КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 20. Теоретические и методические основы обучения
Педагогические категории и понятия, закономерности, методы и принципы организации обучения передают педагогический опыт и знания в обобщенном виде. Дидактика (греч. didaktikos – поучающий, didasko – изучающий)– педагогическая дисциплина, исследующая закономерности процесса обучения. Предметом дидактики является разработка теоретических и методических основ обучения. Проблемы, изучаемые дидактикой: 1) определение сущности и задач обучения; 2) исследование педагогических основ содержания образования; 3) изучение закономерностей познавательной деятельности учащихся и путей повышения развивающих функций познавательной деятельности; 4) разработка общепедагогических методов обучения и условий их наиболее эффективного применения; 5) разработка и совершенствование организационных форм учебной работы. Принципобучения (лат. principium – основа, первоначало) – это важнейшие требования к организации процесса обучения. В общем виде выделяют следующие принципы обучения: 1) наглядности; для осуществления наглядности используют наблюдение реальных предметов и явлений, картин, графиков, рисунков, чертежей, технические средства обучения; 2) сознательности и активности; об осмысленном восприятии знаний говорят возникающие со стороны учеников вопросы; 3) самостоятельности; данный принцип способствует осмысленности изучаемого материала; 4) систематичности и последовательности; при подаче материала должна быть система и логика; 5) доступности; материал должен соответствовать индивидуальным особенностям мыслительной деятельности и памяти учащихся, уровню их подготовки и развития, доступность не означает облегченность обучения; 6) прочности; знания должны быть осмыслены и хорошо сохранены в памяти; 7) развития; обучение способствует самореализации и самоактуализации ученика; 8) проведения на оптимальном уровне; предполагает использование в конкретных условиях наиболее эффективных и качественных решений учебно-воспитательного процесса при минимально необходимых затратах времени и усилий со стороны учащихся и учителя. Метод обучения (греч. methodos – исследование, способ) – это упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей, при котором способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учеников взаимосвязаны и находятся во взаимодействии. Метод обучения – это способ работы учителя и ученика по овладению знаниями, умениями, навыками, выработке мировоззрения, развитию способностей и задатков. Метод обучения характеризует содержательно-процессуальную сторону обучения. Прием обучения является составной частью или отдельной стороной метода. Классификация методов обучения: 1. По источникам передачи и характеру восприятия изучаемого материала (Е. И. Перовский, Е. Я. Голант): – словесные; – наглядные; – практические. 2. В зависимости от характера познавательной деятельности учащегося по освоению изучаемого материала (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер): – объяснительно-иллюстративные; – репродуктивные; – поисковые; – частично поисковые. 3. В соответствии с характером учебной работы (И. Ф. Харламов): – методы устного изложения знаний учеником; – методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и освоению нового материала; – методы учебной работы по усвоению изучаемого материала, его применению на практике, дальнейшему повторению, систематизации и обобщению знаний; – методы проверки и оценки знаний учащегося. 4. Как способы упорядоченной учебной деятельности (М. А. Данилов, Б. П. Есипов): – методы приобретения новых знаний; – методы формирования умений и навыков, применения знаний на практике; – методы проверки и оценки знаний, умений и навыков. 5. По уровню активности учащихся (Е. Я. Голант): – пассивные методы; – активные методы. Пассивные методы обучения предполагают пассивность ученика при получении информации (ее прослушивание или просматривание) и активность учителя при передаче информации (лекция, объяснение, демонстрация). Активные методы обучения предусматривают активность ученика при получении информации и пассивность учителя при ее передаче. К активным методам обучения обычно относят проблемное, программированное, адаптивное, модульное, суггетивное обучение, деловые игры. (Н. В. Басова). Активные методы обучения условно объединяют в три основных блока: 1. Дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор казусов из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.). 2. Игровые методы (дидактические, ролевые, деловые игры, игровая психотерапия, поведенческое научение). 3. Социально-психологическое обучение (тренинги уверенности в себе, коммуникативности, сензитивности и др.). Активные методы обучения существенно расширяют разнообразие способов воздействия на учащегося, позволяют глубже контролировать знания, ведут к освобождению времени учителя, упрощают все формы обратной связи учителя с аудиторией, строят учебный процесс с учетом исходного уровня знаний ученика и его типологических особенностей. Активные методы обучения становятся наиболее продуктивными, если используют жизненный и профессиональный опыт и возрастные особенности психики ученика. Формы обучения охватывают целую совокупность методов и придают учебному процессу определенную завершенность. По отношению к методам учебной работы формы обучения являются образованием более общего плана. Различаются следующие формы работы: 1. Фронтальная, предполагающая односторонний или двусторонний процесс обмена знаний между преподавателем и группой учеников. Этот процесс будет односторонним, если активную роль в нем играет только преподаватель (например, лекция), и двусторонним, в том случае если активную роль играет и ученик. 2. Индивидуальная, предполагающая работу преподавателя персонально с учеником, может быть также односторонней и двусторонней. 3. Непосредственная, предполагающая прямое взаимодействие и личный контакт преподавателя и учащихся без использования каких-либо приспособлений или технических средств. 4. Опосредованная – взаимодействие учащихся и учителя при помощи технических приспособлений: аудио-, видеотехники, компьютера. В зависимости от проделанной учебной работы знания ученика могут находиться: 1) на уровне представлений – ученик усваивает факты и внешние признаки явлений, но не осмысливает их сущности; 2) на уровне понимания – ученик осмыслил причины и следствия изучаемых явлений, но не в состоянии их воспроизвести; 3) на уровне хорошо усвоенных фактов, понятий и мировоззренческих идей – ученик свободно рассуждает на заданную тему.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1091; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |