КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Концепция политической культуры Г. Алмонда и С. Вербы
Честь создания теоретически обоснованной и завершенной концепции политической культуры принадлежит Габриэлю Алмонду и Сиднею Вербе. Сама идея такой концепции родилась у Алмонда в связи с разработкой теории политической системы, особенно при попытках сравнивать политические системы различных стран (статья «Сравнительные политические системы», 1956). К разработке этой концепции, которая давно превратилась не только в современную политическую теорию, но и метод политологии, Алмонд приступил в 1956 г. В совместной работе с Вербой «Гражданская культура. Политические установки и демократии пяти наций» (1963) они отмечали, что вводят термин «политическая культура» прежде всего для разделения политических и неполитических позиций и моделей поведения, но в то же время и для расширения возможностей использования в политологии концептуальных схем и подходов антропологии, социологии и психологии. В содержательном смысле политическая культура означает прежде всего «психологические ориентации относительно социальных объектов». С точки зрения сравнительного анализа политических систем политическая культура — это «политическая система, усвоенная в со- 310 Глава 16. Политическая культура 16.1. Концепция политической культуры Г. Алмонда и С. Вербы 311 Таблица 16.1. Операционные определения политических ориентаций
Источник: Политология /А. Ю. Мельвиль и др. М., 2004. С. 434-435. щихся, когнитивных, аффективных и оценочных ориентаций относительно политической системы вообще, ее аспектов "на входе" и на "выходе" и себя как политического актора»1. Исходя из этого же они выделили три типа политической культуры. Патриархальная или приходская (или парокиальная, от англ. parochial, от греч. para — около, oikos — место, хозяйство) политическая культура, т. е. политическая культура местных общин. Такая культура имеет место в обществах, где нет специализированных политических ролей, т. е. там, где либо еще не выделились институты политической системы и 1 См. Политология: Хрестоматия / Сост. М. А. Василик, М. С. Вершинин. М., 2000. С. 563. 312 Глава 16. Политическая культура 16.1. Концепция политической культуры Г. Алмонда и С. Вербы 313 Таблица 16.2. Сравнительные характеристики политических культур
Источник: Политология: Хрестоматия / Под ред. М. В. Василика. М., 2000. С. 563. ную роль в политическом поведении индивида. Например, более традиционные ориентации ограничивают обязательства индивида по отношению к политике и делают эти обязательства более легитимными; подданнические ориентации «смягчают» и делают более лояльными и терпимыми крайности политической культуры участия. Гражданская культура означает прежде всего лояльное отношение к политической системе и активное участие в политике. Граждане такой культуры позитивно ориентированы как на всю систему в целом и свое участие в ней, так и на «промежуточные» политические институты, т. е. структуры «входа» и «выхода». Гражданская политическая культура — это смешанная культура, сочетающая в себе наиболее функциональные черты патриархальной, подданнической культур и культуры участия. В более поздних работах Алмонд и Верба решали проблему соответствия гражданской политической культуры и демократии. Говоря другими словами, они поставили вопрос: «есть ли тип политической культуры, благоприятствующий стабильности и развитию демократической политической системы?»1 Согласно нормам демократической идеологии, такой политической системе должен соответствовать рационально-активистский тип культуры. Однако исследования, проводившиеся в Великобритании и США — странах со стабильной и преуспевающей демократией, — продемонстрировали, что далеко не все граждане этих стран ориентируются на рациональную и активистскую культуру. Более того, большая их часть плохо информирована, слабо включена в политику, а при принятии электоральных решений далеко не всегда исходит из теории рационального выбора. Каковы причины несоответствия между рационально-активистским, идеальным типом политической культуры и реальной политической культурой развитых демократий? 1 См.: Алмонд Г., Верба С. Гразанская культура и стабильность демократии // Полис. 1992. №4. С. 122. 314 Глава 16, Политическая культура 16.2. Развитие теории политической культуры в 1980-1990 гг. 315 вторых, не все были согласны с утверждением Алмонда и Вербы, что политическая пассивность и подчинение власти есть явление функциональное, ведь самой сущностью политического управления является как раз политическая активность граждан. В-третьих, теория политической культуры Алмонда и Вербы основывается на гипотезе, что политическое поведение граждан формируется доминирующими в обществе ценностями, а не наоборот. Может ли демократическая культура поддержать общество в его демократическом развитии?1 Этот вопрос встал особенно остро в конце 1980- 1990-х гг., когда начались структурные изменения во многих обществах Восточной Европы и СНГ.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1025; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |