Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выбор поставщика. 1 страница




28. Общая характеристика коммерческой логистики. Степень централизации и соотношение «спрос-предложение».

Коммерческая логистика – это логистика в предпринимательской деятельности, связанная с разработкой рациональных методов управления материальными, информационными и финансовыми потоками в условиях рыночной экономики.

Объектом управления в коммерческой логистике является материальный поток на стадии движения от поставщика к потребителю. Предмет изучения – рационализация процесса физического продвижения продукции к потреблению. Цель коммерческой логистики – построение распределительной логистической системы.

На микроуровне решаются следующие задачи: планирование процесса реализации; организация получения и обработки заказа; выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации; организация отгрузки; организация доставки и контроль за транспортированием; организация послепродажного обслуживания.

К задачам на макроуровне относят: выбор схемы распределения материального потока; определение оптимального числа распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории; определение оптимального месторасположения распределительных центров; проектирование товаропроводящей системы без ухудшения потребительских свойств товара; управление процессом движения материального потока.

В целом существуют модели рынка двух альтернативных экономик: при полной централизации или полной децентрализации. Между этими крайностями в реальной жизни зачастую имеют место промежуточные варианты. Одной из главных задач регулирования экономики со стороны государства является координация поведения экономических субъектов. Современная интенсивная экономика, основанная на научно-техническом прогрессе не может быть полностью децентрализованной, ее нельзя свести к рынку свободной конкуренции, она нуждается в экономической интеграции, т. е. централизации.

На любую коммерческую и производственную деятельность влияет доля государственного сектора в общей экономике страны, равно как и динамика соотношения такого параметра как «спрос-предложение», крайними границами которого являются всеобщий дефицит или абсолютное перепроизводство. Эффективность применения логистики определяется удаленностью состояния экономики и рынка как от первой, так и второй крайностей. В случае значительного превышения предложения над спросом затрудняется сбыт, следовательно, и актуальность маркетинговой деятельности. В случае же абсолютного дефицита в экономике маркетинговая деятельность практически сводится к нулю, а вопросы стратегии решаются как распределительные задачи.

Мобилизация резервов, уменьшение хранимых и внутрипроизводственных запасов, а также использование организационных факторов как наименее затратоемких – таковы важнейшие направления в решении логистических задач. Проблемы регулирования запасов и организации материально-складского хозяйства относятся к разряду основных в коммерческой деятельности предприятий и фирм.

29. Модель управления рынком (концепция Нэша-Штакельберга).

Рассмотрим общесистемную модель Нэша–Штакельберга стабилизации инфляции и регулирования национальной экономики. Наиболее целесообразно применять рыночные конкурирующие стратегии Нэша–Штакельберга, составляющие основу современной технологии управления экономикой. Эти стратегии предложены американским математиком и экономистом Дж. Нэшем (нобелевским лауреатом в области экономики) и немецким экономистом Г. Штакельбергом, который первым реализовал социальный заказ рыночной экономики на разработку модели управляемого рынка. В настоящее время термин «стратегии Нэша–Штакельберга» повсеместно воспринимается как свободноконкурирующий рынок, подчиняющийся системной функции цели демократического общества и управляемый центральным координатором с помощью экономических рычагов управления (налоги, ренты, акцизы и т. д.). Основополагающая идея подхода Штакельберга заключается в оформлении рыночных отношений между субъектами рынка и центральным координатором (государством) как конфликтной иерархической ситуации. Каждый из участников (субъектов) имеет свою функцию цели, которую стремится реализовать, даже если она противоречит цели центрального координатора. Центральный же координатор занимает верхнюю ступень иерархической модели, он знает функции целей субъектов рынка нижнего уровня и их экономические возможности. Субъекты нижнего уровня, в свою очередь, знают функцию цели центрального координатора, как правило, представляющую собой национальную концепцию экономического развития, сформулированную (выработанную) основными политическими силами общества на основе соглашений (консенсуса). Вот что субъекты нижнего уровня не знают, так это систему санкций и поощрений, которой располагает центральный координатор. Неизвестность возможных наказаний или поощрений – это тот психологический рычаг, с помощью которого центральный координатор управляет рынком.

Первым начинает действовать центральный координатор, который оформляет свою стратегию в математическую задачу и решает ее как иерархическую игру с использованием известных ему экономических показателей. Решение оформляется в виде конкретных нормативов и лимитов, которые передаются игрокам нижнего уровня для руководства. Имея эти нормативы в качестве ориентиров, игроки нижнего уровня планируют деятельность согласно своим интересам. Поскольку функции целей игроков нижнего уровня, в пределах требований центрального координатора, и самих субъектов, совпадают, они выполняют одновременно и свои, и системные функции целей.

Если субъекты рынка нижнего уровня игнорируют установки и рекомендации центрального координатора, то через определенное время это непременно становится известным из статистической отчетности или в результате аудиторских проверок. При обнаружении этих отклонений центральный координатор применяет экономические санкции. В настоящее время эта теория достаточно хорошо разработана и применяется во многих странах как регулятор экономического роста и стабилизатор инфляции.

Реальность моделируемых процессов во многом определяется самими участниками, их экономическим и социальным положением. Рыночные преобразования в России, как известно, начались по инициативе исполнительных органов, заинтересованных в неукоснительной реализации рыночных отношений. В этом плане исполнительные органы выполняют роль центрального координатора рыночных преобразований или лидера по терминологии теории иерархических игр Нэша–Штакельберга. В оппозиции к лидеру находятся общественные организации и левые политические партии, отдающие предпочтение осуществлению рыночных преобразований на некоторой компромиссной основе. Это можно выразить математически специальными функционалами, зависящими от конкурирующих рыночных стратегий Нэша–Штакельберга. В конечном счете имеет место ситуация: исполнительные органы стремятся реализовать рыночные стратегии безоговорочно, а общественные организации и политические партии левого толка – снизить затраты товаропроизводителей. Решение конфликта представляет собой оптимальную программу рыночных преобразований (реформ).

30. Посредники и их роль. Целесообразность посредников.

Под посредником понимается субъект рынка, осуществляющий в соответствии с общественным разделением труда функции сведения производителей и потребителей товаров, содействия в согласовании их интересов, а также организации перемещения товаров из мест производства в места потребления в формах, обеспечивающих реализацию экономических интересов производителей и потребителей. Посредник может становиться и покупателем товара с той целью, чтобы затем его продать потребителю и получить доход за счет разницы в закупочной и продажной ценах. Основная цель посредника – получение доходов за счет действий, направленных на совмещение платежеспособного спроса и товарного предложения.

Деятельность любого посредника при рыночной экономике определяется спросом на его услуги. Посреднику важно доказать свою полезность для товаропроизводителей и потребителей: насколько услуги посредника при организации закупок и размещении заказов будут экономически выгодны клиенту по сравнению с самостоятельной организацией этой деятельности. В формализованном виде это соотношение можно представить следующим выражением:

УП < ЗК,

где УП – размер платы за услуги посредника,

ЗК – затраты клиента по самостоятельной организации закупки

и размещения заказов.

Целесообразность Ц пользования услугами посредника определяется как Ц = ЗКУП.

Издержки производства у товаропроизводителя и издержки обращения у посредника взаимосвязаны, а зачастую, и взаимозависимы. Расходы посредника должны окупаться. Товаропроизводитель готов оплачивать услуги посредника, потому что в конечном счете деятельность посредника и его расходы приводят к экономии издержек производства, связанных с закупками необходимых товаров и продажами готовой продукции. Деятельность посредника целесообразна в том случае, когда цена товара, приобретенного при содействии посредника, окажется ниже закупочной цены производителя при прямых поставках.

31. Отличительные признаки и виды посредников.

 

Рис. 8.1. Полный канал распределения продукции

 

Посредник, анализируя конъюнктуру товарных рынков, стремится заранее отреагировать на ее изменения путем воздействия на производителя финансированием инвестиционных программ под обязательство будущих поставок. Посредник, зная конъюнктуру рынка, вложит свои деньги только в те проекты, которые обеспечат быстрый рост производства необходимых потребителям товаров. Причем имеется в виду не простое и не столько наличие товаров как таковых, а таких товаров, которые быстро и выгодно реализуются по приемлемым для потребителей ценам.

В обобщенном виде дистрибуция – это некий механизм распределения продукции, причем, как правило, обособленный как от производителя, так и от потребителя (покупателя) и по-разному ими используемый.

При определении возможных вариантов распределения необходимо выявить типы и количество используемых посредников. В наиболее полном виде канал распределения представлен на рис. 8.1.

Хотя производитель может реализовывать товар напрямую без участия посредников, при наличии только розничного посредника или при содействии оптового и розничного посредников без присутствия мелкооптового. В свою очередь, все посредники отличаются друг от друга по двум признакам: от чьего имени работают и за чей счет ведут свои операции. Согласно такому подходу имеет место следующее подразделение посредников.

Дистрибуторы – оптовые и розничные посредники, осуществляющие свою деятельность от имени производителя и за свой счет. Обычно производитель предоставляет дистрибутору право торговать своей продукцией на конкретной территории и в течение определенного срока. Дистрибутор не является собственником продукции, хотя приобретает право на ее продажу. В случае заключения договора на поставку, дистрибутор может действовать и от своего имени. В логистическом канале распределения дистрибуторы занимают положение между производителем и дилерами.

Дилеры – оптовые (реже розничные) посредники, которые действуют от своего имени и за свой счет. Товар ими приобретается по договору поставки, и они становятся его собственниками после оплаты поставки. Отношения с производителем прекращаются после выполнения всех условий поставки. В логистическом канале дилеры занимают положение, наиболее близкое к конечным потребителям.

Комиссионеры – оптовые и розничные посредники, действующие от своего имени и за счет производителя. Производитель является собственником продукции до ее оплаты конечным потребителем, следовательно, комиссионер собственником реализуемой продукции не является. Комиссионер обязан обеспечить сохранность товара и отвечает за утрату или повреждение товара по его вине. Вознаграждение комиссионер получает в виде процентов от суммы проведенных операций.

Агенты – посредники, действующие как представители или помощники другого, главного по отношению к нему лица – принципала. Агенты, как правило, являются юридическими лицами и заключают сделки от имени и за счет принципала. Агенты могут быть универсальными (совершают любые юридические действия от имени принципала) и генеральными (заключают только те сделки, которые указаны в доверенности). Наиболее распространенный вид вознаграждения агента – процент от суммы заключенной сделки.

Брокеры – посредники, сводящие контрагентов при заключении сделок. Брокеры не являются собственниками товаров, как дистрибуторы или дилеры, и не могут распоряжаться товарами, как комиссионеры или агенты. Брокеры действуют на основе отдельных поручений и не состоят в договорных отношениях ни с одной из сторон, совершающих сделки. Их вознаграждение формируется как определенный процент от стоимости реализованной продукции и как фиксированная оплата каждой проданной единицы.

32. Реинжениринг бизнес-процессов.

Имеет место следующее определение реинжениринга: «BPR – это фундаментальный пересмотр и радикальное реконструирование бизнес-процессов с целью значительных улучшений показателей бизнеса» [24]. К «значительным» авторы относят не 5–10%, а гораздо больше; «радикальное» в их представлении – отказ от старого и проектирование нового процесса; «реконструирование» означает выполнение работ с меньшими потерями. Реинжениринг не связан только с реструктуризацией, это не сокращение рабочих мест и не автоматизация. Реинжениринг – это новая концепция проектирования работы не по иерархическому вертикальному управлению функциями и специализации труда, а по горизонтальным, или идущим от начала до конца, процессам создания ценности для потребителя. Основная философия реинжениринга – управление процессами, которые, в свою очередь, взаимосвязаны со всеми функциональными задачами компании, что в дальнейшем может потребовать радикальных изменений в структуре организации и распределении ответственности. Реинжениринг не предполагает отказа от функциональных подразделений, однако разросшаяся функциональная структура многих компаний и фирм стала неэффективной в решении целого ряда повседневных проблем.

Вместе с тем становится все более очевидным, что успешный бизнес могут вести лишь те компании, которые четко планируют свою деятельность с учетом наличных ограниченных ресурсов. Одним из таких способов планирования является разработка бизнес-стратегии компании. Для каждой хозяйствующей структуры главной целью является достижение положительных финансовых показателей. Система управления компанией или фирмой должна обеспечивать такую организацию хозяйственной деятельности, когда финансовые показатели позволяют проводить дальнейшее развитие и совершенствование компании. Источником дохода является реализация производимой продукции или услуг. Под бизнес-страте-гией понимаются долговременные целевые задачи по развитию и совершенствованию работы компании.

Авторы концепции реинжениринга, проверив на практике основные ее положения, разработали конкретную методологию проведения работ по реинженирингу в соответствии с теми наработками, которые имеются в компаниях по осуществлению различных программ совершенствования организации производственных процессов, что обеспечило концепции успешное распространение. Рекомендации авторов реинжениринга сводятся к следующим основным положениям:

1. Реинжениринг имеет дело с процессами, а не с подразделениями организационной структуры предприятий, хотя в результате реинжениринга может произойти организационная перестройка структуры управления предприятием. Авторы подчеркивают это различие и считают одной из коренных ошибок проведение под видом реинжениринга фактической реструктуризации (рис. 8.2).

2. Процесс в теории реинжениринга – это решение связанных между собой задач, результатом чего является создание определенной ценности для потребителя. Интеграция отдельных задач в процессе не исключает необходимости функциональной специализации. В реинжениринге, в отличие от распределения ответственности по вертикальным функциям, из числа руководителей верхнего управленческого звена назначаются ответственные за каждый процесс, а также ответственный за координацию всех процессов, так называемый «царь процесса». Структура управления должна иметь незначительное число уровней вертикальной иерархии с усилением координации и согласования по горизонтальным связям. Реинжениринг проводится лидером, который может принимать решения на уровне корпорации.

3. Реинжениринг направлен на такую организацию работы по каждому процессу, которая увеличивала бы степень сотрудничества (координация с открытым доступом к общей информации – групповая работа) и уменьшала бы степень посредничества (прямой вклад каждого – последовательная взаимозависимость). Иными словами отказ от разделения и специализации труда (принцип индустриализации) и смещение центра тяжести к групповой работе (принцип информатизации). При этом групповой характер работы (интеграция в противовес дифференциации) требует от каждого как высоких индивидуальных способностей, так и умения работать в группе (известно, что групповой вклад всегда больше, чем простая сумма индивидуальных вкладов).

4. Реинжениринг не должен ограничиваться только тем процессом, который реформируется, он должен затрагивать все смежные области производства. Изоляция – враг реинжениринга. Нужды и потребности других не должны игнорироваться, что позволит снизить возможное противодействие переменам. Противодействие всегда будет иметь место и нужно быть готовым к борьбе с ним.

5. Реинжениринг необходимо проводить быстро, с волей к победе, не бояться импровизации. Промедление может губительно сказаться на конечном результате. Первые положительные сдвиги должны быть получены не позднее чем через 12 месяцев. Возможность же получения быстрого результата подтверждается всей практикой внедрения реинжениринга.

6. Реинжениринг невозможен без создания единой базы данных, которая интегрирует информацию по обработке и прохождению заказов в дистрибутивной сети, системы инвентаризации, базы данных по оперативно-календарному планированию, базы данных системы контроля. Единая интегрированная база данных компании не только обеспечивает своевременный доступ к нужной инфор-мации, ускоряет координацию и согласование, но и значительно сокращает время принятия решения.

7. При сокращении общего времени протекания процесса необходимо в первую очередь уделять внимание сопоставлению общего времени выполнения того или иного элемента процесса и доли времени, в течение которого образуется добавленная стоимость. Анализ отношения времени образования добавленной стоимости к общему времени выполнения того или иного элемента процесса, включая вспомогательные работы, позволяет определить резервы сокращения времени всего цикла процесса. Прежде всего осуществляют меры по сокращению временных затрат по тем элементам, где это отношение наименьшее.

8. Все мероприятия, действия и решения должны быть проникнуты заботой о потребителе. Любой процесс строится с учетом требований потребителя, т. е. прежде всего уделяется внимание качеству продукции (услуг), стоимости, условиям доставки, безопасности использования и т. д. В связи с этим рекомендуется начинать реинжениринг с процесса, который более других отвечает интересам потребителя.

Для каждого процесса последовательно ставится цель сокращения времени на 50%. Закончив реформирование всех процессов, возвращаются к первому и вновь добиваются сокращения времени процесса на 50%. Таким образом, осуществляется непрерывное совершенствование организации производства по процессам, а затем и реструктуризация по вертикали.

9. Повышение результативности реинжениринга может быть достигнуто: приглашением опытного лидера со стороны и консультанта; формированием группы специалистов для изучения организации реинжениринга на других предприятиях; проведением разъяснительной работы на всех подразделениях компании о неизбежности и результативности перемен; проведением атаки на циников; возможным изменением направления деятельности и стратегии компании в пользу потребителя. В большинстве своем сотрудники любой компании не любят перемен, но перемены жизненно необходимы.

М. Бэл предлагает начинать реинжениринг с составления плана перепроектирования управления, и первым этапом является предварительный анализ. Реинжениринг практически означает перепроектирование одного за другим всех процессов, затем новое перепроектирование (непрерывное улучшение процессов по всему предприятию) и т. д. Для этого необходимо:

33. Определение и понятие услуги. Специфичность и правила предоставления услуг.

Согласно существующим понятиям к услугам относят все виды труда, непосредственно не связанные с изменением и преобразованием форм материи и явлений природы и производящие особую потребительную стоимость, которая выражается в общественно полезной деятельности самого труда в различных отраслях общественного хозяйства. К услугам относят и те виды труда, которые не овеществляются в предметно осязаемом, обособленном продукте труда (транспорт, связь).

Особенности деятельности по предоставлению услуг сводятся к следующим положениям:

услуги не могут существовать вне процесса их предоставления (т. е. они не могут накапливаться);

продажа услуг – это, фактически, продажа самого процесса труда, поэтому качество услуг определяется качеством самого процесса труда;

услуги представляют собой конкретную потребительную стоимость только в определенное время и в конкретном месте или направлении, что существенно ограничивает возможность их замены на рынке услуг;

услуги транспорта относятся к услугам, завершающим и (или) предваряющим процесс материального производства.

Услуги транспорта определяются как подвид деятельности транспорта, направленный на удовлетворение потребностей людей и характеризующийся наличием необходимого технологического, экономического, информационного, правового и ресурсного обеспечения. Под услугой, следовательно, подразумевается не только собственно перевозка грузов или пассажиров, а любая операция, не входящая в состав перевозочного процесса, но связанная с его подготовкой и осуществлением.

К услугам транспорта можно отнести: перевозку грузов и пассажиров; погрузочно-разгрузочные работы (погрузка, выгрузка, перегрузка, пересадка пассажиров, внутрискладские операции); услуги по хранению грузов и ожидающим пассажирам; услуги по подготовке и перевозке перевозочных средств; предоставление перевозочных средств на условиях аренды или проката; транспортно-экспедиционные услуги, выполняемые при перевозке грузов, пассажиров, багажа по обслуживанию предприятий, организаций, населения; перегон (доставка) новых и отремонтированных транспортных средств; прочие услуги.

Логистические (в том числе и транспортные) услуги основываются на семи основных положениях и правилах, а именно:

каждая оказываемая услуга уникальна для получателя;

в конечном итоге от оказанной услуги не остается ничего, кроме восприятия к информации;

услуга (или часть ее) не может быть рециклирована;

услуги нельзя нарабатывать про запас;

оказанную услугу нельзя отремонтировать;

оказанная услуга не может быть выполнена вновь;

память о хорошей услуге мимолетна, плохая же услуга помнится долго.

Наиболее значимыми компонентами при оценке качества предоставляемых услуг могут выступать следующие:

среда (интерьер, оборудование, внешний вид персонала и т. д.);

надежность (исполнение «точно в срок»);

ответственность (гарантии исполнения услуг, желание персонала помочь потребителю услуг);

законченность (наличие определенных навыков, необходимых знаний и компетентность персонала);

доступность (легкость установления контактов);

безопасность (отсутствие риска и недоверия со стороны потребителя услуг);

вежливость (любезность, корректность персонала);

коммуникабельность (способность персонала общаться с потребителем услуг на доступном и понятном ему языке);

взаимопонимание с потребителем услуг (искренний интерес к потребителю услуг, способность встать на его место).

34. Качество услуг. Компоненты качества. Потребительские ожидания клиента.

Когда потребитель услуг оценивает качество их, он сравнивает фактические величины параметров качества с ожидаемыми, и если они совпадают или оказываются близкими, то качество считается им удовлетворительным или приемлемым. Потребительские ожидания клиента основываются на следующих параметрах: речевых коммуникациях (слухах), т. е. информации об услугах, которую потребители услуг передают друг другу; личных потребностях (личностных представлениях клиента о качестве, его запросах и характеру его взглядов); прошлого опыта, т. е. на подобных услугах, оказываемых ему в прошлом; внешних коммуникациях (сообщениях) – информация поступает от поставщика услуг через средства массовой информации (радио, телевидение, пресса в виде рекламы).

Под качеством понимают совокупность свойств и характеристик услуги, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предлагаемые потребности.

35. Рациональный уровень сервиса.

Выбор рационального уровня сервиса в логистике является непростой задачей. Несмотря на то, что в учебной литературе логистическому сервису уделяется достаточно большое внимание, среди специалистов-практиков нередко бытует мнение не только о желательности, но и необходимости стремления к «стопроцентному сервису». Как правило, именно такой уровень сервиса трактуется как синоним клиентоориентированности компании, а попытки рассмотрения альтернативных вариантов в лучшем случае считаются ретроградством и отметаются. Обычно требование сервиса «не ниже ста процентов» подкрепляется ссылками на особую специфику компании: производственную, сбытовую, закупочную или какую-нибудь другую. При всей эмоциональной привлекательности идеи стопроцентного сервиса, с реальностью такой уровень сервиса обычно никак не связан. Стопроцентный сервис, поставленный в качестве цели, свидетельствует лишь о неумении оптимизировать логистические процессы.

В литературе по логистике системная оптимизация уровня сервиса анализируется довольно подробно, но, преимущественно, лишь качественно. Как правило, отмечается быстрый рост затрат при приближении уровня сервиса к ста процентам. Нередко скорость этого роста называется «экспоненциальной», хотя, как будет показано ниже, с хорошо известной элементарной математической функцией эта скорость никак не связана.

37.применение теории нечетких множеств(эврестический метод)при закреплении потребителей за распределительными центрами.

В последние годы заметно выросли масштабы и сферы применения эвристических методов для решения различных задач в области проектирования, прогнозирования и управления. Эвристические методы в высшей степени полезны в условиях применения интерактивных систем, когда за человеком, принимающим решение, остается последнее слово по выработке и принятию его. Особое место занимает теория нечетких (расплывчатых) множеств (НТМ), которая является важным разделом современной теории принятия решений.

Методы нечетких множеств применяют, как правило, в условиях ярко выраженной неопределенности, когда не представляется возможным использовать классические, в том числе вероятностные, модели для описания процессов и явлений. Имеется класс неопределенностей, которые характеризуются нечеткостью целей и ограничений. Такого рода неопределенности называются лингвистическими. В задачах управления или проектирования с помощью теории нечетких множеств, которые характеризуются лингвистическими переменными, такими как «высокий», «низкий», «не очень высокий», «хорошо», «неудовлетворительно» и т. д., принимаемые решения во многом зависят от субъективных оценок. Поэтому для того, чтобы принимать решение с помощью ТНМ, принимающий решение должен иметь сведения о переменных (их свойствах, характеристиках), объективно оценивать стоимостную (в широком смысле) структуру этих переменных и уметь пользоваться решающими правилами. Тогда с помощью набора лингвистических переменных можно получить ответы с достаточной степенью достоверности. Решение при нечетких целях и ограничениях также представляет расплывчатое множество и может рассматриваться как нечетко сформулированная инструкция.

Итак, пусть Х – множество свойств, характеристик или альтернатив, характеризующих конкретный объект, тогда каждому такому объекту может быть поставлено в соответствие нечеткое множество А, которое, в свою очередь, является подмножеством множества Х. При этом для любого свойства х: х Î Х. Для количественной оценки вхождения х в А введем величину М А(Х), которую назовем степенью принадлежности. Она характеризует степень включения свойств х в А. Причем М А(Х)Î(0,1), т. е. М А(Х) изменяется в интервале 0–1, а поэтому верхний уровень М А(Х) = S up M A(X) = 1 или 0 £ М А(Х) £ 1.

Степень принадлежности позволяет при оценке альтернативных вариантов перейти от лингвистических переменных к числовым скалярным показателям и, следовательно, перевести эту, на первый взгляд, довольно абстрактную теорию на язык инженера.

В качестве примера применения теории нечетких множеств в сфере материально-технического снабжения рассмотрим вариант, когда на некотором полигоне распределения товаров размещаются два распределительных складских центра. Задача состоит в том, чтобы приблизительно установить географические зоны тяготения к их обслуживанию. Критерием при выборе предпочтения отправителями или получателями того или иного складского центра является доступность, обусловленная «пространственным фактором» (расстояние, время, стоимость). Необходимо установить границы нечетких подмножеств А 1 и А 2 (при двух РСЦ), которые выражают потребительские пространственные или временные предпочтения отправителей и получателей. Предпочтения выражаются функциями, вид которых экспертами выбирается на основании здравого смысла.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 845; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.