Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные достижения отечественной психологии начала XX века. Принцип деятельности в психологии




Когнитивная психология

Когнитивная психология — одно из самых популярных научных направлений в западной и отечественной

психологии. Термин «когнитивный» (от англ. cognition — знание, познание) означает познавательный.

Основателями когнитивной психологии считаются Д. Миллер, Д. Брунер и У. Найссер.

Когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация

представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют

на наше внимание и поведение. Таким образом, когнитивная психология охватывает практически все

познавательные процессы — от ощущений до восприятия, распознавания образов, памяти, формирования

понятий, мышления, воображения.

В своей фундаментальной работе «Познание и реальность» (1976) У. Найссер пишет, что «Когнитивная, или

Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с. 22


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru 23 of 147

иначе познавательная, активность — это активность, связанная с приобретением, организацией и использованием знания. Такая активность характерна для всех живых существ, и в особенности для человека. По этой причине исследование познавательной активности составляет часть психологии». Знание о мире не является простой совокупностью сведений о мире. Представления человека о мире программируют, проектируют его будущее поведение. И то, что человек делает и как он это делает, зависит

не только от его стремлений и потребностей, но и от относительно изменчивых представлений о реальности. Широкое распространение в зарубежной и отечественной психологии получила теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (1957), о чем более подробно будет рассказано в следующих главах. Итак, представителями когнитивной психологии получено много важных данных, делающих более понятным процесс познания в целом, и установлено немало закономерностей отдельных познавательных процессов.

В 1920—1930-х гг. отечественными психологами закладываются методологические основы психологии.

Главное достижение отечественной психологии — это положение о психике, которая формируется и

проявляется в деятельности.

Рассмотрим самые крупные фигуры, повлиявшие на ход развития отечественной психологии.

В работах С. Л. Рубинштейна (1889—1960) был сформулирован принцип «единства сознания и

деятельности».

«Сомкнуть сознание с процессом деятельности, объяснив, каким образом оно формируется в этом

процессе», — таков был подход Рубинштейна к предмету психологии. «Субъект в своих деяниях не только

обнаруживается и определяется. Тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его

деятельности можно определять и формировать его самого».

Главный постулат психологии деятельности в том, что общение человека с миром не является прямым

непосредственным (как на биологическом уровне), но совершается посредством его реальных действий с

объектами этого мира.

Такой подход изменял всю систему прежних взглядов на сознание.

А. Н. Леонтьев (1903—1979), другой ведущий отечественный психолог, также развивал положение о том,

что все, что совершается в психической сфере человека, укоренено в его деятельности.

Леонтьев подчеркивал, что деятельность — это особая целостность, которая не сводится только к сумме

действий. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия. Их нельзя рассматривать порознь.

Деятельностьэто направленная активность человека.

Обращение к деятельности, как присущей человеку форме существования, позволяет изучать такие

категории, как:

— внутренний образ предмета;

— совершаемое человеком действие;

— мотив, побуждающий человека действовать;

— переживание человеком своего отношения к другим индивидам; •— личностные свойства и притязания человека.

Например, учебная деятельность, которую осуществляет студент, может направляться мотивом подготовки

к профессиональному труду, или мотивом приобщения к интеллектуальной элите, или мотивом общения со

сверстниками и т. д. В реальной жизни каждой деятельности обычно соответствуют несколько мотивов,

поэтому говорят о полимотивированности деятельности.

В рамках данного подхода обнаруживается, что структурные единицы деятельности подвижны. Если

сначала у человека действие вызывалось одним мотивом (прочитать учебник, чтобы подготовиться к

экзамену), то впоследствии сама деятельность может оказаться столь интересной сама по себе, вне учебного

процесса, что появится другая цель — перечитать всю литературу по данному предмету, например. Такое

явление А. Н. Леонтьев называл «сдвигом мотива на цель».

Деятельность можно различать по направленности: на объект внешнего мира, на другого человека, на

самого себя. Деятельность также различают по предмету: игровая деятельность, учебная деятельность,

трудовая деятельность и т. д.

Д. Б. Эльконин ввел понятие ведущей деятельности, т. е. деятельности, которая соответствует наиболее

значимому мотиву в тот или иной возрастной период жизни человека.

Итак, обращение отечественных психологов к проблеме деятельности существенно расширило предметную

Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с.
 

область психологии. К проблеме деятельности мы вернемся в следующих главах книги.


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru


24 of 147





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 733; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.