Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История Иосифа




Как уже было сказано, у Иакова было 12 сыновей. Любимцем среди них был Иосиф – первенец Рахили, которая умерла при родах второго сына Вениамина. Библия рассказывает, что «Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, - и сделал ему разноцветную одежду» (Быт. 37:3). Это вызвало зависть братьев. К тому же Иосиф постоянно сплетничал о них отцу. Более всего возмущали окружающих сны Иосифа, в которых братья и родители поклонялись ему: 1) «вот мы вяжем снопы посреди поля; и вот мой сноп встал и стал прямо; и вот ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу»; 2) «вот, солнце и луна и одиннадцать звезд поклоняются мне» (Быт. 37:7-9).

Однажды, когда братья пасли скот, Иаков отправил Иосифа их проведать. Увидав Иосифа издали, братья решили убить его, но Рувим остановил кровопролитие, желая вернуть возлюбленного сына отцу. Тогда братья сняли разноцветную одежду Иосифа и бросили его в ров. Иуда предложил братьям продать Иосифа проезжавшим мимо купцам за 20 сребреников. Этот образ будет использован уже в Новом Завете, когда один из апостолов по имени Иуда выдаст римским властям за 30 сребреников Иисуса Христа. Но если один брат продал Иосифа, то другой брат Рувим, отлучившийся на время продажи, пытался вернуть его отцу: «Рувим же пришел опять ко рву; и вот, нет Иосифа во рве. И разодрал он одежды свои, и возвратился к братьям своим, и сказал: отрока нет, а я, куда я денусь?» (Быт. 37:29-30).

Тогда братья измазали одежду Иосифа в крови козла, сказав Иакову, что его любимца разодрал зверь. Вспомним, что ранее нам уже встречалась замена человеческой крови на кровь животного, когда Авраам приносил в жертву Исаака. В Библии часто можно заметить отражение одного сюжета в другом, что приводит к умножению трактовок и смыслов.

Иосиф же был продан в рабство в Египет в дом Потифара, начальника телохранителей фараона. Бог не оставлял Иосифа, поэтому он быстро возвысился, став домоправителем Потифара. Будучи красив станом и лицом, Иосиф приглянулся жене Потифара, которая пыталась его соблазнить. Когда же он отказал ее ласкам, она обвинила его в насилии. Так Иосиф попал в тюрьму. Однако Бог по-прежнему был с ним и «даровал ему благоволение в очах начальника темницы» (Быт. 39:21). Таким образом Иосиф стал тюремным распорядителем. В темницу попали два высокопоставленных слуги фараона: главный виночерпий и главный хлебодар. Им обоим приснились сны. Виночерпию приснилось, как он выдавливает виноградный сок для фараона, а хлебодару явились во сне птицы, клюющие хлебные корзины на его голове. Иосиф истолковал вещие сны - виночерпия вернут ко двору, а хлебодар будет казнен. Так и случилось.

Далее Библия повествует, что самому фараону стали снится вещие сны, и никто из его придворных не мог разгадать их смысл. В первом сне фараону приснились, что стоит он у реки; «и вот, вышли из реки семь коров, хороших видом и тучных плотью, и паслись в тростнике; но вот, после них вышли из реки семь коров других, худых видом и тощих плотью, и стали подле тех коров на берегу реки; и съели коровы худые видом и тощие плотью семь хоров хороших видом и тучных» (Быт. 41:2-4). Во втором сне фараону приснилось семь тучных колосьев, после которых выросло семь тощих колосьев, пожравших тучные. И тут виночерпий вспомнил об Иосифе, умело растолковавшем когда-то его сон, и рассказал о нем фараону. Так Иосиф попал во дворец к владыке Египта. Сон фараона означал 7 плодородных и богатых лет, за которыми последую 7 голодных и бедных лет, которые истощат землю Египетскую. Иосиф советует фараону поставить над египетской землей надзирателя, который будет кропотливо собирать зерно в течение изобильных лет про запас на следующие голодные годы. «И сказал фараон Иосифу: так как Бог открыл тебе все сие, то нет столь разумного и мудрого, как ты; ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя» (Быт. 41:39-40).

Историки, стремящиеся отделить библейский вымысел от реальной истории, пытаются понять, о каком времени и фараоне идет речь. Некоторые связывают возвышение Иосифа с временем правления гиксосов – кочевых племен, захвативших власть в Египте (XVIII в. до н.э., XV и XVI династии). Это могло бы объяснить столь необычную карьеру Иосифа: трудно представить, чтобы в обычных условиях родовитые египтяне согласились доверить высокую должность одному из презираемых ими азиатов. Становится ясным и отсутствие каких-либо упоминаний в египетских источниках об Иосифе, т.к. после прихода новой египетской династии все связанное с владычеством гиксосов подверглось уничтожению. Есть и другая гипотеза, связывающая пребывание Иосифа в Египте с временем правления Эхнатона (XVIII династия), замыслившего ввести культ единого бога Атона. Возможно, монотеистические представления евреев могли повлиять на фараона, иначе как объяснить внезапную религиозную реформу Эхнатона – первый опыт введения монотеистического культа на государственном уровне?

В Египте Иосиф ассимилировался: принял новое имя (Цафнаф-панеах), взял в жены дочь Илиопольскоо жреца, от которой у него родилось 2 сына – Манассия и Ефрем. В следующие 14 лет случилось все ровно так, как предсказал Иосиф. После 7 лет изобилия наступили голодные годы. Нужда поселилась и в доме Иакова. Прознав, что в Египте можно купить хлеб, патриарх отправляет туда 10 своих сыновей (младшего Вениамина, заменившего отцу любимца Иосифа, Иаков оставляет при себе).

Далее Библия описывает запутанную, на первый взгляд, историю. При встрече Иосиф узнал братьев, но они, конечно же, не смогли признать в нем своего брата – прошло слишком много времени, да и Иосиф, как уже упоминалось, внешне стал похож на египтянина. Иосиф назвал 10 странников соглядатаями (шпионами) и отказался верить, пока они не приведут младшего брата, о котором рассказали. И говорили братья друг другу: «точно мы наказываемся за грехи против брата нашего; мы видели страдание души его, когда он умолял нас, но не послушали, за то и постигло нас горе сие» (Быт. 42:21). Мы узнаем, что драма давно минувших дней все еще живет в сердцах братьев, они помнят и сожалеют о содеянном. Иосиф же, понимая их речь, отошел и заплакал. Он мог отомстить братьям, убить их или сгноить в темнице. Однако Иосиф скучал по семье и хотел примирения. Как же удостовериться, что братья по-настоящему раскаялись? Как проверить их искренность?

Иосиф взял в плен Симеона в качестве залога, остальные же братья отправились за Вениамином, который должен был подтвердить, что они не соглядатаи. При этом Иосиф приказал наполнить мешки братьев хлебом, а серебро тайком вернуть. Иаков отказался отдавать Вениамина братьям, как они его не упрашивали. Но вскоре хлеб фараона кончился. Братья снова собрались в Египет. Но теперь они не могли не исполнить волю Иосифа-чиновника относительно Вениамина, т.к. Симеон все еще оставался в Египте. «Иуда же сказал Израилю, отцу своему: отпусти отрока со мною, и мы встанем и пойдем, и живы будем и не умрем и мы, и ты, и дети наши; я отвечаю за него, из моих рук потребуешь его; если я не приведу его к тебе и не поставлю его пред лицом твоим, то останусь я виновным пред тобою во все дни жизни» (Быт. 43:8-9).

Иосиф, увидев младшего брата, приказал вести всех к себе в дом и приготовить обед. Братья больше прежнего испугались такого необычного приема. Еще более странным было то, что посадили их за стол по старшинству. Иосиф же, увидев младшего брата, вновь удалился и плакал. Так велики были его любовь и тоска. После обеда братьям наполнили мешки пшеницей, а младшему Вениамину на дно положили серебряную чашу. Как только они немного отошли от города, Иосиф приказал своему начальнику дома догнать и обыскать братьев. И договорились они, что если у кого найдется пропавшая чаша, тот будет отдан в рабство. Конечно, братья были уверены, что никакой чаши у них нет. Каково же было их удивление, когда чаша обнаружилась в мешке Вениамина! Братья вернулись к Иосифу, хотя могли просто отдать Вениамина в рабство, как когда-то поступили с любимцем Иакова. Более того, Иуда предложил себя взамен младшего брата. Больших доказательств для Иосифа не требовалось. Он приказал удалить всех египтян, громко разрыдался и сказал: «я - Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет; но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения жизни» (Быт. 45:4-5).

Так история зависти, гордости и предательства закончилась примирением и прощением. Иосиф переселил дом своего отца в Египет, землю Гесем. Израиль перед смертью благословил братьев. Как и раньше встал непростой вопрос о том, кто из братьев получит главное благословение. Возлюбленным сыном был Иосиф, но Иаков видел, что выделение Иосифа привело к вражде между братьями. К тому же Иосиф стал наполовину египтянином. Первые три старших сына провинились перед Иаковом (Рувим переспал со служанкой своей матери Валлой, а Симеон и Левий убили Сихема и разграбили его город без ведома отца). Благословение получил четвертый по старшинству сын – Иуда. Именно из колена Иуды происходили будущие цари, из этого же колена должен прийти Мессия в иудаизме (в христианстве он уже пришел – Иисус Христос был из этого колена).

Новый ракурс этой истории братьев появился уже в XX в. В 1960 г. Папа Иоанн XXIII обратился к посетившей его группе евреев со словами приветствия «Я - Иосиф, брат ваш». Таким образом, католическая церковь сменила метафору, олицетворяющую отношения христианства и иудаизма. Вместо истории братьев Каина и Авеля, на первый план вышла история Иосифа и его братьев. Это был шаг к примирению между религиями.

Вопросы:

1) Зачем Иосиф устраивал испытания для братьев?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.