Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментарий. Дополнительная информация




Пример

Метод

Принципы

ТЕХНИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВООБРАЖЕНИЯ

Дополнительная информация

Комментарий

 

Гибкость этого метода — его самое большое достоинство и самый большой недостаток. Некоторым клиентам необходимы более конкретные инструкции о том, как изменять свои эмо­ции. Другие же предцочитают сами отвечать за свой перцептив­ный сдвиг.

 

Эта техника описывается в нескольких публикациях (Maultsby and Ellis, 1974; Maultsby, 1971, 1976, 1984, 1990; Wilde, 1998).

 

 

Образы используются в трансформации и других аспектах когнитивного реструктурирования; около трети техник, пере­численных в этой книге, задействуют ту или иную форму вооб­ражения. В то время как методики оспаривания являются по­пыткой модификации в большей степени языка клиента, неже­ли его представлений, трансформация в основном базируется на образах и визуализациях. Образы лучше показывают, что имен­но необходимо изменить клиентам, чтобы лучше себя чувство­вать, так как они выявляют более общие сдвиги в паттернах, в то время как чисто лингвистические техники нацелены на изме­нение более специфических мыслей.

Тем не менее даже чисто лингвистические техники можно адаптировать в процедуры визуализации образа. Для многих клиентов лучшим подходом является переплетение лингвисти­ческих и образных техник, поскольку такая комбинация при­водит к более значительным изменениям, чем каждый из этих методов в отдельности. Однако, если клиент особенно сведущ в визуализации или кажется особенно отзывчивым к образным модификациям, терапевт может предпочесть работу с образами.

 

 

 

1. Для того чтобы превратить языковые техники в трансфор­мирующие, проделайте первые три шага КРТ: определите центральные метафизические идеи клиента (Guidano, 1991; Guidano and Liotto, 1983), объективно проанализируйте их достоверность или ложность и придумайте серию контраргу­ментов или замещающих рациональных идей (Me Mullin and Giles, 1981).

Несмотря на то что и на этих трех этапах можно с успехом использовать визуализацию, мы обнаружили, что на началь­ных стадиях КРТ язык обычно является более гибким, чем визуализация, инструментом, по большей части из-за испы­тываемых клиентами в процессе визуализирования своих убеждений трудностей. Сложно, к примеру, представить себе образы, сопровождающие такую идею, как: «Я чувствую, что у меня нет цели в жизни». Мы рекомендуем использование лингвистических техник на ранних стадиях терапии по при­чине их простоты и эффективности.

2. Определите способности клиента к воображению, используя одну из шкал, разработанных Лацарусом (Lazarus, 1977, 1981, 1982, 1989, 1995, 1998). Эти шкалы помогут опреде­лить общую способность клиента к визуализации и укажут области, нуждающиеся в развитии. Шкалы исследуют спо­собность клиента воссоздавать образы себя и других, про­шлого, настоящего и будущего, приятного и неприятного и многих других.

3. Если клиент показывает низкие значения по своей способно­сти к визуализации, вы можете попробовать описанные Ла­царусом техники построения образа (Lazarus, 1982).

4. Для того чтобы помочь своему клиенту перейти от иррацио­нальных убеждений к рациональным, отберите конкретные образы. Поскольку представление не задействует язык, клиен­там зачастую удается более быстро изменить восприятие, используя только визуальные образы, а не семантику. Для создания таких перцептивных сдвигов вы можете использо­вать множество различных типов образов. Ниже приводится список основных типов.

  • Образы совладания, в которых клиент представляет себя успешно справляющимся со сложными ситуациями, ис­пользуются для коррекции пассивного, избегающего мыш­ления. («Представьте себе, что вы просите своего началь­ника о повышении вашей зарплаты».)
  • Расслабляющие образы, включающие сцены природы и чувственные визуализации, используются для противопо­ставления мыслям, продуцирующим страх или тревогу. Часто используются как часть когнитивной десенсибили­зации.
  • Образы достижений, в которых клиент воображает, что он выполнил какое-либо задание в совершенстве, противо­поставляются иррациональным мыслям о беспомощности и неудачливости. («Представьте себе, что у вас удачный, счастливый брак».)
  • Образы подетального совладания, которые сфокусирова­ны на частностях, помогают клиентам, которые чувствуют себя задавленными неразрешимыми проблемами. Исполь­зуя этот метод, клиент может разбить главную проблему на серию более мелких и представить себе, как он преодо­левает эти небольшие сложности. Например, клиент мо­жет поделить проблему покупки машины на 20 маленьких задач и представить себе последовательное успешное за­вершение каждой из них, начиная с покупки автомобиль­ного каталога для покупателей новых машин и заканчи­вая удачной покупкой идеального автомобиля.
  • Моделирующие образы могут использоваться в случае, если клиент испытывает сложности в представлении со­ставных шагов решения проблемы или овладения тем или иным навыком. В этой технике клиент представляет в во­ображении человека, который образцово выполняет дан­ное ему задание. К примеру, клиент может проанализировать и затем визуализировать удар справа Пита Сампраса или навыки ведения спора Вильяма Бакли.
  • Неприязненные образы используются в обусловливании отвращения, отстранения и избегания в качестве проти­вовеса нежелательному поведению. («Представьте, что ваша привычка курить вызывает у ваших детей эмфи­зему».)
  • Идеализированные образы используются, когда клиенты не могут подумать о своей конечной цели. («Где бы вы хо­тели жить через десять лет, с кем? Что бы вам хотелось делать?»)
  • Представления о вознаграждении подкрепляют реалисти­ческое мышление. («Что произойдет хорошего, если вы завершите проект?»)
  • Нивелирующие образы уменьшают негативные эффекты неприятных, устрашающих визуализаций. («Представьте своего начальника в костюме утки, крякающего».)
  • Реконцептуализирующие образы изменяют интерпре­тацию событий. («Представьте, что ваша жена не была на вас рассержена, просто у нее были неприятности на ра­боте».)
  • Негативные и позитивные образы — визуализация нега­тивных ситуаций на позитивном фоне, как и обусловлива­ние высшего порядка, может изменить эмоциональную ва­лентность ситуации. («Представьте, что ваш противник критикует вас, а вы сидите в тропической лагуне в теп­лый, солнечный день».)
  • Корректирующие образы исправляют ошибки, допущен- ■ ные клиентом в прошлом. («Представьте, как бы вы это сделали, если бы пришлось это делать снова».) Обобщенные корректирующие образы позволяют клиенту исправить все прошлые инциденты определенного типа. К примеру, пассивный клиент может представить, что он вел себя ассертивно в те моменты, когда он отступал от про­блемы.
  • Образы будущего заставляют клиента оглянуться на на­стоящее из будущего времени, таким образом проясняя главные ценности. («Представьте, что вам 85, и вы огля­дываетесь на прожитую жизнь. Что вы теперь сочтете важ­ным и что — ничего незначащим?»)
  • «Аварийные» представления учат клиента справляться с худшими возможными последствиями события. («Что мо­жет произойти самого плохого в результате того, что вы потеряете работу?»)
  • Визуализация маловероятных образов предполагает, что клиент представляет себе все возможные «ужасные» собы­тия, которые с ним могут произойти, для того чтобы на­учиться уходить от попыток контролировать все вокруг. В парадоксальных техниках часто применяется этот прием. («Что ужасного может с вами произойти, когда вы читаете воскресные комиксы? Когда вы принимаете ван­ну? Когда лежите в своей постели?»)
  • Представление ассертивных ответов может быть сопо­ставлено для контраста с представлениями пассивных, агрессивных и пассивно-агрессивных реакций, так чтобы клиент увидел последствия каждого из ответов. («Пред­ставьте, что вы пассивно, агрессивно или ассертивно про­сите, чтобы вам вернули ваши деньги».)
  • Представление итоговых последствий требует, чтобы клиенты визуализировали приносящее беспокойство собы­тие через неделю, месяц, год после того, как оно произош­ло, чтобы определить отсроченные последствия. («Если вы покончите с собой, представьте, как сильно будет пережи­вать ваша девушка восемь лет спустя?»)
  • Эмпатические представления учат клиента воспринимать мир с точки зрения другого человека. («Как к вам относит­ся человек, которого вы обидели?»)
  • Катарсические образы позволяют клиентам представить, что они выражают не проявленные прежде эмоции, такие, как гнев, любовь, ревность или печаль. («Представьте, что вы кричите в ответ на вашего друга».)
  • Представление нулевой реакции предполагает, что клиент визуализирует, как он воспринимает в фобических ситуа­циях только нейтральные последствия. Эти образы часто используются в процедурах погашения условных связей. («Представьте, что вы встали перед всеми собравшимися и вышли. Представьте, что никто этого не заметил и никому до этого не было дела».)
  • Фантастические образы разрешают в воображении такие проблемы, которые невозможно решить в реальности.
  • («Представьте, что ваша умершая бабушка предстала сей­час перед вами. Какой она вам даст совет? Как она отнесет­ся к тому, что вы сделали?»)
  • Превентивные образы используются для того, чтобы под­готовить клиента справиться с проблемами, с которыми они могут столкнуться в будущем, например, смерть, от­вержение значимым лицом, физическое заболевание, бед­ность и т. д.
  • Негативные подкрепляющие образы вызывают представ­ление о страшной ситуации, которая избавляет от ситуа­ции еще более ужасной. («Представьте, что, держа в ру­ках змею, вы избавляетесь от критики ваших сверстни­ков».)
  • Образы безопасности дают клиенту чувство уверенности в пугающей ситуации. («Когда вы находитесь в самолете, представляйте себе, что мама держит вас в теплом розовом одеяльце».)
  • Пресыщающие образы, использующиеся в процедурах скры­того наводнения, воспроизводят одну и ту же визуализа­цию снова и снова, пока клиенту не надоедает ее представ­лять. («В течение следующих двух недель по 50 раз в день представляйте себе, что ваша жена занимается любовью с каждым мужчиной, которого вы встречаете».)
  • Альтернативные образы используются, когда клиент должен определиться между двумя линиями поведения. («Представьте, на что будет похожа ваша жизнь в Нью-Йорке и в Кивесте во Флориде, и сопоставьте эти два образа».)
  • Воображение негативных последствий выявляет непри­ятные эффекты того, что кажется клиенту позитивным. («Представьте, что, став известным, вы оказываетесь пой­манным в собственном доме, не имея возможности никуда выйти, потому что вас преследуют папарацци».) Представления, противостоящие искушениям, превра­щают желанные объекты в неприятные. («Представьте, что ваша сигарета — это высушенные куски бизона».) Образы, опережающие время, позволяют клиентам отстра­ниться от травмирующего события, представляя, что они переместились во времени (например, на полгода вперед) и оглядываются на произошедшее. (Lazarus, 1998.) («Представьте, как вы будете через шесть месяцев относиться к тому, что ваш друг бросил вас».)

5. Попросите клиента практиковаться в визуализации до тех пор, пока выбранный образ не станет четким.

6. После того как клиент закончит работать с образами, повтор­но обратитесь к лингвистическому компоненту, попросив его суммировать изменения в системе его убеждений. («Теперь, когда при помощи этих образов вы изменили эмоции, к ка­ким вы пришли выводам? Каким иррациональным мыслям вы были подвержены? Какие рациональные мысли у вас есть сейчас?»)

Как утверждалось выше, для того чтобы осуществить когнитив­ные изменения, специфические образы связываются со специфи­ческими иррациональными идеями. Ниже приводятся визуализа­ции, которые использовались нами при коррекции различных ирра­циональных идей клиентов.

Центральное убеждение: люди должны всегда меня любить, иначе я буду чувствовать себя несчастным.

Корригирующие образы: представление постепенного преодо­ления. Предложите клиенту образы совладания, которые показыва­ли бы ему: а) любовь всех и каждого; б) любовь всех из его окру­жения, кроме одного человека; в) любовь большинства людей; г) любовь половины из тех, кого он знает; д) любовь лишь несколь­ких человек из его окружения; е) любовь только одного человека. Преподнесите эти образы так, чтобы клиент мог успешно справить­ся со все уменьшающимся числом любящих его людей.

Центральное убеждение: делать ошибки ужасно.

Корригирующие образы: можно использовать неприязненные образы. Клиенты связывают отталкивающие образы с попытками быть совершенными все время. («Представьте себе ту убийствен­ную скуку, которую принесло бы совершенство».)

Центральное убеждение: ужасно, когда что-то идет не так.

Корригирующие образы: нивелирующие и нулевой реакции. Пусть клиент представит себе, что, когда все идет наперекосяк, ничего не происходит вообще.

Центральное убеждение: я не могу контролировать свои эмоции.

Корригирующие образы: представления о вознаграждении. На­учите клиента представлять все позитивные последствия свободы и спонтанности своих эмоций.

Центральное убеждение: достигнуть самодисциплины чрезвы­чайно тяжело.

Корригирующие образы: образы достижения совершенного ма­стерства. Клиент воображает исключительную самодисциплину в различных ситуациях.

Центральное убеждение: я должен всегда зависеть от других.

Корригирующие образы: идеализирующие образы. Клиенты ви­зуализируют сцены свободы, независимости и отсутствия привя­занности.

Центральное убеждение: мое неблагоприятное детство, должно быть, делает мою взрослую жизнь несчастной.

Корригирующие образы: моделирующие образы. Клиент пред­ставляет целую серию людей, кто был счастлив, несмотря на ужас­ное детство.

Центральное убеждение: я убежден, что для моих проблем су­ществует правильное, корректное и совершенное решение, и все, что я должен сделать, — это найти его.

Корригирующие образы: образы подетального совладания. Пусть клиент представит необходимые, но мелкие шаги, которые он должен проделать для решения каждой конкретной проблемы.

Центральное убеждение: я — исключительный человек (принц в маске или Кларк Кент, разыскивающий телефонную будку). Я тре­бую особых благ и привилегий, поэтому я не должен подчиняться законам и ограничениям обыкновенных смертных.

Корригирующие образы: эмпатические образы. «Если бы вы были кем-то другим, захотели бы вы с собой дружить? Понравилось ли бы вам находиться около себя?»

 

Некоторые виды когнитивной терапии выделяют главным образом применение лингвистических техник, а другие в то же время акцентируют использование образов. Мы обнаружили,

что в когнитивном реструктурировании гораздо более эффектив­ной является комбинация, а не отдельное применение того или иного рода техник.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.