Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод опроса: интервью и анкетирование




Читайте также:
  1. ABC-костинг (дифференцированный метод учета себестоимости).
  2. I. Корни метода в фактах, наблюдаемых с 1829 по 1879 год
  3. I. Научно-методическое обоснование темы.
  4. I. Научно-методическое обоснование темы.
  5. I. Научно-методическое обоснование темы.
  6. I. Научно-методическое обоснование темы.
  7. IDEF Методы функционального моделирования
  8. IDEF3. Метод описания процессов IDEF3
  9. II Метод экономической науки. Процесс научного исследования.
  10. II. Трансцендентальное учение о методе
  11. III. История метода и его результаты
  12. III. Методические рекомендации ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

Метод эксперимента

От простого наблюдения эксперимент отличается тем, что исследователь, изучая какое-либо явление,

может произвольно изменять условия, при которых оно совершается, и, наблюдая результаты такого

вмешательства, делать выводы о закономерностях изучаемого явления.

Лабораторный эксперимент. Исследования проводятся в в лабораторных условиях. Применяется

специальная аппаратура, задания четко спланированы, а испытуемый включен в эксперимент добровольно и

знает, что подвергается исследованию.

Например, экспериментатор исследует скорость реакции в ответ на подаваемые им сигналы разной

интенсивности. Или изучает действия

испытуемого, которому нужно найти выход из лабиринтов разного уровня сложности. При этом

экспериментатор наблюдает и фиксирует, какие приемы, средства и формы поведения применяет

испытуемый, выбираясь из предложенных лабиринтов.

Дальнейший анализ полученных результатов, где прослеживается структурное строение применявшихся

испытуемым приемов, получил название структурного анализа.

Изменяя условия, в которых протекает эксперимент, или изменяя условия протекания психических

процессов в сознании субъекта, выделяют независимую переменную и зависимую переменную.

Независимая переменная — это тот фактор, который экспериментатор может изменять в соответствии с

планом эксперимента.

Зависимая переменная — это словесный отчет испытуемого, как зависимый фактор.

Лонгитюдное исследование это длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых,

позволяющее определить возрастную и индивидуальную изменчивость фаз жизненного цикла человека.

Экспериментатор может проследить и сравнить, как в течение какого-то периода времени, например года,

изменяются возможности ребенка в решении задач, научился ли он справляться с трудностями и др.

Лонгитюдное исследование ведется в условиях не лабораторного, а естественного эксперимента.

Естественный эксперимент переносит исследования в обычные, естественные условия (урок,

собеседование, игра, домашние занятия и др.).

Метод опроса представляет собой способ получения информации об изучаемом индивиде, группе, социальной общности в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (опросник, анкета) общения экспериментатора и респондента, т. е. лица, отвечающего на вопросы исследователя. Опрос является одним из самых распространенных, хотя и не очень надежных методов исследования личности. Цель опроса — выявить мнения, установки, представления человека о себе, окружающих людях и явлениях действительности. Наиболее эффективно применение опроса в сочетании с другими методами, что позволяет существенно снизить исходный субъективизм полученных данных, а также повысить валидность и надежность применяемых опросников. Рассмотрим основные виды инструментального обеспечения метода опроса: интервью и опросники-анкеты.



Интервьюпредставляет собой способ получения информации в процессе устной беседы. Метод интервью столь же древний, как и наблюдение. В психологии интервью применяют в клинической практике, при консультировании, при исследовании личности, в профессиональных и образовательных целях и т. д. Различают:

свободное интервью, не регламентированное формой (а иногда и темой), в ходе которого интервьюер создает для респондента комфортную коммуникативную обстановку, поощряя говорить свободно и непринужденно;

структурированное интервью (или стандартизованное), по форме похожее на устно предъявляемый опросник и подчиненное определенной теме.

Интервью дает возможность получить информацию двух типов. Во-первых, можно наблюдать за респондентом, его речью, позой, мимикой, манерой вести себя с незнакомым человеком. Во-вторых, интервью позволяет получить данные о жизни человека, восприятии им прошедших и настоящих событий, их оценке, описании сопутствующих обстоятельств и т. п. Интервью нередко применяют и для установления тесного личного контакта с собеседником, чтобы обеспечить последующую работу с ним. Опросники-анкетыберут начало в разработанных Ф. Гальтоном, К. Пирсономи Дж. Кэттеломстандартизированных анкетах и шкалах порядка. Их разработки стали использовать другие исследователи при составлении самых разнообразных опросников-анкет, а также личностных тестов. Опросники-анкеты предназначены для получения такой информации о субъекте, которая не имеет непосредственного отношения к его личностным чертам и особенностям. Таковы, например, биографические анкеты-опросники, опросники интересов, опросники установок и т. д.

Биографическая анкета-опросник предназначена для получения сведений из истории жизни человека, и ее применяют, когда нелегко провести интервью. Психологи-экспериментаторы используют тщательно разработанные биографические опросники для самых разнообразных целей, например для формирования

Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций : учеб. пособие. 2006. - 248 с. 26


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru 27 of 147

относительно однородных подгрупп, классификации субъектов на основании их прошлого опыта, выявления групп со сходными интересами и т. п.

Опросники интересов предназначены для выявления профессиональных и образовательных потребностей испытуемых, а также задач профессионального отбора. При разработке опросников интересов пользуются косвенными методами, т. е. не формулируют прямых вопросов. Опыт показал, что ответы на прямые вопросы об интересах часто ненадежны, поверхностны и нереальны. Это происходит потому, что большинство людей недостаточно информированы о различных профессиях и видах деятельности, а кроме того, им мешают распространенные стереотипы о некоторых профессиях и их привлекательности. Опросник интересов, разработанный Э. Стронгом-Кэмпбеллом,содержит 35—36 вопросов, сгруппированных в шесть общих профессиональных разделов. Уровень интереса оценивается по пятиступенчатой шкале от очень низкого до очень высокого. Существуют опросники со 124 шкалами профессиональных интересов. Они постоянно расширяются и обновляются.

Профессиональный опросник Холмангаустанавливает типы профессий, которые может выбрать человек. 35

Профессии делятся на шести типов:

— практические (сельское хозяйство, естествознание, военное дело/техника);

— исследовательские (наука, медицина);

— художественные (музыка, драма, литература, изобразительное искусство);

— социальные (преподавание, общественные службы);

— предпринимательские (торговля, право, коммерция);

— конвенциональные (чиновники, тренеры).





Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.