Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модальность - разновидность движения




Характеристики движений.

Психомоторика как система двигательных реакций.

Психомоторика – объективизация всех форм психического отражения через мышечные движения. 1863 год И.М. Сеченов «Рефлексы головного мозга»

Функции психомоторики:

  1. праксеологическая (исполнение действий) исполнение действий
  2. познавательная –включение в перцептивную деятельность
  3. регулирующая функция. – постоянная корректировки поведения на основе психомоторногй информации
  4. интегративная.

Движение – это результат работы двигательного анализатора, который замыкает на себе все специфические анализаторы. – зрительные, вкусовые, тактильные…

Двигательный анализатор – интегратор всех сенсорных систем.

Соотношение понятий действие и движение.

Действие направлено на выполнение простой текущей задачи. Способ выполнения действия в определенных условиях называется – операция. Любое действие и операция реализуются в движениях. Движение – способ осуществления действий, двигательные характеристики включены во все виды человеческой деятельности.

Действие всегда целенаправленно, а движение – нет, действие – содержание психического акта, а действие – только форма.

Уровни двигательной активности:

Молярный уровень

1. уровень целостной деятельности

2.уровень отдельного действия

Молякулярный уровень

3. уровень макродвижений

4.уровень микродвижений

Характеристики движений определяются характеристиками объектов на которые направлены действия (пространственное расположение, размеры, форма. Вес, прочность. Податливость, температура и пр. Влияют и субъективные показатели - физические и нейрофизиологические возможности и способности – быстрота, сила, выносливость. Психологическая установка субъекта деятельности - на точность, силу и скорость.

Единичное движение характеризуется:

1.Точность показывает насколько верно в пространстве выполнено движение по отношению к объекту движения. Не всегда важная экономичность траектории движения.

2. Скорость – быстрота прохождения траектории (временная характеристика)

3.Сила – Энергетическая характеристика – указывает на величину физического усилия, прилагаемого при выполнении движения.

5. Координированность- со гласованность всех параметров с целью получения нужного моторного эффекта.

Комплекс двигательных реакций характеризуется

1.Темпом количество движений в единицу времени

2. Ритмом- степень упорядоченности движений, чередование движений с определенной последовательностью и частотой.

Классификация движений.

Непроизвольные – рефлекторные двигательные акты, осуществляемые без контроля сознания. Собственно непроизвольные движения задаются от рождения (зевание. перистальтика кишечника, сердцебиение) и врожденные автоматизмы (сосание, глотание). В их основе лежат органические потребности. Они носят адаптивный характер Являются проявлением избытка нервной энергии Послепроизвольные движения (навыки или приобретенные автоматизмы)- сформировались как сознательные акты, а выполняются бессознательно. Произвольные движения – целенаправленны и регулируемые сознанием. Предшествует движению мысль о нем. Необходимо знание движения, определенная цель, способность задержать движение. Управление движением может происходить через представление и через словесные инструкцию (самоинструкции)

 

Внутренние движения выполняются внутренними органианми – гладкой и рубчатой мускулатурой. Внешние выполняются скелетной мускулатурой

 

Микродвиженияс небольшой траекторией часто незаметны. Микродивжения глаз - дрейв, флики, тремор. Удерживают изображение объекта Макродвиженияс траекторией соизмеримой с анатомическим строением тела

 

 

Движения также разделяются в соответствии с целью:

  • Естественно-органические движения
  • Движения позы
  • Локомоция
    Мимика и пантомимика
  • Семантические движения
  • Артикуляция
  • Рабочие движения.

Понятие воли в психологии. Признаки волевых явлений. Произвольная и волевая регуляция. Воля как высший уровень регуляции. Волевые процессы и их изучение. Среди уровней регуляции поведения выделяются следующие:

1.Непроизвольная регуляция: Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т.д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Примером непроизвольных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).

 

q допсихические непроизвольные реакции;

q образная (сенсорная и перцептивная) регуляция.

2.Произвольная регуляция Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Все производимые действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они производны от воли человека.

q речемыслительный уровень регулирования;

q волевая регуляция.

Воля – это высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели. Способность к сознательной саморегуляции и самоорганизации присуща только человеку. Волевое действие связано с потребностями, но не вытекает из них непосредственно. Оно опосредовано осознанием побуждений к действию как мотивов и его результатов как целей (С. Л. Рубинштейн). Волевые действия бывают простые и сложные. К простым волевым действиям относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего \ каким путем он будет добиваться, т.е. побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически.

Для сложного волевого действия характерны следующие этапы:

1. осознание цели и стремление достичь ее;

2. осознание ряда возможностей достижения цели;

3. появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

4. борьба мотивов и выбор;

5. принятие одной из возможностей в качестве решения;

6. осуществление принятого решения;

7. преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела, всевозможных помех до тех пор, пока принятое решение и поставленная цель не будут достигнуты, реализованы.

Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, преодолении препятствий. Преодоление препятствий требует волевого усилия – особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации. "Свобода воли означает способность принимать решения со знанием дела". Необходимость сильной воли возрастает при наличии: 1) трудных ситуаций "трудного мира" и 2) сложного, противоречивого внутреннего мира в самом человеке. Воля возникает, когда человек способен к рефлексии собственных влечений, может, как – то отнестись к ним. Воля неразрывно связана с наличным планом действий. Посредством волевого действия человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.

Специфика волевого регулирования. Традиционно считается, что главное для возникновения волевого регулирования – наличие преград, препятствий при достижении цели.

Л. М. Веккер считает, что волевое регулирование начинается там, где имеется как минимум двухуровневая иерархия программ деятельности, где необходимо соотнести уровни этих программ и выбрать среди них тот уровень, который отвечает критериям интеллектуальной, эмоционально – нравственной и общесоциальной ценности.

Примерно тот же смысл вкладывал в понятие воли И. М. Сеченов, когда писал, что воля – это деятельная сторона разума и моральных чувств.

Волевое регулирование включает в себя следующие компоненты:

Ø когнитивный;

Ø эмоциональный;

Ø поведенческий (деятельностный).

В структуру волевого акта включаются следующие составляющие:

v побуждение и осознание цели;

v борьба мотивов;

v акт принятия решения;

v исполнение.

 

Структура волевого акта:

Ø побуждение и осознание цели;

Ø борьба мотивов;

Ø акт принятия решения;

Ø исполнение.

Как регулятор психической деятельности и поведения воля выполняет 2 основные функции:

* побудительную;

* тормозную.

Наиболее существенные признаки волевого акта:

§ Приложение усилий, принятие решений и их реализация. Волевое решение принимается в условиях борьбы мотивов, конкуренции разнонаправленных влечений.

§ Наличие продуманного плана осуществления действий. «Волевое действие – это… сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом». (С. Л. Рубинштейн).

§ Усиленное внимание к действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и результате его выполнения. «…на самый глубочайший из всех вопросов, которые когда – либо предлагаются нам миром, не допускается другого ответа, кроме самого сопротивления воли и сжимания фибр нашего сердца, когда мы как бы говорим: «Пусть так, а я все же буду делать вот эдак». (У. Джеймс). Иначе говоря, человек преодолевает не столько обстоятельства, сколько самого себя.

Для возникновения волевой регуляции необходимо определенное условие – наличие препятствий и преград. Они бывают внешние (время, пространство, противодействие людей, физические свойства вещей) и внутренние (отношения, установки, болезненные состояния, усталость). Отражаясь в сознании, они вызывают волевое усилие, которые создают необходимый тонус.

Волевая регуляция поведения и действий – это произвольная регуляция активности человека. Она формируется и развивается под воздействием контроля за его поведением со стороны общества, а затем – самоконтроля личности. Волевая регуляция проявляется как личностный уровень произвольной регуляции, отличающийся тем, что решение о ней исходит от личности, и в регуляции используются личностные средства. Одно из таких средств личностной регуляции – изменение смысла действий. Намеренное изменение смысла действия, приводящее к изменению побуждения, может достигаться:

ü переоценкой значимости мотива;

ü привлечением дополнительных мотивов;

ü предвидением и переживанием последствий действия;

ü актуализацией мотивов посредством воображаемой ситуации и др.

Развитие волевой регуляции, прежде всего, связано с формированием:

q богатой мотивационно – смысловой сферы;

q стойкого мировоззрения и убеждений;

q способности к волевым усилиям в особых ситуациях действия.

Оно также связано с переходом от внешних способов изменения смысла действия к внутренним. Закрепившиеся волевые свойства обозначаются специальными терминами, такими, как целеустремленность, решительность, выдержка, самостоятельность, мужество, настойчивость. Далеко не при всех обстоятельствах может сформироваться и проявиться нужное волевое свойство. Сверх того, эти качества своеобразны в зависимости от характера дел, где они проявляются.

Воля иррациональная – по Э. Фромму – иррациональные страсти и побуждения, захватывающие и подчиняющие человека, рабски реализующего неконтролируемые порывы.

Воля рациональная по Э. Фромму целеустремленное, реалистическое, дисциплинированное поведение и энергичные усилия, направленные на достижение рациональной цели.

В настоящее время предпринимаются попытки создания целостного учения о воле. Сделать это возможно, лишь находясь в рамках «активной» концепции человеческого поведения, то есть, признавая способность человека к сознательному выбору определенных форм поведения. Большой вклад в создание учения о воле могут внести концепции Н. А. Бернштейна и П. К. Анохина.

В моменты «преодоления себя», с точки зрения В. И. Селиванова, сознание человека на время как бы отрывается от объекта, предмета деятельности или партнера и переключается в плоскость субъектных отношений. При этом осуществляется сознательная рефлексия на разных уровнях:

· Первый уровень – осознание субъектом своих способов действий, своего состояния, режима и направления активности; понимание степени соответствия функциональной организации психики необходимой форме деятельности.

· Второй уровень – активное изменение функционирования психики, выбор необходимого способа его преобразования.

Волевая регуляция есть сознательное, опосредованное целями и мотивами предметной деятельности создание состояния оптимальной мобилизованности, нужного режима активности, концентрации этой активности в необходимом направлении.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 758; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.