Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И.А. Бродский 2 страница




На протяжении десятилетий Бродский не раз говорил, что истинный поэт - это «инструмент» или «орудие родного языка», «часть речи». В его собственных стихах слово (речь) раскрываются как бы в их самодвижении, саморазвитии. Это своего рода вынесенный на всеобщее обозрение мыслительно-ассоциативный процесс, подчас изливающийся, кажется, нескончаемым потоком, виртуозная запись по виду и на слух абсолютно естественной и вместе с тем мастерски оформленной средствами звуковой организации стиха живой разговорной речи.

Что касается соотношения и взаимодействия мысли и чувства, логики и эмоции в поэзии Бродского, то надо сказать, что интеллектуально-философское начало в его стихах нередко существует как бы за счет лирико-исповедального. Мысль, порой рассуждение превалируют над чувством. Богатство ассоциативных рядов чаще всего мотивируется и обосновывается логически, интеллектуально, причем возникает как бы скрупулезное стенографирование мыслительно-ассоциативного потока, предметная детализация отчасти становится самоценной. Но важно, что за всем этим встают собственные, живые мысль и чувство, которые, потребовав от читателя определенной эрудиции и умственной работы, активного сотворчества, вызывают в его сознании и душе ответное сопереживание, обогащают его духовно.

Представляя богатый спектр разновидностей медитативной, медитативно-изобразительной, описательной и повествовательной лирики, стихи Бродского необычайно многообразны в жанровом отношении. Поэт широко использует и обновляет традиционные жанры элегии (свыше 10 стихотворений несут это жанровое обозначение в самих названиях), послания, эпитафии, жанровые формы сонета (о цикле «Двадцать сонетов к Марии Стюарт» сам поэт говорил как о примечательном «более всего вариациями сонетной формы»), стансов и других, в том числе редко встречающихся в современной поэзии форм эклоги, идиллии.

Талант Бродского проявился и в сфере лиро-эпоса, начиная с больших поэм «Шествие» (1961), «Горбунов и Горчаков» (1968). В 80-е годы он пишет прозаические пьесы и прежде всего своеобразную антиутопию «Мрамор», действие которой происходит на исходе второго тысячелетия нашей эры в идеально организованной тюрьме и герои которой Публий и Туллий, оказавшиеся здесь без вины, а просто в силу установленного законодательством «твердого процента» от общей численности населения, ведут философские и житейские разговоры, пересыпанные изрядной дозой ненормативной лексики.

В пародийно-сатирической одноактной пьесе «Демократия!» изображается ситуация недавнего времени, ее действующие лица - руководители небольшой страны или республики распадающейся советской «империи». «Глава государства» и его министры в ответ на поступивший «сверху» телефонный звонок лихорадочно пытаются приспособиться к условиям этой неведомой им «демократии», насаждаемой традиционным командно-административным путем. В ядовито-остроумной и яркой сценической форме Бродский выразил свою тревогу и беспокойство в связи с возможностями и перспективами наметившихся преобразований в нашей стране.

Оказавшись в изгнании, Бродский заявил о себе как прозаик. Он автор мемуарно-автобиографических и литературно-критических эссе, значительная часть которых написана им на английском языке. Характерно название работы одного из критиков об этой сфере его деятельности: «Джозеф Бродский - американский эссеист» (Вл. Соловьев). Не менее показателен и тот факт, что за свою большую, свыше 500 страниц книгу эссе «Less tran one» («Меньше чем единица») он получил Национальную премию Круга критиков.

Помимо автобиографических («Меньше чем единица», «В полутора комнатах») и путевых очерков («Путешествие в Стамбул») важное место в эссеистике Бродского занимают статьи о поэтах: М. Цветаевой («Об одном стихотворении»), О. Мандельштаме, А. Ахматовой («Плачущая муза»), английском поэте У. Одене, греческом - К. Кавафисе и др. Сам поэт придавал немалое значение этой своей деятельности: «Для меня абсолютно естественно быть русским поэтом и писать эссе по-английски».

Перу И. Бродского принадлежит несколько стихотворений, написанных им на английском языке, а некоторые из своих стихов он сам перевел на английский. Но очевидно больший вес и значение имеют его переводы английских и американских поэтов на русский: Д. Донна, Р. Лоуэлла, Д. Леннона, П. Маккартни. Не менее интересны и значительны его переводы, которыми он занимался уже в молодости в связи с увлечением европейской поэзией: с польского (К. Галчинский, Ч. Милош), чешского (В. Незвал), итальянского (У. Саба, С. Квазимодо) и др.

Исследователи отмечали богатство освоенного Бродским отечественного и мирового художественного опыта и традиций, куда вошли античная мифология и литература (творчество Вергилия, Горация, Овидия и др.), русский классицизм и реализм, поэзия «серебряного века» (от Кантемира и Державина, Пушкина, Вяземского и Баратынского до Цветаевой и Мандельштама, Ахматовой, Пастернака и Хлебникова), западная метафизическая поэзия XVII-XX веков (от Джона Донна до Томаса С. Элиота) и др. При этом характерно его обращение к Урании (Музе астрономии), вселенский, надмирный, космический настрой, в то же время не противоречащий конкретности и заземленности изображения. Впрочем, это относится уже к особенностям художественного мира И. Бродского, стилевой характерности его поэтического творчества.

Что же касается своеобразия его поэтики и стиля, то писавшие о Бродском отмечали «синтетичность» поэтического мышления, «универсальность» поэтической философии, самой художественной позиции автора (М. Крепе), «универсализм» и своего рода «протеизм», способность к усвоению самых разных поэтических стилей и традиций (А. Ранчин). С этим связано и необычайное лексическое богатство, стилевое разнообразие лексики Бродского, о чем упоминали многие исследователи, «разнообразие разговорной речи и на уровне синтаксиса» (В. Полухина), тропы из самых разных, ранее редко осваиваемых сфер, в том числе географии, геометрии, химии, физики, биологии и др. (М. Крепе).

Обращают на себя внимание реализованные в поэзии Бродского богатейшие возможности ритмики (силлабо-тоники, дольника, по его собственным словам, «интонационного стиха»), виртуозность его рифмы и особенно строфики. Исследователи отмечали у него необычайное «разнообразие строфических форм», «открытие совершенно новых форм» (Б. Шерр). И действительно, такие формы строфической организации, как трехстишия, секстины, септимы, октавы, децимы и др., представлены в его творчестве во множестве разновидностей.

Несомненна та роль, которую Бродский сыграл в окончательном снятии каких-либо языковых ограничений и запретов, в поэтическом освоении богатств народно-разговорной, книжно-литературной, философской, естественнонаучной, бытовой речи, в расширении творческого потенциала, обогащении и развитии языка современной русской поэзии, в раскрытии еще не исчерпанных возможностей русского стиха.

Творчество И. Бродского, целый ряд его граней, проблем и особенностей, получило глубокое освещение в исследовательских работах у нас и за рубежом. Достаточно назвать имена Д. Бетеа, М. Крепса, Л. Лосева, В. Полухиной, Б. Шерра, К. Проффера, Дж. Смита, М. Гаспарова, А. Наймана, А. Ранчина, М. Айзенберга, П. Вайля и А. Гениса и многих других, писавших о поэте.

Тем не менее нельзя сказать, что созданное И.А. Бродским за сорок лет писательской деятельности исчерпывающе охарактеризовано в трудах ученых и критиков. То, что сделано в «бродсковедении», при всех достижениях, можно пока что оценить лишь как первое приближение и подступы к всестороннему научному изучению феномена его личности и творчества в контексте развития отечественной и мировой поэзии.

 

 

Литература

Русская литература 20-90-х годов XX века:

основные закономерности и тенденции

 

Акимов В.М. Сто лет русской литературы. От «серебряного века» до наших дней. СПб., 1995.

Компактно излагается и в целом убедительно решается большой ряд основных проблем, которые ставит история русской литературы XX века. Книга вобрала в себя предшествующее издание - «От Блока до Солженицына. Судьбы русской литературы двадцатого века (после 1917 года). Новый конспект-путеводитель» (СПб., 1993). Большой раздел посвящен литературному процессу.

Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. М., 1984. С. 206-294.

В главе «Время Блока и Маяковского» третий этап эволюции русского стиха в конце XIX - первой четверти XX века на основании статистических данных отнесен к 1913-1925 годам, т.е. в основном ко времени войны и революционных преобразований. В главе «Советское время» выделяются этапы 1925-1935, 1935-1955 и после 1955 г., что не буквально совпадает, но относится с периодами истории литературы в целом.

Голубков М.М. Раскол (Русская историко-культурная ситуация первой трети XX века и литературный процесс) // Научные доклады филологического факультета МГУ. М., 1996. Вып. 1. С. 204-239.

Спорная (Л.Н. Гумилев на месте Карла Маркса), но оригинальная и яркая гипотеза о причинах того, что произошло с русской литературой и культурой в XX веке, в связи с исконными особенностями национального менталитета и историей культуры после Петра I. Неточно и категорично интерпретируются позиции Ленина, Троцкого, Воронского.

Добренко Е. Искусство принадлежать народу. Формовка советского читателя // Новый мир. 1994. № 12. С. 193-213.

Большой фактический материал, относящийся к процессу целенаправленной выработки в массах советского сознания и его ограждения от мировой культуры в 20-50-е годы, с экскурсом в 70-е. Тезис «Социалистического реализма требовал читатель» (с. 198).

Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995. С. 159-287.

В главах о литературе XX века делается интересная попытка религиозного объяснения черт советской литературы и творчества некоторых писателей, не только советских (И. Бабеля, И. Шмелева, В. Набокова, В. Астафьева).

Кормилов С.И. Русская литература после 1917 года как предмет исторической поэтики // Ломоносовские чтения 1994. М., 1994. С. 73-91.

Определение принципов изучения литературы в означенном аспекте. Периодизация литературы XX века (с. 84-91). Допущены смысловые опечатки (число делегатов Первого съезда советских писателей определено в 532 вместо 582 и т.д.).

Николюкин А.Н. О целостности русской литературы (1920-30-е годы) // Российский литературоведческий журнал. 1994. № 3. С. 3-7.

Небольшая статья по содержанию шире своего заглавия, фактически имеется в виду судьба всей русской культуры в XX веке.

Чагин А.И. Противоречивая целостность // Российский литературоведческий журнал. 1994. № 4. С. 13-18.

В статье уточняется исходная установка Е.Г. Эткинда, а отчасти и А.Н. Николюкина по вопросу о целостности русской литературы в XX веке.

Шнейберг Л. Я., Кондаков И. В. От Горького до Солженицына. 2-е изд., испр. и доп. М., 1995.

Пособие, якобы «для поступающих в вузы», весьма поверхностное в плане интерпретации художественных произведений и литературного процесса, но представляющее интерес для студента как свод материалов о судьбах писателей в СССР, о реакции на их творчество политиков и критиков и об их собственных статьях.

Эткинд Е. Русская поэзия XX века как единый процесс // Вопросы литературы. 1988. № 10. С. 189-211.

Утверждение литературоведом-эмигрантом принципиального единства высших художественных ценностей XX столетия, созданных в России и в русском зарубежье.

 

А.А. Блок

 

Бахтин М.М. Лекции об А. Белом, Ф. Сологубе, А. Блоке. С. Есенине (в записи Р.М. Миркиной). Блок // Диалог. Карнавал. Хронотоп. Витебск, 1993. № 2-3. С. 155-163.

Глубоко оригинальные наблюдения над творческой индивидуальностью Блока и его эволюцией.

Долгополов Л.К. Поэма Александра Блока «Двенадцать». Л., 1979.

Пристальный и разносторонний анализ текста поэмы, в частности ее композиции.

Исупов К.Г. Русская эстетика истории. СПб., 1992. С. 65-97.

Глава «Историзм А. Блока и символистская мифология истории» - самое основательное исследование философско-исторических воззрений поэта в ближайшем контексте.

Ломинадзе С.В. Концептуальный стиль и художественная целостность // Контекст. 1981. М., 1982. С. 146-191.

Серьезный разбор «Двенадцати», в частности, с точки зрения соотношения автора, повествования и героев поэмы.

Овчаренко О. А. Стихотворение А. Блока «Скифы» и традиции русской литературы // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 1990. № 5. С. 12-20.

Добросовестный свод материалов о стихотворении,Скифы», его убедительный анализ с чрезмерно революционным выводом.

 

М. Горький

 

Неизвестный Горький. Материалы и исследования. М., 1994. Вып. 3. М., 1995. Вып. 4.

Сборники включают публикации новых материалов. связанных с творчеством Горького. - писем к В.И. Ленину. Р. Роллану, Л.Н. Лунцу и др., а также статьи, в которых предлагается новый взгляд на те или иные стороны горьковского творчества, на такие произведения, как «На дне», «Жизнь Клима Самгина». и др.

Примочкина Н. Писатель и власть. М. Горький и литературное движение 20-х годов. М., 1996.

Монография посвящена исследованию творческого пути писателя в 20-е годы. его роли во взаимоотношениях с современными ему писателями - Е. Замятиным, М. Булгаковым, Н. Клюевым. С. Клычковым и др., при этом автор акцентирует внимание на деформации литературного процесса под влиянием сталинского режима.

Спиридонова Л.А. М. Горький: диалог с историей. М., 1994.

Исследуя архивные документы, автор монографии по-новому освещает ряд спорных проблем горьковедения: Горький и марксизм, отношение Горького к большевикам и революции, тайна смерти писателя.

Сухих С.И. Заблуждение и прозрение Максима Горького. Нижний Новгород, 1992.

Книга впервые дает глубокий и научно объективный анализ духовной драмы Горького в 20-30-е годы, его движения от «Несвоевременных мыслей» к сотрудничеству с тоталитарным режимом и предлагает новое прочтение итогового произведения писателя «Жизнь Клима Самгина».

 

И.А. Бунин

 

Выготский Л.С. «Легкое дыхание» // Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987. С. 140-156.

Одна из классических работ, вскрывающих черты стилевого мышления Бунина.

«Высочайшая правда творчества». Современники о И.А. Бунине // Нева. 1995. № 10. С. 201-208.

Подборка статей литераторов-эмигрантов: Г. Адамовича, Ф. Степуна, В. Вейдле, М. Алданова.

Гречнев В.Я. В мире лирико-философской прозы Бунина // Гречнев В.Я. Русский рассказ конца XIX-XX века. Л., 1979. С. 44-100.

В книге весьма точно и емко охарактеризованы жанровые качества рассказов Бунина, их эволюция и роль в развитии «малых» жанров в русской литературе.

Мальцев Ю.В. Иван Бунин. Франкфурт-на-Майне; М., 1994.

Книга представляет собой наиболее полное и объективное исследование жизни и творчества Бунина. Автор впервые широко привлекает материалы парижского архива. Предлагает оригинальную и во многом новаторскую трактовку бунинского творчества.

Михайлов О.Н. Литература русского зарубежья. М., 1995. С. 100-169.

Глава о Бунине - подробный рассказ в популярной форме о жизни и творчестве писателя в эмиграции.

 

И.С. Шмелев

 

Ильин И.А. О тьме и просветлении. Книга художественной критики. Бунин. Ремизов. Шмелев. М., 1991. С. 135-195.

Творчество И. Шмелева представлено в связи с православным восприятием мира.

Кормилов С.И. «Самая страшная книга» (Соотношение изобразительного и выразительного в «эпопее» Ивана Шмелева «Солнце мертвых») // Русская словесность. 1995. № 1. С. 21-30.

Пристальный филологический анализ документально-художественного произведения И.С. Шмелева.

Михайлов О. Поэма о старой Москве. Иван Шмелев и его «Лето Господне» // Шмелев И. Лето Господне. М., 1988. С. 3-16.

Краткие сведения о судьбе И. Шмелева.

Скачков И.В. Вечный свет вещего слова // Шмелев И.С. Богомолье. М., 1994. С. 3-31.

В статье рассмотрены богословские мотивы творчества И. Шмелева, сделан акцент на «Лете Господнем», «Богомолье», «Куликовом Поле», «Старом Валааме».

Смирнова М. Иван Сергеевич Шмелев. Молитвы о России // Шмелев И. Солнце мертвых. М., 1991. С. 179-206.

Очерк жизни и творчества И. Шмелева с широким привлечением западных публикаций.

Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х годов. М., 1991. С. 117-123.

Описание литературной судьбы И. Шмелева с 1890-х годов до смерти писателя.

Сорокина О.Н. Московиана. Жизнь и творчество Ивана Шмелева. М., 1994.

Книга американской исследовательницы - первая монография об И. Шмелеве, основанная на архивных документах, мемуарах, статьях западной периодики.

 

С.А. Есенин

 

Бельская Л.Л. Песенное слово. Поэтическое мастерство Сергея Есенина. М., 1990.

Компактный анализ поэтики Есенина, в частности образной системы, соотношения традиционализма и новаторства, жанров, форм стиха.

Марченко A.M. Поэтический мир Есенина. М., 1989.

В монографии описан творческий путь С. Есенина в сопоставлении с современной и классической русской литературой, уделено внимание философским и эстетическим аспектам творчества.

Солнцева Н.М. Сергей Есенин. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. М., 1997.

Исследованы мировоззренческие поиски поэта, особенности его христианских убеждений; прослежена творческая судьба поэта, его эстетические ориентации; рассмотрены связи есенинского творчества с творчеством русских классиков.

Солнцева Н.М. Китежский павлин. Филологическая проза. Документы. Факты. Версии. М., 1992. С. 127-281.

Философские и эстетические искания С. Есенина рассмотрены в контексте творчества крестьянских писателей С. Клычкова, Н. Клюева, А. Ганина, А. Ширяевца) и др. Уделено внимание проблемам: Есенин и имажинизм, Есенин и революция, Есенин и «Скифы», поздняя лирика и др.

Шубникова-Гусева Н.И. Сергей Есенин в стихах и жизни // Сергей Есенин в стихах и жизни. Стихотворения 1910-1925. М., 1995. С. 3-26.

Статья представляет эволюцию творчества поэта; рассмотрены вопросы об отношении его к революции; проблемы «есенинского мифа» - соотношения лирического героя и поэта, его «театрализации жизни».

 

В.В. Маяковский

 

Альфонсов В. Нам слово нужно для жизни. В поэтическом мире Маяковского. Л., 1984.

Хотя книга посвящена преимущественно поэзии раннего Маяковского, в ней содержатся обширные выходы в его творчество 1920-х годов, дается во многом новое прочтение его стихов и поэм, анализ поэтики. Значительное место в книге занимает проблема связей Маяковского с традициями русской и мировой культуры.

Гаспаров М.Л. Современный русский стих. Метрика и ритмика. М., 1974. С. 372-468.

Детальная характеристика вольного и акцентного стиха Маяковского в сравнении со стихом его современников.

Карабчиевский Ю. Воскресение Маяковского. М., 1990.

В книге решительно опровергаются привычные представления о поэте, в творчестве и духовном облике которого автором многое не принимается. Книга написана увлекательно, темпераментно, однако есть смысл ознакомиться и с доводами ее критиков Ал. Михайлова (Маяковский: кто он? // Театр. 1989. № 12) и В. Ковского (Желтая кофта Юрия Карабчиевского: Заметки на полях одной книги // Вопросы литературы. 1990. № 3).

В. Маяковский в воспоминаниях современников. М., 1963.

Свод воспоминаний о жизни поэта от ранних лет до момента трагического ее завершения. Среди авторов книги - известные деятели русского искусства: С. Эйзенштейн, Вс. Мейерхольд, Д. Шостакович, Н. Асеев и др.

Михайлов Ал. Точка пули в конце. Жизнь Маяковского. М., 1993.

Книга представляет собой документально-художественное повествование о жизни Маяковского на фоне революционных событий в России. В ней использованы ранее неизвестные материалы, проливающие свет на загадку необычной любви и смерти поэта, приведено немало фактов из литературной жизни первой трети XX века.

Харджиев Н., Тренин В. Поэтическая культура Маяковского. М., 1970.

Книга посвящена вопросам поэтики, культуры стиха Маяковского, ее преемственной связи с классической традицией, с поэзией и искусством его современников, в частности, с авангардной живописью начала века.

 

О.Э. Мандельштам

 

Аверинцев С. Судьба и весть Осипа Мандельштама // Мандельштам О. Соч.:В 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 5-64.

В работе развернуто глубокое понимание личности и творчества Мандельштама, его культурных корней, обоснована значительность его поэтической «вести» - той художественной новизны, которая была внесена им в «строение и состав» русской поэзии XX века.

Гаспаров М.Л. Поэт и культура. Три поэтики Осипа Мандельштама // Гаспаров М.Л. Избранные статьи. М., 1995. С. 327-370.

В статье дан глубокий анализ поэтического творчества Мандельштама в целом и, что особенно важно, в плане поэтики, прослеженной в ее развитии.

Колобаева Л.А. «Место человека во вселенной...» (философия личности и видение мира в поэзии О. Мандельштама) // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 1991. № 2. С. 3-14.

В статье творчество Мандельштама рассмотрено с точки зрения выразившейся в нем концепции личности.

Левин Ю.И., Сегал Д.М., Тименчик Р.Д.,Топоров В.Н., Цивьян Т.В. Русская семантическая поэтика как потенциальная культурная парадигма // Russian Literature. 1974-1975. № 7/8. P. 39-82.

В статье предложен продуктивный подход к пониманию «семантической поэтики» Мандельштама и Ахматовой, выявлены специфические художественные ее качества и роль в развитии поэтической культуры XX века.

Мандельштам и античность. Сб. ст. М., 1995.

В сборнике опубликованы основные работы по теме «Мандельштам и античность». Среди них статьи разных лет В.И. Терраса, Р. Пшибыльского, Н.А. Нильсона, К.Ф. Тарановского, В.А. Швейцер и др.

«Отдай меня, Воронеж...» Третьи международные мандельштамовские чтения. Воронеж, 1995.

В книге собраны работы по самым разнообразным проблемам изучения творчества Мандельштама - о поэтике, мифе, ритме и рифме, об исторической концепции в прозе поэта и др. Здесь представлены статьи В.Б. Микушевича, Е.Г. Эткинда, С.С. Аверинцева, Н.А. Кожевниковой, С.Н. Бройтмана и др.

Струве Никита. Осип Мандельштам. Томск, 1992.

Книга представляет собой живой очерк поэтической судьбы О. Мандельштама, обрисовывает его как художника, осуществившего синтез основных литературных течений начала XX века: символизма, акмеизма и футуризма - и обогатившего не только русскую, но и мировую поэзию.

 

М.И. Цветаева

 

Гаспаров М.Л. Марина Цветаева: от поэтики быта к поэтике слова // Гаспаров М.Л. Избранные статьи. М., 1995. С. 307-315.

В статье прослеживается творческая эволюция поэта начиная с ранних стихов, характеризуются ее этапы, дается глубокий анализ отдельных произведений, их образности, «сближения слов по звуку» и «выдвижения слова как образа» в позднем творчестве.

Кудрова И.В. Версты, дали... Марина Цветаева: 1922-1939. М., 1991.

Книга посвящена судьбе и творчеству Цветаевой в эмиграции. Преимущественное внимание уделяется биографическому повествованию, обстоятельствам ее жизни за рубежом.

Разумовская Мария. Марина Цветаева. Миф и действительность. М., 1994.

Книга представляет собой биографию Цветаевой, обстоятельный рассказ о ее жизни и творчестве, трагической судьбе. В ней использованы малодоступные материалы, архивные документы, впервые опубликован ряд писем Цветаевой.

Саакянц Анна. Марина Цветаева: Страницы жизни и творчества (1910-1922). М., 1986.

Одна из первых работ, где исследуется личность, жизненный и творческий путь Цветаевой. Опираясь на многочисленные архивные документы, воспоминания современников, автор прослеживает развитие духовной биографии поэта - от выхода первой книги и до отъезда в эмиграцию.

Швейцер Виктория. Быт и Бытие Марины Цветаевой. М., 1992.

Одна из лучших в современном «цветаевоведении» книг о жизни и творчестве большого русского поэта - итог длительной собирательской и исследовательской работы автора. Цветаева представляется в ней личностью необычайно сложной. Многие материалы публикуются впервые.

 

 

А.Н. Толстой

Алпатов А.В. Алексей Толстой - мастер исторического романа. М., 1958.

До сих пор лучшая книга об исторических произведениях Толстого благодаря главным образом тщательному анализу их источников.

Воспоминания об А.Н. Толстом. 2-е изд. М., 1982.

Ряд любопытных фактических данных.

Кормилов С.И. А.Н. Толстой // Статьи о русской литературе. Учебное пособие для поступающих в МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 1996. С. 336-356.

Анализ «Петра Первого» (с. 344-355).

Крюкова А.М. Алексей Николаевич Толстой. М., 1989.

Научно-популярное, но содержащее современный объективный взгляд и архивные материалы издание в серии «История Москвы: портреты и судьбы».

Крюкова А.М. А.Н. Толстой и русская литература. Творческая индивидуальность в литературном процессе. М., 1990.

Наиболее глубокое современное исследование проблематики и отчасти поэтики Толстого в далеком и близком контексте. Но автор преувеличивает элемент «трагизма» в мировосприятии писателя.

Петелин В. Алексей Толстой. М, 1978.

Биография писателя в серии «ЖЗЛ».

Поляк Л.М. Алексей Толстой - художник. Проза. М., 1964.

Самое обстоятельное и глубокое из советских исследований творчества Толстого, но во многом принадлежащее своему времени.

А.Н. Толстой. Материалы и исследования. М., 1985.

Комментированные публикации дневников, записных книжек и писем Толстого. Ряд статей и сообщений о разных аспектах его творчества, не утративших научного значения.

А.Н. Толстой. Новые материалы и исследования. М., 1995.

Для изучаемого курса интерес представляют статьи В.П. Скобелева о приключенческой прозе А.Н. Толстого 20-х годов, М.А. Чернышевой о творческой истории «Золотого ключика», А.М. Крюковой «М.А. Булгаков об А.Н. Толстом (Заметки на полях дневников и писем современников)» и глава «Парижские встречи и размышления», не опубликованная в 1978 г. в книге В.В. Петелина «Алексей Толстой».

 

М.А. Булгаков

 

Булгакова Е. Дневник Елены Булгаковой. М., 1990.

Единственная в своем роде книга, день за днем воссоздающая последнее десятилетие жизни М.А. Булгакова.

Воспоминания о Михаиле Булгакове. М., 1988.

Свидетельства друзей и современников М.А. Булгакова, представляющие собой исторический, житейский и психологический комментарий к творческому пути писателя.

Золотоносов М. «Взамен кадильного куренья...» // Дружба народов. 1990. № 11. С. 247-262.

Характеристика проблем, идей, тенденций, определившихся в булгаковедении в канун столетия со дня рождения писателя.

Золотоносов М. «Родись второрожденьем тайным...» // Вопросы литературы. 1989. № 4. С. 149-182.

Глубокая современная интерпретация творческого поведения М. Булгакова в контексте историко-культурной ситуации 1920-1930 годов.

Золотусский И. Заметки о двух романах Булгакова // Литературная учеба. 1991. № 2. С. 147-165.

Сопоставительный анализ двух романов Булгакова, помогающий представить, каковы эстетические и нравственные приобретения и утраты, которыми сопровождалась творческая эволюция писателя.

Лесскис Г.А. «Мастер и Маргарита» Булгакова (манера повествования, жанр, макрокомпозиция) // Известия АН СССР. Сер. лит-ры и яз. 1979. Т. 38. № 1. С. 52-59.

Анализ «Мастера и Маргариты» как «двойного романа», представляющего собой единую жанровую структуру, разные уровни которой подчинены исторической, философской и этической проблематике.

Смелянский A.M. Михаил Булгаков в Художественном театре. М., 1989.

Книга воссоздает творческий облик Булгакова-драматурга, знакомит со сценической интерпретацией его пьес.

Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. М., 1988.

Наиболее полное, основанное на архивных материалах научное исследование творческого пути М.А. Булгакова.

 

А.П. Платонов

 

Бочаров С.Г. «Вещество существования» (Мир Андрея Платонова) // Бочаров С.Г. О художественных мирах. М., 1985. С. 249-296.

Одно из первых (1968) научных исследований формы произведений Платонова, его затрудненного, «корявого» стиля в единстве с содержанием, с художественным мировидением и жизнью писателя.

Исупов К.Г. Русская эстетика истории. СПб., 1992. С. 98-117.

Глава «А. Платонов: Философия исторического творчества» - глубокое рассмотрение философии истории (и жизни в целом) Платонова, утописта и антиутописта одновременно.

Корниенко Н.В. История текста и библиография А.П. Платонова (1926-1946) // Здесь и теперь. М., 1993. № 1. 320 с.

Подробно рассмотрены проблемы текстологии и творчества Платонова.

Андрей Платонов: Воспоминания современников. Материалы к биографии. М., 1994.

Сборник содержит, помимо воспоминаний, публикации произведений Платонова, отзывы и рецензии разных лет на его произведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.