КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Краткая историческая справка 1 страница
Вопросы для самоконтроля 2.1. Какова роль аппаратуры (HardWare) и программного обеспечения (SoftWare) компьютера? 2.2. Какие основные классы компьютеров Вам известны? 2.3. В чём состоит принцип действия компьютеров? 2.4. Из каких простейших элементов состоит программа? 2.5. Что такое система команд компьютера? 2.6. Перечислите главные устройства компьютера. 2.7. Опишите функции памяти и функции процессора. 2.8. Назовите две основные части процессора. Каково их назначение? 2.9. Что такое регистры? Назовите некоторые важные регистры и опишите их функции. 2.10. Сформулируйте общие принципы построения компьютеров. 2.11. В чём заключается принцип программного управления? Как выполняются команды условных и безусловных переходов? 2.12. В чём суть принципа однородности памяти? Какие возможности он открывает? 2.13. В чём заключается принцип адресности? 2.14. Какие архитектуры называются "фон-неймановскими"? 2.15. Что такое команда? Что описывает команда? 2.16. Какого рода информацию может содержать адресная часть команды? 2.17. Приведите примеры команд одноадресных, двухадресных, трёхадресных. 2.18. Каким образом процессор при выполнении программы осуществляет выбор очередной команды? 2.19. Опишите основной цикл процесса обработки команд. 2.20. Что понимается под архитектурой компьютера? Какие характеристики компьютера определяются этим понятием? Верно ли, что общность архитектуры разных компьютеров обеспечивает их совместимость в плане реализации функциональных элементов? 2.21. Что понимается под структурой компьютера? Какой уровень детализации описания компьютера может она обеспечить? 2.22. Перечислите распространённые компьютерные архитектуры. 2.23. Каковы отличительные особенности классической архитектуры? 2.24. Что собой представляет шина компьютера? Каковы функции общей шины (магистрали)? 2.25. Какую функцию выполняют контроллеры? 2.26. Как характер решаемых задач связан с архитектурой компьютера? 2.27. Какие отличительные особенности присущи многопроцессорной архитектуре? Многомашинной архитектуре? Архитектуре с параллельным процессором? 2.28. Что такое центральный процессор? 2.29. Какие основные компоненты содержат в себе современные микропроцессоры? 2.30. Как конструктивно выполнены современные микропроцессоры? 2.31. Перечислите основные и производные единицы измерения количества памяти. 2.32. Назовите две основные разновидности памяти компьютера. 2.33. Перечислите основные компоненты внутренней памяти. 2.34. Что представляет собой ОЗУ? Каково её назначение? 2.35. В чём разница между памятью статической и динамической? 2.36. Что собой представляет модуль памяти типа SIMM? Какие другие типы модулей памяти Вы знаете? 2.37. Каково назначение кэш-памяти? Каким образом она реализуется? 2.38. Что такое специальная память? Характеризуйте её основные виды. 2.39. Что такое BIOS и какова её роль? 2.40. Каково назначение внешней памяти? Перечислите разновидности устройств внешней памяти. 2.41. Что собой представляет гибкий диск? 2.42. В чём суть магнитного кодирования двоичной информации? 2.43. Как работают накопители на гибких магнитных дисках и накопители на жёстких магнитных дисках? 2.44. Каковы достоинства и недостатки накопителей на компакт-дисках? 2.45. Опишите работу стримера. 2.46. Как работает аудиоадаптер? Видеоадаптер? 2.47. Какие типы видеоплат используются в современных компьютерах? 2.48. Назовите главные компоненты и основные управляющие клавиши клавиатуры. 2.49. Перечислите основные компоненты видеосистемы компьютера. 2.50. Как формируется изображение на экране цветного монитора? 2.51. Как устроены жидкокристаллические мониторы? Проведите сравнение таких мониторов с мониторами, построенными на основе ЭЛТ. 2.52. Опишите работу матричных, лазерных и струйных принтеров. 2.53. Чем работа плоттера отличается от работы принтера? 2.54. Опишите способ передачи информации посредством модема. 2.55. Перечислите основные виды манипуляторов и опишите принципы из работы. 2.56. Что понимают под персональным компьютером? 2.57. Какие характеристики компьютера стандартизируются для реализации принципа открытой архитектуры? 2.58. Что такое аппаратный интерфейс? 2.59. Каково назначение контроллеров и адаптеров? В чём заключается разница между контроллером и адаптером? 2.60. Что такое порты устройств? Охарактеризуйте основные виды портов. 2.61. Перечислите основные блоки современного компьютера. 2.62. Каково назначение межкомпьютерной связи? 2.63. Опишите технологию "клиент–сервер". 2.64. Каким образом преодолевается проблема несовместимости интерфейсов в компьютерных сетях? 2.65. Что такое протокол коммуникации? 2.66. Почему данные передаются при помощи пакетов? 2.67. Охарактеризуйте основные виды сетевых топологий. 2.68. Назовите характеристики распространённых сетевых архитектур. 2.69. Дайте краткую характеристику специального сетевого оборудования. 2.70. В каких областях и с какой целью применяются локальные сети? 2.71. Перечислите основные сервисы сети Интернет. 2.72. Что такое IP-адрес? 2.73. Какие основные услуги предоставляет пользователям система WWW? 2.74. Как организованы системы информационного поиска сети Интернет? 2.75. Дайте сравнительную характеристику систем информационного поиска Yahoo! и Alta Vista. 2.76. Охарактеризуйте основные виды технологий мультимедиа. 2.77. Приведите примеры устройств "виртуальной реальности" и опишите принципы их работы. 2.78. Каким вам представляется мультимедийный компьютер? 2.79. Какой носитель информации используется для распространения мультимедиа-программ? 2.80. Охарактеризуйте средства создания мультимедиа-приложений.
ЛЕКЦИЯ 3. Классификация компьютеров 3.1. По каким критериям классифицируют компьютеры? Существуют различные классификации компьютерной техники:
Четких границ между классами компьютеров не существует. По мере совершенствования структур и технологии производства, появляются новые классы компьютеров, границы существующих классов существенно изменяются. 3.2. На чем основана классификация по поколениям?
Идея делить машины на поколения вызвана к жизни тем, что за время короткой истории своего развития компьютерная техника проделала большую эволюцию как в смысле элементной базы (лампы, транзисторы, микросхемы и др.), так и в смысле изменения её структуры, появления новых возможностей, расширения областей применения и характера использования. История счётных устройств насчитывает много веков. Ниже в хронологическом порядке приводятся некоторые наиболее значимые события этой истории, их даты и имена участников. Около 500 г. н.э. Изобретение счётов (абака) — устройства, состоящего из набора костяшек, нанизанных на стержни. 1614 г. Шотландец Джон Непер изобрёл логарифмы. Вскоре после этого Р. Биссакар создал логарифмическую линейку. 1642 г. Французский ученый Блез Паскаль приступил к созданию арифметической машины — механического устройства с шестернями, колёсами, зубчатыми рейками и т.п. Она умела "запоминать" числа и выполнять элементарные арифметические операции. 1804 г. Французский инженер Жаккар изобрёл перфокарты для управления автоматическим ткацким станком, способным воспроизводить сложнейшие узоры. Работа станка программировалась колодой перфокарт, каждая из которых управляла одним ходом челнока. 1834 г. Английский ученый Чарльз Бэббидж составил проект "аналитической" машины, в которую входили: устройства ввода и вывода информации, запоминающее устройство для хранения чисел, устройство, способное выполнять арифметические операции, и устройство, управляющее последовательностью действий машины. Команды вводились с помощью перфокарт. Проект не был реализован. 1876 г. Английский инженер Александер Белл изобрёл телефон. 1890 г. Американский инженер Герман Холлерит создал статистический табулятор, в котором информация, нанесённая на перфокарты, расшифровывалась электрическим током. Табулятор использовался для обработки результатов переписи населения в США. 1892 г. Американский инженер У. Барроуз выпустил первый коммерческий сумматор. 1897 г. Английский физик Дж. Томсон сконструировал электронно-лучевую трубку. 1901 г. Итальянский физик Гульельмо Маркони установил радиосвязь между Европой и Америкой. 1904—1906 гг. Сконструированы электронные диод и триод. 1930 г. Профессор Массачусетского технологического института (МТИ) Ванневар Буш построил дифференциальный анализатор, с появлением которого связывают начало современной компьютерной эры. 1936 г. Английский математик Алан Тьюринг и независимо от него Э. Пост выдвинули и разработали концепцию абстрактной вычислительной машины. Они доказали принципиальную возможность решения автоматами любой проблемы при условии возможности её алгоритмизации. 1938 г. Немецкий инженер Конрад Цузе построил первый чисто механический компьютер. 1938 г. Американский математик и инженер Клод Шеннон показал возможность применения аппарата математической логики для синтеза и анализа релейно-контактных переключательных схем. 1939 г. Американец болгарского происхождения профессор физики Джон Атанасофф создал прототип вычислительной машины на базе двоичных элементов. 1941 г. Конрад Цузе сконструировал первый универсальный компьютер на электромеханических элементах. Он работал с двоичными числами и использовал представление чисел с плавающей запятой. 1944 г. Под руководством американского математика Говарда Айкена создана автоматическая вычислительная машина "Марк—1" с программным управлением. Она была построена на электромеханических реле, а программа обработки данных вводилась с перфоленты. 1945 г. Джон фон Нейман в отчёте "Предварительный доклад о машине Эдвак" сформулировал основные принципы работы и компоненты современных компьютеров.
1946 г. Американцы Дж. Эккерт и Дж. Моучли сконструировали первый электронный цифровой компьютер "Эниак" (Electronic Numerical Integrator and Computer). Машина имела 20 тысяч электронных ламп и 1,5 тысячи реле. Она работала в тысячу раз быстрее, чем "Марк—1", выполняя за одну секунду 300 умножений или 5000 сложений. 1948 г. В американской фирме Bell Laboratories физики Уильям Шокли, Уолтер Браттейн и Джон Бардин создали транзистор. За это достижение им была присуждена Нобелевская премия. 1948 г. Норберт Винер (Norbert Wiener) опубликовал книгу "Кибернетика", оказавшую влияние на все последующие исследования в области искусственного интелекта. 1949 г. В Англии под руководством Мориса Уилкса построен первый в мире компьютер с хранимой в памяти программой EDSAC. 1951 г. В Киеве построен первый в континентальной Европе компьютер МЭСМ (малая электронная счетная машина), имеющий 600 электронных ламп. Создатель С.А. Лебедев. 1951—1955 гг. Благодаря деятельности российских ученых С.А. Лебедева, М.В. Келдыша, М.А. Лаврентьева, И.С. Брука, М.А. Карцева, Б.И. Рамеева, В.С. Антонова, А.Н. Невского, Б.И. Буркова и руководимых ими коллективов Советский Союз вырвался в число лидеров вычислительной техники, что позволило в короткие сроки решить важные научно-технические задачи овладения ядерной энергией и исследования Космоса. 1952 г. Под руководством С.А. Лебедева в Москве построен компьютер БЭСМ—1 (большая электронная счетная машина) — на то время самая производительная машина в Европе и одна из лучших в мире. 1953 г. Джей Форрестер реализовал оперативную память на магнитных сердечниках (сore memory), которая существенно удешевила компьютеры и увеличила их быстродействие. Память на магнитных сердечниках широко использовалась до начала 70-х годов. На смену ей пришла память на полупроводниковых элементах. 1955—1959 гг. Российские ученые А.А. Ляпунов, С.С. Камынин, Э.З. Любимский, А.П. Ершов, Л.Н. Королев, В.М. Курочкин, М.Р. Шура-Бура и др. создали "программирующие программы" — прообразы трансляторов. В.В. Мартынюк создал систему символьного кодирования — средство ускорения разработки и отладки программ. 1955—1959 гг. Заложен фундамент теории программирования (А.А. Ляпунов, Ю.И. Янов, А.А. Марков, Л.А. Калужин) и численных методов (В.М. Глушков, А.А. Самарский, А.Н. Тихонов). Моделируются схемы механизма мышления и процессов генетики, алгоритмы диагностики медицинских заболеваний (А.А. Ляпунов, Б.В. Гнеденко, Н.М. Амосов, А.Г. Ивахненко, В.А. Ковалевский и др.). 1958 г. Джек Килби из фирмы Texas Instruments создал первую интегральную схему. 1957 г. Первое сообщение о языке Фортран (Джон Бэкус). 1957 г. Американской фирмой NCR создан первый компьютер на транзисторах. 1959 г. Под руководством С.А. Лебедева создана машина БЭСМ—2 производительностью 10 тыс. опер./с. С ее применением связаны расчеты запусков космических ракет и первых в мире искусственных спутников Земли. 1959 г. Создана машина М—20, главный конструктор С.А. Лебедев. Для своего времени одна из самых быстродействующих в мире (20 тыс. опер./с.). На этой машине было решено большинство теоретических и прикладных задач, связанных с развитием самых передовых областей науки и техники того времени. На основе М—20 была создана уникальная многопроцессорная М—40 — самая быстродействующая ЭВМ того времени в мире (40 тыс. опер./с.). На смену М—20 пришли полупроводниковые БЭСМ—4 и М—220 (200 тыс. опер./с.). 1959 г. Первое сообщение о языке Алгол, который надолго стал стандартом в области языков программирования. 1961 г. Фирма IBM Deutschland реализовала подключение компьютера к телефонной линии с помощью модема. 1964 г. Начат выпуск семейства машин третьего поколения — IBM/360. 1965 г. Дж. Кемени и Т. Курц в Дортмундском колледже (США) разработали язык программирования Бейсик. 1965 г. Сеймур Пейперт (Seymour Papert) разработал язык LOGO — компьютерный язык для детей. 1967 г. Под руководством С.А. Лебедева организован крупно-серийный выпуск шедевра отечественной вычислительной техники — миллионника БЭСМ—6, — самой быстродействующей машины в мире. За ним последовал "Эльбрус" — ЭВМ нового типа, производительностью 10 млн. опер./с. 1968 г. Основана фирма Intel, впоследствии ставшая признанным лидером в области производства микропроцессоров и других компьютерных интегральных схем. 1970 г. Швейцарец Никлаус Вирт разработал язык Паскаль. 1971 г. Эдвард Хофф разработал микропроцессор Intel—4004, состоящий из 2250 транзисторов, размещённых в кристалле размером не больше шляпки гвоздя. Этот микропроцессор стал поистине революционным изобретением, открывшем путь к созданию искусственных интеллектуальных систем вообще и персонального компьютера в частности. 1971 г. Французский учёный Алан Колмари разработал язык логического программирования Пролог (PROgramming in LOGic). 1972 г. Деннис Ритчи из Bell Laboratories разработал язык Си. 1973 г. Кен Томпсон и Деннис Ритчи создали операционную систему UNIX. 1973 г. Фирма IBM (International Business Machines Corporation) сконструировала первый жёсткий диск типа "винчестер". 1974 г. Фирма Intel разработала первый универсальный восьмиразрядный микропроцессор 8080 с 4500 транзисторами. 1974 г. Эдвард Робертс, молодой офицер ВВС США, инженер-электронщик, построил на базе процессора 8080 микрокомпьютер Альтаир, имевший огромный коммерческий успех, продававшийся по почте и широко использовавшийся для домашнего применения. Компьютер назван по именю звезды, к которой был запущен межпланетный корабль "Энтерпрайз" из телесериала "Космическая одиссея".
1975 г. Молодой программист Пол Аллен и студент Гарвардского университета Билл Гейтс реализовали для Альтаира язык Бейсик. Впоследствии они основали фирму Майкрософт (Microsoft), являющуюся сегодня крупнейшим производителем программного обеспечения.
1975 г. Фирма IBM начала продажу лазерных принтеров.
1976 г. Студенты Стив Возняк и Стив Джобс, устроив мастерскую в гараже, реализовали компьютер Apple—1, положив начало корпорации Apple.
1978 г. Фирма Intel выпустила микропроцессор 8086.
1979 г. Фирма Intel выпустила микропроцессор 8088. Корпорация IBM приобрела крупную партию этих процессоров для вновь образованного подразделения по разработке и производству персональных компьютеров. 1979 г. Фирма SoftWare Arts разработала первый пакет деловых программ VisiCalc (Visible Calculator) для персональных компьютеров. 1980 г. Корпорация Control Data выпустила суперкомпьютер Cyber (Сайбер) 205. 1980 г. Японские компании Sharp, Sanyo, Panasonic, Casio и американская фирма Tandy вынесли на рынок первый карманный компьютер, обладающий всеми основными свойствами больших компьютеров. 1981 г. Фирма IBM выпустила первый персональный компьютер IBM PC на базе микропроцессора 8088. 1982 г. Фирма Intel выпустила микропроцессор 80286, содержащий 134 000 транзисторов и способный выполнять любые программы, написанные для его предшественников. С тех пор такая программная совместимость остается отличительным признаком семейства микропроцессоров Intel. 1982 г. Митч Капор (Mitch Kapor) представил систему Lotus 1—2—3, которая победила в конкурентной борьбе Visicalc. 1983 г. Корпорация Apple Computers построила персональный компьютер Lisa — первый офисный компьютер, управляемый манипулятором мышь. 1983 г. Гибкие диски получили распространение в качестве стандартных носителей информации. 1983 г. Фирмой Borland выпущен в продажу компилятор Turbo Pascal, разработанный Андерсом Хейльсбергом (Anders Hejlsberg). 1984 г. Создан первый компьютер типа Laptop (наколенный), в котором системный блок объединен с дисплеем и клавиатурой в единый блок. 1984 г. Фирмы Sony и Phillips разработали стандарт записи компакт-дисков CD-ROM. 1984 г. Корпорация Apple Computer выпустила компьютер Macintosh на 32-разрядном процессоре Motorola 68000 — первую модель знаменитого впоследствии семейства Macintosh c удобной для пользователя операционной системой, развитыми графическими возможностями, намного превосходящими в то время те, которыми обладали стандартные IBM-совместимые ПК с MS-DOS. Эти компьютеры быстро приобрели миллионы поклонников и стали вычислительной платформой для целых отраслей, таких например, как издательское дело и образование. 1984 г. Появилась некоммерческая компьютерная сеть FIDO. Ее создатели Том Дженнингс и Джон Мэдил. В 1995 году в мире насчитывалось около 20 тысяч узлов этой сети, объединяющих 3 млн. человек. 1985 г. Фирма Intel выпустила микропроцессор 80386,, насчитывающий уже 275000 транзисторов. Этот 32-разрядный "многозадачный" процессор обеспечивал возможность одновременного выполнения нескольких программ. 1985 г. Бьярн Страуструп из Bell Laboratories опубликовал описание созданного им объектно-ориентированного языка С++. 1989 г. Американская фирма Poquet Computers Corporation представила новый компьютер класса Subnotebook — Pocket PC. 1989 г. Тим Бернерс-Ли предложил язык гипертекстовой разметки HTML (HyperText Markup Language) в качестве одного из компонентов технологии разработки распределенной гипертекстовой системы World Wide Web. 1989 г. Фирма Intel выпустила микропроцессор Intel 486 DX. Поколение процессоров i486 ознаменовало переход от работы на компьютере через командную строку к режиму "укажи и щелкни". Intel 486 стал первым микропроцессором со встроенным математическим сопроцессором, который существенно ускорил обработку данных, выполняя сложные математические действия вместо центрального процессора. Количество транзисторов — 1,2 млн. Корпорация Microsoft выпустила графическую оболочку MS Windows 3.0. 1990 г. Выпуск и ввод в эксплуатацию векторно-конвейерной суперЭВМ "Эльбрус 3.1". Разработчики — Г.Г. Рябов, А.А. Соколов, А.Ю. Бяков. Производительность в однопроцессорном варианте — 400 мегафлопов. 1991 г. Финский студент Линус Торвальдс (Linus Torvalds) распространил среди пользователей Интернет первый прототип своей операционной системы Linux. Заинтересованные в этой работе программисты стали поддерживать Linux, добавляя драйверы устройств, разрабатывая разные продвинутые приложения и др. Атмосфера работы энтузиастов над полезным проектом, а также свободное распространение и использование исходных текстов стали основой феномена Linux. В настоящее время Linux — очень мощная система, к тому же — бесплатная.
Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |