Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ересь монархиан или антитринитариев




Маркионитство

Во времена послеапостольские многочисленнее всех других гностических обществ были маркиониты, придерживающиеся общих начал сирийского гносиса. Начало свое они ведут от Маркиона, сына синопского епископа. Он распространял около 150 г. свое учение в Риме. По его взглядам, в мире царит тот же дуализм, что и у прочих гностиков: с одной стороны — Благой Бог, а с другой — материя с ее властителем сатаною. У Маркиона нет эонов. Вместо эона у Маркиона создает мир бог демиург, что-то среднее между двумя первыми началами, который действовал и в Ветхом Завете. Однако он не смог спасти человечество от порабощения материи, и тогда сошел на землю сам Благой Бог, принявший призрачное тело, который и открыл людям закон благости и любви. Маркиониты существовали в Италии, Северной Африке, Египте, Палестине и др. странах вплоть до VI в.

Ересь монархиан явилась как результат стремлений человеческого ума постигнуть и уяснить одним разумом, без пособия веры, Богооткровенное учение, составляющее тайну для человека и принимаемое только верою.

Некоторые христиане, преимущественно из язычников, получили научное образование и усвоив себе привычку разрешать все вопросы и явления жизни на началах разума и науки, решились подвергнуть научному исследованию и догмат о Св. Троице. Они начали утверждать, что допущение единства и троичности в Боге в одно и то же время есть само в себе противоречие, которого не может постигнуть разум, а поэтому пришли к признанию только единства в Боге и отрицанию в Нем троичности. Держащиеся такого учения признаны были Церковью за еретиков, называвшихся антитринитариями (противу-троичниками) или монархианами (монос — один; архи — начало), т.е. признающими одно Лицо в Боге, одно начало.

Впоследствии монархиане разделились на две группы: динамистов и модалистов.

Видным представителем антитринитариев-динамистов был Павел Самосатский, занимавший в половине III в. епископскую кафедру в Антиохии. Учение динамистов сводилось к тому, что Бог есть единое существо, Лиц в Нем нет, а что касается Сына Божия и Духа Святого, то это не лица Божественные, имеющие отдельное, личное бытие, а только божественные силы, т.е. силы одного и того же Бога (динамис — сила).

Антитринитарии-динамисты в учении о Втором Лице Св. Троицы напоминают евионитов, признавая Христа человеком, на Котором преимущественным образом почивал Дух Божий.

Представителем антитринитариев-модалистов был египетский пресвитер САВЕЛЛИЙ (250-260). Модалисты (модус — вид, форма) также, допуская в Боге единое существо, учили, что Лица Св. Троицы — это только формы, или образы, в которых Бог открывается миру. Так, в Ветхом Завете Бог открывался в форме Бога Отца, в Новом Завете, для искупления рода человеческого, явился в форме, или виде, Сына, страдал и умер, отчего эти еретики называются еще патрипассианами (Pater passus est — отец страдал). Они тоже утверждали, что Второе и Третье Лицо Св. Троицы личного бытия не имеют. Учение патрипассиан напоминает учение гностиков-докетов.

Ересь антитринитариев большого распространения не имела.

В III в. еретические системы гностицизма начинают терять свое значение.

Однако, на смену им появляется новая ересь — манихейство. В этом учении отсутствуют идеи греческой философии и иудейской религии, но зато оно представляет собою смесь христианского учения с началами персидской религии Зороастра.

Основателем манихейства был персидский маг Манес. Он вначале принял христианство и был в одно время даже пресвитером. При персидском царе Сапоре I он вынужден был около 270 г. бежать в Индию, где, заключившись в пещеру, обдумал свою систему и изложил ее в сочинении “Ертенки — Мани”.

Система манихейская очень сходна с другими гностическими ересями, в основе ее лежит древний дуализм.

Манес утверждал, что от вечности существуют два царства: царство духа — добра и света и царство материи — зла и мрака. В первом властителем Бог добрый, во втором — злой демон; первого окружают двенадцать истекших из него чистых духов — эонов, второго окружают духи тьмы.

Однажды демоны издали увидели очаровательный блеск царства света и из зависти к гармонии и порядку, существующему в нем, сделали на него нападение. Но Отац света, для защиты своего царства, произвел из себя эона — Матерь жизни, который производит еще нового эона — Первого Человека, называемого у манихеев еще Христом, Иисусом Словом, Сыном Божиим. Первый человек вступает в борьбу с демонами, но истощается в ней до того, что демоны успевают овладеть частью его светлого существа. Отец света, на помощь ему, производит еще эона — Животворящего Духа. Этот освобождает от опасности непоглощенную еще царствам тьмы часть Первого Человека и помещает ее в солнце. Эта часть зона есть бесстрастный Иисус, часть же, поглощенная царством тьмы, есть страждущий Иисус.

Страждущий Иисус в этом случае делается “душею мира” — при помощи Животворящего Духа он образует видимый мир, в котором перемешано духовное с материальным. Но световая материя стремится к освобождению от уз материи тьмы.

Сатана замечает освобождение страждущего Иисуса и, чтобы положить этому конец, предлагает своим духам собрать все, имеющееся в царстве тьмы, частицы света в одно место и заключить их в материю. Сатана, облекши их в материю, творит, таким образом, человека по образу первого человека зона. Из материи и оставшихся еще небольших частей света он создает жену. От брачного союза человека с нею рождаются дети, от последних нарождаются новые поколения людей и т.д., при этом разумная душа, разделяясь по отдельным личностям, дробится на мелкие частицы, которые удобно удерживаются в материальных телах, как в темницах. Царство тьмы, таким образом, совершенно овладело духовною природою и посредством ложных религий — иудейства и язычества — продолжало поддерживать свое обладание. Но вот для освобождения своей страждущей половины бесстрастный Иисус сходит с солнца на землю, принимает только вид человека — Христа (докетизм), общается с людьми, открывает им об их духовном происхождении и научает как освободиться от материи. Ученики Христа, как люди, в которых материя взяла перевес над духом, извратили его учение. Предвидя это, Христос обещал после себя послать в мир параклита — Духа Утешителя, чтобы он очистил его учение от всякой примеси чувственности, продолжил и исполнил Его дело. Параклит, действительно, явился в лице Манеса и открыл царство Божие. Средство к освобождению от материи — это строгий аскетизм. Поэтому Манес проповедовал удаление от брака, запрещал употребление вина, мяса и проч., запрещал даже срывать растения и убивать животных, так как в тех и других находится душа мира, хотя и в бессознательном состоянии. Последним актом мировой жизни, по системе Манеса, как и по системам гностиков, будет восстановление первоначального дуализма, когда этот видимый мир сгорит и мировая душа возвратится к своему источнику. Сатана с своим царством будет уже бессилен тогда.

Секта манихеев распространялась преимущественно в западной половине Римской империи и особенно была сильна в IV и V веках. Против манихеев издавали строгие законы Диоклетиан и христианские государи IV и V столетий, но секта их не уничтожилась, скрываясь только на время и затем снова являясь, хотя и под другими названиями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.