Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место и роль психических состояний в системе психических явлений




После выхода в 1964 г. книги Н. Д. Левитова "О психических состояниях человека" термин "психическое состояние" получил широкое распространение. Если раньше психологию определяли как науку о психических процессах и свойствах личности, то сейчас в большинстве учебников психологии встречается такая формулировка: психология - это наука о психических процессах, состояниях и свойствах личности. Вполне естественно встают вопросы о соотношении процессов, состояний и свойств личности, о роли и месте психических состояний в системе психических явлений.

Определение: психическое состояние человека - это целостная характеристика психической деятельности и поведения за некоторый период времени, показывающую своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности. (из книги Н. Д. Левитова 1964 г.)

Психические процессы, состояния и свойства личности разграничиваются по признаку динамичности (первые наиболее подвижны, вторые занимают положение среднее, третьи же наиболее стабильны). В определении психического состояния, предложенным В. Н. Мясищевым, отмечается, что психические состояния служат фоном для психических

процессов в силу их меньшей подвижности, так сказать, большей

"постоянной времени". Еще медленнее изменяются свойства личности.

Следовательно, по временным параметрам состояния занимают промежуточное положение между процессами и свойствами личности.

Различают состояния установившиеся и переходные, так как человек в каждый момент времени пребывает только в одном состоянии, а их смена осуществляется, как правило, в промежуточную, переходную стадию.

В фазе бодрствования в каждый момент функционируют одновременно несколько психических процессов (внимание, память, ощущения, эмоции и т. д.). Интенсивность их протекания меняются, но остаются одновременость и

непрерывность во времени. Каждый процесс характеризуется регулируемыми переменными и рядом параметров, которые тоже изменяются во времени, хотя и медленнее, чем регулируемые переменные. Человек обладает определенным множеством свойств личности, однако в каждый момент времени находится в одном-единственном актуальном психическом состоянии, которое сменятся другими. В теоретической физике и биологии составные системы часто определяют как устойчивую совокупность значений параметров системы. Например, состояние газа характеризуется объемом, давлением и температурой; состояние масс воздуха - атмосферным давлением, температурой и влажностью; состояние организма - температурой тела, артериальным давлением и частотой пульса. Аналогично можно считать, что актуальное психическое состояние характеризуется совокупностью значений параметров одновременно протекающих психических процессов, по отношению к которым актуальное состояние является фоном. Совокупность свойств личности, определяющих ее профиль, в свою очередь, представляет собой тот рельеф, который обуславливает своеобразие реализации актуального состояния у данного человека. Следовательно, актуальное психическое состояние играет роль связующего звена между психическими процессами и свойствами личности. Между процессами и состояниями, с одной стороны, и между состояниями и свойствами личности, с другой, существуют сложные диалектические взаимосвязи. Известно, что психические процессы (например, внимание, эмоции и др.) в определенных условиях могут рассматриваться как состояния, а часто повторяющиеся состояния способствуют развитию соответствующих свойств личности.

Но состояния и свойства личности также выполняют функции внутренней интеграции - дифференциации, регулирования и отражения. Можно, однако, сказать, что процессы преимущественно реализуют функцию отражения, состояния - функцию регулирования, а свойства личности, объединенные актуальным "я", - функцию высшего интегратора психической жизни человека.

 

Основные проблемные вопросы данной темы:

1) систематизация психических состояний человека в норме и патологии;

2) общее описание психического состояния;

3) описание конкретных психических состояний (особенное);

4) описание конкретного состояния данного человека (единственное);

5) описание процесса развития и деструкции психического состояния.

1. Систематизация психических состояний человека (классификации – виды состояний) (В.А.Ганзен)

С целью установления объема и содержания основного понятия из отечественных психологических словарей были отобраны и подвергнуты анализу 187 слов-терминов, определяющих психические состояния человека. Критерием на принадлежности термина к понятию «Состояние», отличающем исследуемое явление от всех других и раскрывающим его сущность, послужило определение Н. Д. Левитова.

Приведенный анализ позволил определить объем множества психических состояний человека (63 понятия), его содержание, а также показал, что это множество распадется на группы: 1) состояния, характеризующие аффективную сферу, 2) состояние характеризующие волевую сферу психической деятельности человека; 3) состояния сознания-внимания. Каждая группа имеет общие характеристики, отражающие наиболее типичные, стержневые особенности входящих в нее состояний: "напряжение - разрешение" для группы волевых состояний; "удовольствие - неудовольствие" для группы аффективных; "сон - активация" для группы состояний сознания-внимания.

Группы аффективных и волевых состояний рассматриваются как стороны единой аффектно-волевой сферы психической деятельности человека. Такой взгляд вполне правомерен, поскольку аффективная и волевая стороны имеют общий корень - потребности человека. Например, С. Л. Рубинштейн пишет по этому поводу: "Истоки у воли и эмоции (аффекта, страсти) общие - в потребностях; поскольку мы осознаем предмет, от которого зависит удовлетворение нашей потребности, у нас появляется направленное на него желание; поскольку мы испытываем самую эту зависимость в удовольствии или неудовольствии, которое предмет нам причиняет, у нас формируется по отношению к нему то или иное чувство"

Психическое состояние содержит в себе, как правило, эмоциональные и волевые компоненты. Этот факт значительно затрудняет четкое разделение понятий и заставляет при детальной классификации учитывать доминирование того или иного компонента в структуре состояний. Опираясь на систему психологических понятий, мы получили следующую систему понятий, характеризующих психические состояния человека.

Выделим группы аффективных и волевых состояний. В первой группе имеются две подгруппы с ярко выраженным эмоциональным компонентом: эмоциональные и гуманитарные состояния. Первая группа объединяет состояния, характеризующие эмоциональную реакцию человека на актуальный раздражитель.

Вторая - состояния, сопровождающие проявление чувств людей, чаще всего в

процессе общения. Состояния обеих групп делятся на ряд положительных и

отрицательных.

В группе волевых состояний также выделяются две подгруппы: праксические (от лат. praxis - дело, деятельность) и мотивационные. Первая включает состояния человека на различных этапах трудовой деятельности: предрабочем, рабочем, послерабочем. Вторая - состояния, сопровождающие проявления мотивов человека, направленных на удовлетворение духовной или материальной потребности. В ней выделяются ряд органических состояний, биологических по своей природе, но имеющих выраженный психический аспект, и ряд ориентировочных состояний, сопровождающих познавательную деятельность человека.

Состояния третьей общей группы (сознания-внимания) являются

фоновыми, создают условия для всей психической деятельности человека.

Однако среди психических состояний есть большое количество таких, степень доминирования одного компонента в которых установить достаточно сложно.

В таких случаях система можно установить входящие в структуру состояния компоненты. Так, например, сложное состояние фрустрации имеет эмоциональный (неадекватный у различных типов личности) и волевой компоненты, причем второй может выступать м как праксический (состояние при неудаче в работе), и как мотивационный (реакция на препятствие в удовлетворении потребности).

Другое сложное состояние - стресс - может рассматриваться с различных

сторон, но всегда остается сложным, включающем несколько компонентов. При понимании стресса по Г. Селье как общего адаптационного синдрома это три различных состояния организма: тревоги, сопротивления и истощения. Согласно предложенной систем, все они суть различные виды волевых (праксических и мотивационных) компонентов. Если, присоединившись к Н. Д. Левитову, рассматривать состояние стресса в плане решения организмом и психикой трудных задач и считать, что по силе и качественным особенностям оно зависит от стрессора, то психические состояния при сильном страхе и переутомлении различны, хотя и в том, и в другом случае имеет место стресс.

Согласно нашей системе, состояние страха находится в группе отрицательных мотивационно-ориентировочных состояний, состояние при переутомлении – в группе отрицательных праксических состояний, т. е. в них преобладают именно эти компоненты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 2631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.