Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Творческого процесса композитора




Разнообразие концепций

Наука давно стремится проникнуть в тайны творчес­кого процесса композитора. Существует несколько кон­цепций, отражающих два основных направления в раз­решении этой проблемы. Одно из них исходит из мате­риалистического понимания мироздания. Согласно этому направлению, творчество композитора - это толь­ко результат деятельности головного мозга, осно­ванной на отражении объективной действительности. Противоположные концепции трактуют творческую де­ятельность композитора как вмешательство некоего высшего разума. Согласно одной из них, творческие идеи приходят из космоса, и творческая личность явля­ется лишь их проводником. К примеру, как утверждает П. Вайнцвайг, на Моцарта они «сыпались дождем». Су­ществует гипотеза, что идеи, в том числе и музыкаль­ные, находятся в космосе, в «информационном поле». Но при любом подходе к трактовке творческого процес­са композитора следует признать, что творческий про­цесс имеет сложную психофизиологическую организа­цию, где ведущую роль играют закономерности высшей нервной деятельности (в. н. д.).

Творческий процесс и закономерности высшей нервной деятельности. Концепцию творческого про­цесса композитора в аспекте учения о высшей нервной деятельности разработала в 1970-е годы ленинградс­кий музыковед М. П. Блинова. В творческом процессе композитора М. П. Блинова отмечает ведущую роль фи­зиологической доминанты (очагов возбуждения в коре


головного мозга). Физиологическая доминанта рассмат­ривается в двух аспектах: 1) как готовность постоянно к творчеству вообще, 2) как готовность к определенно­му виду творчества - то есть создавать музыкальные образы. Если первая доминанта является потенциаль­ной силой для творческого акта, играет подготовитель­ную роль, то вторая - обусловлена конфетной творческой работой. Обе доминанты взаимосвязаны. Потенциаль­ная доминантность подготавливает и облегчает появ­ление действенной доминанты; энергия, которая оста­ется после действенной, поддерживает потенциальную доминантность. Поэтому полезна постоянная творчес­кая работа.

С действенной доминантностью связано появление вдохновения, которому ученый дает следующее опре­деление: «Творческое вдохновение - внезапное озаре­ние мозга вспышками сильного конденсированного воз­буждения. Сильная творческая доминанта не гаснет пол­ностью иногда и во время сна» [Блинова М., 1974. С. 87]. Исходя из учения о в. н. д., отмечается, что творческая деятельность по своей природе рефлекторна. Однако не следует путать это с рефлексом - элементарным физиологическим актом. Рефлекторная деятельность, особенно во время творчества, это сложнейший конг­ломерат различных взаимодействующих между собой нервных процессов.

В концепции М. П. Блиновой на примере творчества композиторов-классиков указывается взаимозависи­мость типа высшей нервной деятельности и творческо­го метода, реализации его в самобытном авторском сти­ле. Так складывается следующая типология:

Крайние типы 1) Сильный - подвижной неуравновешенный тип, для которого характерна безудержность процессов и тор-


можения, и возбуждения. Яркий представитель -Л. Бет­ховен, с его мощным, полным сильных образных кон­трастов музыкальным стилем, склонностью к протяжен­ным, наполненным активным развитием, формам, гло­бальным темам и масштабным концепциям.

2) Слабый или тормозной тип, с характерной для него
быстрой истощаемостью нервных клеток из-за меньшего
биохомического заряда или повышенной склонности к его
разрушению. Представитель «тормозного» типа - А. К. Ля­
дов,
с его склонностью к малым формам, рафинирован­
ностью и утонченностью музыкального языка, стремлени­
ем удалиться в царство фантазии от тоски и скуки. Неслу­
чайно он писал: «Мне другой раз кажется, что я так начинен
тоскою, что должен лопнуть» [цит. по указ. изд. С. 123].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.