Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные вопросы темы. Тема 2 Макроэкономическое равновесие: совокупный спрос и совокупное предложение




Тема 2 Макроэкономическое равновесие: совокупный спрос и совокупное предложение

Основные термины

Макроэкономика, агрегирование, модель кругооборота продуктов и дохода, валовой внутренний продукт, валовой национальный доход, чистый национальный доход, личный доход, личный располагаемый доход, валовой располагаемый доход, валовые внутренние инвестиции, амортизация, государственные закупки товаров и услуг, чистый экспорт, расчет ВВП по доходам, расчет ВВП по расходам; расчет ВВП через производство (по добавленной стоимости), основное макроэкономическое тождество; номинальный ВВП, реальный ВВП, дефлятор ВВП; конечная продукция, добавленная стоимость.

Литература

1. Долан Э. Макроэкономика./ Э.Долан, Д.Линдсей.— СПб.: Наука, 1994. — Гл. 2, 3.

2. Макконнелл К. Экономикс: принципы, проблемы и политика/ К.Макконнелл, С.Брю. — М.: Республика, 1992. — Т.1, гл. 9.

3. Фишер С. Экономика./С.Фишер, Р.Дорнбуш , Р.Шмалензи. — М.: Изд-во МГУ, 1997. — Гл. 24.

4. Общая экономическая теория (Политэкономия): Учебник /Ред. акад. В.И. Видяпин, акад. Г.П. Журавлева. — М.: Промо-Медиа, 1999. — Гл. 24 — 26.

5. Бункина М. К. Национальная экономика. — М.: Высш. шк.,1997. — Гл. 4.

6. Агапова Т. А. Макроэкономика/ Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина.— М.: Изд-во МГУ, 1997. — Гл. 2.

1. Совокупный спрос (AD) и совокупное предложение (AS). Неценовые факторы совокупного спроса и совокупного предложения.

2. Макроэкономическое равновесие в модели AD=AS.

 

1. Совокупный спрос представляет собой общий спрос на товары и услуги, который представляют потребители, фирмы и правительства при заданном уровне цен. Низкий уровень цен стимулирует реализацию объемов производства и, наоборот, чем выше уровень цен, тем ниже покупательная способность экономических агентов.

Кривая совокупного спроса AD показывает, какое количество товаров и услуг готовы приобрести потребители при каждом возможном уровне цен. (См. рис. 2). Нисходящий наклон кривой AD объясняется эффектом процентной ставки, эффектом богатства, эффектом импортных закупок. Рост цен увеличивает спрос на деньги, что ведет к увеличению процентной ставки и снижает объем совокупного спроса на реальный объем национального продукта.



Эффект богатства также оказывает влияние на траекторию кривой совокупного спроса. С ростом цен реальная стоимость финансовых активов домохозяйств будет падать, что приведет к снижению покупательной способности потребителя.

Рис. 2. Кривая совокупного спроса

Высокие цены в стране приводят к уменьшению экспорта и увеличению импорта товаров, что также снижает совокупный спрос на отечественные товары и услуги.

К неценовым факторам, влияющим на AD, относят изменения в потребительских, инвестиционных и государственных расходах, а также чистый экспорт. Неценовые факторы влияют на совокупный спрос и могут перемещать кривую AD вправо и влево. Например, уменьшение ставок подоходного налога приводит к увеличению чистого дохода и, следовательно, смещает кривую AD вправо.

Совокупное предложение представляет собой общий объем производства и услуг, произведенных в экономике при каждом возможном уровне цен. (См. рис. 3). Кривая совокупного предложения AS показывает, какой объем продукции предлагается производителями при различных уровнях цен в экономике. Ценовые факторы изменяют объем совокупного предложения – перемещение вдоль кривой. Неценовые факторы (изменения в технологии, объеме применяемых ресурсов, ценах ресурсов, налогообложении фирм, структуре рынка и т.д.) приводят к сдвигу самой кривой. Кривая AS приближается к вертикали при полной занятости факторов производства в экономике. Этот отрезок называют «классическим отрезком», поскольку он соответствует представлениям классиков: при полной занятости объем производства приближается к потенциальному, и если движение сопровождается ростом совокупного спроса, то кривая становится почти вертикальной. Классики рассматривали экономику в долгосрочном периоде. Долгосрочный период – это период, в течение которого цены на ресурсы успевают приспособиться к ценам на товары так, что в экономике поддерживается полная занятость. Долгосрочная (вертикальная) кривая строится исходя из следующих условий:

- объем производства обусловлен только количеством факторов производства и не обусловлен уровнем цен;

- изменения в факторах производства и технологии осуществляются медленно;

- экономика функционирует при полной занятости факторов производства и, следовательно, объем производства равен потенциальному;

- цены и номинальная заработная плата гибкие и их изменения поддерживают равновесие на рынках.

Горизонтальный отрезок кривой AS носит название «кейнсианского», когда национальные объемы производства изменяются, а цены остаются постоянными. Кейнсианская модель описывает экономику в краткосрочном периоде. Основана на предпосылках:

- неполная занятость в экономике;

- цены на товары и номинальная заработная плата жесткие.

На промежуточном отрезке наблюдается одновременно и рост производства, и рост цен.

К неценовым факторам, влияющим на AS, относят: изменения цен на ресурсы (например, на импортные ресурсы), изменения в производительности труда, изменения в налогообложении. Неценовые факторы сдвигают кривую AS влево и вправо. Например, повышение цен на нефтепродукты приводит к росту издержек и снижению предложения и, следовательно, смещает кривую AS влево.

 

2. Макроэкономическое равновесие предполагает равенство AD и AS при определенном уровне цен и объеме национального продукта. Влияние неценовых факторов сдвигает кривые AD и AS, устанавливая новые точки равновесия (Е1; Е2). Последствия увеличения ADAD2 зависят от того, на каком отрезке кривой AS оно происходит. Если на горизонтальном отрезке (т. Е), то рост AD будет воздействовать на производство. Если на вертикальном отрезке (т. Е2), то изменения в спросе будут оказывать незначительное влияние на объемы производства и значительное — на цены. Воздействие совокупного спроса на промежуточном отрезке (т. Е1) приводит как к увеличению объемов производства, так и уровня цен. Рост совокупного спроса приводит к инфляции спроса, что четко видно на рис. 4.

Смещение кривой ASAS1 (см. рис. 5), которое происходит под влиянием роста издержек произ­водства, приводит к увеличению цен (РР1) и сокращению реального ВНП (QQ1). График иллюстрирует инфляцию, обусловленную ростом издержек. Смещение же кривой ASAS2 вправо иллюстрирует эконо­мический рост и увеличение производственного потенциа­ла (РР2; QQ2).

Модель макроэкономического равновесия ADAS может быть также использована для анализа экономических событий, происходящих в переходной экономике России и других стран. (Подробнее см. Л.Т. Гайгер «Макроэкономическая теория и переходная экономика», гл. 10, 14.)





Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.019 сек.