Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интенсивностные характеристики




Модальностные характеристики.

Первичные характеристики.

Эмпирические характеристики мышления.

Пространственно-временная структура мыслительных процессов.

Очень трудно доказать, что эти характеристики существуют. Доказательство осуществляется путем сбора фактов из различных областей практической психологии.

В педагогической психологии: применение метода моделей способствует повышению эффективности обучения; методика рисуночных задач при изучении иностранного языка помогает научиться мыслить на изучаемом языке.

В художественном творчестве: литераторы неоднократно упоминали. Что они не сочиняют содержание книги, а видят его и записывают. Математики всегда нуждаются в геометрическом представлении, даже если они рассматривают простую функцию.

По данным клинической психологии: симультанная агнозия – невозможность узнавания содержания ситуаций при сохранении узнавания отдельных объектов.

Семантическая афазия: нарушение воспроизведения отношений, не понимание конструкций с предлогом таких, как треугольник под кругом. Одолжил кому-то или от кого-то, хозяин собаки – собака хозяина. – все это отражение дефектов пространственного синтеза.

 

При переходе на мыслительный уровень происходит снятие абсолютных и дифференциальных порогов, возможен свободный перевод информации разных модальностей на язык каждой из них; происходит объективизация модальных характеристик, то есть перевод в более общую систему отсчета на более универсальный язык физики. Поэтому резкое ограничение сенсорной базы (зрения, слуха) не ограничивает возможности нормального развития мышления.

 

 

В мышлении снимаются абсолютные и дифференциальные пороги: можно мыслить о какой угодно большой интенсивности и о какой угодно малой, законы психофизики здесь действовать не будут.

Благодаря интеллектуальной деятельности человек может накапливать психическую энергию, что обеспечивать дивергентный тип старения: несмотря на биологическое старение человек дольше остается в здравом уме.

 

Вторичные характеристики.

1.Характеристики мысли как результат мыслительного процесса.

· речевая форма мысли. Мысль может быть воплощена только в трехчленном предложении. В слове мысль получает материальную оболочку (воплощается). У всех народов во все века мысль заключается в трехчленном предложении. В речевой форме мысли должны быть представлены - 2 соотносимых объекта - операнта и 1 оперант, подлежащее, сказуемое или связка.

· суждение - это универсальная логическая форма и структурная единица мысли. Первичной логической формой мысли является суждение. Суждение – отражение связей между объектами, утверждение или отрицание чего-либо. Цепь суждений – умозаключение.

· опосредованность мысли. Все мыслительные процессы обеспечиваются мыслительными операциями.

1. Анализ - расчленения целого на части, мысленное расчленение предмета, явления пли ситуации для выделения составляющих элементов. Таким образом, существенные характеристики отделяются от несущественных, которые даны в восприятии.

2. Синтез - соединение частей в единое целое.

Эти мыслительные операции взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, так как он должен восстановить целое из выделенных анализом частей. В складе мышления некоторых людей наблюдается склонность – у одних к анализу, у других к синтезу. Бывают умы аналитические, главная сила которых – в широте синтеза.

 

3.Сравнение - установление сходства и различия между предметами, что позволяет классифицировать явления.

4.Обобщение - мысленное объединение существенных, значимых признаков. (или генерализация) – отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества. Так, совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей.

5.Абстракция – операция отвлечения от конкретного, частного. выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.

 

6.Конкретизация - выделение частного из целого,

7.Классификация – разделение объектов на группы, подгруппы).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.