КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пример 2. Клиенты усваивают новую информацию с большей готовностью, если отдельные компоненты этой новой информации уже хранятся в их памяти
Метод Пример 1 Принципы СВЯЗУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВОСПРИЯТИЯ
Клиенты усваивают новую информацию с большей готовностью, если отдельные компоненты этой новой информации уже хранятся в их памяти. Этот общий между старым и новым знанием элемент прокладывает мост, по которому клиент может с большей легкостью перейти от ошибочных мыслей к более рациональным и функциональным. Подобного типа транзиция иллюстрируется нижеследующим примером. Старое убеждение: «В людях нет ничего хорошего. Они жестокие и злые». Новое убеждение: «Люди — это люди. Они ведут себя так, как задумано природой. Иногда нам нравится то, что они делают, иногда — нет». Терапевт может попробовать перевести клиента от старого убеждения к новому, применив техники опровержения, но существует высокая вероятность, что это не будет иметь настолько действенный и продолжительный результат, как при использовании техники наведения мостов. Внимательно проанализировав старое убеждение, читатель должен заметить, что мостом к новой мысли в нем служат два его компонента: субъект — «люди» и оценка, что «они жестокие и злые». Новое убеждение также касается людей и также удостоверяет, что человеческое поведение может быть разочаровывающим, но оно интерпретирует эту действительность как факт «природы». Например, одна из моих клиенток ненавидела взрослых людей за то, что они злы и жестоки, но на одном из сеансов обнаружилось, что она обожает малышей. «Почему, — спросил я ее, — у вас не вызывают неприязни дети, которых некоторые люди считают "злыми и жестокими" за то, что те капризничают, мочат штаны и срыгивают пищу?» — «Это глупо, — возразила клиентка. — Делать подобные вещи для них просто естественно». Мы отметили, что люди, которые кричат на нас из-за того, что простудились, или те, кто отступает, потому что испугался, действуют из того же мотива, что и дети — естественно. Если она могла принять и даже полюбить детей, возможно, ей удалось бы принять и таких взрослых. «Дети» — это якорь, который переносит эмоции с одной установки на другую. Клиентка начала работать над изменением своего восприятия взрослых. Каждый раз, когда люди совершали что-то, что ей не нравилось, она концентрировалась на представлении их детьми, переодетыми в одежду взрослых, говорящих словами взрослых, но с мотивацией ребенка. После того как она вообразила себе подобным образом 43 ситуации, она была способна принять новую и более рациональную установку относительно плохого поведения взрослых.
1. Используйте основной список убеждений клиента. 2. Составьте сопутствующий список возможных замещающих убеждений, проверяя, согласен ли ваш клиент с тем, что это восприятие будет более полезным, если его достоверность можно продемонстрировать. 3. В процессе консультации найдите установки, которые уже приняты клиентом и могут связать старое восприятие с новым. В отдельных случаях вам могут понадобиться целые серии тем, и может уйти много времени, прежде чем вы их отыщете. Выбирайте такие связки-мосты, которые обладают для клиента наибольшей личной значимостью и могут быть непосредственно привязаны к Я-концепции. 4. Как только мосты определятся, попросите клиента поработать над изменением своих убеждений от старых к новым. Практика должна продолжаться до того момента, пока старая установка не будет смещена новой. Если нет достаточного количества реальных ситуаций, вы можете подсказать своему клиенту, чтобы он представил себе столько таких ситуаций, сколько возможно. Старое убеждение: клиент боится пользоваться кресельным подъемником для лыжников. «Я начинаю беспокоиться в кресле, что в течение 10 минут мне не удастся никуда убежать, и могу потерять над собой контроль и опозориться». Новое убеждение: подъемник — это возможность расслабиться, посмотреть на великолепный зимний пейзаж, предаться предвкушению о спуске с горы и беседе с другом. Связующее убеждение: следующий диалог иллюстрирует, как был установлен мост. ТЕРАПЕВТ: Горнолыжный спорт достаточно рискованный, разве вы не согласились бы с этим? КЛИЕНТ: Конечно, но он мне нравится. ТЕРАПЕВТ: Значит, вам нравится риск? КЛИЕНТ: Это единственный способ получить полное удовольствие от жизни. ТЕРАПЕВТ: Не правда ли, что в горнолыжной езде больше рисковых аспектов, чем в использовании подъемника? КЛИЕНТ: Ну... да. Мне кажется, да. ТЕРАПЕВТ: Почему же тогда вас нервирует меньший риск? КЛИЕНТ: Боже мой! Я не знаю. Мне кажется, когда я думаю об этом сейчас, это просто бессмысленно, правда? Мы с клиентом написали следующее связующее убеждение в виде обобщенной философии, чтобы он мог каждую неделю его читать. Ты можешь негативно воспринимать все приятное, красивое и приносящее в жизни радость. Когда ты отдыхаешь на океанском пляже, тебя может утащить приливная волна или сожрать огромная белая акула. Тебя может ужалить черная змея мамба, пока ты будешь лежать в деревне на травке рядом с тихим ручейком. Плывя под серебряной луной в Карибском море, ты можешь натолкнуться на коралловый риф и затонуть. Тебя может внезапно атаковать, словно Хичкок, воробей на лугах Англии. У тебя могут лопнуть барабанные перепонки, когда ты будешь слушать симфонию «Юпитер» Моцарта, или тебя ударит током твоя стереосистема. Занимаясь любовью, ты можешь получить сердечный приступ или подхватить какую-нибудь инфекцию. Даже когда ты смотришь одну из твоих любимых пьес Бернарда Шоу, может загореться театр. Тебе надо также остерегаться игр с маленькими детьми, потому что тебя могут обвинить в растлении малолетних. Ты можешь подавиться и умереть, кушая сочную, нежную ножку индейки, которую твоя мама приготовила на День благодарения. Ты можешь попытаться защитить себя, избегая всего радостного и приятного, что есть в жизни. Ты можешь уйти в свою комнату и беспокоиться о том, что она может попасть в землетрясение или загореться. Но, если ты отбросишь все яркое и прекрасное, что останется в твоей жизни, что стоило бы защищать?
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |