КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 19. Педагогика как теория обучения и воспитания
Потребность передавать опыт от поколения к поколению появилась на самом раннем этапе возникновения общества. Вначале педагогическая мысль оформлялась в виде отдельных суждений и высказываний – своеобразных педагогических заповедей. Их темой были правила поведения и отношения между родителями и детьми. Педагогические мысли как отражение практики обучения и воспитания обнаруживаются у различных народов в древних памятниках письменности. Вопросы образования и воспитания привлекали к себе внимание писателей, философов, ученых. Педагогические научные идеи находятся в работах древних философов. Педагогика (греч. paidagogos – детоводитель, греч. pais – дитя, род. пад. – paidos) – это наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности. Предметом педагогики является исследование закономерных связей, существующих между воспитанием, обучением и развитием личности, форм и методов воздействия на человека; определение общественно-политических и методических основ воспитания как специально организованного процесса. Первой формой педагогической культуры была народная педагогика, включавшая простые педагогические представления, взгляды, идеи, наиболее полно проявлявшиеся в трудовой деятельности, традициях, ритуалах, обычаях, играх, праздниках, устной народной речи и т.д. Основной формой педагогической практики на ранних стадиях возникновения государств Древнего Востока являлось семейное воспитание. Потребность общества в образованных людях, необходимых для организации работы государственного аппарата, потребовала особой организации обучения, дополнявшего семейное воспитание. Возникают специальные образовательные учреждения – школы, и появляются лица, профессией которых становится обучение и воспитание детей. Наиболее ранними формами учебной работы были индивидуальное и индивидуально-групповое обучение. Очередной этап в истории воспитания и педагогической мысли связан с возникновением античной цивилизации (VIII в до н.э. – V в. н.э.) и присущими ей основными воспитательными системами – спартанской, афинской и римской. Утверждение феодального строя на Западе, распространение христианства повлияли на смену педагогической парадигмы и возникновение форм массового обучения. Основными типами школ стали: приходские, монастырские, соборные (кафедральные). Содержание средневекового образования сводилось к постижению «семи свободных искусств», программа которых делилась на 2 части: низшую – тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и высшую – квадриум (арифметика, география, астрономия, музыка). Отделение ремесла от сельского хозяйства, рост городов, складывание централизованных государств способствовали бурному развитию образования и просвещения. В XVII – XVIII вв. появляются новые типы учебных заведений – цеховые и гильдейские школы, происходит выделение высшего образования – на основе школ возникают независимые университеты (Парижский, Оксфордский, Кембриджский, Пражский, Болонский). В XVII в. появляется научная педагогика, создателем которой был Я. А. Коменский (1592 – 1670). Я. А. Коменский определил системы школ и содержание обучения в них, создал классно-урочную систему обучения, обосновал основные дидактические принципы, разработал возрастную периодизацию, составил первые учебники для школ, снабженные иллюстрациями и методическими рекомендациями для учителей.
школа (греч. schole) – досуг гимназия – (греч. gymnasion) – общественная школа физического развития; позднее – место собрания философов, ученых лицей – (греч. Likeion – название рощи при храме Апполона Ликейского близ Афин, где учил Аристотель) – тип среднего учебного заведения каникулы (лат. Canikula – название Сириуса – наиболее яркой звезды созвездия Большого Пса) – перерыв занятий в учебных заведениях В XVIII в. в Европе начинают создаваться специальные учебные заведения для подготовки учителей. Прогресс в развитии общества обусловливал и стимулировал развитие педагогической теории. Определение предмета педагогики как теоретической и прикладной науки позволяет вычленить основные проблемы, которыми она занимается: 1) закономерности развития и формирования личности; 2) цели воспитания и обучения; 3) содержание воспитания и обучения; 4) методы воспитания и обучения. Факторами, оказывающими влияние на разработку основных педагогических проблем, являются: 1) объективные требования общества к развитию и формированию личности; 2) возрастные особенности формирования личности; 3) интересы и политика общества. Достижению этих целей и подчиняется содержание и методика обучения и воспитания. В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории – «образование», «обучение», «воспитание». Образование обусловливает стабилизацию общества и уровень его культурного развития. Культура выступает предпосылкой и результатом образования человека. Образование является необходимым и важным фактором развития как экономики, политики, культуры, так и всего общества. Идеал образования тесно связан с целями жизни данного общества. Жизнь определяет образование, в свою очередь образование воздействует на жизнь. Культура представляется целью существования современного человека (схема 17). Схема 17 Задача всякого образования – приобщение человека к культурным ценностям. Цели образования – культурные ценности, к которым в процессе образования должен быть приобщен человек. Содержание образования – это система научных знаний, умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственных идей. Содержание понятия «образование» на основе анализа человеческой культуры (И. Я. Лернер) понимают как совокупность: • системы знаний (о природе, обществе, технике, человеке, космосе), раскрывающей картину мира; • опыта осуществления известных для человека способов деятельности; • опыта творческой деятельности по решению новых проблем, обеспечивающей развитие способности у человека к дальнейшему развитию культуры, науки и человеческого общества; • опыта ценностного отношения к миру. Таким образом, образование – это социокультурный феномен, выполняющий социокультурные функции, поскольку является: 1) одним из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры; 2) практикой социализации человека и преемственности поколений; механизмом формирования общественной и духовной жизни человека и отраслью массового духовного производства; 3) процессом трансляции культурно оформленных образцов человеческой деятельности; 4) фактором развития региональных систем и национальных традиций; 5) социальным институтом, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества. Понятие «образование» можно рассматривать как процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей и как систему. Образование как процесс отражает этапы и специфику развития образовательной системы как изменение ее состояния за конкретный временной период. Эта динамическая характеристика образования связана с процессом достижения цели, способами получения результата, затраченными при этом усилиями, условиями и формами организации обучения и воспитания, результативностью обучения и воспитания как степенью соответствия требуемого и нежелательного изменения в человеке. В процессе образования взаимодействуют обучение и воспитание, деятельность педагога и деятельность обучаемого. Образование – процесс, управляемый со стороны государства, общества, администрации и педагогов конкретной образовательной системы. Образование как система представляет собой развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня. Основные элементы образования как макросистемы, имеющей государственный статус, – это системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и послевузовского дополнительного образования. Система образования может рассматриваться в масштабах всей страны, на уровне отдельного региона, города и отдельного района. В этом случае говорят о федеральной, региональной, муниципальной и районной образовательной системе. Говоря об уровне образования, выделяют уровни начального, среднего, неполного высшего и высшего образования. Цели образовательной системы — это конкретное описание программы развития человека средствами образования, описание системы знаний, тех норм деятельности и отношений, которыми должен овладеть обучающийся по окончании учебного заведения. Обучение – это способ организации образовательного процесса, предполагающий совместную учебную деятельность учителя и ученика и характеризующий процесс передачи знаний, умений и навыков. В основе любого вида или типа обучения заложена система: преподавание и учение. Преподавание – это деятельность учителя по передаче информации, организации учебно-познавательной деятельности учащихся, оценке их учебных достижений. Учение – это деятельность ученика, направленная на развитие способностей, приобретение необходимых знаний, умений и навыков, осознание личностного смысла. Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире. Научение является результатом учения. Различают следующие виды наyчения: 1) по механизму импринтинга, т.е. быстрого, автоматического, почти моментального приспособления организма к конкретным условиям жизни с использованием практически готовых для рождения форм поведения; 2) условно-рефлекторное, предполагающее возникновение новых форм поведения как условных реакций на первоначально нейтральный стимул, который раньше специфической реакции не вызывал (исследования Павлова); 3) оперантное, при котором знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок; 4) викарное, научение через прямое наблюдение за поведением других людей, в результате которого перенимаются и усваиваиваются наблюдаемые формы поведения; 5) вербальное, предполагающее приобретение человеком нового опыта через язык. Учебная деятельность предполагает процесс взаимодействия учителя и ученика и включает в себя овладение системами знаний, умений и навыков и оперирование ими, овладение своими психическими процессами. Сущность обучения раскрывается через процесс познания, которому присущи следующие особенности: 1) наличие побудительных причин (потребностей, мотивов); 2) деятельностный характер; 3) наличие результата (знаний, умений и навыков); 4) возможность формирования взглядов и представлений на развитие природы и общества (мировоззренческая направленность); 5) развитие способностей и творческого потенциала ученика. Эффективность обучения определяется внутренними и внешними критериями. В качестве внутренних критериев выступают уровень развития обучающегося, его способности, степень развития познавательных процессов, качество полученных знаний и степень наработанности умений и навыков. К внешним факторам относят уровень развития образования, используемые формы и методы обучения, готовность ученика к обучению, его степень адаптации к социальной жизни и профессиональной деятельности. Эффективность обучения во многом зависит от взаимодействия учителя и ученика. Воспитание – практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентаций воспитуемого. Воспитание можно определить как сторону социализации человека, приобретения им жизненного опыта. Воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям. Общими для обучения и воспитания являются механизмы приобретения человеком социального опыта (процесс научения), но специфическими – результаты научения. Если мы говорим о воспитании, то результатом научения являются свойства и качества личности, формы ее социального поведения. На воспитание оказывают влияние особенности культурных традиций и исторической эпохи. Цели воспитания связаны с понятиями «добра» как поведения на благо другого человека, «истины» как руководства при оценке действий и поступков, «красоты» во всех ее формах проявления и созидания. Средства воспитания – это объекты организованного и неорганизованного воздействия, используемые воспитателями с целью выработки у учеников определенных психологических качеств и форм поведения. Средства воспитания являются «инструментарием» материальной и духовной культуры. К ним относят всевозможные виды научения, убеждения, внушения, преобразование когнитивной сферы, социальных установок, мир жизнедеятельности воспитанника, личный пример воспитателя, поступки, описываемые как нормативные и высокооцениваемые в педагогической, художественной и другой литературе. Средства воспитания по характеру воздействия на человека разделяют на прямые и косвенные; по включенности сознания воспитателя и воспитуемого в процесс воспитания – на осознаваемые и неосознаваемые; по характеру того, на что в самом объекте воспитания направлены воспитательные средства, – на эмоциональные, когнитивные, поведенческие. Методы воспитания – это способы действия воспитателя для достижения поставленных целей. Существующие классификации методов воспитания весьма условны. Например, в соответствии с теориями развития личности выделяют: психоаналитические; ассоциативные; поведенческие и т.д. Теории воспитания – это концепции, объясняющие формирование и изменение личности и ее поведения под влиянием воспитания. Одной из наиболее распространенных теорий воспитания является биогенная, утверждающая, что личностные качества человека в основном передаются по наследству и мало изменяются под влиянием условий жизни. Данная теория является пессимистической по отношению к воспитанию личности. Социогенная теория воспитания утверждает, что все, что есть личностного в человеке, возникает при его жизни под влиянием социальных условий и поддается воспитанию начиная от темперамента и кончая нравственными чувствами и установками. Биосоциогенная теория представляет собой промежуточный вариант между двумя рассмотренными и признает как биологические, так и социальные факторы, влияющие на личность. Реализацию целей воспитания и образования называют педагогическим процессом. Для должного функционирования педагогического процесса нужно (как минимум) пять групп методов воздействия на личность: 1) убеждение (приемы: беседа, лекция, диспут); 2) упражнения и приучение; 3) обучение; 4) стимулирование (приемы: соревнование, поощрение, наказание); 5) контроль и оценка. Методы воздействия на личность – система педагогических приемов, позволяющих решать конкретные педагогические задачи. Методы воздействия на личность оказывают комплексное воздействие на учащихся и крайне редко применяются изолированно, вне связи друг с другом.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1044; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |