Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Андай матрица квадрат матрица деп аталады? 1 страница




Индивидуальная работа. На современном этапе развития нашего общества эффективность воспитательной атеистической работы в первую очередь зависят от совершенствования форм и методов ее проведения, дальнейшего улучшения ее организации. В настоящее время, когда практической задачей идеологической работы является формирование научно-материалистического мировоззрения, атеистической убежденности, использование массовых форм работы становится недостаточным. Все более возрастает необходимость в кропотливой, каждодневной индивидуальной работе, которая во взаимодействии с массовыми формами является действенным средством становления и развития атеистического сознания, преодоления религиозности и мировоззренческого индифферентизма. В Политическом докладе Центрального Комитета КПСС XXVII съезду партии говорилось об«индивидуальной работе как важнейшей форме воспитания»7.

6 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 5. С. 358.

7 См.: Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. С. 87.

Индивидуальная атеистическая работа — это целенаправленный воспитательный процесс, в ходе которого используются многообразные средства и методы воздействия, прежде всего на верующих, с учетом специфики условий их жизни и духовного мира с целью формирования у них научно-материалистического мировоззрения. Но объектом индивидуальной атеистической работы могут быть не только верующие, но и колеблющиеся, и индифферентные, не имеющие прочных атеистических убеждений. Специфика индивидуальной работы заключается в том, что объектом непосредственного воздействия она имеет конкретную личность и направлена на перестройку сознания с учетом ее особенностей, потребностей и интересов. Главной ее целью является освобождение людей из-под влияния религии и формирование у них научно-материалистического, атеистического мировоззрения.

Значимость индивидуальной работы в атеистическом воспитании обусловлена рядом обстоятельств.

Во-первых, массовые формы работы, несмотря на их многообразие, не могут охватить всего населения. Так, например, их избегают глубоко верующие, а сектанты считают посещение массовых мероприятий делом «греховным». Кроме того, массовые формы атеистической работы не могут в равной степени воздействовать на всех присутствующих, ибо не способны в полной мере учесть специфические особенности верующих, их психологию. Часто почти единственной возможностью влиять на них является индивидуальный подход.

Во-вторых, индивидуальная работа дает возможность лучше учитывать особенности духовного мира современного верующего, выяснить причины и мотивы религиозности, связанной с личными судьбами людей, взаимоотношения между верующими и религиозной микросредой, степень религиозной убежденности, определить наиболее верные пути перевоспитания.

В-третьих, все религиозные организации, переживая глубокий кризис, находят выход из него в расширении миссионерской деятельности, в активной индивидуальной обработке своих последователей с целью приобщения их к религии. Индивидуальная атеистическая работа перекрывает этот канал религиозного влияния на людей.

В-четвертых, индивидуальная работа помогает установлению подлинно товарищеских отношений между верующими и атеистами, позволяет влиять на самые сокровенные религиозные переживания и представления

людей, преодолеть настороженность к атеизму и атеистической работе.

В-пятых, индивидуальный подход помогает с наибольшей полнотой выявить эффективность тех или иных массовых форм и средств атеистической пропаганды, а также других факторов, положительно влияющих на индивидуальное сознание верующего.

Успех в проведении индивидуальной работы зависит от целого ряда факторов: правильной ее организации, подбора и подготовки кадров агитаторов-пропагандистов, соблюдения ряда важных методических требований подхода к верующему, общей постановки атеистической работы в трудовом коллективе, по месту жительства и т. д.

Как одна из форм атеистической пропаганды индивидуальная работа должна прежде всего удовлетворять тем требованиям, которые предъявляются в современных условиях к пропаганде атеизма в целом (систематичность, наступательный, воинствующий характер, чуткое, внимательное отношение к людям), на что неоднократно указывал В. И. Ленин, предупреждая, что «бороться с религиозными предрассудками надо чрезвычайно осторожно; много вреда приносят те, которые вносят в эту борьбу оскорбление религиозного чувства»8.

Залог эффективности индивидуальной работы — ее организационное обеспечение. Центральной фигурой здесь являются агитаторы, пропагандисты научного атеизма, которые играют главную роль в мировоззренческом перевоспитании личности, выбирают и в каждом конкретном случае применяют разнообразные средства и методы воздействия на сознание людей. Вот почему столь важное значение приобретает вопрос подбора, подготовки и расстановки кадров. Индивидуальная работа требует от пропагандистов глубокой профессиональной подготовки, знания характера проповеднической деятельности местных религиозных организаций, умения и навыков ведения воспитательной работы, терпения, настойчивости и тактичности.

Прежде чем приступить к индивидуальной работе, следует основательно изучить состояние религиозности в городе, населенном пункте, микрорайоне, трудовом коллективе, а также выяснить, какого исповедания верующие, их социально-демографические характеристики,

8 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 37. С. 186.

участие в производственной и общественно-политической деятельности, семейно-бытовые условия и т. д.

Можно выделить следующие основные этапы индивидуальной работы с верующими.

Первый этап — это знакомство, сближение с верующими. В индивидуальной работе этот этап имеет важное значение, так как от того, насколько пропагандист сумеет войти в доверие к верующему, станет его товарищем и добрым советчиком, изучит его социальный портрет, причины прихода к религии и степень его религиозности, зависит успех всей его дальнейшей работы. Здесь выбираются конкретные методы, формы переубеждения, выясняются мотивы религиозности, а также намечаются практические меры по устранению этих мотивов.

Главным методом переубеждения является задушевная, непринужденная беседа с одним или несколькими верующими на близкие, понятные им темы. При проведении таких индивидуальных или групповых бесед необходимо иметь в виду, что процесс преодоления религиозности, переоценки старых, укоренившихся взглядов, традиций, привычек весьма труден для верующего, подчас противоречив, связан с мучительными поисками, долгими и напряженными раздумьями и колебаниями. В этой связи надо суметь правильно, ненавязчиво, с исключительной выдержанностью, с большим вниманием и тактом подойти к человеку, пробудить в нем интерес к беседе, помочь ему в спокойной и непринужденной обстановке разобраться в спорном вопросе, добиться истины, способствовать расширению его кругозора. Индивидуальная работа не сводится только к личным беседам. Начав работу с обычной беседы, следует затем привлекать и использовать все возможные средства воздействия на верующего.

Однако индивидуальная работа не ограничивается лишь методом убеждения. Этот главный метод дополняется другими, например методом общественных поручений и поощрений, совместных коллективных действий и переживаний, методом общественной поддержки и помощи. Тем самым индивидуальная работа направляется в русло развития общественно-политической деятельности, приобщения к делам трудового коллектива. Так, Н. К. Крупская, хорошо знавшая методику атеистического воспитания, отмечала большое значение переустройства быта, где интересоваться надо всем: «как найти ра-

боту по силам и по сердцу, как по-человечески отдыхать, как бороться с пьянкой, как, где и чему учиться, как ставить воспитание детей, как наилучшим образом организовать учебу, как и какую вести общественную работу и т. д. и т. п.»9.

После завершения первого этапа индивидуальной работы, т. е. достаточно хорошего изучения верующего, установления прочных доверительных отношений с ним, пробуждения у него интереса к атеизму и атеистической пропаганде, основные усилия следует направить на изменение образа жизни верующего, расширение его социальных связей, включение в общественную деятельность.

На втором этапе пропагандист добивается того, чтобы у верующего возникло сомнение в истинности и правдивости религиозного учения, воспитывает критическое отношение к нему, пробуждает у верующего интерес к атеистическому материалу. Индивидуальная работа в этот период направляется на глубокое осмысление человеком полученных позитивных знаний и противопоставление их религиозным догмам. Главная задача второго этапа заключается в постепенном разрушении религиозной замкнутости, в развитии верующего как личности. При этом особенно важно учитывать его способности, склонности, задатки, интересы и потребности.

Третий этап индивидуальной работы — это период постепенного закрепления и углубления научно-материалистического мировоззрения. Задача здесь заключается не только в том, чтобы помочь верующему освободиться от ложного, религиозного мировоззрения, но и в том, чтобы добиться глубокого осмысления и закрепления материалистических идей, приступить к формированию научных представлений по основным мировоззренческим вопросам. В этот период индивидуальная работа направлена на выработку у верующего критического отношения к религиозным догмам.

Четвертый, завершающий этап направлен на то, чтобы усвоенные бывшим верующим знания превратить в глубокие личные убеждения. В результате включения в активную общественную жизнь, в дела трудового коллектива происходит эволюция сознания бывших верующих. Это в конечном счете приводит к окончательному

9 Крупская И. К. Из атеистического наследия. М., 1964. С. 218.

разрыву с религией и переходу на позиции последовательного атеизма.

Непременное условие эффективности научно-атеистической пропаганды — строгая дифференциация содержания, средств и форм в зависимости от особенностей тех слоев и групп населения, на которые она направлена. Во всех случаях следует строго руководствоваться ленинским подходом, исходящим из того, что рабочие, крестьяне, интеллигенция — не отвлеченные «объекты пропаганды, а живые люди, много пережившие, над многим думавшие, требующие внимания к своим заботам»10.

Комплексное воспитание предусматривает дифференцированный подход к работе с различными группами населения — последователями разных конфессий. Среди них выделяются такие категории, которые требуют особого внимания, например пенсионеры, женщины, молодежь.

Важнейшим условием преодоления религиозного влияния на пожилых людей является включение их в активную хозяйственную, культурную и общественную деятельность. Пенсионеры привлекаются в общественные комиссии, домовые комитеты, клубы для детей и подростков, общественные библиотеки и т. д. Однако не всегда пожилой человек в силу состояния здоровья может вести активный образ -жизни. В этом случае велика роль родных, близких, участкового врача, товарищей по прежней работе, активистов, работающих по месту жительства. Важно, чтобы человек не ощущал себя одиноким, чтобы он постоянно чувствовал человеческое внимание, тепло, заботу, получал конкретную помощь.

Как известно, большинство верующих составляют женщины. От успехов в атеистической работе среди этой категории населения во многом зависит общий успех в борьбе с религиозными пережитками. Основной упор в индивидуальной работе с женщинами, как правило, делается на развитие их социальной активности, повышение общеобразовательного, культурного и профессионального уровня, улучшение условий труда, быта, досуга, удовлетворение разумных потребностей и интересов. Индивидуальная работа дает наибольший эффект, если в качестве агитаторов-пропагандистов выступают сами женщины.

В условиях современного кризиса религии особая

10 См.: Крупская Н. К. О Ленине: Сборник статей и выступлений. М., 1979. С. 160.

ставка делается на молодежь. Хотя для большинства молодежи атеизм стал господствующим мировоззрением, еще встречаются молодые люди, не имеющие твердых атеистических убеждений.

При проведении индивидуальной работы к молодежи применяется особый подход. Молодежь, не имеющая большого жизненного опыта, более восприимчива к влиянию окружающей среды, а возрастные особенности психики позволяют легче воздействовать на нее. Одной из определяющих особенностей психологии молодежи считается ее ценностно-ориентационная деятельность, стремление дать собственную оценку всему окружающему. Поэтому в индивидуальной работе с молодежью большое внимание уделяется материалистическому философскому осмыслению научных открытий, нравственным, моральным вопросам, росту образовательного и культурного уровня, совершенствованию профессионального мастерства. Высокая активность молодежи, ее готовность к решительным действиям, к романтике позволяют шире привлекать ее к участию в социально-политической жизни страны.

Методика индивидуальной работы предполагает также учет конфессиональных особенностей верующих. Самая крупная религиозная организация в СССР — Русская православная церковь в настоящее время пытается предстать в глазах верующих современной, прогрессивной, играющей позитивную роль в жизни общества. Она приспосабливается к условиям советской действительности:

идеализирует прошлое русского православия, возвеличивает его роль в истории общества, в развитии духовной культуры, пытается переоценить патриотическую деятельность в годы Великой Отечественной войны и т. д. Вот почему необходимо разъяснять сущность современного «социального богословия». Ввиду того что специфической чертой православия является выдвижение на первый план культа, в индивидуальной работе с православными большую роль играет критика религиозных праздников и обрядов, противопоставление им новых, советских обрядов, ритуалов и праздников.

Своими особенностями отличается индивидуальная работа с католиками. Прежде всего необходимо показать политическую активизацию Ватикана, его связь с империалистической реакцией, выступление против революционных и демократических сил, его социальную роль в прошлом и настоящем, а также раскрывать сущность

современного католического модернизма. Одно из центральных мест в индивидуальной работе с католиками занимает критика социальной доктрины Ватикана, направленной на защиту частной собственности, примирение труда и капитала. Мистификацию современных социальных проблем следует показать на примере критического анализа новейших папских энциклик. Для преодоления религиозной обрядности в индивидуальной работе с католиками большое значение имеют пропаганда и внедрение новых, социалистических праздников и обрядов.

Свои особенности имеет также индивидуальная работа с последователями протестантизма. Здесь учитываются как общеконфессиональные, так и специфика конкретных проявлений христианского сектантства. Особенность сектантского вероучения состоит в том, что оно стремится сделать религию внутренним миром каждого члена общины. Для сектантов характерны повышенные религиозные чувства и настроения, болезненная реакция на критику их воззрений. Они больше, чем другие верующие, внутренне убеждены в правоте своего вероучения, поэтому их перевоспитание не только связано с более кропотливой работой, но и занимает более длительный период.

Каждый член общины выполняет по указаниям руководителей определенную «нагрузку». Община целиком поглощает верующего и отрывает его от общественной жизни, от производственного коллектива. Поэтому исходными методическими принципами индивидуальной работы среди сектантов становятся опора на трудовоа коллектив, на общественное мнение по месту жительства, укрепление и расширение социальных связей, вовлечение в активную производственную, общественную, культурную деятельность.

Одновременно с общими особенностями сектантства в индивидуальной работе учитывается то, что характерно для его разновидностей. Так, в индивидуальной работе с евангельскими христианами-баптистами особое внимание уделяется воспитанию коммунистической нравственности, так как баптизм традиционно делает упор на вопросы морали.

В индивидуальной работе с последователями адвен-тизма особое внимание обращается на реакционную сущность эсхатологического учения о «конце света», «страшном суде» и установлении царства божия на земле.

Верующим адвентистам надо помочь разобраться в смысле жизни и назначении человека, в подлинных и мнимых ценностях.

С членами незарегистрированных сект, особенно иеговистов, пятидесятников и др., ведется разъяснительная работа по вопросам советского законодательства о религиозных культах, раскрывается незаконный характер действий их духовных наставников, которые толкают рядовых верующих на нарушение советской законности. Главное в индивидуальной работе с сектантами — это развитие их социальной активности, обогащение духовного мира.

Индивидуальное воспитание ведется как по месту работы, в производственном коллективе, так и по месту жительства. Индивидуальная работа — это сочетание действий одного пропагандиста с усилиями коллектива и общественности. Поэтому и успех ее зависит не только от опыта и эрудиции атеиста, но и от коллектива в целом, от всех людей, с которыми верующий связан производственными или бытовыми отношениями. Важно вовремя поддержать человека в трудную минуту, при жизненных неудачах уметь понять его, оказать необходи мую помощь, не допустить его отрыва от коллектива. Опыт показывает, что от характера взаимоотношений трудового коллектива и верующего во многом зависит успех индивидуальной работы.

Трудовой коллектив является не только местом производственной деятельности, но и сферой социально-политической и культурной жизни, что очень важно в деле атеистического воспитания личности, укрепления ее социальных связей, формирования активной жизненной позиции. Именно в коллективе человек получает необходимые условия для всестороннего развития, а если потребуется — идейно-политическую и моральную поддержку в тяжелые моменты жизни. В процессе трудовой деятельности складываются отношения коллективизма, товарищеской взаимопомощи и сотрудничества, способствующие преодолению религиозности. Индивидуальная работа в коллективе строится с учетом производственных связей, опирается на общественное мнение, нравственно-психологический климат, общественные организации. Она включает устные беседы, чтение периодической и художественной литературы, посещение кино, геатров, музеев, выставок, библиотек, участие в торжественных мероприятиях, посвященных памятным датам,

и т. д. При этом главное внимание уделяется повышению социальной активности верующего, привлечению его к различным видам общественной деятельности, включению в дела трудового коллектива.

Большое значение в преодолении религиозных предрассудков и формировании научно-материалистического мировоззрения людей имеет индивидуальная работа по месту жительства, которая в городах и крупных населенных пунктах организуется по территориальному признаку и сосредоточивается в микрорайонах. Эта работа осуществляется под руководством горкомов, райкомов партии, партийных комитетов больших предприятий. Агитаторами-пропагандистами по месту жительства обычно выступают учителя, врачи, библиотекари, клубные работники и другие специалисты, которые повседневно общаются с широким кругом людей, в том числе и верующими, пользуются доверием и авторитетом населения. В индивидуальной работе участвуют коммунисты, проживающие в домах, где есть верующие, а также пенсионеры-активисты, работники домоуправлений.

Воспитательная работа по месту жительства дает возможность охватить своим воздействием и тех людей, которые не заняты в сфере производства и выпали из поля зрения атеистов. В центре внимания находятся домохозяйки, пенсионеры, иждивенцы, т. е. та часть населения, которая сегодня в наибольшей степени является социальной базой религиозных организаций. Главное внимание должно быть обращено на вовлечение верующих в активную общественно полезную деятельность.

Изучение индивидуальных особенностей личности и ее мировоззренческих ориентации есть необходимое условие постановки индивидуальной работы, залог ее целенаправленности и эффективности. «Чтобы действовать с какими-либо шансами на успех, надо знать тот материал, на который предстоит воздействовать» 11,—писал К. Маркс. Особенность индивидуальной работы заключается в том, что приемы воздействия выбираются для данного верующего с учетом его специфических черт и психологии. Это половозрастные, профессиональные, расовые, национальные и другие особенности человека. При этом важно иметь в виду особенности не только отдельных личностей, но и специфических социальных

11 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 16. С. 195.

групп и коллективов. В. И. Ленин указывал, что «к массам надо научиться подходить особенно терпеливо и осторожно, чтобы уметь понять особенности, своеобразные черты психологии каждого слоя, профессии и т. п. этой массы» 12. Пропагандист должен изучить верующего, его внутренний мир, степень религиозности, среду, в которой он живет и работает, уклад жизни, его интересы, потребности и т. д.

В индивидуальной работе большое значение имеет и мировоззренческая ориентация личности. В теории научного атеизма наиболее принята типология верующих, в основу которой положена степень их религиозности. На этом основании выделяются убежденные верующие, верующие по традиции и колеблющиеся, с которыми приходится вести индивидуальную работу.

Так, в работе с убежденными верующими от пропагандистов требуется серьезное знание основных догматов соответствующего вероучения, содержания «священных книг». Здесь особенно эффективны индивидуальный подход, терпение, последовательность и настойчивость. Существенным моментом работы с этой категорией верующих является также разъяснение советского законодательства о религиозных культах, учитывая, что ряд их действий служит целям навязывания религиозных взглядов окружающим, включая несовершеннолетних.

Во многом иной характер будет носить индивидуальная работа с верующими по традиции. Учитывая поверхностный характер религиозности, эпизодичность их обращения к богу, ведущую роль эмоционального отношения к религии, индивидуальная работа акцентируется на таких сторонах, как внимательное изучение условий жизни верующего, его бытового окружения, повседневных интересов. Намного повышается в работе с этой категорией верующих, преимущественно женщинами среднего и пожилого возраста, роль атеистических бесед, связанных с повседневными практическими интересами в их жизни:

о семейном воспитании, профилактике и лечении болезней и т. д. Одно из ведущих мест здесь принадлежит терпеливому разъяснению антигуманной, реакционной сущности религиозных обрядов и внедрению новой, гражданской безрелигиозной обрядности.

Что касается колеблющихся, то особенности работы с этой категорией, очевидно, должны исходить из знания,

12 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 41. С. 192.

какие стороны религиозного комплекса и в силу каких причин подверглись сомнению, стали основой их мировоззренческих колебаний. Как показывает опыт, такими факторами для многих верующих явились успехи и достижения современной науки и техники, кризис религии, массовое распространение атеизма в социалистическом обществе и др. Именно эти проблемы в первую очередь должны стать предметом бесед с этой категорией людей.

Успех в индивидуальной работе в большой степени определяется авторитетом пропагандиста, его личными качествами. Доброта, честность, добросовестность, трудолюбие, выдержка, доброжелательность и другие этические качества1 превращают его в пример для подражания, повышают весомость и убедительность его слов. Такой воспитатель становится помощником, другом, советчиком, которому интересы других дороги и понятны. Он пользуется уважением и доверием воспитуемого. Следовательно, личная безупречность, честность, порядочность есть одно из главных требований, предъявляемых к воспитателю. Между воспитателем и воспитуемым важно установить доверительные отношения. Для этого необходимо по-настоящему подружиться с верующим, проявлять к нему уважение, искреннюю заинтересованность в его судьбе, постоянную готовность прийти к нему на помощь. Делясь богатым личным опытом ведения антирелигиозной пропаганды среди рабочих за Нарвской заставой, Н. К. Крупская вспоминала, что «только тогда, когда рабочий чувствовал, что в нем видят не объект агитации, а товарища, когда он видел, что вникают в его аргументацию, слушают, что он говорит, он поддавался убеждению»13. Этот совет видеть в верующем своего товарища, нуждающегося в помощи, не утрачивает свою актуальность и сегодня.

Индивидуальную работу следует проводить не только с верующими, но и с мировоззренчески индифферентными гражданами, безразличными как к религии, так и к атеизму. Не признавая сверхъестественных сил, они, однако, не имея прочных атеистических убеждений, по рой делают уступки религии. Некоторые из них увлекаются предметами религиозной атрибутики, участвуют в совершении религиозных обрядов. Главное в индивидуальной работе с индифферентными — выработка у них

13 Крупская Н. К. Вопросы атеистического воспитания: Сборник статей. М„ 1961. С. 103.

атеистической убежденности, непримиримости к религиозным пережиткам. Им следует разъяснять отрицательную социальную роль религии, использование ее в современной идеологической борьбе. Большое значение имеет также приобщение индифферентных к подготовке и проведению новых праздников и обрядов, создание атеистического общественного мнения вокруг неверующих, участвующих в религиозных обрядах, вовлечение их в активную общественно-политическую жизнь.

Освобождение от религиозных взглядов способствует формированию коммунистической сознательности советских людей, воспитанию человека коммунистического общества. В Политическом докладе Центрального Комитета КПСС XXVII съезду партии отмечалось: «Сегодня особенно важно формировать глубокое понимание характера современных задач, прочное научное мировоззрение, принципиальность, высокую культуру, ответственное отношение к делу на любом участке. Повышать степень зрелости общества, строить коммунизм-это значит неуклонно повышать зрелость сознания, обогащать духовный мир человека»1 4.

Формирование атеистических убеждений. Атеистическое воспитание оказывается успешным в полной мере тогда, когда его результатом является формирование у людей атеистических убеждений. Убеждение представляет собой единство рационального, эмоционального и волевого; это — сложное образование, включающее осознанное знание определенных понятий, идей, взглядов, твердую убежденность в их истинности и ценности, готовность к действию в соответствии с этим знанием. Знания дают представление о мире в целом или о различных фрагментах действительности, они могут быть донаучными (житейскими) и научными (эмпирическими и теоретическими). Убежденность является способом присвоения личностью или группой принципов, воззрений, основанным на логической аргументации и доказательстве, фактической и практической проверке. Готовность к действию означает определенную установку, направленность сознания и поведения людей на достижение определенных целей. Убеждение является результатом взаимодействия материального и духовного, объективного и субъектив-

14 Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. С. 91.

ного, складывается во взаимосвязях общественного, группового и индивидуального сознания, чувственной и рациональной ступеней познания, в ходе практической деятельности. В нем выражаются ценностное эмоционально окрашенное отношение, активная жизненная позиция, оно придает людям особую психологическую устойчивость, способность отстаивать свои взгляды.

Атеистические убеждения относятся к числу мировоззренческих. Под мировоззрением понимается совокупность взглядов на мир в целом, общество, сознание и познание, на отдельные процессы в мире, на сущность и место человека в мире; в эту совокупность входят философские, естественнонаучные, экономические, политические, правовые, нравственные, художественные, религиозные и другие взгляды. Основу мировоззрения составляют мифологические, философские (материалистические или идеалистические) или религиозные взгляды и соответственно говорят о мифологическом, философском или религиозном мировоззрении. Мировоззрение включает в себя взгляды, свойственные определенной эпохе, соответствующим классам, сословиям, этническим, профессиональным и другим группам, а также имеет и индивидуальные черты.

Убежденность отличается от другого способа присвоения знаний — веры. Вера — это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении ожидаемого события, в желаемом поведении человека, в истинности идеи при дефиците точной информации о достижимости поставленной цели, о конечном итоге события, о реализации на практике предвидимого поведения, о результате проверки. Вера возникает по поводу тех процессов, событий, идей, которые имеют для людей существенно значимый смысл. Она не может быть сведена к чувству; конечно, в ней эмоции играют большую роль, но все же она представляет собой сплав интеллектуального, эмоционального и волевого моментов. Нельзя отрицать роль механизма веры в усвоении научного мировоззрения, особенно на ранних стадиях индивидуального развития. Но необходимо подчеркнуть, что главным способом присвоения этого мировоззрения является убежденность.

Научное мировоззрение включает диалектико-материалистические философские воззрения на природу, общество, сознание и познание, экономические взгляды, присвоенные идеи научного социализма, совокупность




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.