Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работа № 4. Сухой временный препарат из чешуек крыла бабочки – 30 минут




Работа № 3. Временный препарат из перекрещивающихся волос – 30 минут

На предметное стекло нанесите глазной пипеткой каплю воды, отрежьте ножницами у себя два коротких волоса и положите их в каплю воды перпендикулярно друг другу, закройте покровным стеклом. При изучении этого препарата ваша задача несколько усложняется. Вы должны не только найти волос, но и точку пересечения двух волос, т.е. определенное место объекта. Изучение этого препарата проводите в той же последовательности, что и волокна ваты. Сначала найдите препарат на малом увеличении, внимательно рассмотрите и зарисуйте. Затем поставьте место пересечения волос в центр поля зрения и переведите микроскоп на большое увеличение. Сравните размеры строения объекта на большом и малом увеличениях. Вы обнаружите, что одновременно четкого изображения обоих волос не достичь, ибо они лежат в разных плоскостях. Зарисуйте препарат и на большом увеличении. Препарат правильно снимите с предметного столика и размойте.

На сухое предметное стекло стряхните несколько чешуек крыла бабочки. Для этого пинцетом возьмите крыло бабочки и постучите им слегка по предметному стеклу. Чешуйки видны невооруженным глазом в виде пылинок. Не закрывайте их покровным стеклом, изучите под малым увеличением микроскопа, а затем под большим, выполняя все правила работы с микроскопом. Чешуйки крыла бабочки – очень мелкие объекты. Они имеют разную форму и окраску. Один край чешуйки заострен, зарисуйте ее под малым и большим увеличением. Препарат правильно уберите со столика микроскопа, протрите стекло и положите на место.

 

Вопросы конечного уровня знаний – 15 минут.

1. Почему при изготовлении временных микропрепаратов на объект наносят каплю воды?

2. При каких ошибках в работе с микроскопом при переведении с малого увеличения микроскопа на большое объект исчезает?

3. При каких ошибках в работе с микроскопом поле зрения остается неосвещенным?

 

Выполнив все задания, подпишите альбом у преподавателя.

 

 

ТЕМА. РАСТИТЕЛЬНАЯ КЛЕТКА

 

Цель занятия:  
3нать:   1. Морфологическую характеристику эукариотической клетки. 2. Морфологические и функциональные особенности растительной клетки.

 

Организация самоподготовки: 1, 5 часа.

1. Выучите по учебникам и конспектам лекций следующую информацию – основные клеточные формы жизни, история учения о клетке, структура и функциональные компоненты клетки, структурные компоненты цитоплазмы.

Литература:

Основная

1. Пехов А.П. Биология. – ГЭОТАР-Медиа, 2011.

2. Конспекты лекций.

3. Тестовые задания по биологии для контроля знаний студентов 1 курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического и стоматологического факультетов. – Глазунова Г.А., Горячева М.В., Колтакова С.И. и др. – Барнаул: Алтайский государственный медицинский университет, 2007.

4. Сайт кафедры.

Самоконтроль.

Подготовка к занятию достаточна, если вы:

1. Знаете определения понятий:

- клетка,

- органеллы,

- прокариоты,

- эукариоты,

- фагоцитоз,

- пиноцитоз,

- включения.

 

2. Можете ответить на вопросы:

1. Основные этапы становления цитологии.

2. Кто и когда предложил термин cellula – клетка?

3. Кем и когда была создана клеточная теория?

4. Основные положения современной клеточной теории.

5. Значение клеточной теории для науки и медицины.

6. Общий план строения прокариотической и эукариотической клеток.

7. На какие группы по локализации и назначению подразделяются органеллы?

8. Состав и функции цитоплазмы.

9. Строение и функции цитоплазматической мембраны.

10. Строение и функции ЭПС.

11. Строение и функции аппарата Гольджи.

12. Строение и функции рибосом и полисом.

13. Строение и функции митохондрий и пластид.

14. Строение и функции лизосом, сферосом.

15. Строение и функции центросомы, микротрубочек.

16. Отличие органелл от включений, группы включений.

17. Особенности морфологии растительной клетки.

18. Органеллы специального назначения клеток растений.

19. Органеллы специального назначения клеток животных.

 

Методические рекомендации к теме по выполнению

учебно-исследовательской работы

 

В альбомах записать тему занятия и задание.

Тема: «Растительная клетка».

 

Задание:  
  1. Изучить общий план строения эукариотической клетки на демонстрационном препарате растительной клетки: клетки пленки лука (работа 1) – 15 минут. 2. Приготовить временные микропрепараты растительных клеток, изучить их и зарисовать в альбом при большом увеличении микроскопа (работы 2-6) – 110 минут. 3. Изучить и зарисовать с таблицы в альбом строение митохондрий (по данным электронной микроскопии) (работа 7) – 15 минут. 4. Проанализировать отличия растительной и животной клетки, систематизировать знания в форме таблицы (работа 8) – 30 минут. 5. Ответить на вопросы конечного уровня знаний – 15 минут.

Работа № 1. Общий план строения эукариотической клетки (клетки пленки лука). Постоянный препарат – 15 минут

В поле зрения микроскопа видны многочисленные клетки вытянутой, почти прямоугольной формы, тесно прилегающие друг к другу. Рассмотрите препарат при большом увеличении микроскопа.

Ядра клеток и оболочка контрастированы розовым красителем (эозином). Найдите оболочку клетки и обратите внимание на ее двухконтурность и толщину. Всё внутреннее пространство клетки занимает цитоплазма, расположенная под оболочкой. Ядро, как правило, занимает центральную часть клетки и имеет округло-овальную форму. Иногда оно бывает смещено к оболочке и приобретает сплющенную форму. В ядре видны одно или два ядрышка.

Зарисуйте одну клетку пленки лука в альбом. На рисунке должны быть обозначены: оболочка, цитоплазма, ядро, ядрышки.

Работа № 2. Общий план строения эукариотической клетки (клетки пленки лука) – 25 минут

Отделите от луковицы мясистую часть. Снимите пинцетом тонкую пленку, покрывающую чешую с внешней стороны. Отрежьте ножницами кусочек пленки в несколько миллиметров и положите на предметное стекло. Наберите пипеткой раствор Люголя, капните на кусочек пленки, накройте покровным стеклом и рассмотрите микропрепарат при малом увеличении микроскопа. На препарате видны многочисленные клетки вытянутой, почти прямоугольной формы, тесно прилегающие друг к другу. Рассмотрите препарат при большом увеличении микроскопа. Найдите оболочку клетки и обратите внимание на ее двухконтурность и толщину. Присмотревшись внимательно к клетке, найдите зернистую структуру цитоплазмы, занимающую всю клетку или расположенную под оболочкой. Ядро, как правило, занимает центральную часть клетки и имеет округло-овальную форму. Иногда оно бывает смещено к оболочке и приобретает сплющенную форму. В ядре видны одно или более ядрышек. Вакуоли напоминают как бы пустоты более светлых тонов на фоне желтого цвета цитоплазмы.

Зарисуйте одну клетку пленки лука в альбом (на большом увеличении). На рисунке должны быть обозначены: оболочка, цитоплазма, ядро, ядрышко, вакуоли (если они видны).

Работа № 3. Хлоропласты в клетках листа традесканции (хлорофитума) – 25 минут

Из стаканчика с водой возьмите пинцетом лист традесканции. Ножницами отрежьте кусочек листа длиною примерно с сантиметр и оберните его вокруг указательного пальца левой
руки. Правой рукой при помощи лезвия бритвы сделайте тонкий продольный срез через листовую пластинку. Срезанный кусочек листа поместите в каплю воды на предметное стекло, накройте сверху покровным стеклом и рассмотрите сначала при малом увеличении микроскопа, а затем при большом увеличении.

При большом увеличении микроскопа увидите почти прямоугольные вытянутые клетки с толстой, двухконтурной, бесцветной оболочкой. Найдите в цитоплазме клетки тельца округло-овальной формы, окрашенные в зеленые цвета. Это пластиды – хлоропласты. Внимательно рассмотрите форму хлоропластов, вращая микрометрическим винтом, найдите внутри хлоропластов крупинки первичного крахмала. В некоторых клетках можно обнаружить движение хлоропластов вдоль стенок клеток. Если движение пластид незаметно, слегка подогрейте препарат над электролампой. Циркулярное движение цитоплазмы в клетке, которое можно наблюдать на примере движения хлоропластов, называется циклоз. Ядра в клетке не видно, поскольку в неокрашенной клетке показатель преломления ядра и цитоплазмы одинаковы.

Зарисуйте одну клетку листа традесканции в альбом (на большом увеличении). На рисунке должны быть обозначены: оболочка, цитоплазма, хлоропласты. Покажите стрелками направление движения хлоропластов (направление циклоза).

Работа № 4. Хромопласты в клетках мякоти ягоды рябины – 25 минут

Возьмите с часового стекла одну ягоду рябины. Острием препаровальной иглы надорвите кожицу плода и достаньте на кончике иглы немного мякоти. Перенесите ее в каплю воды на предметное стекло, осторожно разрыхлите и накройте покровным стеклом. Рассмотрите временный микропрепарат при малом и большом увеличениях микроскопа. При малом увеличении микроскопа найдите участок, в котором встречаются свободные клетки, и исследуйте их при большом увеличении. При большом увеличении клетки мякоти зрелых плодов рябины имеют округлую форму с очень светлыми, едва заметными оболочками, имеющими округлую или палочковидную форму. Ядра не видны, и обнаружить их можно только после специальной окраски.

Зарисуйте одну клетку мякоти плода рябины в альбом (на большом увеличении). На рисунке должны быть обозначены: оболочка, цитоплазма, хромопласты. Хромопласты окрасьте цветным карандашом в соответствующий цвет.

Работа № 5. Трофические включения в клетках клубня картофеля – 20 минут

Сделайте тонкий срез с поверхности кусочка, поместите его на предметное стекло, добавьте каплю раствора Люголя и накройте покровным стеклом. Рассмотрите микропрепарат при малом увеличении микроскопа. При малом увеличении увидите крупные, прозрачные клетки полигональной формы с тонкими двухконтурными оболочками. В клетках находятся зерна (гранулы) крахмала разной величины, имеющие окраску от слабого синего до темно-синего и черного цветов.

Зарисуйте одну клетку клубня картофеля в альбом (на малом увеличении). На рисунке должны быть обозначены: оболочка, зерна (гранулы) крахмала.

 

Работа № 6. Минеральные включения в клетках сухой чешуи лука, выдержанной в глицерине –15 минут

Возьмите пинцетом с часового стекла чешую лука, выдержанную в глицерине. Отрежьте ножницами кусочек наиболее просветленного участка чешуи лука, поместите его на предметное стекло и накройте покровным стеклом. Рассмотрите препарат при большом увеличении микроскопа.

Обратите внимание на удлиненные клетки, лишенные цитоплазмы и ядра, с резко выраженной двухконтурной, толстой оболочкой. Внутри многих клеток видны бесцветные призматические кристаллики щавелевокислого кальция, иногда сросшиеся попарно и относящиеся к группе кристаллических включений цитоплазмы клетки.

Зарисуйте одну клетку чешуи лука в альбом (на большом увеличении). На рисунке должны быть обозначены: оболочка, кристаллы щавелевокислого кальция.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1779; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.