Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Английский колониальный империализм 1 страница




I



Ф. Брэнгвин. Постройка корабля

Особое место среди прогрессивных деятелей искусства занимал график и живописец Фрэнк Брэнгвин (1867 — 1956). В юности он несколько лет работал в мастерской У. Морриса, и влияние эсте­тических принципов учителя, стремление служить искусством на­роду во многом определило творческий путь Брэнгвина. Его офор­ты, посвященные преимущественно теме современного индустри­ального труда, уже одной своей монументальностью рассчитаны на массового зрителя. Индустриальная Англия с железными громада­ми мостов, окутанными дымом заводами, гигантскими верфями для изобразительного искусства открыта именно Брэнгвином. Сила 0 сноровка рабочего, красота трудового процесса увлекают Брэнгви­на, и, глядя на его реалистические офорты, зритель проникался гордостью за человека и плоды его труда.

Начавшийся в 80-х годах новый этап в развитии рабочего дви­жения и вообще социальные сдвиги, вызванные утратой торгово-промышленной монополии, лежали в основе усиления демократиче­ского направления и в театральном искусстве.

Ведущее место в 50-х годах занимал «Театр Принцессы», кото рому покровительствовала королева Виктория. Ставший во глаг^ театра сын гениального трагика Чарльз Кин (1811 — 1868) отнюдь не обладал даром отца, хотя и был известным актером, преиму щественно шекспировского репертуара, «Театр Принцессы» пора-


;кал воображение зрителей необычайно дорогим оформлением спектаклей, техническими и музыкальными эффектами, применяв­шимися до Кипа только на оперной сцене. В этой пышной атмо­сфере терялся актер. Как писал один из критиков, в «Театре Прин­цессы» «актер удивительно напоминает деревянную марионетку, которую плотник выставил на всеобщее обозрение в качестве дока­зательства своего искусства».

Дальнейшее развитие этого направления в буржуазном теат­ральном искусстве связано с именем крупнейшего актера и режис­сера последних десятилетий XIX в. Генри Ирвинга (1838—1905). В 1878 г., будучи уже известным актером, он взял на себя руковод­ство театром «Лицеум» и превратил его в ведущий театр столицы. Будучи скорее мелодраматическим актером, Ирвинг, однако, сыграл множество шекспировских ролей; в частности, ему удалось создать интеллектуально насыщенный и полный глубокого психологизма об­раз Гамлета. Может быть, именно в этой единственной крупной удаче Ирвинга в шекспировском репертуаре явственнее, чем в его провалах (например, вОтелло), проявилась реакционность мировоз­зрения и поверхностность мышления. Величественный, аристокра­тичный Гамлет Ирвинга страдает от того, что его окружают плебеи, выскочки без традиций и чести. Не говоря уже о том, что такая трактовка не имеет ничего общего с Шекспиром, в ней сказалась оторванность театра Ирвинга от исторических сдвигов своей эпохи. Англия теряла мировое промышленное первенство, за стенами театра нарастали классовые битвы, человечество вступало в полосу великих социальных перемен, и образ Гамлета, который всем сво­им существом ощущал, как «порвалась связь времен», мог бы стать воплощением раздумий передовых людей переломной эпохи. Ничего подобного не было в образе, созданном Ирвингом. Недаром Шоу писал, что Ирвинг «ничего не понимал в литературе и стоял вне духовной жизни своего времени».

Современный репертуар «Лицеума» состоял из посредственных бытовых пьес весьма незначительных драматургов, в то время как большая проблемная драматургия Ибсена и Шоу не допускалась на сцену этого театра, который, по выражению Шоу, «отстал от времени на столетие».

Консервативность и безыдейность «Лицеума» сказалась даже на творческой судьбе такой талантливой признанной актрисы, как Элен Терри (1848—1928). Сотрудничая в течение двух десятиле­тий с Генри Ирвингом, актриса, однако, не подчинилась его холод­ной, рассудочной манере игры. Как в классическом,так и в совре­менном репертуаре она стремилась подчеркивать гуманистические, общечеловеческие черты своих героинь. Эмоциональность, не опус­кающаяся до уровня мелодрамы, мягкий лиризм, глубокая человеч­ность, раскованность чувств — все это Терри принесла на сцепу из самой жизни, из личных переживаний и наблюдений. В ее интим­ной и задушевной манере была не осознанная самой актрисой борь­ба против чопорности и бездушия викторианских нравов. Не слу-

25а


чайно сама она бросила вызов этим нравам, вступив в свободный брак, не «освященный» ни церковью, ни государством. Шоу восхи­щался Элен Терри как «самой современной из современных жен­щин» и подчеркивал, что, в противоположность Ирвингу, она «нахо­дила жизнь интереснее искусства». Но он был убежден, что неза­урядный дар Терри раскрылся бы в полной мере только в современ­ном идейно насыщенном репертуаре. Если в 80-х годах не было еще полноценной английской современной драматургии, то именно в эти годы в Англии, как и в других странах, стали широко известны пьесы знаменитого норвежского драматурга Генрика Ибсена, и именно в роли ибсеновских героинь Шоу мечтал увидеть любимую актрису. Но ни Ирвинг, ни — под его влиянием — сама Терри не оценили великих возможностей новой драматургии.

Вся официальная критика обрушилась на первые постановки Ибсена в некоторых английских театрах, объявив их безнравствен­ными, порочными, аморальными. Еще бы! Ведь Ибсен выступал против многих буржуазных установлений и предрассудков и тем самым объективно бросал вызов буржуазному обществу в целом. Именно поэтому Шоу со свойственным ему темпераментом борца начал бой за Ибсена и получил поддержку от прогрессивных дея­телей искусства и публицистов. Борьба за признание Ибсена была одновременно борьбой за реалистическое театральное искусство.

Выдающуюся роль в ознакомлении английского зрителя с луч­шими произведениями иностранной драматургии и в развитии под­линно реалистического театра сыграл Независимый театр. Его ос­новал в 1891 г. при поддержке Шоу и других прогрессивных дея­телей культуры антрепренер Джекоб Грайн. Актеры, жаждавшие вырваться из рутины ведущих театров, не требовали платы за труд. Поддержка прогрессивной общественности дала возможность Не­зависимому театру продержаться до 1897 г. и поставить за это вре­мя тридцать шесть современных пьес. Театр не преследовал ком­мерческих целей и поэтому не стремился к многократному повто­рению спектаклей. Грайн и его друзья положили начало «репертуарному театру», т. е. театру с разнообразным репертуаром, в противоположность уже установившейся системе, при которой одна пьеса ставилась ежевечерне до тех пор, пока приносила сбо­ры. Репертуарные театры, руководимые актерами-энтузиастами, возникли в Манчестере, Ливерпуле, и роль их в пропаганде реалис­тического искусства была очень велика. В русле этого прогрессив­ного движения развивался и возникший в конце XIX в. Ирландский национальный театр в Дублине.

Для продолжения дела, начатого Независимым театром, про­грессивные актеры и писатели учредили в 1899 г. Театральное об­щество. Оно считалось клубом, т. е. не зависело от цензуры. Ибсен, Толстой, Чехов, Горький прочно утвердились в его репертуаре. По признанию английских драматургов, особенно значительным было влияние Чехова. Но, копечно, и Независимый театр, и Теат­ральное общество не намерены были ограничиться репертуаром


иностранного происхождения. Само существование этих реалисти­ческих театров способствовало возникновению социально насыщен­ной драматургии критического реализма. В конце XIX в. был, па-конец, преодолен репертуарный голод многих десятилетий, и бле­стящая драматургия Шоу вскоре завоевала признание.

Самые выдающиеся достижения критического реализма в Анг­лии связаны с именем Бернарда Шоу. Писатель-борец, мыслящий не только этическими, но и социальными и политическими катего­риями, митинговый оратор, автор социалистических и политических трактатов, талантливый журналист, музыкальный и художествен­ный критик, Шоу принес на сцену коренные социальные пробле­мы своей эпохи. Твердо убежденный в том, что искусство — орудие в политической борьбе, Шоу смело вводит в свои пьесы взятые из-жизни конфликты. Его герои спорят о том же, о чем идет речь на собраниях социалистических организаций, на митингах, в печати.

В этом корепятся истоки художественного новаторства Шоу. Он ведет читателя от этических конфликтов к их социальным исто­кам. «Неприятные пьесы», написанные в 1892—1894 гг. и постав­ленные Независимым театром и Театральным обществом в 90-х — начале 900-х годов, построены на остросатирическом разоблачении собственнического мира и его грязной морали.

Социально острая, подлинно реалистическая драматургия Шоу, с ее живыми и неповторимыми характерами, философской глубиной, острыми конфликтами и парадоксальными ситуациями, обогатила английское и мировое реалистическое искусство. Постепенно про­фессиональные театры отступили, и Шоу начал завоевывать анг­лийскую сцену. Именно он способствовал постановке первой пьесы Джона Голсуорси (1867—1933) на сцене театра «Корт», с которым был тесно связан в начале XX в.

Голсуорси начал писать для театра в 1906 г., имея за плечами немалый опыт прозаика, продолжавшего лучшие традиции англий­ского реалистического романа. Принадлежа к верхам буржуазии и буржуазной интеллигенции, он был далек от народа и весь свой незаурядный талант посвятил разоблачению верхов общества, ко­торые отлично знал. Выпустив в 1904 г. роман «Остров фарисеев»,. Голсуорси сразу противопоставил себя писателям-апологетам и тому обществу, которому они служили. Лицемерие в политике, ре­лигии, морали, науке, духовное убожество, культ посредственности, отвратительное самодовольство — таковы главные черты хозяев Англии, которых Голсуорси заклеймил уже самим названием рома­на. В 1906 г. вышел в свет первый роман знаменитой «Саги о Фор­сайтах» — «Собственник».

В драматургии, где от остроты конфликта во многом зависит творческий успех, Голсуорси (и то далеко не всегда) обра­щается непосредственно к столкновению противоборствующих классов. Еще в «Острове фарисеев» Голсуорси высказал свое отно­шение к господствующим в английском театре тепдепцпям, назвав театр «рассадником фальшивых чувств и морали», а его репертуар—

25S


«сладкой кашицей». Вслед за Шоу он вступил в борьбу за реалис­тический театр и принес на сцену почерпнутые из жизни социаль­но значимые конфликты, образы, ситуации. В этом и заключалось новаторство Голсуорси-драматурга. Прямое противопоставление семьи богатого парламентария-либерала Ватвика и безработного Джонса и разоблачение в связи с этим классовости буржуазного суда в «Серебряной коробке» (1906) еще не показывают прямого конфликта между классами. Но лучшая пьеса Голсуорси «Борьба» (1909) целиком построена на самом жизненном конфликте того вре­мени. В «Борьбе» показана стачка на одном из заводов, и весь сюжет определяется ходом борьбы между рабочими и хозяевами. Председатель стачечного комитета Роберте убежденно и страстно отстаивает требования рабочих и привлекает симпатии зрителей.

На общей волне подъема классовой борьбы и оживления социа­листической пропаганды выросло своеобразное дарование Герберта Уэллса (1866—1946), известного научно-фантастическими рома­нами, хотя он писал и политические трактаты, и бытовые романы, и романы социально-политические. Твердое и безоговорочное осуж­дение современного общества и не менее твердая уверенность в том, что необходима его коренная перестройка, лежат в основе всех социальных и политических планов Уэллса, по сами эти пла­ны носили утопический характер.

Литература и искусство критического реализма в конце XIX— начале XX в. не создали и не могли создать на английском мате­риале образ передового борца-революционера. Не случайно «Овод» Э. Войнич (1897) показывает англичанина, героически борющего­ся в рядах итальянских революционеров. Это произведение, полу­чившее мировое признание, говорит о тяге некоторых передовых деятелей английской демократической культуры к героическим образам, связанным с традициями революционного романтизма.

В общественной мысли и музыке, в литературе и живописи, в театральном искусстве и драматургии английская демократическая культура, включая и растущие элементы социалистической культу­ры, сделала в этот период значительный шаг вперед, создала круп­ные духовные ценности. Значение этих успехов демократической культуры тем более велико, что она противостояла усилению идео­логической реакции, упадочной буржуазной культуре империалис­тической эпохи.

Если в конце XIX — начале XX в. обострение классовой борьбы создало объективные предпосылки для дальнейшего развития и углубления демократической культуры, то одновременно склады­вались условия для кризиса буржуазной культуры, для возникнове­ния упадочнических, граничащих с мистикой концепций в филосо­фии, реакционных теорий в социологии и политике.


Господствующие классы Англии продолжали богатеть, но то ощущение прочности и незыблемости своего положения, которое было характерно для их социальной психологии в предшествующие десятилетия, начало сменяться смутной тревогой, недовольством, боязнью перемен. Все новое воспринималось ими как нечто враж­дебное, подрывающее весь милый их сердцу уклад жизни.

Кризис буржуазной культуры этого времени в области искусства и литературы проявлялся в уходе от действительности, от социаль­ных проблем в сферу субъективных переживаний и наслаждения красотой, понимаемой как совершенство формы, впе связи с содер­жанием и даже вне содержания вообще. Эстетский культ красоты противопоставлялся социальной и нравственной ценности искус­ства. Отрицая возможность объективного познания действительно­сти, декаденты уходили в мир подсознательности, иррациональных эмоций. Культ наслаждений, болезненная эротика переплетались в произведениях декадентов с туманными, бесплотными образами, с изощренностью ассоциаций.

Художник О. Бёрдсли, работавший в области графики и, глав­ным образом, книжных иллюстраций, приобрел популярность в декадентских кружках Англии и других стран болезненной вычур­ностью своих работ; подчеркнутой условностью, отвлеченной красо­той линии, туманной символикой. Режиссер Г. Крэг (сын Элен Тер­ри), занимавшийся, кроме театра, живописью и архитектурой, был и лично и творчески близок к Бёрдсли. Театр должен действовать на зрителя главным образом внутренним ритмом, который режис­сер услышал в драме и сумел выразить ритмом линий колонн, усту­пов, балконов. Актер должен вписаться в декорации, не нарушать общей символики — всегда туманной и субъективной.

Символисты группировались вокруг журнала «Желтая книга», где печатались не только их стихи и художественная проза, но и теоретические статьи, содержавшие символ веры английского дека­данса. Формула «искусство для искусства» объединяла поэтов и ху­дожников этого направления, даже если они расходились в част­ностях. Неверие в человека, в могущество разума, безысходный пессимизм декадентов в конечном счете отражали обреченность буржуазного общества. Но в произведениях декадентов все его порождения выдавались за свойства, будто бы присущие человече­ству вообще.

Субъективно декаденты осмысливали свою деятельность как бунт против прозаического и лицемерного буржуазного общества, против его неспособности оценить истинно прекрасное. Но объек­тивно их творчество отлично служило буржуазии, так как призы­вало не к борьбе за иную жизнь, а к уходу от жизни.

Конечно, теоретические догмы декаданса оказывались тесными для крупных художников, и в реальной художественной практике они нередко выходили за рамки «чистого эстетизма», точно так же, как и писатели-реалисты иногда отдавали дань модным увлечени­ям. Крупнейший из писателей-декадентов Оскар Уайльд (1856—


9—127



1900) в своих декларациях выступал как законченный и последо­вательный представитель аптиреалистического направления.

Особое место в реакционной идеологии верхов английского об­щества занимали расизм, безудержный колониализм. Наличие ог­ромной колониальной империи и усиленный вывоз капитала пред­ставляют собой определяющую особенность английского империа­лизма. «Гигантский вывоз капитала теснее всего связан здесь с гигантскими колониями» ], — писал В. И. Ленин и, отмечая в свя­зи с этим ведущую черту английского империализма, назвал его колониальным империализмом. Это, конечно, не означает, что в Англии отсутствовали другие черты империализма, в частности концентрация капитала и образование монополистических объеди­нений. В начале века возникли мощные концерны в военной про­мышленности — Виккерса с акционерным капиталом в 12 млн. ф. ст. и Армстронга с капиталом в 9,5 млн. ф. ст. В 1908 г. обра­зовалась Англо-Иранская компания по добыче нефти — одна из крупнейших монополий. Появились тресты и в легкой промышлен­ности — Табачный, Соляной, Мыловарения, Обойных фабрик и др. Около 70% всего банковского капитала было сосредоточено накану­не войны в руках 12 крупнейших банков, тесно связанных между собой. Во главе всей банковской системы Великобритании стоял Англии с крш банк.

Особенности английского империализма оказали решающее воз­действие на все стороны общественной жизни страны. Крайний колониализм, который в Англии называли джингоизмом, был орга­нически связан с англо-саксонским расизмом, шовинизмом, пропо­ведью расовой и национальной исключительности.

Не случайно наиболее ярыми сторонниками расширения импе­рии (империалистами, как они сами себя именовали) были как раз те политики, которые считали необходимым также проведение со­циальных реформ. В качестве главного мотива в пользу колониаль­ной политики они приводили соображение о том, что только таким путем можно ослабить классовую борьбу внутри Англии. Один из самых жестоких и хищных колонизаторов Африки Сесил Роде, именем которого была названа огромная завоеванная под его ру­ководством страна (Родезия), говорил в 1895 г.: «Я был вчера в лондонском Ист-Энде... и посетил одно собрание безработных. Ког­да я послушал там дикие речи, которые были сплошпым криком: хлеба, хлеба!, я, идя домой и размышляя о виденном, убедился более, чем прежде, в важности империализма... Если вы не хотите гражданской войны, вы должны стать империалистами». Империя должна дать ресурсы для проведения некоторых социальных ре­форм, которые сгладят социальные противоречия внутри Англии; с другой стороны, для господства над империей и борьбы с другими империалистическими державами необходимо единство «высшей расы». Так джингоисты связывали воедино колониализм и борьбу против рев олюционизирования рабочего класса. 1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 27, с. 361.


На этой почве и приобрело огромную популярность творчество поэта-джингоиста Редиарда Киплинга (1865 — 1936). В истории английской буржуазной культуры эпохи империализма Киплинг и близкие ему по направлению Р. Хаггард, А. Конан-Дойль и другие писатели занимают своеобразное место. Расслабленному и опусто­шенному интеллигенту — излюбленному герою декадентов писа­тели этой группы противопоставили сильную личность, человека дела, отважного и целеустремленного. Туманным аллегориям сим­волистов, утонченной изысканности декаданса они предпочитали увлекательные сюжеты, простую лексику, реалистичность деталей. Однако правдивость в частностях не приводила к подлинно реали­стическому изображению действительности.

Человек Востока показан в романах Киплинга интеллектуально неполноценным, ленивым, лживым и ему противопоставляется анг­лийский колонизатор, изображаемый как подвижник, взваливший на свои плечи «бремя белого человека» — бремя «цивилизаторской миссии» в колониях.

Войны, насилие, даже шпионаж поэтизируются Киплингом, коль скоро они служат интересам Британской империи. А так как все это делалось с незаурядным талантом, да еще с подчеркнутой оппозицией изнеженным снобам лондонских салонов, художествен­ная пропаганда империалистической колониальной политики ока­зывала немалое влияние на широкие слои населения.

Как консерваторы, так и либералы в правительстве стремились к расширению империи, и в течение последних двух десятилетий XIX в. площадь Британской империи увеличилась с 20 млн. кв. км до 33 млн., а население — с 200 млн. человек до 370 млн. Это был период самой интенсивной колониальной экспансии за всю историю Великобритании, и естественно, что в связи с этим до предела обострились противоречия Англии с другими державами.

Используя ранее созданные колонии в Азии, прежде всего — Индию, Англия продолжала укреплять и расширять свои позиции 3 этой части света. Еще Дизраэли удалось в 1879 г. установить про­текторат над Афганистаном, что обострило англо-русские проти­воречия на Среднем Востоке. В планы английских колонизаторов входило продвижение в Туркмению. Когда русские войска в 1884 г. заняли позиции неподалеку от афганской границы, конфликт меж­ду двумя великими державами приобрел крайне острый характер, в 1885 г. сложилась реальная угроза войны.

В Юго-Восточной Азии главным конкурентом Англии была Франция. Укрепление ее позиций в Индокитае и пропршповение в Верхнюю Бирму толкнуло Лондон на решительные действия. Анг­ло-индийские войска оккупировали Верхнюю Бирму, и 1 января 1886 г. она была аннексирована Англией. В течение 70—80-х годов Англия захватила Малайский полуостров, а также большую группу островов в Тихом океане.

Однако острие английской колониальной экспансии в конце XIX в. было направлено на огромный африканский континент.


9*



Стремясь овладеть Египтом, подавить его национально-освобо­дительные силы и опередить Францию, английские войска взяли на себя «бремя белого человека»: 11 июля 1882 г. древняя Алек­сандрия — этот редкий памятник античной цивилизации — была подвергнута варварской бомбардировке со стороны носителей «ци­вилизаторской миссии». Высаженный на берег десант разгромил египетские войска, а к сентябрю весь Египет был оккупирован.

Окрыленные успехом, английские колонизаторы пытались про­двинуться южнее — в Судан, который находился под контролем египетских феодалов. Но как раз в то время, когда Англия утвер­дилась в Египте, в Судане развернулось освободительное движение, проходившее под религиозным лозунгом священпой войны. Во гла­ве движения стоял популярный в массах «пророк» Махди. Египет­ская армия, а вслед за ней и английский отряд под командованием генерала Гордона (1885) были разбиты и уничтожены махдистами.

Столь же бесславно окончилась попытка закрепить английское господство в Трансваале и Оранжевой республике. Восставшие бу­ры осадили английский гарнизон в Претории, а посланный ему на помощь отряд был разбит в битве при Меджуба-Хилл (1881). Ан­нексированные ранее бурские государства восстановили независи­мость, хотя и с некоторыми ограничениями (в области внешних сношений) в пользу Англии.

В 1885 г. английская экспансия распространилась на земли племен бечуана, многие вожди которых уже были обращены анг­лийскими миссионерами в христианство. Был объявлен английский протекторат над большей частью этих территорий, которые стали называться протекторатом Бечуаналенд. Опираясь на эту коло­нию, можно было усилить давление на буров и продвигаться на север, в области, населенные племенами машона и матебеле.

В этом районе английское правительство предпочитало дейст­вовать не непосредственно, а руками предприимчивых капитали­стов, которые были объединены впоследствии в привилегирован­ную Южноафриканскую компанию во главе с Сесилем Родсом (1889). Роде, тесно связанный с банкирским домом Ротшильдов, представлял одну из влиятельнейших групп финансовой олигар­хии. Он возглавлял компанию, монополизировавшую добычу алма­зов в Южной Африке. В 1886 г. в Трансваале были открыты золо­тые россыпи, и множество искателей счастья из Англии посели­лись в Иоганиесбурге. Эти «уитлендеры» (чужеземцы), как назы­вали их буры, лишь в редких случаях могли сохранить роль самостоятельных золотоискателей. Большинство же переходило на положение наемных рабочих. Золотые прииски Трансвааля, как и алмазные копи, попали под контроль финансовой группы Род-са. В довершение всего Роде стал премьером Капской колонии.

Но и германских капиталистов привлекали богатства Трансва­аля. Банкиры стремились пополнить золотые запасы Германии, активизировались торговые фирмы, в Трансваале поселились около 15 тыс. немецких колонистов. Правительство Германии открыто


заявило, что не допустит захвата Трансвааля Англией. Здесь складывался важный узел англо-германских противоречий. Гер­мания стояла на пути к осуществлению английского плана строи­тельства трансафриканской железной дороги Кейптаун — Каир.

Таким образом, если к северу от экватора главным противни­ком Англии была Франция, то к югу от экватора — Германия. Уси­лилось также проникновение Германии в Турцию; на Ближнем Востоке начали складываться англо-германские противоречия.

Между тем в Европе уже сложились две мощные группировки держав, противостоящие друг другу: Тройственный союз (Герма­ния, Австро-Венгрия, Италия) и франко-русский союз. Англия же по-прежнему придерживалась «блестящей изоляции».

Чем большее место занимали имперские дела в политике, пла­нах, расчетах правящих кругов Англии, тем меньше склонны они были отказываться от своих позиций в первой английской коло­нии — Ирландии. Ирландские буржуазно-либеральные круги бы­ли напуганы фенианским террором и, боясь массового аграрного движения, стремились к чисто конституционным методам борьбы; они выдвинули программу автономии (гомруля) Ирландии.

Образованная в 1870 г. Ирландская Лига гомруля видела свою задачу в том, чтобы, играя на противоречиях между либералами и консерваторами, выторговать у обеих партий уступки, вплоть до принятия закона о гомруле. В то же время такая тактика должна была породить конституционные иллюзии в массах крестьянства и мелкой буржуазии городов.

Выборы 1874 г. принесли Лиге гомруля успех; в парламент бы­ли избраны 60 ее кандидатов. Вскоре руководство фракцией нача­ло сосредоточиваться в руках Чарлза Парнелла (1846—1891) — видного деятеля буржуазно-либерального движения, талантливо­го оратора и мастера парламентской тактики. Парнелл до тонко­сти разработал и с необычайной энергией применял тактику пар­ламентской обструкции. Суть ее заключалась в том, чтобы, ис­пользуя различные правила парламентской процедуры, тормозить, а если удастся — и вовсе парализовать деятельность палаты об­щин. Для этого применялось, прежде всего, право члена парламен­та произпосить речи без регламента, и Парнелл проявил чудеса изобретательности и выносливости, говоря по любому поводу и за­нимая время палаты чтением самых разнообразных материалов, анекдотами и рассуждениями, часто мало относящимися к обсуж­даемому вопросу. Сыграв некоторую положительную роль — ибо обструкция привлекла внимание общественного мнения к судьбам Ирландии, эта тактика, однако, отводила массам лишь пассивную роль избирателей, посылающих в парламент гомрулеров.

Выступления Парнелла принесли ему огромный авторитет и положение «некоронованного короля Ирландии». По массы про­должали борьбу с лендлордами и английской администрацией тра­диционными методами: защищали свои дома, если предпринима­лось выселение; нападали на лендлордов и т. д.


Подлинным организатором и вождем масс стал революционер-демократ Майкл Девитт (1846—1906). Он знал на собственном опыте и нищету мелких арендаторов, из семьи которых происхо­дил, и подневольный труд подростка на фабрике; ему было всего 12 лет, когда рука его была искалечена машиной и затем ампути­рована. Ненависть к английскому владычеству и к лендлордизму привела Девитта в ряды фениев. В 1870 г. он был приговорен к 14-летней каторге, в 1877 г. был выпущен по амнистии.

Тактика заговора и индивидуального террора не удовлетворя­ла его. Девитт делал ставку на массовое движение. В 1879 г. им была основана «Земельная лига» — массовая организация ирланд­ских арендаторов, городской бедноты и радикальной интеллиген­ции. По всей Ирландии возникли отделения и клубы Лиги, при­чем в некоторых районах они приобрели реальную власть. Широ­ко стал применяться метод бойкота. Лендлорд или его управляю­щий, совершившие несправедливость, окружались стеной враждеб­ности, от них уходили слуги, торговцы не поставляли им товара и т. д. Самый термин «бойкот» вошел в употребление после того, как ему был подвергнут управляющий одним из имений капитан Бойкот.

Правительство Гладстона (1880—1885) пыталось справиться с движением, сочетая методы репрессий и уступок, с тем чтобы расколоть силы ирландского народа. В начале 1881 г. правительст­во внесло билль «О защите личности и собственности в Ирландии», создававший там режим полицейского произвола. Париеллиты от­ветили обструкцией, пытаясь помешать принятию билля или хотя бы затянуть прения. Одно из заседаний продолжалось без переры­ва 41 час. Видя, что работа палаты будет парализована, если не принять чрезвычайных мер, правительство провело закон о новых правилах парламентской процедуры. Спикер получал право ли­шать слова оратора, если его речь носила обструкционистский характер; как ни привержены были господствующие классы Анг­лии к традициям, они решительно ломали те из них, которые ме­шали им осуществлять свое господство. Правительственный билль прошел голосами либералов и консерваторов, и на Ирландию об­рушилась волна репрессий, которые порождали ответные воору­женные выступления.

Правительство решилось даже на арест членов парламента, включая Парнелла. Почти одновременно была распущена Земель­ная лига. Борьба приобретала все более ожесточенный характер. Вот тут-то вождям либеральной партии и предстояло выбрать дальнейшую тактику.

Большинство либералов во главе с Гладстопом решили под­держать требование ирландской буржуазии об автономии и сде­лать гомруль частью своей программы. «Либеральная» тактика уступок включала также расширение избирательного права.

В 1884 г. Гладстон провел третью парламентскую реформу. Тот ценз, который в 1867 г. был применен к городскому населению




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 681; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.