Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с. 729. 38 2 страница




Постепенно происходило перемещение черной металлургии. Она развивалась раньше главным образом на Юге, где леса, не­обходимые для получения древесного угля, были расположены по­близости от залежей железной руды. Но по мере выжигания лесов в этом районе производство железа падало, и на первое место вы­двинулся другой металлургический центр, где природные условия тоже были благоприятны: срединная часть страны (Мидленд). Здесь металлургическое производство сосредоточилось в районе Бирмингема и, в меньшей степени, — Шеффилда. Эти два города заняли ведущее положение и в производстве изделий из металла. Кроме того, металлургия развивалась в Южном и — несколько позже — в Северо-Восточном Уэльсе.

Таким образом, в ходе развития мануфактурного производства падало промышленное значение Юга Англии и возросла роль Во­стока, Мидленда, Юго-Запада, Уэльса. Экономическое развитие шло неравномерно, приводя к упадку одних районов и к быстро­му обогащению других.

Производственные отношения, в которые вступали мануфак­туристы, фермеры, землевладельцы, пользующиеся наемным тру­дом, с одной стороны, и рабочие рассеянной и централизованной мануфактур и сельскохозяйственные рабочие — с другой, были производственными отношениями нового, капиталистического ти­па. Капиталистический уклад сосуществовал с господствовавшим еще феодальным укладом, но именно капитализму принадлежало будущее.

Развитию капиталистического уклада способствовала и полити­ка династии Тюдоров (1485—1603). Придя к власти в обстанов­ке острейшей борьбы феодальпых клик, она нуждалась в поддерж­ке буржуазии и нового дворянства, которые, в свою очередь, бы­ли заинтересованы в ликвидации усобиц, в создании крепкого централизованного государства. Только оно могло обеспечить раз­витие внутреннего рынка и отстоять интересы английских про­мышленников и торговцев в борьбе с иностранными конкурентами. Таким государством, способным держать в узде народные массы и в то же время обуздать произвол крупных феодалов, могла быть в XVI в. только абсолютная монархия.


Капелла Генриха VII. 1503—1519

Английский абсолютизм, начало которому положил основатель династии Генрих VII (1485—1509), имел ряд особенностей по сравнению с «классическим» абсолютизмом французского или ис­панского типа. Как и на континенте, он в конечном счете выражал интересы прежде всего феодальной знати. Но это была уже не старая знать, опиравшаяся на свои наследственные вотчины. Ген­рих VII приказал разрушить феодальные замки, распустил фео­дальные дружины, а земли, конфискованные у побежденных про­тивников, раздавал своим сторонникам — рыцарям и джентри. Становясь крупными землевладельцами, они формировали новую знать, окружавшую короля и составлявшую его двор. Между этой новой знатью и низшими слоями нового дворянства, все более тес­но смыкавшимися с буржуазией, не было вплоть до конца XVI в. значительных противоречий. Поскольку новое, быстро обуржуа­зивающееся дворянство поддерживало королевскую власть, а именно оно господствовало в палате общин, Генрих VII и его пре­емники продолжали созывать парламент, ставший — тоже до кон­ца XVI в. — их покорным орудием. Все же сохранение органа со­словного представительства было важной особенностью английско-


го абсолютизма; па континенте абсолютные монархи не желали идти даже на чисто формальные ограничения своей власти и фак­тически ликвидировали сословные учреждения.

Пользуясь поддержкой дворянства в графствах и буржуазии в городах, английский абсолютизм не нуждался в сильном и развет­вленном бюрократическом аппарате, подобном тому, который был создан во Франции. Выборные мировые судьи, сквайры, городские власти обеспечивали проведение в жизнь королевских указов и парламентских актов. Не требовалась королю и постоянная армия: в случае необходимости он мог собрать ополчение или привлечь наемников.

Несмотря на все эти отличия от континентального абсолютиз­ма, тюдоровская монархия была все же абсолютной, что особенно ярко обнаружилось при короле Генрихе VIII (1509 — 1547). Ста­новясь все более деспотичным, он отправлял на эшафот каждого, кто осмеливался ему перечить. Едва ли не самой опасной должно­стью в государстве стала должность канцлера; став неугодными, канцлеры, включая Томаса Мора, неизменно приговаривались к смерти.

Двор Генриха VIII во многом стал напоминать блестящие дво­ры абсолютных монархов континентальных стран. В этом сказы­вался не столько личный характер короля — любителя развлече­ний, роскоши, лести придворных, сколько трезвый расчет: надо было привязать знать ко двору, создать «высший свет», который привлекал бы аристократию балами, флиртом, возможностью блес­нуть остроумием и ученостью и — что особенно важно — близо­стью к королю, шансами на карьеру. Бега, турниры, охота, игры оставались главным развлечением новой знати. Но при дворе Ген­риха VIII появилось и нечто новое, чего не было да и быть пе могло в более ранние времена. Теперь даже верхи знати пе могли пройти мимо тех общественных и культурных веяний, которые возникали в связи с зарождением капиталистических отношений.

С конца XV в. и особенно с начала XVI в. в Англии, вслед за Италией и другими странами, начинается бурная ломка старо­го мировоззрения феодальной эпохи. По мере развития нового, ка­питалистического уклада начала формироваться и новая идеоло­гия, новая оптимистическая и жизнеутверждающая культура Воз­рождения. В центре интересов блестящей плеяды мыслителей, уче­ных, писателей, художников той эпохи находился человек, его мысли и страсти, его разум и тело, безграничные возможности со­вершенствования личности. Не безликая масса стереотипно, по указке церкви мыслящих и чувствующих людей, а бесконечное разнообразие индивидуальностей привлекало пристальное внима­ние деятелей Возрождения. Достижения технической мысли, гео­графические открытия, совершенные художественные ценности — все это создавалось людьми, и мыслителей, сосредоточивших вни­мание на человеке, принято называть гуманистами (homo — чело­век), а все культурное движение той эпохи — гуманизмом. Этот


термин гораздо точнее отражает сущность умственных и художе­ственных устремлений, чем слово «Возрождение», которое фикси­рует внимание лишь на одной, хотя и очень важной, стороне куль­турной жизни XV—XVI вв. Стремясь к познанию природы и че­ловека, люди этого времени обратились к ценностям античной культуры, забытым либо извращенным в течение веков господства схоластики, стали возрождать эти ценности, изучать их, по-своему перерабатывать достижения античной мысли и искусства.

Разыскивая, скупая, коллекционируя греческие и древнерим­ские рукописи, изучая великолепные произведения искусства, об­наруженные в развалинах итальянских и греческих городов, по­гружаясь в мир античной истории, гуманисты находили в древно­сти то, что искали, — мысль, свободную от схоластических оков средневековья. Но для того чтобы прикоснуться к сокровищам ан­тичной мысли, необходимо было знание латинского и греческого языков. Это была не средневековая латинская ученость, препятст­вовавшая развитию национальных языков и культуры, а новая гуманистическая (или, как стали впоследствии говорить, — гума­нитарная) образованность, сыгравшая глубоко прогрессивную роль в борьбе со схоластикой и в формировании нового, буржуаз­ного мировоззрения.

Самым выдающимся представителем раннего английского гу­манизма был гениальный мыслитель, родоначальник утопического социализма нового времени Томас Мор (1478—1535). Сын круп­ного юриста, Мор после классической школы и нескольких лет службы в доме одного из просвещенных епископов поступил в Оксфордский университет. Знакомство с кружком гуманистов, ко­торые привили ему любовь к изучению античности, во многом оп­ределило направление занятий и круг интересов Мора.

Генрих VIII, склонный в первые годы царствования поддержи­вать гуманистов, привлек Мора ко двору, а затем назначил капц-лером. Жизнь его, полная трудов, тревог, административных обя­занностей, общения по долгу службы с людьми самых различных слоев, от лондонских бедняков до знати и короля, — эта жизнь да­вала ему несравненно больше материала для раздумий, чем его ученые занятия. И главное произведение Мора, сделавшее его имя бессмертным, отражало всю сложность социальных отношений это­го бурного века. Это была зпаменитая «Утопия», или, как она про­странно называлась, «Полезная и приятная книга о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии» (1516).

Уничтожающей критике подвергается в «Утопии» не только уходящий феодализм, праздность феодальной знати, произвол ко­ролей, жадность и сластолюбие монахов. «Утопия» идет неизмери­мо дальше. Мор видит и осуждает пороки складывающегося пового общества, он далек от иллюзии, что капитализм обеспечит достой­ные условия существования народу. «Где частные владения, где все и всеми измеряется деньгами, там едва ли возможно счастье и справедливость», — такова главная мысль «Утопии»; только унич-


Гольбейн Младший. Портрет Томаса Мора

тожение частной собственности «есть один и единственный путь к общественному благу». Иначе говоря, Мор отвергает оба уклада, когорые существовали в его время, — феодальный и капиталисти­ческий. Тем самым он выражает не только прогрессивные тенден­ции своего века, но и становится предвестником тогда еще очень далекой эпохи социализма. Идея общности имущества, смутно бродящая в самых низах общества, во многом связанная в среде деревенской и городской бедноты с опосредованными воспомина­ниями о родовой общине и представлениями о раннехристианской общине, впервые превратились у Мора в стройное учение.

Даже сегодня, перечитывая «Утопию», мы находим в ней, на­ряду с наивными предположениями о характере будущего строя, гениальные догадки, в принципе подтвердившиеся дальнейшим ходом истории и развитием социалистической мысли. Принцип


«с каждого по способностям, каждому по потребностям», стирание грани между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, общественное самоуправление, трудовое воспитание де­тей и молодежи — все эти идеи впервые были изложены в «Уто­пии».

Описывая идеальное общество будущего, Мор не смог ответить на вопрос о том, каким образом оно будет установлено. Свойствен­ную большинству гуманистов веру в «просвещенного монарха» Мор отбросил еще в юности, и чем ближе он становился к Генриху VIII, тем мепее склонен был питать эту иллюзию. Его мечта о со­циалистическом строе оставалась фантазией гения; вот почему и остров, где это общество победило, назван Утопией, т.е. (по-грече­ски) несуществующим местом. Со времен Мора слово «утопия» вошло во все европейские языки, и то направление социалистиче­ской мысли, которому Мор положил начало, впоследствии было названо утопическим социализмом.

Несмотря на то что кружок ученых и мыслителей гуманисти­ческого направления был очень невелик, его взгляды, интересы, вкусы получили довольно широкое распространение в среде обра­зованных джентри, верхушки буржуазии, чиновников. Граммати­ческие школы и университеты, проповеди части священников, близких идейно гуманистам, знакомство с их произведениями оказывали влияние на состояние умов растущих общественных сил, так как антифеодальная направленность гуманизма вполне соответствовала интересам буржуазии и обуржуазившегося дво­рянства. А поскольку эти слои были опорой абсолютной монархии Тюдоров, то и двор при Генрихе VIII воспринимал наиболее без­обидные стороны гуманизма.

Генрих VIII выписывал архитекторов и декораторов из Ита­лии. При его дворе много лет прожил выдающийся немецкий жи­вописец Ганс Гольбейн Младший, оставивший немалый след и в истории английской культуры. Реалистические портреты Гольбей-на, сочетающие детализированный внешний образ с отражением внутренней сущности изображаемого лица, оказали влияние на английских портретистов XVI и начала XVII в. Портреты появи­лись теперь на стенах дворцов короля и знати, а затем в дворян­ских и купеческих домах. С тех пор портреты предков стали обя­зательным украшением богатых домов.

Используя элементы новой культуры гуманизма, превращая свой двор в известный образец, Генрих VIII укреплял абсолют­ную монархию. В то же время распространение идей гуманизма и искусства Возрождения приводило к тому, что просвещение, нау­ка, искусство приобретали все более светский характер и идеоло­гическое влияние католицизма падало. Тем самым подготовлялись предпосылки для нового шага в укреплении тюдоровского абсолю­тизма — проведения Реформации. Для того чтобы сквайры и куп­цы из палаты общин, заседавшие в «реформационном парламен­те» (1529—1536), безоговорочно отдали свои голоса в пользу раз-


рыва с Римом, за секуляризацию монастырской земли, имущества и другие реформационыые законы, они должны были десятилетия­ми находиться под влиянием идей гуманизма.

Непосредственным поводом к разрыву с Римом послужил бра­коразводный процесс Генриха VIII. Его жена — Екатерина Ара­гонская, испанская принцесса, не имела сыновей, и король решил жениться на ее фрейлине — Анне Болейн. Отказ папы санкциони­ровать развод, которого требовал Генрих VIII, вызвал прямой конфликт. Специальным актом парламента король получил право на развод, а в 1534 г. был принят чрезвычайно важный «Акт о ко­ролевской супрематии», т.е. о верховенстве короля над английской церковью (с этого времени ее именуют англиканской). Отныне папа утрачивал все права на Англию, главой церкви становился король, церковь превращалась в составную часть государственно­го аппарата. Были закрыты все монастыри. Номинально вся земля перешла к королю, но была роздана его приближенным из новой знати и распродана по низким ценам джентри и капиталистам. Та­ким образом, Реформация в Англии была проведена сверху, в со­ответствии с интересами новой знати, джентри и крупной буржуа­зии. Тем не менее она способствовала дальнейшему укреплению абсолютной монархии, консолидации государства на национальной основе, что в свою очередь ускоряло процесс формирования анг­лийской нации и развития национальной культуры.

Однако английская Реформация была половинчатой. В самом деле, церковь не получила той демократической организации, к ко­торой стремились наиболее радикальные реформаторы. Она со­хранила строгую централизацию — на церковные должности кли­рики по-прежнему назначались; только в самом высшем звене па­пу заменил король. Не стала церковь и дешевой, так как в основ­ном сохранилась католическая пышность обрядов и служб. Нако­нец, почти ничего не изменилось и в самом вероучении. Прави­тельство Генриха VIII в равной мере карало смертью как тех, кто не признавал короля главой церкви, так и протестантов, отрицав­ших основные догматы католицизма. Англиканская церковь была ни католической, ни протестантской, а заняла промежуточное по­ложение между ними.

В течение десятилетия, последовавшего за смертью Генриха VIII, феодальная реакция пыталась взять реванш, особенно когда на престол вступила дочь Генриха VIII и Екатерины Арагонской Мария Тюдор (1553—1558).

И до этого знаменем и идеологическом прикрытием феодаль­ной реакции был католицизм. Теперь же в лице ревностной ка­толички, оказавшейся на троне, реакция получила вождя и могу­чую поддержку. Мария Тюдор взяла новый внешнеполитический курс — на союз с Испанией, не без основания рассчитывая на по­мощь фанатичного защитника старины и католицизма испанского короля Филиппа II. Династический брак между Марией Тюдор и Филиппом II оформил этот союз, и над Англией нависла опасность


превращения в одно из многочисленных испанских владений. Ма­рия Тюдор восстановила католицизм, и вся страна покрылась кост­рами, на которых сжигали протестантов; методы инквизиции переносились на английскую почву.

И все же антикатолическое движение в стране нарастало, и после смерти Марии протестантская часть знати провозгласила королевой дочь Генриха VIII и Анны Болейн Елизавету I (1558— 1603). Так началось почти полувековое ее царствование — «елиза­ветинский век» — век бурного развития капиталистического укла­да, внешнеполитических успехов и успехов английской культуры Возрождения.

Первые же шаги новой королевы были направлены на восста­новление протестантизма. Был разработан англиканский символ веры, представлявший собой смесь католических и протестантских догматов, упорядочен аппарат англиканской церкви и особенно поднята роль приходского священника, который наряду с помещи­ком (сквайром) и мировым судьей стал главпой опорой прави­тельства в деревне. Надежды северных феодалов и всех реакцион­ных сил на мирный приход к власти при помощи «христианнейше­го короля» провалились. Тогда они нашли в лице шотландской королевы Марии Стюарт — претендента на английский престол — опору для дальнейшей борьбы.

Династия Стюартов, занимавшая шотландский престол, факти­чески не располагала реальной властью в стране. Соотношение сил между Англией и Шотландией было таково, что Шотландия могла противостоять давним захватническим устремлениям анг­лийских феодалов только при поддержке извне. В 1551 г. при­бывшие в Шотландию французские войска вытеснили англичан, и Шотландия фактически оказалась под властью Франции. Мария Стюарт стала женой французского короля Франциска II, и като­лическая Франция получила формальные права на Шотландию.

Купечество и феодалы южпой части страпы были недовольны господством иностранцев, наличием французских гарнизонов, утечкой доходов казны во Францию. Знаменем борьбы против французского господства стал протестантизм, причем более ради­кального, чем английский, кальвинистского толка. Последователи Жана Кальвина выступали против католической догматики и об­рядности, за дешевую церковь, организованную по республикан­скому принципу. Во главе кальвинистской общины стояли пресви­теры — выборные старшины, и министры-проповедники. Съезды министров руководили кальвинистами различных областей или целой страны. Таким образом, кальвинизм отрицал верховенство над церковью не только папы, но и короля, епископа и любого другого лица.

Купечество шотландских городов, как и часть южных феодалов, увидело в кальвинизме как раз такую веру, которая соответство­вала их задачам борьбы за независимость против католической Франции и англиканской Англии. Они создали свой союз —«Кове-


Замок Бортуик. Шотландия, 1430 г.

нант» и в 1559 г. начали военные действия против французов. Елизавета оказала кальвинистам военную помощь, надеясь таким образом не только подготовить завоевание Шотландии, но и нане­сти удар Марии Стюарт. В 1560 г. шотландские кальвинисты при помощи англичан одержали победу. В стране была введена пре­свитерианская (т. е. кальвинистская) церковь, а церковные богат­ства секуляризованы. Победа, однако, была еще не окончательной. Вскоре Мария Стюарт возвратилась в Шотландию (после смерти Франциска II), где попыталась восстановить католицизм. Имен­но в это время усилились ее связи с английскими северными фео­далами, считавшими Марию единственной законной королевой Англии. Но победоносное восстание шотландских кальвинистов в 1567 г. вынудило королеву бежать в Англию и просить убежища у Елизаветы, на престол которой она претендовала. Убежище ей было предоставлено — в крепости, откуда она почти через двад­цать лет взошла на эшафот.

Судьба капиталистического уклада в Англии, развитие которо-


го пыталась остановить реакция внутри и вне страны, решалась с этого времени уже почти исключительно в сфере внешней полити­ки. Окрепший союз английской буржуазии и сквайров мог спра­виться с любой внутренней опасностью. Но могущественные зару­бежные противники — Испания, Рим, Франция — все еще пред­ставляли серьезную угрозу.

Помимо чисто политических и религиозных мотивов, борьба с этими странами имела для английской буржуазии и связанного с нею нового дворянства особое значение. Для развития капитали­стического производства необходимы были деньги, и они добыва­лись не только за счет ограбления крестьян в ходе огораживаний, внутренней торговли, эксплуатации рабочих мануфактур. Огром­ную роль в так называемом первоначальном накоплении капитала играла внешняя торговля и прямое или замаскированное ограбле­ние народов Азии, Африки, Америки, и на этом поприще англий­ские купцы, пираты, авантюристы сталкивались с конкуренцией именно тех стран, которые теперь под знаменем католицизма и «династических прав» пытались вмешаться во внутренние англий­ские проблемы.

Правительства Тюдоров поддерживали мощные купеческие компании, покровительствовали пиратам и работорговцам. Англий­ские мореплаватели шли в основном по следам итальянских, пор­тугальских и испанских моряков. Слава первооткрывателей доста­валась другим, но золото, серебро, драгоценности в огромных коли­чествах оседали в Англии.

Английские пираты, поддерживаемые мощными купеческими компаниями, знатью и самим правительством, нападали на гру­женные американским золотом испанские корабли, грабили ис­панские владения в Южной Америке и привозили в Англию не­сметные богатства. Своими пиратскими «подвигами» особенно про­славился Френсис Дрейк, который, впрочем, был и выдающимся мореплавателем. В 1578—1580 гг. он совершил второе (после Ма­геллана) кругосветное путешествие, сопровождавшееся пиратски­ми налетами. Большие доходы приносила английским купцам-пи­ратам работорговля, начало которой было положено судовладель­цем из Плимута Джоном Хаукансом. В 1562 г. он захватил боль­шую группу негров в Гвинее и затем продал ее в рабство испан­ским колонистам на Гаити. Военные столкновения между англий­скими пиратами и испанскими королями, грабительские набеги на испанские владения все более обостряли обстановку. Правитель­ство Елизаветы оказывало помощь восставшим против испанского господства Нидерландам, шотландским кальвинистам, француз­ским гугенотам. Быстро рос английский военный флот, который начал строиться еще при Генрихе VIII.

В течение многих лет шла необъявленная война. Но после то­го как был раскрыт новый заговор с участием Марии Стюарт, включавший широкие планы внутренних мятежей и испанской интервенции, силам реакции был нанесен мощный удар. Заговор-


щики, а затем (в 1587 г.) и сама Мария Стюарт были казнены. Маска была сорвана, и папа открыто призвал католиков к войне с Англией. Война с Испанией затянулась на много лет (1587— 1604), но наибольшее значение имел ее ранний этап. Стремясь взять инициативу в свои руки, английская эскадра под командо­ванием Дрейка уже в год объявления войны напала на Кадис и уничтожила находящиеся там корабли. Все же на следующий год Филиппу II удалось паправить к берегам Апглии огромный флот, названный «Непобедимой Армадой».

События 1588 г., когда над Англией нависла угроза потери не­зависимости, имели огромное значение не только для утвержде­ния ее внешнеполитических позиций, но и для направления ее со­циально-экономического развития. Все прогрессивные силы стра­ны были заинтересованы в победе. И действительно, победа была завоевана на этот раз не одной только королевской армией или на­емниками, а усилиями народных масс, буржуазии, джентри. На верфях, в арсеналах и мастерских рабочие и ремесленники срочно оснащали флот для будущих боев. Купцы, купеческие компании, города предоставили в распоряжение правительства свои суда с орудиями и командой. Для борьбы с десантными войсками созда­лось массовое ополчение. Это был первый в истории Англии под­линный патриотический подъем, и он сыграл немалую роль в раз­витии чувства национальной общности, в складывании английской нации.

Испанский флот в июле 1588 г. появился в английских водах в районе Плимута, намереваясь пройти через Ла-Манш к Дюнкерку. Быстроходные английские корабли в конце июля атаковали ис­панцев. Избегая генерального сражения, английские моряки под командованием опытных мореходов и пиратов Дрейка, Рэли, Хау-киыса и др. расстреливали из бортовых орудий грузные, непово­ротливые испанские суда. Двухнедельная битва закончилась пол­ным поражением испанцев. Потерявшая немало кораблей, сильно поредевшая армада была вытеснена в Северное море; зайти в Дюнкерк ей так и не удалось. Поэтому отступающий флот напра­вился в обход берегов Шотландии и Ирландии. Жестокий шторм довершил уничтожение армады; много кораблей пошло ко дну, а на западное побережье Ирландии было выброшено бурей около 5 тысяч испанцев. В этих решающих событиях конца июля п пер­вой половины августа 1588 г. Англия потеряла всего 100 человек. Окончательная победа над внутренней феодально-католической реакцией была теперь закреплепа победой над силами междуна­родной реакции. После событий 1588 г. значительно усилились международные позиции Англии, для которой открылись пути к морской гегемонии. Продолжая войну с Испанией, английский флот совершил нападение на испанские порты — Корунью, Кадис и на американские колонии Испании (Вест-Индию).

Продолжая пиратские экспедиции, единственной целью кото­рых было получение добычи, английские купцы, судовладельцы,


мануфактуристы уже в конце XVI в. начали переходить к поли­тике прямых территориальных захватов. При этом наметилось два пути. Торговые компании, получившие права монопольной торгов­ли в определенном районе мира, создавали там свои фактории, ко­торые стали опорными пунктами для дальнейшей колонизации. Особенно активной была Ост-Индская компания, имевшая около 10 000 пайщиков с капиталом более 1,5 млрд. ф. ст. (по данным 1617 г.). Столкнувшись с конкурентами — голландскими и порту­гальскими колонизаторами, Ост-Индская компания снарядила не-сколько экспедиций, носивших одновременно торговый и военный характер. Потерпев неудачу в борьбе с голландским флотом, охра­нявшим интересы своего купечества на Молуккских островах,, англичане направили главный удар против Португалии. Это были первые шаги борьбы за сказочно богатую Индию. Корабли Ост-Индской компании разбили португальскую эскадру, и это дало компании возможность в 1612 г. учредить первую факторию в Су­рате, а несколько позже — в Мадрасе и в районе Калькутты. Ка­питализм далеко еще не победил в самой Англии, но он создавал уже свою колониальную систему.

Кроме организации торговых факторий, подготовивших в пос­ледующем порабощение народов Индии и других стран, новоявлен­ные колонизаторы заселяли также заморские территории англича­нами, что сопровождалось истреблением или изгнанием абори­генов.

Первые переселенческие колонии англичан возникли в Север­ной Америке. После нескольких неудачных попыток, предприня­тых в 80-х годах XVI в., в 1607 г. была основана первая колония— Виргиния. Богатые лондонские купцы перевозили туда бедняков, которые соглашались запродать себя в долговое рабство, либо «бродяг», осужденных по кровавым тюдоровским законам.

Однако заморские колонии в то время играли еще второстепен­ную роль по сравнению с первой английской колонией — Ирлан­дией. Завоевание ее было начато в XII в., и номинально англий­ский король считался правителем (сеньором) Ирландии. Но фак­тически только небольшой район Дублина (Пэль) находился в ру­ках английских землевладельцев, охраняемых сильными гарнизо­нами. Систематическое покорение Ирландии не случайно падает именно на XVI век — период первоначального накопления.

Генрих VIII в 1541 г. объявил себя королем Ирландии и по­требовал, чтобы вся земля ирландских феодалов рассматривалась как держания, пожалованные им королем. Важным орудием коло­ниальной политики стало и проведение Реформации. Конфискуя монастырские земли и раздавая их английской зпатп, грабя богат­ства церкви, Тюдоры укрепляли свои позиции в Ирландии. Именно потому, что колонизация проводилась под флагом Реформации болыпипство ирландцев сохранило католическую веру.

На протяжении XVI в. ирландская знать не раз возглавляла массовые восстания против английского господства.


Наиболее крупным было восстание 1594—1603 гг. в Ольстере (Северная Ирландия). Восстание получило поддержку от Испа­нии, все еще находившейся в состоянии войны с Англией. Почти 10 лет шли военные действия, нередко англичане терпели пора­жения от героически сражавшихся ирландцев, но абсолютное фи­нансовое превосходство и мощь военной техники дали возможность Англии в конце концов победить.

Почти вся земля у ирландцев Ольстера была конфискована и передана английским крупным и мелким землевладельцам, кото­рых правительство обязало привезти и английских крестьян. Эта мера имела двоякий смысл: создавая компактную массу англий­ского населения, Англия приобретала прочную опору своего вла­дычества; с другой стороны, на землю Ирландии можно было высе­лить экспроприированных английских крестьян, избавиться от этого «горючего материала» в самой Англии. На протяжений XVI и начала XVII в. основной земельный фонд перешел в руки английских лендлордов. Ирландия стала превращаться в аграрный придаток к быстро развивающейся английской промышленности, в ее сырьевую базу и рынок сбыта английских товаров.

К концу XVI в. значительно возросло и английское влияние в Шотландии, поскольку после восстания 1567 г. там у власти ока­зались проанглийские кальвинистские элементы. В 1586 г. Елиза­вета заключила союз с шотландским королем Яковом VI Стюар­том. Он обязался не поддерживать Испанию и католиков Англии и Шотландии, получив взамен обещание, что он будет признан на­следником Елизаветы, поскольку прямых наследников у королевы не было. Союз с Шотландией, в котором Англия играла ведущую роль, еще более укрепил ее международные позиции. На беспокой­ной северной границе был достигнут мир, Ирландия — в основном покорена, берега Англии надежно охранялись английским флотом, главный морской соперник — Испания явно отступал под натис­ком более сильного противника, началось создание колониальной империи, резко повысился международный престиж Англии — та­ковы были результаты политики английской абсолютной монархии и тех классов, которые ее поддерживали. Казалось бы, союз бур­жуазии и обуржуазившегося дворянства с абсолютной монархией должен был быть прочен как никогда. Но в действительности именно в этот период в этом союзе наметились первые трещины, которые постепенно расширялись и наконец разделили страну на два враждебных лагеря.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 902; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.