, троллейбус, ударник, управдом, шефствовать.
Упражнение 8
Проанализируйте данные неологизмы и определите пути их появления в русском языке: 1) слова, образованные в русском языке на основе имеющихся русских или заимствованных морфем; 2) заимствование; 3) придание слову нового значения.
Аэробус, варенки (джинсы), видеоклип, видеотека, виндсерфинг, гриль, металлисты (члены неформальной молодежной группы), морж (любитель зимнего плавания), панки, пиццерия, рэкетир, скафандростроение, слайды, супертурнир, телемост, универсам, фломастер, штрих (паста для исправления опечаток), электромобиль.
Упражнение 9
Найдите неологизмы. Определите, какие из них являются языковыми, а какие - авторскими.
1. Скорость марсохода невелика - за два года он может пройти лишь тысячу километров по поверхности планеты (Из газ.). 2. Отшельничаю, берложу, отлеживаюсь в березах, лужаечный, можжевельничий, отшельничаю (Возн.). 3....Опрозрачила ткань паутинная твой призывно откинутый стан (Л. Мей). 4. Армстронгит - новый материал, названный так в честь астронавта, первым вступившего на Луну (Из газ.). 5. В этом кипящем людовороте советской столицы такси нужны (Кольц.). 6. Провинция патриархальна: нет рокеров, металлистов, люберов, панков, хиппи. Только «фулиганы» (Из газ.). Упражнение 10 Найдите авторские неологизмы в стихотворении В.В. Маяковского «Европатория». Определите, по каким образцам, моделям русского языка они образованы. Почему такие неологизмы называют потенциальными словами?
Упражнение 11
Найдите авторские неологизмы. Укажите, являются ли они потенциальными словами или окказионализмами - словами, возникшими не по имеющимся в языке моделям, а по случайным созвучиям.
1. Угреет. С богом! По домам! Позвякивают колокольца (Вл.).
2. Но видимся ли миг, не видимся ль столетье – Не все ли мне равно, не все ль равно тебе, Раз примагничены к бессмертью цветоплетью Сердца улыбные в медузовой алчбе (Сев.). 3.Стоял январь, не то февраль, Какой-то чертовый зимарь. Я помню только голосок, Над красным ротиком парок И песенку: «Летят вдали Красивые осенебри, Но если наземь упадут - Их человолки загрызут» (Возн.).
Упражнение 12
Определите значения выделенных слов. В каком из примеров неологизмом является авторское значение слова? Как называются такие неологизмы?
I. Тоска по родине! Давно Разоблаченная морока! Мне совершенно все равно – Где совершенно одинокой Быть... (Цв.). 2. А там, в торжественном покое, Разоблаченная с утра, Сияет Белая Гора, Как откровенье неземное (Тютч.). Упражнение 13
В детской речи часто появляются неологизмы. Определите, какие из неологизмов, приводимых в книге К.И. Чуковского «От двух допяти», являются потенциальными словами (укажите модели, по которым они образованы) - окказионализмами, семантическими неологизмами.
Утки идут утьком, отпугивать (расстегивать пальто), корова рогает, я намакаронился, секретарша (та, которая рассказывает секреты), заключить дверь (запереть), сижу и отмухиваюсь, я мапин (мамин и папин), какой ты страшный спун! Чтобы сейчас было встато!, спец (тот, кто много спит), нанитывать бусы, отскорлупай мне яйцо, подфамилить бумагу, жукашечка (жук и букашечка), рукти (ногти на руках), оточительный нож (перочинный), журчей (ручей), начальная школа (школа для начальников), вихрахер (парикмахер). Упражнение 14
Прочитайте статью Юрия Шаталова «Первая гробница Святого князя» (см. Приложение 30) и проанализируйте её с точки зрения активного и пассивного словарного запаса.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 4746; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |