Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краткий перечень и характеристика основных этапов развития мировой гостиничной индустрии с древних времен до конца XX в. 5 страница




Путешествие по Аравийскому полуострову, трудное само по себе для европейцев из-за особенностей климата, осложнилось тем, что

Рис. 3.7. Карта маршрута путешествия Хорнемана


во время перехода границы из одного государства в другое таможенник, роясь в их вещах, обнаружил заспиртованных змей и объявил их «отравителями». Только благодаря тому, что врач экспедиции вылечил местного царька, они смогли продолжить свой путь.

Английские купцы согласились перевезти их в Индию. Спутники К. Нибура умерли, и он, оставшись один, решил возвращаться на родину. Путь его пролегал через Персию, Месопотамию и Малую Азию. На обратном пути для сбора материала он вновь посетил некоторые области Северной Аравии. И хотя К. Нибур объехал те области Аравии, которые как раз чаще всего и посещались европейцами, но он в своей книге сумел обобщить очень интересный материал, связанный с жизнью арабов этого региона. Он смог разобраться в их социально-классовых отношениях, религиозных направлениях, законодательстве, обычаях гостеприимства, оккультных науках, а также и экономических вопросах. К. Ни-буром была составлена карта, с детальнейшими пояснениями, тех районов, которые он посетил. Он первым попытался дать и политическую карту этого региона.

Вклад К. Нибура в развитие гуманитарных наук трудно переоценить. Во время своего пребывания в Персии он посетил древнюю столицу державы Ахменидов — Персеполь. Там он скопировал ряд клинописных надписей. Благодаря этому спустя полвека немецкий ученый Георг Гротефенд положил начало дешифровке древнепер-сидской клинописи. Указывал К. Нибур и на опасность одной из агрессивных разновидностей ислама — ваххабизма.

Путешествия с торговыми целями в Новое время резко возросли. Обменные операции покрыли своей сетью весь мир. В XVII в., а тем более в XVIII в. мир был четко поделен на зоны влияния между различными группировками купцов. Например, торговые сети индийских купцов были раскинуты далеко за пределами Индии. Их банкиры были многочисленны в Исфахане, вели свою деятельность в Стамбуле, в Астрахани и даже в Москве. Существовали торговые сети итальянцев, голландцев, англичан, армян, евреев, португальцев в испанской Америке [2].

Армянские купцы были вездесущи не только в Османской империи (рис. 3.8). Вся территория Ирана была усеяна их колониями. Именно из Джульфы (предместья Исфахана), где находилось своего рода армянское «гетто», созданное по приказу шаха Аббаса Великого, армяне и стали распространяться по всему свету. Армянские купцы были замечены во всех районах Индии, перебрались через Гималаи и достигли Лхасы, откуда они ездили торговать на границу с Китаем. Много их было на испанских Филиппинах, не говоря о России. Здесь они сбывали иранский шелк-сырец и покупали меха. Известно, что представители армянских торговых компаний добирались до Архангельска в XVII в. Московия представляла для армянских купцов некое транзитное простран-


Рис. 3.8. Карта маршрутов армянских купцов в Иране, Османской империи и России в XVII в.


ство, посредством которого шло проникновение в Польшу, Германию, Швецию. Армяне торговали в Нидерландах, Англии, Швеции, проникли они и на итальянские рынки. Причем их экспансия началась с венецианских рынков в начале XVII в.

Добрались армянские купцы и до Кадиса. В 1601 г. был отмечен случай, когда армянский купец Хорхе де Крус утверждал, что он прибыл прямо из Гоа (Индия). Не случайно в конце XVII в. выходит книга на армянском языке, написанная Лукою Ванандеци для «вас прочих, братия торговцы, кои принадлежат к нашему народу». (Книга называлась «Сокровищница мер, весов, чисел и монет всего света, или Познание всех видов весов, мер и монет, кои управляют торговлею всего мира, собранное трудами ничтожного причетчика Луки из Вананда иждивением и повелением господина Петроса, сына Хачатура из Джульфы».) Эта книга представляла собой исследование мировых рынков, а также сравнительный анализ стоимости жизни в различных городах: Стамбуле, Вене, Москве, Астрахани, Новгороде, Маниле, Хайдарабаде, Багдаде, Смирне, Александрии и множестве других. Своеобразными перевалочными пунктами между Востоком и Западом были колонии армян, проживавших во Львове. Они представляли собой государства в государстве: со своей юрисдикцией, типографиями и полным контролем надо всеми караванными перевозками в сторону Османской империи. Во главе торговых караванов всегда стояли армяне.

Но существовала и еще одна сеть, охватывающая почти весь мир. Это сеть еврейских торговцев. Это более древнее торговое «предприятие» в масштабах универсума. Их деятельность — еврейские торговцы носили тогда наименование сири — становится повсеместной уже во времена Римской империи. Во времена арабского халифата евреи торговали от Кантона и Индостана до Кадиса.

В XVII в. еврейские купцы способствовали расширению голландской торговли на Пиренейский полуостров, а также свертыванию торговли собственно итальянских купцов, в частности в Средиземноморье. Именно они развивали торговлю в Новом Свете, например, сахаром в Бразилии и на Антильских островах.

В XVIII в. сефарды, как стали называть еврейских купцов, укрепляются в Англии, а также в Марселе и Бордо, постепенно прибирая к рукам атлантическую торговлю.

В Центральной Европе появляется другой вид еврейских купцов. Это странствующие торговцы — ашкенази, правда, их «звездный час» наступит веком позже и будет ассоциироваться с международным успехом Ротшильдов.

Таким образом, в XVII—XVIII вв. существовали определенные как местные, так и международные торговые маршруты, по которым курсировали значительные массы людей. Трудно предположить, что все они руководствовались только вопросами наживы и не посещали курортов или не знакомились с историческими памят-


ными местами тех стран, где вели торговлю. Некоторые купцы были друзьями гуманистов, а некоторые сами были прекрасными латинистами, прекрасно писали и знали все сколько-нибудь известные литературные произведения того времени. Сыновья европейских (в частности английских) купцов, предназначавшиеся для занятий ремеслом негоцианта, зачастую проходили стажировку в Смирне, где их опекал английский консул. Из Германии ехали в итальянские города, например, Венецию, чтобы изучить, скажем, двойную бухгалтерию.

Кроме того, для крупномасштабной межконтинентальной торговли необходимы были гостиницы и постоялые дворы, где купцы в безопасности могли жить во время переездов или ярмарок, которые были необыкновенно популярны в Европе в это время. Поэтому торговля способствовала становлению туризма, развивая гостиничное хозяйство. Целые кварталы, которые выделялись в восточных городах для иноземных купцов, послужили прообразом Немецких дворов в Европе.

Более подробного рассмотрения требует проблема, связанная с ярмарками. Они представляли собой не только место торговли, но и место народного развлечения. На итальянских ярмарках, таких как в Прато (пригород Флоренции) или в Карпантро и др., накануне приходили музыканты, которые на следующий день у всех городских ворот встречали спешащих на ярмарку людей звуками бравурной музыки. Безостановочно звонили с раннего утра колокола. По вечерам устраивали фейерверки и иллюминацию, ночные факельные шествия. На площадях выступали канатоходцы, жонглеры, фокусники, бродячие музыканты и певцы. Все постоялые дворы были битком набиты народом. На сен-жерменской ярмарке во Франции начали устраивать театрализованные представления уже с XVI в. Именно отсюда пошел такой театральный жанр, как водевиль. Итальянская комедия расцвела на ярмарках. Всевозможные костюмированные шествия можно было встретить и на улицах городов. Они были обычным явлением и в Италии, и во Франции, и в Голландии. Ярмарки всегда посещались коронованными особами, поражавшими великолепием своих нарядов. Они являлись как бы частью общенародных зрелищ.

Развлечения и светские увеселения были характерными частями любой ярмарки. В Венеции длившаяся две недели ярмарка Вознесения была театрализованным и ритуализированным действием. Именно в это время происходил обряд обручения дожа с морем. Посмотреть на это зрелище стекалось более 100000 человек. В Болонье каждый год воздвигались на время ярмарки огромные театральные декорации, причем каждый год — разные. Существовала даже пословица: «С ярмарки возвращаешься не так, как с рынка». Очевидно, что многие отправлялись туда в поисках развлечений. Это были в огромных масштабах «экскурсии» для сельских жителей.


Ярмарки были очень распространены в Индии и играли весьма значительную роль в исламских странах, но, как ни странно, были очень редки в Китае. Особенность индийских ярмарок состояла в том, что у представителей разных конфессий были разные ярмарки. Индуисты устраивали ярмарки в Хардваре и Бенаресе, мусульмане в Пенджабе, а сикхи в Амритсаре. И так же как и в Европе, «жизнь за рамками обычной повседневности становилась правилом в эти дни молений и пиров, когда соединялись танцы, музыка и благочестивые обряды». В Марокко, как и по всему Магрибу, было обилие местных святынь, куда стекались паломники. Именно под их покровительством и устраивались ярмарки. Мекку можно рассматривать как одну из самых крупных «ярмарок» ислама, так как многие шли туда «частью ради паломничества, частью ради торговли» [2]. Ярмарки, таким образом, можно рассматривать как туристические объекты.

В период Нового времени продолжает развиваться лечебный туризм. Здесь появляется новшество: морские курорты. После того как была доказана и разрекламирована польза морской воды для здоровья английским врачом Ричардом Расселом в середине XVIII в., аристократия Европы начинает осваивать южное побережье Англии, Лазурный берег во Франции, реанимируются и некоторые курортные места по берегам Апеннинского полуострова. Но бум, связанный с морскими курортами, возникает повсюду, и появляется своего рода мода на их посещение после того, как эти места для лечения посещали коронованные особы. Так было в Англии, когда после пребывания принца Уэлльского в Брайтоне появляются десятки курортных местечек вблизи него. Когда Наполеон III прошел курс лечения в Биаррице, это место на долгие годы превращается в туристскую «мекку». В России модным курортом стала Ялта, да и весь Крым после того, как Ливадия стала летней резиденцией царской семьи.

Но лечение на водах, и не только морских: Баден-Баден, Виши, Карлсбад и др. — было уделом аристократии.

Отдыхая на признанных европейских лечебных курортах, человек приобщался к элите, получал своеобразный «знак качества». Ведь «общество на водах» — это не что иное как высшее общество, то что сейчас принято называть VIP*. Со второй половины XVIII в. появляется мода на лечение и вообще отдых «на водах». Для развлечения аристократов в курортные места приезжали лучшие театральные и музыкальные коллективы.

Со второй половины XVIII в. все больше молодых англичан завершают свое образование и «вступают в жизнь» после большого путешествия по Европе. И так как в это время Британская империя была, безусловно, самой богатой державой в мире, это ска-

* Very important persons — очень важные персоны.


залось и на туризме. Многие авторы уже в конце XVIII в. называют англичан «нацией путешественников», так как путешествующих англичан можно было встретить в Европе повсюду. Но все большей популярностью для отдыха, а также и для поднятия образовательного ценза, в частности изучения французского языка, становится Швейцария.

Франция, которая была долгое время законодательницей в мире науки (Сорбонна), а также и в мире мод, чем особенно прославился двор Людовика XIV — «короля-солнце», постепенно сдает свои позиции в мире туристских услуг. Этому «поспособствовала» и начавшаяся в 1789 г. Великая Французская революция и последующие за ней революционные войны. В Швейцарии же безопасность граждан, а также и сервисные услуги были намного выше. Те же туристы, кто хотел совершить культурно-познавательное путешествие, традиционно отправлялись в Италию.

В XVII —XVIII вв. масштаб путешествий увеличивается. «Обыденными» становятся кругосветные путешествия. Сотни судов ежегодно пересекают акватории Тихого, Атлантического и Индийского океанов. Международная торговля совершенствуется, а деятельность торговых компаний охватывает все большие территории и вовлекает в нее все возрастающее количество людей. В век Просвещения все чаще организуются экспедиции с сугубо научными целями, начинается планомерное изучение материков. При этом не теряют «своих клиентов» паломнический и лечебный туризм. В последнем выделяется новое направление — морские курорты.

Контрольные вопросы и задания

1. Опишите наиболее выдающиеся открытия голландских моряков в первой половине XVII в.

2. Что Вам известно о поисках северо-западного прохода?

3. Почему капитана Дж. Кука почитают как величайшего первооткрывателя?

4. Какой вклад в освоении океанских просторов внесли французские мореплаватели XVII —XVIII вв.?

5. Как начиналось исследование «черного континента»?

6. Как влияла торговля на становление и развитие туризма в Новое время?

7. Что нового появилось в лечебном туризме в XVIII в.?

Литература

Блон Ж. Великий час океанов: Индийский океан: Пер. с франц. — М., 1983.

Броделъ Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV — XVII вв. - М., 1988. - Т. 2. Игры обмена.

Бусыгин А. В. Побеждающие море: О Голландии и голландцах. — М., 1990.


Берн Ж. История великих путешествий: В 3 кн.: Пер. с франц. — М., 1993. — Кн. 2. Мореплаватели XVIII в.

Гумбольдт А. Картины природы. — СПб., 1900.

Крючков А. А. История международного и отечественного туризма. — М., 1999.

Кук Дж. Путешествие к Южному полюсу и вокруг света. — М., 1948.

Магидович И. П., Магидович В. И. Очерки по истории географических открытий.: В 5 т. — М., 1986. — Т. 2.

Новая история стран Европы и Америки: Первый период: Учебник / Под ред. А.В.Адо. — М., 1986.

Шаповал Г. Ф. История туризма. — Минск, 1999.

3.2. Развитие путешествий в XIX — начале XX вв. Первые туристские организации

С точки зрения развития туризма XIX в. был рубежным. Даже формально само слово «турист» возникает в начале этого века. Оно появляется на страницах книги англичанина Педжа, который констатировал, что «путешественника в наши дни называют туристом» (a traveller is nowdays called a tourist). Нет ничего удивительного в том, что термин вводится, по всей вероятности, англичанами, хотя, фактически, одновременно он начинает использоваться и жителями материковой Европы. Еще с конца XVIII в. в Англии возникла, как указывалось, мода на путешествие по Европе молодых людей по окончании школы. Со временем масштабы этого явления увеличились. В 1888 г., например, Ла-Манш пересекли полмиллиона англичан. Очевидно, что не все покидали туманный Альбион как туристы. Расширяя колониальную империю и осваивая новые рынки, английское правительство, в основном, делало ставку на предпринимателей и торговцев, а также колониальную администрацию, которые «прокладывали» путь туристам. Благодаря этим социальным стратам создавались «колониальные кварталы» в восточных странах, которые по уровню комфорта начинали постепенно соответствовать европейским стандартам. Да и в самой Европе все больше стало появляться «отелей», которые, возникнув еще в XVII в., отличались от обычных постоялых дворов большим набором и качеством услуг, в частности тем, что у каждого постояльца была своя отдельная спальня.

Почему же Англия становится пионером в области туризма? Этот факт в значительной мере объясняется тем, что именно в этой стране первой в мире начинается промышленный переворот.

Промышленный переворот, являясь основой, на которой возникает современная мировая цивилизация, представляет собой комплекс экономических, социальных, политических и идеологических сдвигов, этап модернизации. По своему значению по тем-


пам развития, по сдвигам в различных отраслях жизни его нередко сопоставляли с революцией. В области экономики он характеризуется возникновением крупной фабрично-заводской промышленности на основе машинного производства, дальнейшим ростом научно-технического прогресса (НТП), урбанизацией, новыми формами организации производства и торговли, крушением роли ручного труда и т.д.

Это период бурного развития производительных сил, возможность покончить с экономической стагнацией и отсталостью. Прекращается прямая зависимость от природных условий. А.Тойнби считал, что «сущность промышленного переворота в замене средневековой системы регулирования и регламентации... конкуренцией» [7].

Промышленный переворот начался в Англии в последней трети XVIII в., а завершился в этой стране к середине XIX в. Он принимает здесь наиболее отчетливо выраженную форму, как бы классическую. В Англии уже с XVI в. у отдельных лиц начали накапливаться значительные состояния. Не было больших проблем с первоначальным накоплением капитала, кроме того, был неплохо развит внутренний рынок, эти тенденции усиливались колониальной торговлей. Непосредственные производители были отделены в массе своей от средств производства. Это вело к образованию рынка наемных рабочих. В стране не было абсолютизма, политические структуры не мешали развитию производства и свободной конкуренции.

Для нашей же темы крайне важно, что именно в Англии возникает новый вид передвижения — железная дорога. Горный инженер Ричард Тревитик предложил использовать паровые двигатели для перемещения повозок по рельсам. В 1804 г. он построил первый паровоз «Нью Касл». Этот паровоз мог перемещаться со средней скоростью около 8 км/ч и тянул вагоны, вмещавшие в общей сложности 70 пассажиров. В 1808 г. в пригороде Лондона на пустыре был устроен следующий аттракцион. По деревянным рельсам по кругу ходил паровоз «Догони меня, кто сможет», а пассажиры сидели в открытых вагонах. Но самым знаменитым инженером-железнодорожником считается опять же англичанин Джордж Стефенсон, именно благодаря ему в 1825 г. была построена первая общественная рельсовая дорога между Ливерпулем и Манчестером. Паровоз «Ракета», сконструированный Стефенсоном вместе с сыном, мог развивать скорость до 48 км/ч*.

Характеризуя развитие туризма до XIX в., можно сказать, что он развивался не благодаря, а, скорее, вопреки той инфраструктуре, которая существовала в то время. Оценил достоинства же-

* Россия не осталась в стороне от железнодорожного бума. В 1916 г. была закончена самая длинная в мире железная дорога. Это — Транссибирская магистраль, протянувшаяся от Москвы до Владивостока на 9297 км.


лезной дороги для развития туризма легендарный Томас Кук. Именно с 1841 г., с массовой поездки «с целью прогулки», в которой приняло участие 600 человек, можно начать отсчитывать эру современного туризма. Т. Куку принадлежат слова: «Мы должны иметь железную дорогу для миллионов». Туризм возможно развивать лишь при развитии средств транспорта и мирохозяйственных связей в целом.

Уже через три года предприимчивый председатель квакерского Общества трезвости и проповедник Т.Кук заключает соглашение с Midland Railway Company об оптовых скидках на билеты для туристических групп; С 1847 г. его контора распространяет специальные билеты как на групповые, так и на индивидуальные экскурсии в городах Англии, а затем и Европы. Быстрая реакция Т. Кука на любые новшества на ниве туристских услуг вызывает восхищение.

Открытие 4 октября 1869 г. Суэцкого канала было превращено в туристическое шоу. Первым кораблем, вошедшим в канал, был французский «Орел», на его палубе находилась императрица Евгения. Российский клипер «Яхонт» с русским послом в Константинополе был также в числе первых. При входе в канал каждое судно встречалось салютом и отвечало на него. Дж. Верди заказали оперу: так была создана «Аида». На торжественную церемонию было приглашено 500 поваров и 1000 лакеев.

Надо отметить, что сразу же после 48 торжественно украшенных официальных кораблей, которые следовали в установленном порядке, был организован и туристский маршрут Томасом Куком.

Бюро Т.Кука предлагало туристу полный комплекс туристических услуг. Для туристов бронировались гостиницы, действовали различные скидки, разрабатывались новые маршруты, в том числе и паломнические — в Палестину, и экзотические, например в Крым и на Кавказ.

Даже сам проезд по железной дороге вскоре был превращен в туристское путешествие. В 1883 г. от парижского вокзала отошел необычный поезд, направлявшийся в «далекую» Румынию. Он имел два роскошных спальных вагона, вагон-ресторан и курительный салон. По прибытии в пункт назначения пассажиров принял король Румынии Кароль. Так завершился первый рейс «Восточного экспресса». В наши дни этот поезд, роскошный, как и прежде, курсирует между Лондоном и Венецией с остановками в Париже, Цюрихе, Инсбруке и Зальцбурге. Он состоит из 11 спальных вагонов и трех вагонов-ресторанов. Пассажиры могут слушать в баре музыку не в записи. В каждом купе имеется горячая вода, кровать, мыло и писчая бумага.

Эстафету Англии в деле развития массового туризма перенимает Швейцария. Деятельность ее многочисленных агентств по распространению специальных афиш, плакатов, листовок о предла-


гаемых туруслугах с 80-х гг. XIX в. приобретает паневропейский характер. В конце же XIX в. во всех европейских странах создаются многочисленные общества, специализирующиеся на туруслугах и их рекламе. Во всех сколько-нибудь солидных газетах появляются рубрики, дающие информацию о путешествиях и их маршрутах.

Необыкновенной популярностью начинают пользоваться путеводители. Выпуск путеводителей в начале XIX в. «поставил на поток» английский издатель Дж. Марри. Но вполне заслуженная слава в этом вопросе пришла немецкому издателю Карлу Бедекеру, чье имя стало нарицательным*. К. Бедекер основал издательскую фирму в 1827 г., где начал выпускать путеводители по английскому образцу. А в 1846 г. его путеводители стали издаваться на основных европейских языках. Качество их было высоким, так как для их составления привлекали различных специалистов: историков, искусствоведов, географов, а также литературоведов.

К началу XX в. туризм становится частью жизни европейцев. В швейцарском справочнике по народному хозяйству за 1905 г. отмечено следующее: «Туризм — феномен новейшего времени, возникший вследствие усиления потребности в восстановлении сил и перемене климата, пробуждении эстетического интереса к произведениям искусства и природным ландшафтам, стремление к общению с природой» [49]. Туризм был явлением строго социальным. Только горожане, но никак не сельские жители принимали участие в туристских мероприятиях. Урбанизация шла слишком активными темпами, и, чтобы избежать излишних экологических и психических нагрузок, городские жители «изобретают» различные виды туризма.

Так появляется дачный туризм. Социал-демократами Австрии, первоначально в Вене в 1895 г., а затем и в Германии и Швейцарии, для рабочих создается специальная организация — «Друзья природы». Она организовывала для рабочих коллективов заводов и фабрик «поездки выходного дня». Этот выезд за город с членами семьи, сопровождавшийся экскурсией по памятным местам, был ярким туристским мероприятием. Молодежь Германии в начале XX в. создает союз «Перелетные птицы». Члены этого союза путешествовали не только по Германии, но маршруты их походов, как правило, пролагались по сельским местностям, так как Wandervogel, как они себя называли, хотели быть как можно ближе к природе. В походах они нередко вели краеведческие исследования, с удовольствием по вечерам у костров исполняя народные песни. С ростом популярности спорта стали появляться, с середины XIX в. в Англии, а с конца века в других европейских странах, разнообразные спортивные клубы и общества:циклистов (велосипедистов), горные (альпинистов) и др.

* Бедекерами стали называть путеводители для туристов по разным странам.


В европейских странах, в частности в Германии, стал развиваться познавательно-пешеходный туризм. Во время выходных дней жители прирейнских городов стремились не только на природу, но старались по мере возможности посетить старинные замки, узнать исторические подробности, связанные с их прошлым, возможно, что и воскресить какие-нибудь традиции*.

В XIX в. научные программы по исследованию различных регионов нашей планеты принимают все более организованный и планомерный характер.

Выдающийся немецкий естествоиспытатель, географ и путешественник, кто более других понимал связь между географией и другими естественными науками, Александр Гумбольдт (1769 — 1859) родился в Берлине. Уже в детстве за любовь к изучению растений в фамильном парке замка Тегель его прозвали «аптекарь», что было в то время синонимом слова «ученый». Получив отличное образование в лучших немецких университетах, он в двадцать лет совершает свое первое путешествие — по Западной Германии. Итогом этого путешествия была научная работа о рейнских базальтах.

Познакомившись во время своей поездки по Европе с участником кругосветного плавания Дж. Кука натуралистом Георгом Фостером, он все больше укрепляется в желании заниматься научными исследованиями в дальних странах. После проведения орографических работ на Пиренейском полуострове А. Гумбольдт был представлен королю, который милостиво разрешил ученому провести исследовательские работы в испанских владениях в Америке и Тихом океане.

В 1799 г. молодой ученый отправляется в свое первое заморское путешествие. Прибыв на Канарские острова, А. Гумбольдт побывал на острове Тенерифе и не смог отказать себе в удовольствии подняться на пик Тейде. «Почти все естествоиспытатели, — сообщал в письме ученый, — направляющиеся (как и я) в Вест-Индию, имели время только на то, чтобы добраться до подножия этого колоссального вулкана и полюбоваться восхитительными садами бухты Пуэрто-Оротава. На мое счастье, наш фрегат «Пис-саро» простоял шесть дней. Я подробно изучил горные породы, слагающие пик Тейде... В два часа ночи, при свете луны, мы двинулись в путь к вершине; несмотря на сильный ветер, на раскаленную почву, жар которой ощущался сквозь ботинки, и несмотря на пронизывающий холод, мы достигли ее к восьми часам утра. Не стану описывать вам открывающееся величественное зрелище вулканических островов Лансароте, Гран-Канария, Гомера, расстилавшихся под нами; пустыню площадью в двадцать квадратных лье, покрытую пемзой и лавами, где не увидишь ни одного

* Как иллюстрацию к этому можно привести «Путешествие по Гарцу» Г. Гейне, написанное в 1826 г.


насекомого, ни одной птицы; пустыню, отделяющую нас от густых лавровых лесов и зарослей вереска, от виноградников под сенью стройных пальм, от банановых рощ и куп драцены с корнями, купающимися в волнах» [48]. Именно здесь А.Гумбольдт впервые задумался о связи растительности с климатом. В июле корабль прибыл в Венесуэлу.

Путешествие А. Гумбольдта по Венесуэле стали называть вторым — научным — открытием Америки. Ученый изучал флору и фауну, климат и орографию, геологию и минералогию этого края, вел астрономические наблюдения за звездами в южном полушарии. «Моя главная цель — физика мира, строение земного шара, анализ воздуха, физиология растений и животных, наконец — общие отношения органических существ в неодушевленной природе, — эти занятия заставляют меня охватывать много предметов сразу», — констатировал ученый.

Первое путешествие А. Гумбольдта закончилось исследованием южных районов Сан-Доминго (Гаити) и Ямайки. Затем он прожил некоторое время на Кубе, составив карту берегов острова, занимаясь астрономическими наблюдениями и проводя различные опыты по усовершенствованию сахароварения. Удалось исследователю посетить и Бразилию, где их с почетом встречали знатнейшие лица городов.

А. Гумбольдт предпринимает поход в глубь страны. Исследует Центральные Анды, что было трудным и опасным предприятием, как явствует из его письма брату. «Мы поднялись, двигаясь вдоль ужасных пропастей, на гребень Кордильер, и таким путем добрались в Пасто, расположенный у подножия грандиозного вулкана», который надо было осмотреть. «Первое путешествие (к кратеру вулкана. — М.С.) я совершил вдвоем с индейцем... Мы чуть не погибли. Индеец провалился по грудь в трещину, и мы с ужасом увидели, что шли по мосту смерзшегося снега; в нескольких шагах от нас зияли сквозные отверстия. Сами того не зная, мы очутились на своде, нависшем над кратером... Чтобы лучше рассмотреть дно кратера, мы легли на живот. Вряд ли можно себе представить что-либо печальнее, мрачнее и страшнее увиденного нами зрелища... Внутри совершенно черно: но бездна так огромна, что можно различить вершины нескольких расположенных в ней гор, находящихся, вероятно, в трехстах саженях ниже нас; судите же, на какой глубине находятся их основания!» Когда они совершили восхождение на вулкан Антизана до высоты более 3000 м, то из глаз, губ и десен, участвовавших в этой экспедиции стала выступать кровь, и им пришлось прекратить восхождение.

Казалось, никакие трудности не могут остановить ученого, желавшего все увидеть своими глазами, самому провести необходимые измерения и опыты. А. Гумбольдт отправляется в опаснейший поход в верховья Амазонки. Спускаясь по склонам Анд, пу-


тешественники имели возможность любоваться полуразрушенной дорогой Инки, ведущей из Куско в Асуан. А.Гумбольдт обратил внимание на поразительное сходство этой дороги с теми, которые строили древние римляне. По пути был осмотрен и дворец одного из наиболее выдающихся Сапа-инков Тупак Юпанки,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.