Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 20. Теоретические и методические основы обучения




 

Педагогические категории и понятия, закономерности, методы и принципы организации обучения передают педагогический опыт и знания в обобщенном виде.

Дидактика (греч. didaktikos – поучающий, didasko – изучающий)– педагогическая дисциплина, исследующая закономерности процесса обучения. Предметом дидактики является разработка теоретических и методических основ обучения. Проблемы, изучаемые дидактикой:

1) определение сущности и задач обучения;

2) исследование педагогических основ содержания образования;

3) изучение закономерностей познавательной деятельности учащихся и путей повышения развивающих функций познавательной деятельности;

4) разработка общепедагогических методов обучения и условий их наиболее эффективного применения;

5) разработка и совершенствование организационных форм учебной работы.

Принципобучения (лат. principium – основа, первоначало) – это важнейшие требования к организации процесса обучения.

В общем виде выделяют следующие принципы обучения:

1) наглядности; для осуществления наглядности используют наблюдение реальных предметов и явлений, картин, графиков, рисунков, чертежей, технические средства обучения;

2) сознательности и активности; об осмысленном восприятии знаний говорят возникающие со стороны учеников вопросы;

3) самостоятельности; данный принцип способствует осмысленности изучаемого материала;

4) систематичности и последовательности; при подаче материала должна быть система и логика;

5) доступности; материал должен соответствовать индивидуальным особенностям мыслительной деятельности и памяти учащихся, уровню их подготовки и развития, доступность не означает облегченность обучения;

6) прочности; знания должны быть осмыслены и хорошо сохранены в памяти;

7) развития; обучение способствует самореализации и самоактуализации ученика;

8) проведения на оптимальном уровне; предполагает использование в конкретных условиях наиболее эффективных и качественных решений учебно-воспитательного процесса при минимально необходимых затратах времени и усилий со стороны учащихся и учителя.

Метод обучения (греч. methodos – исследование, способ) – это упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей, при котором способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учеников взаимосвязаны и находятся во взаимодействии.

Метод обучения – это способ работы учителя и ученика по овладению знаниями, умениями, навыками, выработке мировоззрения, развитию способностей и задатков. Метод обучения характеризует содержательно-процессуальную сторону обучения. Прием обучения является составной частью или отдельной стороной метода.

Классификация методов обучения:

1. По источникам передачи и характеру восприятия изучаемого материала (Е. И. Перовский, Е. Я. Голант):

– словесные;

– наглядные;

– практические.

2. В зависимости от характера познавательной деятельности учащегося по освоению изучаемого материала (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер):

– объяснительно-иллюстративные;

– репродуктивные;

– поисковые;

– частично поисковые.

3. В соответствии с характером учебной работы (И. Ф. Харламов):

– методы устного изложения знаний учеником;

– методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и освоению нового материала;

– методы учебной работы по усвоению изучаемого материала, его применению на практике, дальнейшему повторению, систематизации и обобщению знаний;

– методы проверки и оценки знаний учащегося.

4. Как способы упорядоченной учебной деятельности (М. А. Данилов, Б. П. Есипов):

– методы приобретения новых знаний;

– методы формирования умений и навыков, применения знаний на практике;

– методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

5. По уровню активности учащихся (Е. Я. Голант):

– пассивные методы;

– активные методы.

Пассивные методы обучения предполагают пассивность ученика при получении информации (ее прослушивание или просматривание) и активность учителя при передаче информации (лекция, объяснение, демонстрация).

Активные методы обучения предусматривают активность ученика при получении информации и пассивность учителя при ее передаче.

К активным методам обучения обычно относят проблемное, программированное, адаптивное, модульное, суггетивное обучение, деловые игры. (Н. В. Басова). Активные методы обучения условно объединяют в три основных блока:

1. Дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор казусов из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.).

2. Игровые методы (дидактические, ролевые, деловые игры, игровая психотерапия, поведенческое научение).

3. Социально-психологическое обучение (тренинги уверенности в себе, коммуникативности, сензитивности и др.).

Активные методы обучения существенно расширяют разнообразие способов воздействия на учащегося, позволяют глубже контролировать знания, ведут к освобождению времени учителя, упрощают все формы обратной связи учителя с аудиторией, строят учебный процесс с учетом исходного уровня знаний ученика и его типологических особенностей. Активные методы обучения становятся наиболее продуктивными, если используют жизненный и профессиональный опыт и возрастные особенности психики ученика.

Формы обучения охватывают целую совокупность методов и придают учебному процессу определенную завершенность. По отношению к методам учебной работы формы обучения являются образованием более общего плана.

Различаются следующие формы работы:

1. Фронтальная, предполагающая односторонний или двусторонний процесс обмена знаний между преподавателем и группой учеников. Этот процесс будет односторонним, если активную роль в нем играет только преподаватель (например, лекция), и двусторонним, в том случае если активную роль играет и ученик.

2. Индивидуальная, предполагающая работу преподавателя персонально с учеником, может быть также односторонней и двусторонней.

3. Непосредственная, предполагающая прямое взаимодействие и личный контакт преподавателя и учащихся без использования каких-либо приспособлений или технических средств.

4. Опосредованная – взаимодействие учащихся и учителя при помощи технических приспособлений: аудио-, видеотехники, компьютера.

В зависимости от проделанной учебной работы знания ученика могут находиться:

1) на уровне представлений – ученик усваивает факты и внешние признаки явлений, но не осмысливает их сущности;

2) на уровне понимания – ученик осмыслил причины и следствия изучаемых явлений, но не в состоянии их воспроизвести;

3) на уровне хорошо усвоенных фактов, понятий и мировоззренческих идей – ученик свободно рассуждает на заданную тему.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1044; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.