КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Работа № 4. Сухой временный препарат из чешуек крыла бабочки – 30 минут
Работа № 3. Временный препарат из перекрещивающихся волос – 30 минут На предметное стекло нанесите глазной пипеткой каплю воды, отрежьте ножницами у себя два коротких волоса и положите их в каплю воды перпендикулярно друг другу, закройте покровным стеклом. При изучении этого препарата ваша задача несколько усложняется. Вы должны не только найти волос, но и точку пересечения двух волос, т.е. определенное место объекта. Изучение этого препарата проводите в той же последовательности, что и волокна ваты. Сначала найдите препарат на малом увеличении, внимательно рассмотрите и зарисуйте. Затем поставьте место пересечения волос в центр поля зрения и переведите микроскоп на большое увеличение. Сравните размеры строения объекта на большом и малом увеличениях. Вы обнаружите, что одновременно четкого изображения обоих волос не достичь, ибо они лежат в разных плоскостях. Зарисуйте препарат и на большом увеличении. Препарат правильно снимите с предметного столика и размойте. На сухое предметное стекло стряхните несколько чешуек крыла бабочки. Для этого пинцетом возьмите крыло бабочки и постучите им слегка по предметному стеклу. Чешуйки видны невооруженным глазом в виде пылинок. Не закрывайте их покровным стеклом, изучите под малым увеличением микроскопа, а затем под большим, выполняя все правила работы с микроскопом. Чешуйки крыла бабочки – очень мелкие объекты. Они имеют разную форму и окраску. Один край чешуйки заострен, зарисуйте ее под малым и большим увеличением. Препарат правильно уберите со столика микроскопа, протрите стекло и положите на место.
Вопросы конечного уровня знаний – 15 минут. 1. Почему при изготовлении временных микропрепаратов на объект наносят каплю воды? 2. При каких ошибках в работе с микроскопом при переведении с малого увеличения микроскопа на большое объект исчезает? 3. При каких ошибках в работе с микроскопом поле зрения остается неосвещенным?
Выполнив все задания, подпишите альбом у преподавателя.
ТЕМА. РАСТИТЕЛЬНАЯ КЛЕТКА
Организация самоподготовки: 1, 5 часа. 1. Выучите по учебникам и конспектам лекций следующую информацию – основные клеточные формы жизни, история учения о клетке, структура и функциональные компоненты клетки, структурные компоненты цитоплазмы. Литература: Основная 1. Пехов А.П. Биология. – ГЭОТАР-Медиа, 2011. 2. Конспекты лекций. 3. Тестовые задания по биологии для контроля знаний студентов 1 курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического и стоматологического факультетов. – Глазунова Г.А., Горячева М.В., Колтакова С.И. и др. – Барнаул: Алтайский государственный медицинский университет, 2007. 4. Сайт кафедры. Самоконтроль. Подготовка к занятию достаточна, если вы: 1. Знаете определения понятий: - клетка, - органеллы, - прокариоты, - эукариоты, - фагоцитоз, - пиноцитоз, - включения.
2. Можете ответить на вопросы: 1. Основные этапы становления цитологии. 2. Кто и когда предложил термин cellula – клетка? 3. Кем и когда была создана клеточная теория? 4. Основные положения современной клеточной теории. 5. Значение клеточной теории для науки и медицины. 6. Общий план строения прокариотической и эукариотической клеток. 7. На какие группы по локализации и назначению подразделяются органеллы? 8. Состав и функции цитоплазмы. 9. Строение и функции цитоплазматической мембраны. 10. Строение и функции ЭПС. 11. Строение и функции аппарата Гольджи. 12. Строение и функции рибосом и полисом. 13. Строение и функции митохондрий и пластид. 14. Строение и функции лизосом, сферосом. 15. Строение и функции центросомы, микротрубочек. 16. Отличие органелл от включений, группы включений. 17. Особенности морфологии растительной клетки. 18. Органеллы специального назначения клеток растений. 19. Органеллы специального назначения клеток животных.
Методические рекомендации к теме по выполнению учебно-исследовательской работы
В альбомах записать тему занятия и задание. Тема: «Растительная клетка».
Работа № 1. Общий план строения эукариотической клетки (клетки пленки лука). Постоянный препарат – 15 минут В поле зрения микроскопа видны многочисленные клетки вытянутой, почти прямоугольной формы, тесно прилегающие друг к другу. Рассмотрите препарат при большом увеличении микроскопа. Ядра клеток и оболочка контрастированы розовым красителем (эозином). Найдите оболочку клетки и обратите внимание на ее двухконтурность и толщину. Всё внутреннее пространство клетки занимает цитоплазма, расположенная под оболочкой. Ядро, как правило, занимает центральную часть клетки и имеет округло-овальную форму. Иногда оно бывает смещено к оболочке и приобретает сплющенную форму. В ядре видны одно или два ядрышка. Зарисуйте одну клетку пленки лука в альбом. На рисунке должны быть обозначены: оболочка, цитоплазма, ядро, ядрышки. Работа № 2. Общий план строения эукариотической клетки (клетки пленки лука) – 25 минут Отделите от луковицы мясистую часть. Снимите пинцетом тонкую пленку, покрывающую чешую с внешней стороны. Отрежьте ножницами кусочек пленки в несколько миллиметров и положите на предметное стекло. Наберите пипеткой раствор Люголя, капните на кусочек пленки, накройте покровным стеклом и рассмотрите микропрепарат при малом увеличении микроскопа. На препарате видны многочисленные клетки вытянутой, почти прямоугольной формы, тесно прилегающие друг к другу. Рассмотрите препарат при большом увеличении микроскопа. Найдите оболочку клетки и обратите внимание на ее двухконтурность и толщину. Присмотревшись внимательно к клетке, найдите зернистую структуру цитоплазмы, занимающую всю клетку или расположенную под оболочкой. Ядро, как правило, занимает центральную часть клетки и имеет округло-овальную форму. Иногда оно бывает смещено к оболочке и приобретает сплющенную форму. В ядре видны одно или более ядрышек. Вакуоли напоминают как бы пустоты более светлых тонов на фоне желтого цвета цитоплазмы. Зарисуйте одну клетку пленки лука в альбом (на большом увеличении). На рисунке должны быть обозначены: оболочка, цитоплазма, ядро, ядрышко, вакуоли (если они видны). Работа № 3. Хлоропласты в клетках листа традесканции (хлорофитума) – 25 минут Из стаканчика с водой возьмите пинцетом лист традесканции. Ножницами отрежьте кусочек листа длиною примерно с сантиметр и оберните его вокруг указательного пальца левой При большом увеличении микроскопа увидите почти прямоугольные вытянутые клетки с толстой, двухконтурной, бесцветной оболочкой. Найдите в цитоплазме клетки тельца округло-овальной формы, окрашенные в зеленые цвета. Это пластиды – хлоропласты. Внимательно рассмотрите форму хлоропластов, вращая микрометрическим винтом, найдите внутри хлоропластов крупинки первичного крахмала. В некоторых клетках можно обнаружить движение хлоропластов вдоль стенок клеток. Если движение пластид незаметно, слегка подогрейте препарат над электролампой. Циркулярное движение цитоплазмы в клетке, которое можно наблюдать на примере движения хлоропластов, называется циклоз. Ядра в клетке не видно, поскольку в неокрашенной клетке показатель преломления ядра и цитоплазмы одинаковы. Зарисуйте одну клетку листа традесканции в альбом (на большом увеличении). На рисунке должны быть обозначены: оболочка, цитоплазма, хлоропласты. Покажите стрелками направление движения хлоропластов (направление циклоза). Работа № 4. Хромопласты в клетках мякоти ягоды рябины – 25 минут Возьмите с часового стекла одну ягоду рябины. Острием препаровальной иглы надорвите кожицу плода и достаньте на кончике иглы немного мякоти. Перенесите ее в каплю воды на предметное стекло, осторожно разрыхлите и накройте покровным стеклом. Рассмотрите временный микропрепарат при малом и большом увеличениях микроскопа. При малом увеличении микроскопа найдите участок, в котором встречаются свободные клетки, и исследуйте их при большом увеличении. При большом увеличении клетки мякоти зрелых плодов рябины имеют округлую форму с очень светлыми, едва заметными оболочками, имеющими округлую или палочковидную форму. Ядра не видны, и обнаружить их можно только после специальной окраски. Зарисуйте одну клетку мякоти плода рябины в альбом (на большом увеличении). На рисунке должны быть обозначены: оболочка, цитоплазма, хромопласты. Хромопласты окрасьте цветным карандашом в соответствующий цвет. Работа № 5. Трофические включения в клетках клубня картофеля – 20 минут Сделайте тонкий срез с поверхности кусочка, поместите его на предметное стекло, добавьте каплю раствора Люголя и накройте покровным стеклом. Рассмотрите микропрепарат при малом увеличении микроскопа. При малом увеличении увидите крупные, прозрачные клетки полигональной формы с тонкими двухконтурными оболочками. В клетках находятся зерна (гранулы) крахмала разной величины, имеющие окраску от слабого синего до темно-синего и черного цветов. Зарисуйте одну клетку клубня картофеля в альбом (на малом увеличении). На рисунке должны быть обозначены: оболочка, зерна (гранулы) крахмала.
Работа № 6. Минеральные включения в клетках сухой чешуи лука, выдержанной в глицерине –15 минут Возьмите пинцетом с часового стекла чешую лука, выдержанную в глицерине. Отрежьте ножницами кусочек наиболее просветленного участка чешуи лука, поместите его на предметное стекло и накройте покровным стеклом. Рассмотрите препарат при большом увеличении микроскопа. Обратите внимание на удлиненные клетки, лишенные цитоплазмы и ядра, с резко выраженной двухконтурной, толстой оболочкой. Внутри многих клеток видны бесцветные призматические кристаллики щавелевокислого кальция, иногда сросшиеся попарно и относящиеся к группе кристаллических включений цитоплазмы клетки. Зарисуйте одну клетку чешуи лука в альбом (на большом увеличении). На рисунке должны быть обозначены: оболочка, кристаллы щавелевокислого кальция.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1779; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |