Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика и проблемы современного дистанционного обучения




Сразу оговоримся, что с точки зрения понятий дистанционное обучение шире интернет-образования, которое подразумевает использование не только программных образовательных продуктов, но и глобальных информационных ресурсов. Обучение в сети Интернет практически нивелирует фактическую дистанцию между учителем и учениками (они могут заниматься в виртуальной аудитории и даже видеть друг друга в режиме реального времени). Тем не менее, дистанционное обучение остается ключевым, родовым определением нетрадиционных, заочных способов передачи знаний от одного человека другому и реализуется в настоящее время при помощи всевозможных информационно-коммуникационных средств и цифровых инноваций — электронных почтовых сервисов, рассылок, виртуальных журналов, конференций в форме Usenet, Chat, ICQ и т.д. По большому счету обучение через Интернет стало своего рода логическим завершением развития дистанционной системы обучения, вершиной сближения динамичной и гибкой информационно-коммуникационной сферы с весьма «неповоротливой» и основательной традиционной образовательной средой. Сетевые технологии распространения знаний позволили не только объединить и усовершенствовать известные ранее инструменты обучения, но и заметно расширить их перечень, что кардинально изменило информационную культуру современной системы образования.

Обучение на расстоянии с учетом используемых технологий бывает синхронным и асинхронным. Синхронная модель подразумевает общение студентов и преподавателей в режиме реального времени, для этого создаются так называемые виртуальные аудитории. Асинхронное компьютерное электронное обучение подходит для тех студентов, которые желают работать по собственному графику и могут самостоятельно, по ссылкам, найти требуемую информацию и разобраться в ней.

В настоящее время существуют разные виды дистанционных образовательных программ. Они предоставляют возможность получить первое или второе высшее образование, пройти обучающие курсы по той или иной теме или предмету, подготовиться к поступлению в вуз, пройти тестирование, выучить язык, повысить свою квалификацию и т.д. В целом, все имеющиеся образовательные ресурсы в данной, относительно новой информационной сфере условно делятся на две категории — те, которые дают учащимся полноценное образование с выдачей диплома государственного образца, и те, что предлагают приобрести потребителям дополнительные знания и навыки.

В настоящее время дистанционное обучение является неотъемлемой частью феномена «пожизненного» образования, основой интеллектуального и профессионального совершенствования человека. Превалирование в обществе подобных установок создает условия для стабильного культурно-экономического роста страны, напрямую связанного с повышением «качества» главного стратегического ресурса — человеческого. Идея постоянной учебы (в узком смысле) подразумевает не просто поэтапную смену человеком образовательных курсов и программ, а приобщение его к целостному информационно-образовательному полю, с особыми связями и отношениями, находящимися в определенной зависимости друг от друга.

Необходимость в непрестанном повышении квалификации, ощущаемая большой частью населения, обусловлена быстрым обновлением научно-технической информационной базы, с одной стороны, и неизбежными сдвигами в социокультурной сфере личности, с другой. Поддерживать соответствующий уровень гуманитарного познания столь же важно, как и овладевать рациональными новшествами: информационные базы обоих областей увеличиваются одинаково быстро, хотя прорыв технической мысли более заметен. Таким образом, прекращать или приостанавливать процесс обучения в условиях современной динамичной жизни крайне нежелательно для каждого думающего и действующего члена общества. Запросы граждан, получающих организованные знания дистанционно, при помощи компьютерных инноваций (в стенах собственного дома или на рабочем месте), как нельзя лучше отвечают не только их духовно-интеллектуальным потребностям, но и требованиям времени.

Наряду с ростом популярности непрерывного образования в новейшей информационной среде усиливаются тенденции к созданию разноплановых образовательных структур международного масштаба и значения. Происходит видимый процесс сближения национальных систем образования, касающийся не только наполнения учебных планов и методик, но и затрагивающий формы организации обучения. Образование, будучи основой процветания всей информационной сферы, постепенно становится больше, чем каналом взаимопроникновения знаний и технологий. Оно предопределяет вращение капитала, исход борьбы за рынок, влияет на урегулирование геополитических задач. Главная роль при этом отводится современным и технологичным дистанционным методам обучения, сила которых — в потенциальной массовости и дальнем «прицеле».

Говоря о специфике дистанционного (в современных реалиях — электронного) обучения, следует отметить следующие его особенности: учет индивидуальных запросов учащегося, модульно-блочный принцип построения занятий, максимальную открытость новой информации, возможность быстрого поиска и эффективной архивации данных, а также масштабность и экономическую целесообразность подобного рода образовательных проектов. Помимо всего прочего, привыкая к самостоятельной работе с учебной информацией, человек глубже познает себя и собственные возможности, приобретает такие важные качества, как ответственность, самодисциплина, упорство в достижении целей. Информация, лишенная субъективизма при подаче, позволяет студенту развить критическое творческое мышление, интеллект, освоить и применить конструктивно-деятельный подход в обучении.

Дистанционное образование открывает обучающимся безграничный (в прямом смысле этого слова) простор для информационно-познавательной деятельности: они вольны выбрать любой из понравившихся образовательных курсов, независимо от места своего нахождения и страны — поставщика услуги. Информационный взаимообмен в среде преподавателей, использующих высокие технологии, в силу объективных причин происходит гораздо быстрее, нежели у их коллег, практикующих традиционные методы обучения и редко выбирающихся на симпозиумы и курсы повышения квалификации. В связи с этим новые методики и техники преподавания тем скорее проходят апробацию, чем шире круг лиц, с ними ознакомленных и применяющих на практике. Еще раз отметим, что цифровое пространство, в границах которого реализуются типы и формы современного дистанционного обучения, выполняет не просто связующие, «передаточные» функции. Оно является открытой и живой образовательной средой, насчитывающей неограниченное количество представителей — участников и гостей виртуальных сообществ.

В настоящее время проблемой создания электронно-дистанционной формы обучения, коррелирующей с основной, озабочено большинство крупных российских и зарубежных вузов. Постепенно осваивается она и в системе среднего и специального образования. Практически все учебные заведения на данный момент имеют точки доступа к глобальной информационной сети. Активно переводятся в «цифру» информационные каталоги и ресурсы высшей школы, открываются новые и пополняются старые образовательные порталы в виртуальном пространстве. Весьма популярными становятся недлительные дистанционные программы, предоставляющие гражданам дополнительные знания в разных областях. Также нарастает тенденция корпоративного «посещения» дистанционных коммерческих курсов. Как показывает статистика, образовательные проекты в области бизнеса составляют четверть всех программ высшего образования на дистанционной основе. Наиболее популярны при этом программы, рассчитанные на получение степени бакалавра и магистра, а также курсы подготовки специалистов.

В этой связи стоит отметить такого электронного образовательного «великана» из сферы бизнеса, как внутреннюю систему обучения специалистов ЮМ, осуществляемую при помощи спутниковой связи, а также корпоративные учебные сети ведущих мировых корпораций. Значительная часть систем дистанционного образования подобного рода превосходит по ряду показателей (например, по количеству пользователей и степени технологичности) дистанционные программы многих вузов.

Программы дистанционного обучения, вошедшие за последние годы в отечественное информационно-образовательное поле, дают не-плохие результаты, но, в целом, их возможности исчерпываются достаточно слабо, а потоки обучающихся не столь значительны, как можно было бы ожидать. Сложившаяся ситуация имеет разумные объяснения. Прежде всего запуск качественных дистанционных обучающих проектов требует немалых финансовых вложений, и на начальном этапе они слабо окупаются. Распространению дистанционной, сетевой, формы обучения мешает общая настороженность населения в приятии интернет-технологий в качестве образовательной платформы, отсутствие у людей навыков работы с массивами информации и, как следствие, негативный настрой при ее потреблении на электронной основе.

Надо сказать, на сегодня в сети существует целый ряд поисковых сервисов, но лишь некоторые из них более или менее соответствуют потребительским запросам в области образования. К сожалению, выпадение вспомогательного информационного звена (в лице традиционного руководителя) при дистанционном образовании часто не компенсируется должным образом: содержательная сторона обучения остается, по большей части, неизменной. На экзаменах и итоговой защите, как правило, требуется личное присутствие студентов. Таким образом, если не исчезают, то значительно снижаются основные преимущества дистанционной формы обучения.

Недостаточная продуманность и организация виртуальных курсов в нашей стране, нестыковки, нарушающие плавность учебного процесса, обусловлены нехваткой квалифицированного и опытного персонала — преподавателей, знающих специфику передового дистанционного обучения (в том числе знакомых с достижениями иностранных коллег) и способных помочь учащимся.

В идеале сопровождение интернет-образования должно осуществляться командой различных специалистов: администраторами образовательных центров, кураторами и координаторами учебного процесса, тьюторами (для интерактивного взаимодействия с целевой аудиторией) и, естественно, технологами (ответственными за телекоммуникации, программное обеспечение и др.). Тьютор — важнейшее организационное звено дистанционной учебной деятельности, определяющее в немалой степени качество предоставляемых услуг. В системе традиционного, «бумажного», обучения на заочной основе данной фигуре соответствуют функции методиста. Тьюторы помогают учащимся определиться с выбором курса, формируют группы, контролируют учебно-методическое сопровождение занятий и проведение итоговых и промежуточных заданий. В общих чертах они составляют график обучения, следят за его выполнением и отвечают на вопросы, касающиеся содержания учебного процесса.

Также и кураторство — обычное явление для системы высшего образования во всем мире. Куратор является связующим информационным звеном между администрацией вуза и учащимися. На российском рынке его функции традиционно ограничиваются проведением внутренних образовательных мероприятий, контролем посещаемости и помощью студентам в решении спорных вопросов разного рода. С переходом на дистанционную форму обучения, в сети, круг обязанностей куратора претерпевает качественные и количественные изменения. Курирующее учебный процесс лицо помогает студентам урегулировать вопросы, связанные с технологией дистанционного обучения, согласовывает и проводит образовательные мероприятия в виртуальном пространстве — коллективные игры, конференции и обсуждения on-line. Дистанционный куратор обязан быстро оперировать информацией административного и организационного характера, путем рассылок и электронных объявлений оповещать о ней аудиторию.

Помимо этого в его обязанности входит тщательное отслеживание новой учебной информации, появляющейся в глобальной паутине и соответствующей профилю дистанционных курсов, и доведение ее до потребителей (учащихся). Последнее осуществляется путем постоянного дополнения и корректирования куратором информационных страниц сайта образовательного учреждения и возможно только при его высоком уровне владения навыками поиска и ориентации в современных информационных потоках. Задача обучения этому учащихся также ложится на плечи данного специалиста. Практика кураторства имеется во всей системе высшего образования, область деятельности координатора дистанционного обучения сугубо специфична и определена техническими параметрами данного процесса. В реальности фигура куратора и координатора может совмещаться в одном лице.

По сути же, первый является звеном, скорее, информирующим, поскольку облегчает «круговорот» образовательной и организационной информации в учебном процессе, обеспечивая, таким образом, сотрудничество администрации и преподавателей со студентами. Второй же — согласует деятельность программистов, обслуживающих информационные ресурсы дистанционного вуза или центра, с учебными задачами, предусмотренными рамками образовательных курсов, а также обеспечивает порядок и бесперебойную связь участников во время виртуальных мероприятий на всех этапах обучения (включая сдачу экзаменов в сети).

Надо сказать, что телекоммуникационное сопровождение образовательных проектов началось у нас еще до приобщения широких масс к мировой информационной базе. Именно тогда наметились круг обязанностей и требования, предъявляемые к специалистам-координаторам. К сфере их профессиональной компетенции относится проведение сетевых совещаний, фильтрация их содержания (которое должно соответствовать заявленным темам) и устранение коммуникационных помех, в том числе технического плана. Координаторы дистанционных курсов (на основе интернет-технологий) обязаны разбираться на профессиональном уровне в тонкостях глобальной информационной паутины, с одной стороны, и иметь некоторый педагогический стаж или образование, с другой, — тогда их работа будет наиболее эффективной и востребованной.

Наличие образовательной и технической компетенции необходимо для них, поскольку любые учебные программы, реализующиеся цифровым способом в интерактивном режиме, обладают внутренней (предметно-содержательной и методической) и внешней спецификой. К последней относится программно-техническое оснащение проекта: учебные пособия, тесты, справочная информация, выложенная в сети, сервисы электронного обсуждения и голосования, РТР-архивы и т.д. В системе дистанционного обучения координатор осуществляет связь с учащимися посредством электронных почтовых служб, программы «быстрого реагирования» ICQ (на компьютерном сленге — «аськи»), улаживает определенные технические трудности студентов и содействует их активной социализации в пределах виртуальных сообществ, не позволяя дискуссиям угаснуть или выйти за образовательные рамки.

Указанные функции подразумевают наличие солидного багажа знаний и умений у такого рода специалистов, диктуют необходимость дополнительной квалификации, подготовки сотрудников образовательных учреждений. К сожалению, в России пока не отмечено ни одного учебного заведения, специализирующегося на выпуске специалистов по дистанционному обучению в информационной среде Интернет. Очевидно, что одно и то же лицо, каким бы подготовленным и работоспособным оно ни было, не в состоянии грамотно и эффективно выполнять обязанности тьютора, куратора и координировать учебные мероприятия в сети. Тем не менее, данная ситуация весьма характерна для текущего состояния дистанционного образования в нашей стране.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 922; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.