КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Модель принятия-интеграции. Модель реабилитации от когнитивного дефицита
Модель реабилитации от когнитивного дефицита Модель редукции стресса Принципы ТЕРАПИЯ ПАЦИЕНТОВ С ТЯЖЕЛЫМИ ПСИХИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
Существуют три базовые модели использования когнитивно-реструктурирующих техник с хронически психически больными пациентами. Я кратко остановлюсь на первых двух и остальную часть главы потрачу на описание третьей.
Различные когнитивные терапевты утверждают, что критические жизненные события, проинтерпретированные посредством дезадаптивных схем, приводят к стрессу и в некоторых случаях вызывают психотические эпизоды. Согласно этой теории, если редуцировать стресс, то частота, интенсивность и продолжительность психотических симптомов также уменьшится, даже если биологический компонент останется неизменным. Различные методы, использовавшиеся терапевтами для снижения стресса у клиентов, включают в себя: модификацию убеждений для уменьшения галлюцинаций и бреда; вербальное оспаривание в помощь клиенту контролировать свой бред; рефокусиру-ющие техники, чтобы помочь клиенту сфокусировать внимание на других внешних и внутренних стимулах; реинтерпретация, которая помогает клиентам по-новому истолковать свой патологический опыт; навыки совладания, такие, как моделирование, предупреждение реакции и приостановка мыслей; обучение небредовым ответным реакциям на конкретные социальные ситуации; повышение самоуважения, снижение сопутствующей тревожности и депрессии и обучение проверке реальности. Некоторые из этих техник были разработаны для невротичных клиентов и были перенесены на использование с тяжело психически больными пациентами. Когнитивная и нейропсихологическая реабилитация в последнее время стоят в центре исследовательского интереса. Техники нацелены на помощь пациентам в приобретении навыков снижения когнитивного дефицита, который сопутствует их заболеванию. Специфические техники были разработаны для увеличения объема внимания, концентрации, психомоторной скорости, когнитивной гибкости, улучшения обучаемости, формирования понятий, слуха, когнитивного настроя и памяти. Многие техники изначально были разработаны для больных с повреждениями мозга, но недавно они были адаптированы для психотических пациентов (Jacobs, 1993). Модель принятия-интеграции подчеркивает биохимическую основу психозов, но не утверждает определяющее значение внешнего стресса, критических жизненных событий или когнитивного дефицита. Психозом считается заболевание мозга, с которым необходимо поступать так же, как и с любым подобным нарушением. Модель опирается на исследования, проведенные за последние 30 лет, которые подтверждают биохимическую этиологию хронических психических заболеваний. В этих исследованиях описываются генетические первопричины, подтверждающиеся изучением близнецов, приемных детей и молекулярной биологии. Они также включают в себя открытия касательно грубых мозговых нарушений, таких как увеличение желудочков, мозговая асимметрия, легкие неврологические симптомы, вызванные неадекватными внутриматочными условиями, и отклоняющиеся биохимические процессы (Carson & Sanislow, 1993; Maher, 1988). Для модели принятия-интеграции безоговорочным является то, что тяжело психически больные (ТПБ) пациенты имеют нейрохимическую недостаточность и что традиционные когнитивные процедуры, созданные главным образом для невротичных пациентов, вряд ли будут значимо на них воздействовать. Когнитивные вмешательства могут оказаться в некоторой степени полезными, но психотерапевтические попытки типа редукции стресса, модификации бреда или тренинга когнитивных навыков, скорее всего, не возымеют действия на основные проблемы пациента, потому что они по сути биохимические. Принятие пациента — ключевой психотерапевтический постулат модели. Пациент должен знать, что у него серьезное биохимическое нарушение, и приспособить свою жизнь так, чтобы лучше справляться с эффектами заболевания. Часто приводится наиболее распространенный непсихиатрический пример — люди, больные диабетом, могут жить вполне нормальной жизнью, пока они признают у себя заболевание, принимают инсулин в соответствии с назначениями и подбирают диету и стиль жизни. Если диабетик будет отрицать у себя болезнь, он окажется в серьезной опасности. Точно так же ТПБ-пациентам необходимо признать у себя психическое расстройство, принимать психотропные препараты и приспособить свою жизнь. Чем сильнее бионеврологическое нарушение, тем больше необходимость принятия ТПБ-пациентом своего состояния. Целью терапии является не только параметр процесса редукции психотической симптоматики (что часто справедливо для модели уязвимости-стресса), а, скорее, в конечном итоге проживание клиента в наименее ограничивающем окружении, которое только возможно. Идеальный исход для пациентов — это успешная интеграция с обществом без постоянной необходимости в госпитализации.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |