Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Построение энтазиса ствола колонны




Обломы прямолинейные простые (рис. 1).

I. Архитектурные обломы и их классификация.

Архитектурный облом – это деталь архитектурной формы, постоянного профиля сечения. Обломы применяются, обычно, в формах объектов классической (классицистической) архитектуры, в объектах античного стиля и стилях ренессанс, барокко и классицизм (ампир), а также в советской архитектуре периода 30-50 гг. ХХ века. В современной архитектуре, обломы нашли свое применение в произведениях периода постмодернизма, а также индивидуальном домостроении, реставрации и дизайне интерьера. Архитектурные обломы являются неотъемлемой частью ордерных систем и входят в обязательную часть, выполняемую в курсовой работе по теме «Пять ордеров». Профили частей архитектурных деталей состоят из одного или нескольких архитектурных обломов, которые по поперечному сечению подразделяются на прямолинейные и криволинейные. Из сочетания простых обломов получа­ются сложные обломы – профили, например астрагал, представляющий собой валик и полочку с четвертной выкружкой. Обломы бывают прямые и обратные. Из обло­мов архитекторы составляют профили: баз колонн, карнизов, постаментов, наличников и т. д., которые выполняются в чертежах по специальным правилам построения. Проектировать такие профили профессионально, возможно после детального изучения обломов.

Рассмотрим классификацию архитектурных обломов в последователь­ности характера их геометрической формы и сложности. Они подразделяются на:

1. Прямолинейные простые.

2. Прямолинейные сложные

3. Криволинейные простые

4. Криволинейные сложные

 

К ним относятся: плинт, полка, полочка, пояс и поясок.

Плинт – облом, прямоугольного сечения, имеющий вынос, относительно оси построения плоскости стены, соотношением не более своей высоты (рис.1, а). Плинтом можно считать любой простой прямолинейный облом, имеющий сверху или снизу плоскость стены или пояс, а с другой стороны, облом или профиль криволинейной формы. То есть, плинт разделяет собой прямолинейные и криволинейные обломы. В подавляющем большинстве случаев, плинт разделяет прямоугольные и круглые в плане детали и формы, отделяет архитектурную форму от плоскости основания, а также служит переходным элементом от простой геометрической формы к сложной или пластической (напр. служит основанием декоративной скульптуры или вазона).

Полка — облом, прямоугольного сечения, как и плинт, имеющий вынос (выступ), относительно оси построения плоскости стены, отношением не более своей высоты (рис.1, в). В отличие от плинта, полка разделяет два одинаковых по форме и конфигурации типа облома (пояса) и, как правило, имеет прямолинейный характер на плане.

 

 

Рис.1. Обломы прямолинейные простые.

 

Полочка — облом, прямоугольного сечения, похожий на полку, но в отличие от нее, имеющий вынос (выступ), относительно оси построения плоскости стены, соотношением равным или более своей высоты (рис.1, д.). Эта разница с полкой, обоснована тектоническими особенностями ее этимологии, основанной на традициях античной архитектуры и в частности, на свойстве массы материала, способе его обработки и технологии строительства. Эти факторы и влияют на ее принципиально меньшие размеры в соотношении с обломом — полкой.

Пояс — облом обратный полке, относительно плоскости стены (оси построения), имеющий соотношение своей высоты к углублению, не более своей высоты, как у полки. Также, довольно часто в архитектурной практике поясом считается профиль из 2-3 прямолинейных простых обломов.

Поясок — облом обратный полочке, относительно плоскости стены (оси построения), имеющий соотношение своей высоты к углублению, не менее своей высоты, как у полочки.

 

  1. Обломы прямолинейные сложные (рис. 2).

К таким обломам относятся фаска, скос, выемка и фасция, (рис.2) которые, за исключением фаски, не нашли широкого применения в архитектурной практике, поскольку они заменены четвертными валами и выкружками, имеющими бόльшую композиционно-эстетическую выразительность. К тому же традиционная античная технология обработки каменного материала не позволяет выдерживать параллельность граней и ребер такого типа обломов. По этим причинам здесь они не рассматриваются и в выполнение задания не входят.

 

Рис.2. Обломы прямолинейные сложные.

 

  1. Обломы криволинейные простые (рис. 3).

Вал — облом, очерченный выпуклой полуокружностью, центр которой находится в плоскости стены или габаритных размерах других обломов по вертикальной оси построения.

Выкружка — облом обратный валу с вогнутой полуокружностью, центр которой находится в плоскости стены или габаритных размерах других обломов по вертикальной оси построения; этот облом применяют для сое­динения различных обломов между собой.

Валик — облом, представляющий собой полочку, внешняя вертикальная сторона которой очерчена валом малого размера. Центр оси построения полуокружности валика выходит за линию плоскости стены, пояса или габаритного размера сопряженного облома.

Ремешок — облом, обратный валику, центр полуокружности которого углублен относительно плоскости стены, пояса или габарита сопряженного облома более полвины своей высоты.

Четвертной вал — облом, представляющий собой половину вала по вертикали, очерченный четвертью окружности.

Четвертная выкружка — облом, обратный четвертному валу, представляющий собой половину выкружки по вертикали, также очерченный четвертью окружности.

 

Рис.3. Обломы криволинейные простые.

 

  1. Обломы криволинейные сложные (рис. 4).

Вал сложный – облом, составленный из двух четвертных валов, прямого и обратного, один из которых имеет вдвое больший радиус. Фактически, меньший радиус образует при построении прямой или обратный «четвертной» валик.

Скоция (или сложная выкружка) — облом, обратный сложному валу, образованный сопряжением прямой и обратной четвертных выкружек, различной величины (как правило, соотношением 1 к 2).

Каблучок — облом, представляющий собой сопряжение равных по размеру, четвертной выкружки и четвертного вала. Каблучок различают прямой и обратный (рис. 4. д, е).

Гусек — волнообразный облом, представляющий собой сопряжение выпуклой и вогнутой дуг, построенных относительно линии соединения прямолинейных обломов с различным выносом (рис. 4. ж, з).

 

Рис. 4. Обломы криволинейные сложные.

 

Энтáзис (от греч. ἔντασις, éntasis — напряжение), плавное изменение диаметра сечения колонны вдоль продольной оси от максимального в нижней части ствола, до минимального в завершении. Энтазисом считается криволинейное утонение верхних двух третей ствола колонны, улучшающее этот ствол, визуально. Энтазис строится, начиная с линии сечения на 1/3 высоты ствола колонны, разделяющей этот ствол на цилиндрическую «модульную» и напряженную части.

Выполнение задания предусматривает два основных способа его построения. До сих пор они именовались как первый и второй способы, что не отражало сущности метода их построения. Автором настоящих методических указаний, впервые за 500 лет архитектурной практики даны названия основным способам построения энтазиса - поворотом модуля и делением дуги.

 

1 способ - построение поворотом модуля (рис. 5,а).

Из точки 1, находящейся на горизонтальном отрезке 1 а равным половине верхнего диаметра колонны - раствором циркуля, равным радиусу цилиндрической части колонны = М (1 модуль), - делаем засечку на центральной оси колонны в точке А. Отрезок 1А задает дальнейшее направление наклонной прямой АО, продолжающейся до пересечения с горизонтальной линией, проходящей через точки В, принадлежащие отрезку 6'В. Из точки О в пределах угла AOB проводим произвольные лучи Об', Ог', Од' и Ое'. В местах пересечения этих наклонных линий с осью колонны, отмечаем точки Б, Г, Д, Е. Полученные точки являются центрами окружностей, радиусы которых равны 1 модулю. Пересечения модульных окружностей с лучами Об', Ог', Од' и Ое' – дают точки 2,3,4,5 по которым проводится построение энтазиса с помощью лекальных кривых, от руки или простым сопряжением прямых отрезков.

 

2способ – построение делением дуги. (рис. 5,б).

Из точки 1, находящейся на горизонтальном отрезке 1 а (точки перехода от профиля астрагала к стволу колонны), проводим вниз вертикальную линию 1-1' до пересечения с окружностью В5' радиусом равным 1 модулю - М. Полученную дугу 5'-1' разделяем на 4 равные части. В пересечении луча Вf, представляющего собой биссектрису угла 1'В5', с «модульной» окружностью отмечаем точку 3, разделяющую дугу 5'-1' пополам. Точки 2 и 4 на дуге 5'-1', также принадлежат биссектрисам полученных углов. Таким образом, дугу можно делить на желаемое количество частей. При этом, верхнюю (напряженную) часть 2/3 ствола колонны, необходимо разделить на такое же количество равных частей. Полученные отрезки ab, bc, cd и de делят напряженную часть ствола колонны по 1/6 высоты, горизонтальными линиями. Вертикальные лучи, проведенные вверх из точек 4, 3, 2 на разделенной дуге, пересекаясь с горизонтальными линиями деления ствола колонны, образуют связанные точки 4', 3', 2'…, которые служат основой построения энтазиса. Эти точки соединяются прямыми линиями, плавной линией от руки или лекальной кривой.

 

Рис. 5. Построение энтазиса ствола колонны.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 8719; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.