Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дополнительная информация




Комментарий

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОСТОЯНИЙ ПОНИЖЕННОЙ МОЗГОВОЙ АКТИВНОСТИ

 

Состояние релаксации может применяться со всеми техни­ками КРТ. Особенно эффективны они в следующем.

1. Определение центрального иррационального убеждения, свя­занного с эмоциональными проблемами. В расслабленном состоянии клиенты лучше могут сосредоточиться на своих автоматических мыслях.

2. Подкрепление позитивных когнитивных изменений клиента.

3. Предоставление клиенту возможности отдалиться от своих убеждений на необходимое расстояние, чтобы объективно их оценить.

4. При помощи путешествия в памяти клиент может идентифи­цировать исторические корни своего центрального убежде­ния.

5. Повышение эффективности многих представленных в кни­ге техник, особенно всех техник мягкого опровержения — оспаривание в расслабленном состоянии, антикатастрофизи-рующая практика, преодолевающие утверждения, угасание; техник перцептивного сдвига — когнитивный фокусинг, транспозиция, образы, наведение мостов, а также историчес­кого и культурального ресинтезирования.

 

 

Использование нами альфа- и тета-состояний продемонстри­ровало противоречивые результаты. Мы обнаружили, что обуче­ние когнитивным методам зависит от состояния. Если клиент испытывает свои проблемы, находясь в определенном состоя­нии, для изменения когниций оказывается эффективным погру­жение в данное состояние. Создание альфа- или тета-состояния менее действенно. Они могут быть результативны для отдель­ных клиентов, но мы не нашли клинических подтверждений нашумевшим и преувеличенным заявлениям об исцеляющем эффекте этих состояний. Читатель должен понимать различия между релаксацией, применение которой оказалось определен­но полезно для клиентов, и альфа- и тета-состояниями изменен­ного сознания, которые таких результатов не дают. Они корре­лируют между собой, но не обязательно связаны причинными отношениями (Beyerstein, 1985).

 

Хорошие практические работы по использованию биологической обратной связи есть у Schwartz (1973, 1995), Carlson and Seifert (1994). Критические замечания можно найти у Steiner and Dince (1981).

Противостояние между защитниками и противниками применения состояний измененного сознания продолжает накаляться. Защитника­ми написаны книги (по большей части) для непосвященной публики (Brown, 1974; Steam, 1976; Zaffuto, 1974). Противниками — работы тех­нического характера (Beatty & Legewie, 1977; Beyerstein, 1985; Orne & Paskewitz, 1973; Plotkin, 1979; Simkins, 1982).

Наиболее известный терапевт, использующий состояния изменен­ного сознания, — Милтон Эриксон (Erikson & Rossy, 1981; Havens, 1985; Lankton, 1990; Lankton & Lankton, 1983; Rossy, 1980; Rossy & Ryan, 1985).

Замечательные книги по клиническому гипнозу есть у Rhue (1993), Bandler & Grinder (1996), Lynn & Kirsch (1996), Udolf (1992).

Глава 6 ТЕХНИКИ ОПРОВЕРЖЕНИЯ: ОБЪЕКТИВНЫЕ

 

Многие техники оспаривания основаны на использовании для изменения иррациональных убеждений высокого или низ­кого уровня эмоционального возбуждения, но иногда более эф­фективным для трансформации мыслей оказывается хладно­кровный, бесстрастный стиль. Причина в том, что объективное, внеличностное обсуждение идей клиента может развеять его пристрастные эмоции, в то время как жесткие и мягкие техники опровержения могут их усилить.

Техники объективного оспаривания предполагают, что тера­певт будет предоставлять логичные, неэмоциональные аргумен­ты и склонять клиента к моделированию того же стиля. Как клиент, так и терапевт анализируют идеи клиента бесстрастно и отчужденно, как будто это математические формулы.

Объективное опровержение предполагает изменение преду­беждений в случае, если терапевт поможет клиенту собрать ло­гических доказательств против этих идей больше имеющихся у него аргументов «за». Эта точка зрения противоположна тому мнению, что эмоциональная напряженность и привычная сила контраргумента превосходит по значимости стоящую за ним ло­гику. Приобретая опыт, терапевт выяснит для себя, какие убеж­дения лучше поддаются мягким техникам, какие — жестким, а какие — объективным.

Мы обнаружили, что объективное оспаривание больше всего подходит для сопротивляющихся и защищающихся клиентов, поскольку этот подход не задевает их эмоциональные струны, с другой стороны, есть клиенты, которым больше помогает теплое, эмпатическое и позитивное обхождение с ними терапевтов (Rogers, 1951, 1959). Для поддержки контраргументации деп­рессивных клиентов им в особенности может понадобиться мяг­кий эмоциональный подход, напротив, клиентам, страдающим от приступов паники, подойдет атакующее, жесткое опровер­жение.

Объективный анализ идей клиента — ясный и элегантный терапевтический подход. Наш опыт, однако, показывает, что многие клиенты не приветствуют логику в той же мере, что и терапевты. Для таких клиентов объективное оспаривание долж­но быть заменено или дополнено другими методами.

Ниже следуют отдельные ключевые принципы, лежащие в основе различных типов объективного опровержения.

1. Пусть клиент идентифицирует основные центральные убеж­дения, которые приводят к негативным эмоциям.

2. Помогите клиенту разбить каждое утверждение на его основ­ные логические компоненты. Скрупулезно избегайте субъек­тивных суждений как о самом убеждении, так и о составля­ющих его частях.

3. С помощью клиента исследуйте каждое убеждение с пози­ций индуктивной и дедуктивной логики. Вместе с клиентом решите, является ли убеждение логичным.

4. Если клиент оценивает суждение как ложное, пусть он запи­шет все логические доводы для такого опровержения.

5. Попросите клиента вспоминать все эти опровергающие дово­ды каждый раз, когда возникает ложное убеждение, пока оно не перестанет повторяться совсем.

Мы используем эти инструкции в памятке, которая знако­мит клиента с техникой объективного оспаривания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.