Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 12. Самосознание личности и ее жизненный путь 2 страница




В начале 20-х годов XX в. Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в структуру личности три составляющие: ид, эго и суперэго ( понятия, принятые в англоязычных переводах, эквиваленты оригинальных терминов Фрейда –«оно», «я», «сверх-я»).

«Оно» (лат. id – оно) – это исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. «Оно» связано с телесными процессами, так называемая Фрейдом «истинная психическая реальность», отражающая внутренний мир субъективных переживаний, не знающий об объективной реальности. Являясь самой старой исходной структурой психики, «оно» выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными). Если побуждения сдерживаются и не находят разрядки, то в личностном функционировании создается напряжение. Немедленная разрядка напряжения получила название принцип удовольствия. Фрейд описал два механизма, посредством которых «оно» избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы.

«Я» (лат. ego – «я») – это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. «Я» стремится выразить и удовлетворить желания «оно» в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. «Я» должно постоянно осуществлять дифференциацию между событиями в психическом плане и реальными событиями во внешнем мире. «Я» подчиняется принципу реальности, цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом и (или) соответствующие условия во внешней среде. Принцип реальности вносит в поведение человека меру разумности.

«Сверх-я» (лат. super – «сверх», ego – «я») – последний компонент развивающейся личности, представляющий интернализированную версию общественных норм и стандартов поведения. Фрейд разделил «сверх-я» на две подсистемы: совесть и эго-идеал. Совесть включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины. Эго-идеал – это поощрительный аспект «сверх-я». «Сверх-я» направляет человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках, тормозя любые общественно осуждаемые импульсы со стороны «оно».

Психоаналитическая теория основывается на представлении, согласно которому люди являются сложными энергетическими системами. Поведение человека активизируется единой энергией согласно закону сохранения энергии. Источником психической энергии является нейрофизиологическое состояние возбуждения. У каждого человека имеется определенное количество энергии, питающей психическую активность. Цель любой формы поведения человека – уменьшение напряжения, вызываемого неприятным для него скоплением этой энергии.

Согласно теории Фрейда, мотивация поведения человека полностью основана на энергии возбуждения, производимого телесными потребностями, психические образы которых, выраженные в виде желаний, называются инстинктами. Инстинкты являются конечной причиной любой активности. Фрейд признавал существование двух основных групп инстинктов: инстинктов жизни (под общим названием Эрос) и смерти (называемые Танатос). Наиболее существенными для развития личности Фрейд считал сексуальные инстинкты. Энергия сексуальных инстинктов получила название либидо (лат. – хотеть, желать), или энергия либидо – термин, употребляющийся в значении энергии жизненных инстинктов в целом. Инстинкты смерти подчиняются принципу энтропии (любая энергетическая система стремится к сохранению динамического равновесия). Фрейд считал, что всем живым организмам присуще стремление вернуться в неопределенное состояние, из которого они вышли. «Целью жизни является смерть». Инстинкты смерти лежат в основе всех проявления жестокости, агрессии, самоубийств и убийств.

Психоаналитическая теория развития основывается на том, что, во-первых, переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности, во-вторых, человек рождается с определенным количеством энергии либидо, которая проходит в своем развитии через несколько психосексуальных стадий (оральную, анальную, фаллическую, генитальную), коренящихся в инстинктивных процессах организма. Важным понятием является понятие регрессии – возврат на более раннюю стадию психосексуального развития и проявления соответствующего поведения.

Следствием неадекватной разрядки энергии либидо является тревога. Тревога является функцией «я», и ее назначение – реагирование в угрожающих ситуациях адаптивным способом. Тревога помогает человеку избегать осознанного выявления у себя неприемлемых инстинктивных импульсов и поощрять удовлетворение этих импульсов надлежащими способами в подходящее время. Регуляторные механизмы, направленные на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, вызываемых тревогой, Фрейд называл защитными механизмами или психологической защитой личности. Фрейд определял защитные механизмы «я» как сознательную стратегию, используемую личностью для защиты от открытого выражения «оно» и встречного давления со стороны «сверх-я».

Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками: 1) действуют на неосознанном уровне, являясь средствами самообмана; 2) искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности.

Некоторые основные защитные стратегии личности:

Вытеснение – процесс удаления из осознания мыслей и чувств, причиняющих страдание; «мотивированное забывание»: человек не осознает вызывающих тревогу конфликтов, не помнит травматических прошлых событий. Постоянное стремление вытесненного материала к открытому выражению может получать кратковременное удовлетворение в сновидениях, шутках, оговорках и т.д. Вытеснение играет роль во всех формах невротического поведения, в психосоматических заболеваниях.

Проекция – процесс, посредством которого человек приписывает собственные неприемлемые мысли, чувства и поведение другим людям. Проекция позволяет возлагать вину на кого-нибудь или что-нибудь за свои недостатки или промахи. Проекцией также объясняются социальные предрассудки и феномен «козла отпущения».

Замещение – процесс, в котором проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему.

Рационализация – способ защиты «я» посредством обращения к ложной аргументации, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным и оправданным в глазах окружающих.

Регрессия – процесс, для которого характерен возврат к детским моделям поведения.

Реактивное образование – защитный механизм, проявляющийся в выражении в поведении и мыслях человека противоположных побуждений.

Сублимация – защитный механизм, дающий возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, чтобы их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей или действий. Сублимация рассматривается как единственно здоровая, конструктивная стратегия обуздания нежелательных импульсов, так как она позволяет «я» изменить цель и (или) объект импульсов без сдерживания их проявления. Фрейд утверждал, что сублимация сексуальных инстинктов послужила главным толчком для великих достижений в науке и культуре.

Неофрейдизм. Два наиболее выдающихся теоретика, разошедшихся с Фрейдом и избравших путь создания своих собственных оригинальных теоретических систем, – А. Адлер и К. Г. Юнг.

1. Индивидуальная теория личности А. Адлера. А. Адлер (1870 – 1937) дал своей теории название «индивидуальная психология» (от лат. individuum – неделимый). Адлер исходил из того, что ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а лишь в соотношении с личностью в целом. Только по направлению к личностно значимым целям индивид может быть воспринят как единое и самосогласующееся целое. Адлер утверждал, что, стремясь к совершенству, человек способен планировать свои действия и определять собственную судьбу. Он считал, что поведение человека всегда зависит от его мнения о себе и об окружении, в которое он должен вписываться, т.е. поведение четко отражает индивидуальное субъективное восприятие реальности. Адлер полагал, что чувство неполноценности является источником всех устремлений человека к саморазвитию, росту и компетентности. Стремление к превосходству является врожденным фундаментальным законом человеческой жизни. Превосходство как цель может принимать как негативное (деструктивное), так и позитивное (конструктивное) направление. Стремление к превосходству проявляется как на уровне индивида, так и на уровне общества. Стиль жизни – комплекс поведенческой активности, направленной на преодоление неполноценности. Все поведение человека происходит в социальном контексте; у каждого человека есть естественное чувство общности или социальный интерес (нем. gemeinschafttsgefuhl – «социальное чувство», «чувство солидарности»), который является врожденным и заставляет отказаться от эгоистичных целей ради целей общества. С позиции Адлера, жизнь человека ценна только в той степени, в какой он способствует повышению ценности жизни других людей. Выраженность социального интереса является критерием оценки психического здоровья личности. Исходя из важной роли социального контекста в развитии личности, Адлер обратил внимание на порядок рождения как основную детерминанту установок, сопутствующих стилю жизни. Адлер считал, что на личность оказывают большее влияние субъективные ожидания того, что может произойти, чем прошлый опыт.

2. Аналитическая теория личности К. Г. Юнга. К. Г. Юнг (1875 – 1961), швейцарский психолог, посвятил себя изучению динамических неосознаваемых влечений на человеческий опыт. Согласно аналитической теории личности К. Юнга, личность мотивирована интрапсихическими силами и образами, происхождение которых уходит в глубь истории эволюции. Человеку (как и человечеству вообще) присуще стремление к творческому самовыражению и физическому совершенству. Юнг утверждал, что душа (термин, аналогичный понятию личность) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного. Эго является центром сферы сознания, основой самосознания. Личное бессознательное – это хранилище подавленного, вытесненного из сознания материала, а также скоплений, связанных между собой мыслей и чувств, называемых комплексами. Материал личного бессознательного уникален и, как правило, доступен для осознания. Коллективное бессознательное, согласно К. Юнгу, состоит из мощных первичных психических образов, общих для всех человеческих существ и являющихся результатом эмоционального прошлого человечества, так называемых архетипов (греч. arche – начало и typos – образ). Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. Количество архетипов неограниченно, наиболее значимые – это персона (лат. – маска), тень (социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы), анима (внутренний образ женщины в мужчине), анимус (внутренний образ мужчины в женщине), самость (сердцевина личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы). Согласно Юнгу, конечная жизненная цель – это обретение и развитие самости (или полная реализация «Я»), то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название индивидуация. Индивидуация – это динамичный и эволюционирующий процесс интеграции многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций. Итог осуществления индивидуации Юнг называл самореализацией. Самореализация доступна только способным и высокообразованным людям, имеющим достаточный для этого досуг.

Наиболее известным вкладом К. Юнга в психологию считаются описанные им две жизненные установки (эго-ориентации): экстраверсия и интроверсия, а также психологические функции: рациональные – мышление и чувство; иррациональные – ощущение и интуиция, из которых только одна личностная ориентация и одна пара функций осознаются человеком. Две эго-ориентации и четыре психологических функции, взаимодействуя, образуют восемь различных типов личности.

Юнг одним из первых признал вклад религиозного, духовного и даже мистического опыта в развитие личности. В этом состоит его особая роль как предшественника гуманистического направления в психологии.

Гуманистическая психология. Термин гуманистическая психология был придуман группой персонологов, которые в начале 1960-х годов объединились с целью создания жизнеспособной теоретической альтернативы двум наиболее важным интеллектуальным течениям в психологии – бихевиоризму и психоанализу. А. Маслоу (1908 – 1970), американский психолог, получил признание как выдающийся представитель гуманистической теории личности. Гуманистическая психология уходит корнями в экзистенциальную (лат. existentia – существование) философию, разработанную европейскими мыслителями и писателями: С. Кьеркегором, К. Ясперсом, М. Хайдеггером, Ж. – П. Сартром. Многие выдающиеся психологи также оказали влияние на развитие гуманистического подхода к личности, такие как Э. Фромм, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Франкл, Р. Мей, Л. Бинсвангер.

Экзистенциалистский взгляд на человека берет начало из конкретного и специфического осознания уникальности бытия человека, существующего в конкретный момент времени и пространства. С точки зрения экзистенциалистов, каждый человек осознает, что он в ответе за свою судьбу, и поэтому испытывает боль, отчаяние, одиночество и тревогу. Как свободное существо человек ответствен за реализацию как можно большего числа возможностей. Концепция становления человека предполагает поиск им подлинной и полной смысла жизни. Единственная «реальность», известная кому-либо, это реальность субъективная, или личная, но не объективная. Экзистенциалисты подчеркивают значение субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании человечества.

Согласно точке зрения А. Маслоу, каждого человека нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое. Маслоу утверждал, что от природы в каждом человеке заложены потенциальные творческие возможности для позитивного роста и совершенствования; что природа человека в сущности хороша и разрушительные силы в нем являются результатом фрустрации или неудовлетворенных основных потребностей. Маслоу полагал, что люди мотивированы для поиска личных целей и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Маслоу предположил, что все потребности человека – врожденные, или инстинктоидные, и что они организованы в иерархическую систему – приоритета, или доминирования. Однако он допускал, что могут быть исключения из этого иерархического расположения мотивов, например, творческий человек может развивать и выражать свой талант, несмотря на социальные трудности и социальные проблемы. Маслоу описал человека как «желающее существо», который редко достигает полного, завершенного удовлетворения потребностей. Маслоу охарактеризовал самоактуализацию (высшую потребность) как желание человека стать тем, кем он может стать, т.е. развить собственный врожденный потенциал. Самоактуализация не обязательно должна принимать форму творческих усилий, выражающихся в создании произведений искусства; специфические формы самоактуализации очень разнообразны. Многие люди не видят своего потенциала, не знают о его существовании и не понимают пользы самосовершенствования, они склонны сомневаться и даже бояться своих способностей, тем самым уменьшая шансы для самоактуализации. Это явление Маслоу назвал комплексом Ионы, который характеризуется страхом успеха, мешающим человеку стремиться к самосовершенствованию. Маслоу сделал предположение, что социальное и культурное окружение часто подавляет тенденцию к актуализации определенными нормами по отношению к какой-то части населения. Препятствием для самоактуализации, согласно Маслоу, может быть сильное негативное влияние, оказываемое потребностями безопасности. Реализация потребности в самоактуализации требует открытости новым идеям и опыту, наличия у человека самостоятельного, независимого мнения по основным жизненным вопросам.

По своим позициям, особенно в плане понимания смысла жизни, гуманистическая психология из всех зарубежных концепций является наиболее близкой к взглядам отечественных психологов.

Теория деятельности С. Л. Рубинштейна. Направление исследований структуры личности в отечественной психологии во многом определили положения С. Л. Рубинштейна (1889 – 1960), получившие название субъектно-деятельностной теории.

С. Л. Рубинштейн предположил, что психика человека активна и существует как психическая деятельность. Отражение человеком внешнего мира трактуется как деятельность субъекта, т.е. как высший уровень активности (изначально практической). Одной из главных целевых функций психической деятельности является управление поведением и эмоциональным состоянием. Деятельность – в единстве своих компонентов – означает неразрывную связь человека с внешним миром. Содержание внешнего мира – в меру активности человека – постепенно и все более становится содержанием мыслей, чувств, познания, науки и т.д. Человек и его психика формируются и проявляются в ходе изначально практической, а затем теоретической, но в принципе единой деятельности. Субъект в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них создается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определять и формировать его самого.

Сущность человеческой личности находит свое завершающее выражение в том, что она не только развивается как всякий организм, но и имеет свою историю. То, что относится к человечеству в целом, не может не относиться и к каждому человеку. Развитие личности опосредовано результатами его деятельности. Психические способности личности не только предпосылка, но и результат ее поступков и деяний, в них она не только выявляется, но и формируется. Человек, сделавший что-нибудь значительное, становится другим человеком. Историю человеческой жизни следует свести к ряду внешних дел.

Деятельность Рубинштейном характеризуется следующими особенностями:

1) это всегда деятельность субъекта, точнее субъектов, осуществляющих совместную деятельность (не может быть бессубъектной деятельности);

2) она есть взаимодействие субъекта с объектом, т.е. необходимо является предметной и содержательной;

3) она – хотя бы в минимальной степени – всегда творческая;

4) самостоятельная (что не противоречит совместности).

 

Раздел III. Социальная психология

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 616; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.