Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процесса композитора




Материал для изучения творческого

Для того чтобы изучать творческий процесс компо­зитора в любом аспекте (в целом или в каком-либо кон­кретном произведении), надо уметь психологически точ­но анализировать имеющийся материал.

Музыкальная наука делит весь материал по изуче­нию творческого процесса композитора на два типа. Ма­териалы первого типа основаны на методе интроспек­ции, они отражают разного рода самонаблюдения, ком­позиторскую рефлексию. К ним относятся мемуары, дневники, эпистолярное наследие, выступления в печа­ти. В частности, исключительную ценность представля­ют собой дневники С. И. Танеева, П. И. Чайковского, из­дания писем Ф. Шопена, Л. Бетховена, Ф. Пуленка, пе­реписки С. С. Прокофьева и Н. Я. Мясковского, мемуары Д. А. Толстого, статьи и книги Р. Шумана, Д. Д. Шостако­вича, В. В. Волошинова, О. А. Евлахова, П. Хиндемита, А. Онеггера и др. Сюда же входят результаты интервью, чему ярким примером являются знаменитые «Диалоги» И. Ф. Стравинского. Умение логично выстроить интервью и создать для его проведения психологически благопри­ятный климат является необходимым условием удачно­го исследования.

Свой опыт композиторы нередко отражали в научно-методических трудах. Это учебники Ф. Куперена, Ф. Э. Ба­ха, Н. А. Римского-Корсакоза и др. Начиная с XX века, в связи с разработкой индивидуальных методов компо­зиции, учебники по композиции стали отражением твор­ческого метода художника, его рефлексии, как, например, учебники П. Хиндемита, О. Мессиана, А. Шёнберга.

Ценным материалом являются разнообразные тру­ды о музыке и руководства по композиции музыковедов прошлого. К тому же, в течение нескольких столетий уче-


ные совмещали и функции композитора, в частности, Ф. де Витри, И. Маттезон, И. Кунау. Их богатейшее на­следие анализируется в историко-эстетических работах Р. А. Грубера, М. В. Иванова-Борецкого, Т. Н. Ливановой, В. А. Шестакова и др. М. Г. Арановский относит к матери­алам по изучению творческого процесса и теоретичес­кие исследования Э. Курта, Л. А. Мазеля, В. А. Цуккерма-на, Ю. Н. Тюлина и др.

К материалам второго типа принадлежат автогра­фы. Они являются художественными текстами, отража­ющими разные этапы становления музыкального про­изведения. К нотным автографам, на наш взгляд, при­мыкают словесные изложения музыкальной идеи -своего рода «план действия» (подобно тем, которые встречаются в рукописях А. С. Пушкина), формульные и графические рисунки. Именно материалы второго типа отличаются наибольшей объективностью. Нельзя не согласиться с А. С. Соколовым, что «если в словес­ных высказываниях художника всё же неминуемо при­сутствует определенная доля условностей, то такого рода текст (автограф. - Г. О.) - это уже документ, мате­риально зафиксированная стадия творческого процес­са» [Соколов А., 1992. С. 28].

В течение несколько десятилетий именно содержа­ние нотных автографов служило основой классификации творческого процесса композитора. Для вдумчивого ис­следователя автограф становится источником познания, обобщений и выводов. В подтверждение этой мысли до­статочно обратиться к очерку С. Цвейга «Смысл и красо­та рукописей» или высказыванию В. Я. Брюсова о руко­писях А. С. Пушкина: «Следуя за работой Пушкина, ви­дишь, как он создает стройное целое из первоначального хаоса мыслей и образов... Для русского поэта не может быть лучшей школы, как вникать в поправки Пушкина» [Там же, С. 33].


У'Р1"'"""""----- ч


Сегодня в изучении автографа композитора суще­ствует минимум две крупные проблемы. Во-первых, про­блема классификации, точности определения того или иного вида в соответствии с уровнем и стадиальностью творческого процесса, его индивидуальными особенно­стями. Это необходимо и для исследования творческого процесса того или иного композитора, и для работы в архивных хранилищах. Сегодня пока они делятся на два вида: черновик, который нередко называют «эскиз», и окончательный вид. Однако на практике существует множество подвидов. На основе анализа терминологии, отраженной в российских энциклопедических изданиях, и изучения рукописей, мы предлагаем более подробную классификацию. Она позволяет детальнее раскрыть специфику творческого процесса, его стадиальность.

1. Эскизы, наброски, предварительные словес­ные планы, формулы, графики относятся к наиболее ранним записям. Обратимся к определениям этих поня­тий в справочной литературе. Эскиз - «предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного про­изведения, сооружения, механизма или отдельной его части» [БЭС, 1999. С. 1552]; набросок- «предваритель­ный, бегло, в общих чертах сделанный рисунок, изложе­ние и т. п.» [Ожегов С, 1984. С. 318]. То есть, и эскиз, и набросок предполагают нечто очень общее, контурное. По ним часто трудно, а то и нельзя определить о. в. Меж­ду тем сегодня эскизом могут обозначить довольно пол­ный черновик (в частности, так отмечен черновой авто­граф трех частей Симфонии № 7 Шостаковича, храня­щийся в Российском государственном архиве литературы и искусства - РГАЛИ).

Как показывает композиторская практика, между всем перечисленным комплексом возможно взаимопроникно­вение. Так фиксируются фрагменты или более целые построения как вошедшие, так и не вошедшие в о. в.,


в том числе предназначенные для «настройки» фанта­зии. К «настроечным» записям следует отнести и пере­писывание с правками уже имеющихся своих или чужих музыкальных текстов. В частности, А. И. Климовицкий указывает на такую роль переписанной Бетховеном 01опа ра(п Палестрины.

Основная суть данных автографов - фиксация в них самого раннего этапа становления идеи или даже сти­мулирование этого процесса. Поэтому литературовед, текстолог Б. П. Томашевский называл эскиз «докумен­том творческого движения». Для эскизов и набросков особенно характерны приемы конъектуры - сокращен­ной записи в виде условных знаков, пропусков того, что уже зафиксировано, обозначение повторяющихся тактов цифрами и т. д. Данный вид автографов может отсутство­вать, если произведение подробно «выяснилось» уже на первом уровне творческого процесса. Но есть компози­торы, для которых очень важны подобные записи. В час­тности, в нотном архиве С. И. Танеева можно встретить немало графиков, показывающих зарождение идеи.

2. Черновые полные автографы отражают более высокий этап становления произведения. Они представ­ляют собой различные разновидности целого. Это мо­жет быть вся композиция, полный цикл или его часть. Важная их особенность заключается в необходимости доработки (черновой - от слова «начерно», т. е. «пред­варительно, без отделки» [Ожегов С, 1984. С. 340]). Это можно определить путем сравнения законченного про­изведения (о. в.) и автографа. В такого рода автогра­фах также могут встречаться приемы конъектуры.

3. Окончательный вид (о. в., беловая рукопись) -тот автограф, который предназначен для печати. О. в. композиторы обычно тщательно отделывают, при запи­си пользуются чернилами, тушью. Например, очень кра­сиво выглядят беловые автографы Д. Д. Шостаковича, Г. В. Свиридова, Б. И. Тищенко.


 




К о. в. относятся дарственные автографы, редакции или версии одного и того же сочинения. Мы считаем бело­виками дарственные автографы, редакции и версии о. в. потому, что они тоже в большинстве случаев издаются. В частности, как известно, Шопен сотрудничал с издатель­ствами Парижа, Лондона и Лейпцига, отсылая в каждое из них новые произведения. При этом композитор часто сам переписывал сочинения, внося изменения в деталях. И каждое из трех издательств публиковало свой вариант.

4. Особая разновидность автографов - правки и до­бавления композиторов в гранки. В архиве музея му­зыкальной культуры им. М. И. Глинки хранятся гранки Седьмой симфонии Шостаковича, с внесенными в них рукой композитора небольшими уточнениями. Такого рода автографы были особенно характерны для писа­телей в те времена, когда еще не было пишущих маши­нок. Например, так работал Бальзак. Наборщики, зная привычку писателя вносить значительные корректуры и пространные добавления в гранки, всегда оставляли на всех листах справа большие поля.

Вторая проблема, которая встает сегодня в связи с изучением нотного автографа, - возможность его по­степенного исчезновения. В этом, несомненно, важную роль играет появление компьютера, смело вторгающе­гося в творческий процесс. Даже о. в. обретает облик компьютерной верстки. Уходят, по словам С. Цвейга, «смысл и красота рукописей».

Но даже если сегодня композитор пишет традицион­ные нотные автографы, отмечается активная тенденция к их сокращению за счет записи карандашом и пользова­нием резинкой, уничтожения в конце работы и т. д. То есть эскизы, черновики, как достояние культуры, истории, объективный материал для познания психики человека исчезают. Хотя пока еще есть целая плеяда композито­ров, осознающих роль автографов. В частности, приве-


дем по этому поводу высказывание Ю. Фалика: «Я пред­почитаю всё-таки писать рукой, не прибегая ни к какой машинерии. Тепло руки, между прочим, отражается в партитуре. И здесь ничего не изменилось и, дай Бог, не изменится (у настоящих художников), по сравнению с прошлыми веками. Мне куда приятнее читать каракули Пушкина, чем его стихи, напечатанные на машинке. Я получаю какую-то дополнительную информацию от свя­щенного почерка и могу себе представить как создава­лись эти стихи... А посмотрите на черновики "Весны свя­щенной" Стравинского: это же целый мир! Настоящий музыкант, должно быть, от этого получает колоссальное впечатление!... Поэтому я за то, чтобы часть биополя и биоэнергетики передавалась через почерк на бумагу» [Овсянкина Г, 1999. С. 148]. Но это - размышления пред­ставителя старшего поколения музыкантов. Молодежь обычно рассуждает более прагматично.

Наивно было бы думать, что можно остановить этот пагубный процесс. Однако сделать определенные вы­воды в эволюции творческого процесса и психики в це­лом необходимо:

1) сегодня наблюдается приоритет левополушар-
ного мышления;

2) творческий процесс композитора (и, видимо, не толь­ко композитора) ориентирован прежде всего «на поточ­ный метод создания»;

3) наблюдается недопонимание ценности мыслитель­ной деятельности как процесса, все направлено на конеч­ный результат;

 

4) характерен дефицит качества творческого мыш­ления (композитор как бы подсознательно оценивает -то, что он записывает, в большинстве своем малоценно);

5) для современного художественного мышления в це­лом характерно снижение роли «генерального интеллек­та», уменьшение объема долговременной памяти;


 




ШШШв&ш


6) недооценивается сравнительный анализ зафик­сированной идеи, визуальный ряд.

В заключение подчеркнем: для изучения творчес­кого процесса композитора исследователю надо исполь­зовать весь комплекс материалов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.