Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек как объект психологического исследования. Психологическая структура человека. Понятие об индивиде, личности, субъекте деятельности, индивидуальности




Человек – один из наиболее сложных объектов реального мира. В науке проблема человека давно определяется как комплексная. Человек изучается и в качестве продукта биологической эволюции, в качестве главного элемента производительных сил в обществе и в качестве носителя общественных отношений. Связи и отношения человека с окружающим миром многообразны, а потому и многообразны его качества.

Структурная организация человека, как саморегулирующейся, саморазвивающейся и самоактуализирущейся системы носит многоуровневый характер. Поэтому одной из основных методологических концепций, используемых для изучения человека, является концепция системного подхода. Человека, в рамках этого подхода, изучают во всем многообразии проявлений и связей с внешним миром.

Б.Г. Ананьев выделял следующие уровни изучения человека.

1) ИНДИВИД (телесное бытие, биологическая сущность человека) - представитель вида Homo Sapiens.

Онтогенез - процесс развития индивида. Основными закономерностями развития являются гетерохронность, наличие сензитивных периодов, наличие критических периодов, акселерация и ретардация. Характеристики индивида: целостность психической организации, устойчивость и пластичность, активность

Первичные свойства индивида.

Существенным признаком индивида являются половые различия: пол: хромосомный, секреционных (7недель), гормональный. морфологический (3 месяц) гражданский и пубертатный гормональный пол (психологический пол).

Конституциональные свойства индивида Э.Кречмер (астеник, атлет, пикник)

У.Шелдон (эндоморфный-висцеротонический,

мезоморфный соматотонический. эктоморфный-церебротонический).

Нейродинамические свойства (вертикальный контур регулирования: блок регулирования тонуса и бодрствования Блок приема и хранения информации, блок программирования) и горизонтальный (билатеральный контур) правое и левое полушарие.

Вторичные свойства индивида: органические потребности и сенсомоторика.

Третичные свойства: темперамент и задатки.

2) Субъект деятельности – соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. СУБЪЕКТ (под, перед, до, активности, действия) – это индивид как носитель предметно-практической деятельности и познания, обладающий сознанием (активный, самостоятельный, умелый). Источник активности, направленный на объект. Стать субъектом деятельности – значит освоить деятельность, овладеть ею, быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию. Человек также творец жизни. Он способен превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Субъект обладает рядом родовых способностей: целостностью психических процессов, состояний и свойств. Субъект образуется из свойств индивида и личности, соответствующих предмету и средствам деятельности. Сущность этой структуры составляет всемирно-исторический опыт человечества. Изучение человека как субъекта деятельности предполагает изучений сознания и деятельности, деятельности практической, теоретической, общения, способностей, творчества и таланта.

 

3) ЛИЧНОСТЬ - человек как представитель общества (социальное существо), субъект социальных отношений, определяющий свою позицию среди других людей, субъект общественного поведения и коммуникации. Появляется на основе индивида и субъекта деятельности. Вступает во взаимодействие с различными элементами социального пространства. В структуру личности входят следующие компоненты: темперамент, характер, способности, направленность.

Личность- саморегулирующаяся система, удерживающая свою целостность, осущевляющая поиск системообразующего основания или смысла жизни, выбор себя. Выбор жизненного сценария. Колебания между бессознательными мотивами и чувствами и миром логически обоснованных мотивов.

 

Структурно-динамические свойства личности:

Первичные:

1) статус – экономическое, политическое и правовое положение в обществе.

2)роль личности – нормативная функция, одобренный образ поведения, ожидание от каждого занимать данную позицию.

3)Ценностные ориентации – отношения личности, которые являются критериями положительной и отрицательной оценки окружающей среды.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 1782; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.