Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы и особенности становления логистики в России




 

Целесообразность и, в конечном счете, необходимость использования научных подходов и практических методов логистики в России совпало с переходом ее экономики к рыночным отношениям. Становление логистической концепции в развитых странах говорит за то, что потребность в теоретических разработках и практическом применении логистики зависит от конкретной ситуации, определяющей уровень развития производительных сил, действующих технологий, политической и социальной обстановки, состояния рыночных отношений. Поэтому возможности и темпы развития логистики и логистических подходов в России невозможно рассматривать в отрыве от имеющейся в настоящий момент социально-полити-ческой обстановки и хода экономических реформ.

Главным стимулом и главным, если можно так выразиться, «жизненным нервом» преобразований российского общества была и остается экономическая реформа, переход от планово-распреде-лительной системы к современной цивилизованной рыночной экономике. Первые несколько лет экономическая реформа вообще топталась на месте. Неудачи реформ в значительной мере были обусловлены технократичностью мышления их зачинателей, неспособностью оценить значимость социокультурного подтекста трансформации экономики, сопоставить осуществляемый ими переход к рынку с предшествующими этапами российской истории, осознать соотношение сил поддержки и противостояния реформам. Экономическая политика переходного периода эффективна только при условии ее социализации, органичного взаимодействия с соответствующей этому периоду социальной политикой. Логистический подход к управлению позволяет увязать экономические, организационные и технологические аспекты, а также совместить интересы поставщиков и потребителей.

В России имеет место ряд принципиальных особенностей и трудностей на пути внедрения логистической концепции и логистических принципов.

Во-первых, мировой опыт показывает, что непременным условием эффективности функционирования экономики рыночного типа является развитая инфраструктура товарных рынков, чего пока нет в России. Товарные рынки необходимы для создания условий поддержки необходимого соотношения между спросом и предложением, сокращения периода удовлетворения спроса и реализации товаров, ускорения оборота капитала, снижения общего уровня – издержек в процессе товарооборота, формирования цивилизованной конкурентной среды. Создание прогрессивной инфраструктуры товарных рынков преследует координацию деятельности различных субъектов экономики, т. е. комплексного системного подхода.

Во-вторых, напряженное общеэкономическое положение и тяжелая социальная атмосфера во всех слоях общества, высокий уровень монополизма и государственной собственности в важнейших отраслях экономики, низкий уровень объемов производства и жизни большинства населения мягко говоря не способствуют распространению логистики в России. На многих наших предприятиях просто отсутствуют условия для использования и внедрения логистических принципов, так как они «стоят на коленях».

В-третьих, идеи логистики являются новыми для большинства российских предпринимателей и менеджеров. В России нет достаточно квалифицированных кадров, которые не были бы жестко привязаны к узкой отрасли, достаточно глубоко разбирались в логистике, понимали ее суть и конкретные задачи и цели.

В-четвертых, у нас имеет место недооценка роли сферы обращения, которая в странах с развитой рыночной экономикой занимает ключевую позицию в логистике. Сфера обращения в России всегда финансировалась по остаточному принципу и до настоящего времени у многих руководителей имеется стойкий психологи-ческий барьер в признании значимости и роли сферы обращения в экономике.

В-пятых, Россия отстает даже от среднемирового уровня в развитии инфраструктуры экономики в целом. Следует отметить такие негативные факторы, как:

отсутствие продуманной и четко обозначенной стратегии распределения товаров в промышленности, сельском хозяйстве, торговле;

недостаточный уровень развития современных систем электронных коммуникаций, систем связи;

дефицит высокомеханизированных складов с сопутствующим комплексом сервисных услуг при наличии значительного числа складских помещений;

отсутствие практически на всех видах транспорта современного подвижного состава, отвечающего мировым стандартам, и высокая степень физического и морального износа имеющегося;

несовершенство тароупаковочной индустрии, слабое развитие промышленности по производству современной тары и упаковки (доля российской продукции, продаваемой в расфасованном и упакованном виде, едва превышает 40%, причем одна треть упаковки поставляется по импорту);

рынок транспортно-экспедиционных услуг формируется стихийно при дезинтеграции процесса, тогда как в мире идет процесс интеграции транспортно-складского бизнеса в крупные логистические компании и товарораспределительные логистические центры.

В-шестых, российское законодательство недостаточно корреспондируется с международным в области международной торговли, продвижения товаров, транспортирования, в результате чего ряд логистических цепей рвется.

В-седьмых, внешнеэкономическая деятельность не увязывается с общеэкономической концепцией развития, что снижает эффективность рыночных преобразований и темп экономического роста.

И, наконец, в-восьмых, – Россия имеет недостаточный уровень взаимодействия с зарубежными логистическими организациями и в первую очередь с ELA – Европейской логистической ассоциацией.

Приведенные выше факторы и негативные моменты в значительной степени тормозят применение логистических концепций и принципов в российскую экономику, в связи с чем повсеместное практическое использование их невозможно в короткий срок.

Однако в пессимизм впадать не следует, так как к 1990-м годам (с началом перехода к рыночным отношениям) в России имелись определенные предпосылки для внедрения логистических идей в различных отраслях экономики, которые целесообразно разделить на две группы: научно-теоретические и производственно-технологические.

Проблемы логистики следуют из потребностей экономики и бизнеса, особенно из потребностей интеграции России в мировое экономическое содружество.

Научно-теоретические предпосылки зиждятся на вузовской подготовке специалистов по ряду учебных дисциплин, имеющих прямое или косвенное отношение к логистике, а также научных трудах в областях системного анализа, технической и экономической кибернетики, теории исследования операций, массового обслуживания, управления запасами и др., составляющих теоретическую базу современной логистики. Российские ученые и специалисты внесли большой вклад в разработки по оптимизации материально-технического снабжения, оперативного управления производством, планирования потребности в материальных ресурсах.

Сейчас у нас принято ругать времена застоя (1970–1980). Тогда мы мало знали о логистике, но фактически имели систему логистики, нацеленную на массовое производство. Она существовала в рамках Госснаба, Минторга, Агроснаба и охватывала все сферы потребления и распределения со стандартной системой документооборота. Известны примеры эффективного использования в промышлен-ности отечественных микрологических систем типа РИТМ, КСОТО, а также систем оптимального оперативно-производственного планирования, контроля и управления запасами материальных ресурсов типа MRP.

Российские транспортные и экспедиторские предприятия, участвующие в международных перевозках грузов, первыми пришли к выводу о необходимости использования современных логистических технологий транспортировки и грузопереработки. Крупные транспортные и экспедиторские предприятия начали создавать собственные грузораспределительные и логистические центры, терминальные сети, системы информационно-компьютерной поддержки логистического сервиса.

Нашей стране необходимо и дальше, используя имеющийся зарубежный опыт и свой потенциал, быстрыми темпами внедрять современные логистические концепции и системы в рыночно ориентированных структурах экономики. Российские руководители и менеджеры различного ранга в своей практической деятельности должны ориентироваться на логистическое мышление, создавать в предприятиях и организациях отделы и службы логистики. Специалисты по логистике должны иметь солидные знания в области исследования операций, математической статистики, линейного и динамического программирования, то есть базу логистики. В связи с этим в рамках высшей школы должна быть налажена подготовка специалистов в данной области. Нужны логистические общества, журналы, семинары, школы, курсы, конференции, форумы, симпозиумы.

 

 

12 Производственная логистика. Ее цели и характеристика «жизненного цикла товара».

Из-за растущей конкуренции осуществляется переход от рынка производителя к рынку покупателя. Возрастающее значение приобретает максимальная ориентация на индивидуальные вкусы и запросы, что в свою очередь предполагает организацию мелкосерийного производства широкого ассортимента продукции. Основным средством решения этой проблемы является гибкая автоматизация, позволяющая эффективно производить продукцию, ориентированную на индивидуальный спрос.

Жизненный цикл – промежуток времени от разработки изделия до его снятия с производства и продаж – включает пять характерных этапов, зависящих от объема его реализации на рынке продаж и прибыли фирмы. Типичная картина жизненного цикла товара (изделия) представлена на рис. 6.1.

Первый этап – этап разработки (зарождения) нового изделия, как правило, занимает достаточно продолжительное время и связан с затратами и инвестициями компании на научно-исследовательские, конструкторские и проектные разработки.

Второй этап – этап внедрения (выведения) товара на рынок. Он характеризуется медленным ростом объема продаж из-за его новизны для потребителей и сравнительно большими затратами на рекламу и продвижение, вследствие чего прибыли практически нет.

Третий этап – этап роста – соответствует быстрому росту объема продаж (при условии принятия его на рынке) и прибыли компании. Сложности логистического управления связаны с точностью прогноза и тщательностью контроля за сбытом, так как этот период непродолжителен.

 

 
 

 

Рис. 6.1. Жизненный цикл товара

 

Четвертый этап – этап зрелости, когда объем продаж и прибыль достигают своего максимума, хотя темпы роста замедляются. Окончание этого периода связано с уменьшением объема продаж и прибыли, что объясняется появлением товаров – заменителей конкурентов и затратами фирмы на поддержание спроса и защиту от конкурентов.

Пятый этап – этап упадка (насыщения рынка) характеризуется достаточно резким уменьшением объема продаж и значительным уменьшением прибыли. Логистическое управление должно быть направлено на уменьшение торговых точек и запасов товара, равно как и на прекращение выпуска изделия.

Целью производственной логистики является достижение рациональных форм снабжения предприятий и рынков сбыта. При этом должны быть выполнены слагаемые эффективности

13 Слагаемые эффективности логистики.

 

Время поставки. Сроки (цикл) поставки включают в себя промежуток времени между датами выдачи и принятием заказа. Цикл поставки – один из основных компонентов эффективности логистики. Если срок поставки у предприятия ниже, чем у его конкурентов, то это может быть решающим фактором предпочтения для потребителя.

Готовность к поставке. Готовность к поставке характеризует согласованность сроков выполнения заказа, связанных с пожеланиями клиентуры и подтверждением срока выполнения заказа предприятием.

Верность поставки. Точность соблюдения сроков поставки служит оценкой обязанности поставщика, его верности согласованным договоренностям, что в свою очередь, является мерой надежности и доверия, которые клиент проявляет к изготовителю.

Качество поставок. Качество поставок определяется долей заказов, выполненных без дефектов в соответствии со спецификацией клиента. Под спецификацией клиента понимается совокупность всех аспектов поставки, исключая сроки. Например, точность изготовления продукции требованиям заказа, технические параметры, требуемое количество и доставка в указанное место назначения.

Гибкость. Под гибкостью понимается готовность выполнить вносимые клиентом изменения по сравнению с установленными спецификацией заказа.

Готовность к информации. Информационная готовность определяется способностью предприятия выдавать запрашиваемые клиентом сведения на всех стадиях выполнения заказа. В качестве меры ее измерения можно принять отношение числа быстрых и точных ответов на запросы к общему количеству запросов за определенный промежуток времени.

Весомость перечисленных компонентов эффективности зависит от значения каждой из них для рынка сбыта конкретного предприятия. В последнее время наряду с такими классическими факторами конкуренции как качество и цена компоненты эффективности логистики приобрели доминирующее значение при выборе клиентами производителей продукции.

14 Концепции MRP-I. Блок-схема системы.

Одной из наиболее распространенных логистических концепций, на основе которой разработано и функционирует большое число микрологистических (производственных) систем, является концепция MRP (Material Requirement Planning) – планирования потребностей в материалах. Связанная с MRP концепция управления весьма часто рассматривается как универсальное средство решения всех проблем предприятия на пороге предстоящего периода, особенно в условиях неизбежного обострения конкуренции на международном рынке. Система MRP (известная также под названием MRP-I) была разработана в 60-е годы. Создание этой системы совпало с массовым распространением вычислительной техники. Суть концепции MRP заключается в сочетании высокой производительности труда и высокого качества, при этом повышение качества не влечет за собой увеличение производственных издержек. На первый план выходит не строгая дифференциация комплекса производственных задач и управленческих функций, а системный интегрированный подход к их выполнению. Блок-схема системы MRP представлена на рис

К основным элементам система MRP можно отнести следующие:

1. Групповой характер труда. Групповая работа в Японии – результат коллективисткой культурной традиции. Свыше 75% человек, занятых в производственном процессе, организованы в рабочие группы – «команды». В состав группы входят 5–10 человек, которым поручается широкий спектр задач. Каждый член «команды» должен быть в состоянии выполнить любую работу с соответствующим качеством. Такая тенденция в свою очередь предопределяет постоянное упрощение рабочих операций.

В круг задач группы входит выполнение требований к качеству продукции, выравнивание производительности труда в группе, оптимальная эксплуатация оборудования, самостоятельная организация и распределение задач в группе, регулирование перерывов в работе.

«Команду» возглавляет руководитель со значительными специаль-ными и административными полномочиями. Он отвечает за наем новых работников, их подготовку, оплату труда, стандарты по качеству, снабжение. В выработке решений принимают участие все члены коллектива. Отсюда возникает высокая удовлетворенность трудом, низкие потери рабочего времени.

2. Тотальный контроль качества. Гарантия качества продукта и производственного процесса обеспечивается на уровне рабочей группы. Стратегия нулевого эффекта, предполагающая ликвидацию брака усилиями виновного, обеспечивается высоким уровнем – квалификации персонала и высокой индивидуальной ответственностью за качество.

3. Ориентация на клиента. Ускорение и синхронизация процесса создания материальных ценностей с ориентацией на запросы клиента обеспечивается тесной связью между торговыми посредниками, сбытовыми группами и специальными работниками по вопросам предложений, гарантий и обслуживания.

Торговые посредники собирают и поставляют оперативную информацию о рыночных тенденциях. Сбытовые группы ищут долгосрочные связи с клиентами, а специальные консультанты обеспечивают их информацией по поводу предложений.

4. Постоянные инженерные разработки. Ускоренная параллельная разработка новой продукции и средств ее производства. Заблаговременное, ориентированное на рынок, планирование критически важных качественных характеристик продукции.

5. Сотрудничество с субпоставщиками. Систематическое сокращение доли компонентов собственного производства привело к созданию специфической системы зависимых предприя-тий – субпоставщиков. Партнерство заключается в постановке общих целей, разработке программ сокращения издержек производства и повышении качества продукции. Субпоставщики привлекаются к участию в долгосрочной перспективе в распределении прибыли головных концернов. Работа субпоставщиков контролируется системой «точно в срок», о которой будет рассказано ниже.

6. Простота и функциональная целесообразность. Стремление к разумным границам автоматизации производства. Чрезмерная сложность не дает возможности работнику сконцентрировать внимание на главном – непосредственное создание материальных ценностей.

Машины и оборудование в районе рабочего места располагаются таким образом, чтобы обеспечить к ним кратчайший путь и возможность прямого вмешательства при неисправности.

7. Гибкое производство. Небольшой станочный парк, продукция выпускается малыми партиями. Переналадка станков на выпуск новой продукции занимает мало времени. Переналадку делают сами рабочие, которые имеют высокую квалификацию широкого профиля.

8. Информационные системы быстрого доступа – сети.

9. Управление персоналом. Приоритетные значения имеют следующие внутрифирменные ценности:

сильный коллективный дух;

взаимные обязательства и поддержка;

открытый и постоянный обмен информацией;

совместное выявление и регулирование конфликтных ситуаций;

образ мышления, ориентированный на качество;

гибкость в работе и готовность к обучению.

15. Особенности и отличительные черты системы MRP-II.

С начала 1980-х годов в США и Западной Европе стали применяться разработки, связанные с модификацией концепции MRP, получившей название MRP-II. Система MRP-II (Manufacturing Resources Planning, MRP) – второе поколение системы MRP, отличающаяся от последней, в первую очередь, не по уровню развития технологии, а по гибкости управления и номенклатуре функций. Системы MRP-II рассматриваются как эффективное планирование при реализации стратегических целей предприятия в логистике, производстве и финансах. Подавляющее число западных специалистов оценивают MRP-II как инструмент планирования и управления ресурсами предприятия (организационными, материальными, финансовыми) с целью достижения минимума запасов на всех стадиях производственного процесса.

Преимущество системы MRP-II по сравнению с MRP-I состоит в лучшем удовлетворении потребительского спроса за счет сокращения производственных циклов, минимизации запасов, лучшей организации поставок и быстрой реакции на изменения спроса. Система MRP-II предоставляет большую гибкость в планировании и обеспечивает уменьшение издержек по управлению запасами.

Система MRP-II включает функции MRP-I, а также ряд новых функций, не свойственных системе MRP-I. Кроме функций MRP-I система MRP-II включает: блок прогнозирования и управления спросом, составление графика выпуска готовой продукции (производственного расписания), расчет плана загрузки мощностей, блок размещения заказов и контроля закупок (материальных ресурсов), а также блоки программного комплекса. Важное место в системе MRP-II отводится алгоритмам прогнозирования спроса, потребностям в материальных ресурсах, уровню запасов.

В дополнение к системе MRP-I рассматривается комплекс задач контроля и регулирования уровней запасов материальных ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции на ЭВМ. Современная вычислительная техника и программное обеспечение позволяют осуществлять работу производственных логистических систем, основанных на концепциях MRP, MRP-II в режиме реального времени и с возможностью ежедневного обновления баз данных, что кардинально меняет эффективность планирования и управления материальными потоками.

Как правило, в базовую составляющую пакетов прикладных программ МRР-II входят: планирование поставок (материальных ресурсов, средств производства), расчет графика производства (производственного расписания), контроль работы цехов и подразделений предприятия, управление сбытом (реализацией) готовой продукции и закупками сырья. Многие пакеты прикладных программ МRР-II дополнительно включают функции прогнозирования, электронного обмена данными, получения финансовой отчетности и т. д. Следует отметить, что у системы МRР-II значительно меньший срок окупаемости по сравнению с МRР-I и она может быть внедрена за более короткое время.

16 Фактор времени в работе предприятий. Система «точно в срок».

Время наряду с качеством, издержками, гибкостью является для многих предприятий чрезвычайно важным целевым показателем. Время наряду с качеством, издержками, гибкостью является для многих предприятий чрезвычайно важным целевым показателем. Рыночный успех им зачастую приносят сокращение производственного цикла, точное соблюдение графиков поставки, быстрая адаптация к меняющимся условиям, ускорение разработки новой продукции. Нередко значение ускорения производственного цикла и его стадий настолько велико, что ориентация на экономию времени становится приоритетным направлением в политике предприятия. Иными словами, время для таких предприятий превращается в основной фактор конкурентной борьбы.

Время выступает как главный фактор в том случае, когда в условиях конкурентной борьбы предприятию необходимо проводить разработку и внедрение новых организационных структур, производственных систем и моделей поведения.

Для внутренней среды предприятий и фирм с фактором времени связана: необходимость в ускорении адаптации фирменной стратегии и структур; разработка новой продукции; сокращение производственного цикла и продолжительности процессов в других сферах деятельности.

Компании, взявшие на вооружение время в качестве основного конкурентного фактора, организуют свою деятельность в рамках отдельных проектов.

Комплексность проектов предопределяет поэтапное их выполнение.

1-й этап – предварительная оценка: формирование проектной группы, установление уровня конкурентоспособности, который предполагается достичь, формулирование целей, разработка плана осуществления проекта.

2-й этап – системный анализ: определение роли и места всех производственно-хозяйственных процессов, разграничение основных и вспомогательных функций, анализ фактического состояния дел, выявление возможностей экономии времени.

3-й этап – выработка решений: расширение проектных групп для выработки альтернативных решений по основным исходным пунктам, разработка пакетов мероприятий, перестроечных планов и систем измерений.

4-й этап – системные изменения: устранение барьеров на пути внедрения проектов.

5-й этап – маркетизация результатов: информирование потребителей о проведенной реконструкции, установление связей с клиентами.

В виде обобщения можно выделить следующие принципы, на которых строится концепция конкуренции на базе минимизации времени:

ориентация на время (время как таковое подлежит количественной оценке при подготовке и проведении деловых операций);

ориентация на количественный подход (если компания решает в два раза увеличить скорость своих операций, она имеет все шансы выиграть в конкурентной борьбе, несущественные улучшения недостаточны);

ориентация на процесс (мышление масштабами всего производственного процесса облегчает оптимизацию, позволяет выявить узкие места);

ориентация на стоимость (устранение узких мест, ликвидация деятельности, не создающей добавленной стоимости);

ориентация на рабочие группы (решение проблем узких мест возлагается на рабочие группы).

Система «точно в срок» (Just in time, JIT) – это система производства и поставки деталей, комплектующих изделий к месту производственного потребления или в торговое предприятие в требуемом количестве и в нужное время. Эта система обеспечивает приспособление производства к изменениям, обусловленным сбоями в технологических процессах и линиях, колебаниями спроса на выпускаемую продукцию в торговле. Если система «точно в срок» (JIT) действует в масштабе всей фирмы и применяется также ее основными поставщиками, то обеспечивается ритмичность выпускаемой продукции и повышается ее качество, резко сокращаются производственные и товарные запасы, что дает возможность фактически высвободить часть складских помещений и использовать их для других нужд.

Система JIT является саморегулирующейся системой обеспечения производства материальными ресурсами и построена на принципах логистики. Прежде всего она затрагивает упорядочение движения материальных потоков, минимизацию производственных запасов и объемов незавершенного производства.

Система JIT предполагает сокращение до возможных пределов несоответствия между временем поступления материалов и полуфабрикатов на очередную стадию производства, минуя стадии промежуточного складирования, и временем их потребления. В связи с этим систему называют также «производством без запасов» или «работой с колес». Такой подход требует синхронизации материальных потоков и технологических операций до такой степени, когда завершение каждой производственной стадии является одновременно началом следующей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.