КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные разновидности тестов личности
1. Личностные опросники предназначены для исследования и измерения выраженности тех или иных индивидуальных особенностей субъектов. Их прототипом считают «бланк личностных данных» В. Вудвортса, разработанный им в годы Первой мировой войны (1919) и предназначенный для выявления людей, страдающих неврозами и непригодных к военной службе. Методический подход Вудвортса был использован впоследствии многими исследователями для построения опросников, направленных на измерение черт личности, ее мотивов, ценностей, установок и т. п. К настоящему моменту существует несколько сотен разнообразных личностных опросников, получивших широкое распространение в диагностических исследованиях во всем мире. Наиболее известные среди них — личностный опросник Г. Айзенка, шестнадцатифакторный личностный опросник Дж. Кеттела (16 PF), Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI) и др. Личностный опросник Айзенка предназначен для исследования эмоциональной устойчивости и степени общительности субъекта. При разработке опросника Г. Айзенк опирался на допущение, что психические расстройства являются как бы продолжениями индивидуальных различий, наблюдаемых у нормальных людей. Так, например, эмоциональная неустойчивость при очень высоких показателях может свидетельствовать о развитии невроза (нервно-психического расстройства, в основе которого лежит нарушение значимых жизненных отношений человека). Экстраверсия характеризует общительность субъекта, стремление к широкому кругу знакомств, легкость, импульсивность, оптимизм, слабый контроль Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с. 29 Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru 30 of 147 над эмоциями и чувствами. Интроверсия, напротив, характеризуется спокойствием, самоуглубленностью, застенчивостью, любовью к порядку, высоким самоконтролем. Щестнадцатифакторный личностный опросник (16 PF) Кеттела впервые опубликован в 1950 г. Этот опросник содержит 187 утвержде- ний и предназначен для людей от 16 лет и старше. Имеются также варианты опросников для детей и подростков. Кэттел собрал все имеющиеся в языке описания личностных черт человека и далее, с помощью статистического метода (факторного анализа) свел их к серии из 16 факторов, содержательный анализ которых позволил автору интерпретировать их как черты личности. В результате проведенных к настоящему времени исследований была показана низкая воспроизводимость предложенной Кеттелом структуры факторов первого порядка на разных выборках. Каждый из факторов построен на биполярной основе, например: — замкнутость — открытость; — робость — уверенность; — доверчивость — подозрительность и т. д. Факторы измеряются с помощью шкалы порядка в интервале от 1 до 10 баллов. Другой широко распространенной факторной моделью личности является предложенная У. Т. Норманом (Norman W. Т. 1963) так называемая Большая пятерка, включающая в себя пять факторов: экстраверсию {extraversion); дружелюбие (agreableness); добросовестность, сознательность (conscientiousness); нейротизм (neuroticism) и культуру (culture). Эта модель была переработана в исследованиях американских психологов Р. Маккрэя и П. Т. Косты (1987); они заменили в разработанном ими «Пятифакторном опроснике» название фактора «культура» на «открытость» (opennes). Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI) — один из самых известных и употребляемых личностных опросников. Был разработан С. Хатуэем и Дж. Маккиши (1940) и состоит из 550 утверждений. Отвечая, испытуемый решает, «верно» или «не верно» каждое утверждение опросника по отношению к нему. Для определения нормативных показателей опросник предъявлялся большой группе здоровых людей. Затем эти показатели сопоставлялись с показателями, полученными при обследовании различных клинических групп. Так были отобраны утверждения, которые достоверно различали здоровых и каждую из изученных групп больных людей. Эти утверждения объединили в десять шкал, назвав их в соответствии с клинической группой. 1. Шкала ипохондрии определяет близость обследуемого к астено-невротическому типу личности и отражает отношение обследуемого к своему здоровью («У меня часто бывает такое чувство, будто голова стянута обручем»). 2. Шкала депрессии — оценивает степень субъективной депрессии, морального дискомфорта («У меня беспокойный, прерывистый сон»). 3. Шкала истерии — разработана для выявления склонности к использованию симптомов физического заболевания в качестве средства разрешения сложных ситуаций («Я часто ощущаю комок в горле»). 4. Шкала психопатии — направлена на диагностику склонности к асоциальным поступкам («Иногда мне хочется уйти из дома»). 5. Шкала мужественности/женственности — измеряет степень отождествления с половой ролью, 6. Шкала паранойи — оценивает склонность к подозрительности, наличие сверхценных идей («Я думаю, что за мной следят»). 7. Шкала психастении — устанавливает склонность к навязчивым страхам, действиям («Меня беспокоит, что я могу сойти с ума»). 8. Шкала шизофрении — направлена на диагностику аутичного, погруженного в себя типа личности («Когда вокруг никого нет, я слышу странные вещи»). 9. Шкала гипомании — определяет склонность к навязчивым идеям («Я — значительная личность»). 10. Шкала социальной интроверсии — оценивает направленность на себя или на внешний мир («Мне Тест используется как для диагностики психиатрических заболеваний, так и в исследовательской работе. При создании этого опросника восемь из десяти шкал были разработаны эмпирически, с использованием критериальной оценки утверждений — их значения существенно различались в группах больных и нормальных испытуемых. В качестве критерия выступал психиатрический диагноз в однородных группах больных. Утверждения для шкалы «мужественность/женственность» отбирались по частоте ответов на них у мужчин и женщин. Шкала социальной интроверсии создавалась по результатам обследования двух контрастных групп студентов, отобранных по крайним значениям теста на экстраверсию/интроверсию. Отличительной особенностью MMPI является наличие в его структуре трех «контрольных» шкал — лжи, надежности и коррекции. Эти шкалы позволяют оценить степень небрежности, непонимания или симуляции при выполнении теста. Шкала лжи основана на утверждениях, побуждающих испытуемого представить себя Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с. Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru 31 of 147 в благоприятном свете в ущерб правдивости ответа, т. е. оценивает искренность субъекта. Если данные, полученные по этой шкале, превышают определенную величину, то обследование считается недостоверным. Шкала надежности состоит из утверждений, на которые большинство людей отвечают одинаковым образом. Причинами высоких показателей по этой шкале могут быть ошибки при обработке результатов, небрежность при ответах, выраженная эксцентричность или преднамеренная симуляция. Шкала коррекции позволяет определить отношение испытуемого к ситуации тестирования. Высокие показатели могут означать защитную реакцию на ситуацию тестирования или попытку приукрасить себя. Низкие показатели свидетельствуют о повышенной честности или самокритичности либо о попытке показать себя в невыгодном свете. На примере MMPI можно рассмотреть проблемы, возникающие при использовании опросникового метода исследования личности. Во-первых, это установка на социально одобряемые ответы. Социальная желательность ответов, названная А. Эдвардсом «эффектом фасада», связана с часто неосознаваемым стремлением людей выдвигать на первый план свои хорошие стороны. В случае MMPI этот источник ошибки частично устраняется за счет введения контрольных шкал — протоколы тестирования с высокими значениями по первым двум контрольным шкалам рассматриваются как ненадежные и не интерпретируются. Во-вторых, это предпочтение ответов. В специальных исследованиях было показано, что существует целый ряд установок, искажающих ответы испытуемых. Одна из них получила название «молчаливое согласие» — предпочтение утвердительных (или отрицательных) ответов. При разработке опросников влияние этой тенденции снимается за счет того, что число вопросов, утвердительный ответ на которые является позитивным признаком измеряемого свойства, должно быть равно числу вопросов, для которых таким ответом будет отрицательный. Помимо этого, результаты тестирования могут зависеть от таких условий, как восприятие испытуемым экспериментатора, его желание сохранить представление о себе, понравиться экспериментатору и др. В-третьих, это низкая воспроизводимость результатов тестирования. В исследованиях, проведенных методом повторного тестирования выборок испытуемых, было показано, что даже при непродолжительных интервалах между двумя тестированиями их результаты слабо коррелировали между собой. Помимо изложенных способов снижения неоднозначности тестовых показателей в дифференциальной психологии используется общий методический прием, направленный на устранение потенциальных источников смещения показателей, — стандартизация всех переменных ситуации тестирования. Надо отметить, что заполнение MMPI — достаточно длительная для испытуемого процедура, поэтому были созданы альтернативные варианты: CPI — Калифорнийский опросник, состоящий из 480 утверждений и позволяющий получить оценки по 20 шкалам; классификация свойств личности Гилфорда и др. 2. Проективные методики представляют собой способ опосредованного изучения личностных особенностей человека по результатам его продуктивной деятельности. Предполагается, что тестовый материал выполняет функцию своеобразного экрана, на который испытуемый «проецирует» свои интеллектуальные и личностные особенности, потребности, актуальные конфликты. Характерной особенностью проективных методик является глобальность подхода к оценке личности. Главной особенностью проективных методик является то, что заданный вопрос стимулирует испытуемого на неограниченное разнообразие и количество возможных ответов. Чтобы фантазия индивида могла свободно разыграться, дается очень короткая и в самых общих выражениях инструкция. Методика чернильных пятен Роршаха — одна из самых популярных проективных методик, которая была впервые описана Германом Роршахом в 1921 г. Роршах был первым, кто отметил связь между продукцией воображения и типом личности, применяя чернильные пятна для диагностического исследования. Тест состоит из десяти стандартных картинок, выполненных в черно-белых, черно-красных и цветных пастельных тонах, предъявляемых в определенной последовательности. Испытуемый говорит то, что он видит в этих пятнах. Экспериментатор получает данные о степени реалистичности восприятия человеком действительности, его эмоциональном отношении к миру, уровне тревоги и т. д. Кроме ответов испытуемого при тестировании фиксируется время, эмоциональные проявления, положение, в котором испытуемый держит карточку и т. д. Формальная обработка результатов тестирования заключается в классификации ответов по содержанию. Выделяются такие категории, как фигуры человека и животных, неодушевленные предметы, географические карты, растения, пятна крови и т. д. Для исследовательских целей интерес могут представлять такие показатели, как разнообразие, популярность или уникальность ответов, а также некоторые другие. Похожую методику создает Мюррей в 1938 г. Это тематический перцептивный тест (TAT), созданный для того, чтобы вычленить единую тему личности. Испытуемому предлагают черно-белые карточки неопределенного содержания, похожие на размытые фотографии, и просят составить рассказ по карточкам, последовательно описать события с начала до конца; объяснить, что предшествовало изображенному событию, что чувствуют и думают изображенные люди и чем все кончится. При этом полагается, что характер ответа определяется особенностями личности человека, как бы «проецируется» на материал. Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с. 31 Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru 32 of 147 Например, человек у окна (одна из картинок) может, по мнению испытуемого, как любоваться звездами, так и готовиться к самоубийству. Соответственно с основными линиями рассказа, который будет строить испытуемый относительно сюжета рисунка, психолог и сделает вывод о главенствующей в данный момент теме его жизни. Другим классом проективных методик являются вербальные проективные методики. К ним относится тест словесных ассоциаций — первая из примененных в психологии проективных методик, систематизированная Ф. Гальтоном в 1879 г. Процедура проведения этого теста заключается в предъявлении испытуемому серии не связанных по смыслу слов, на каждое из которых просят сказать первое пришедшее на ум слово. Первоначально тест использовался в целях исследования умственной деятельности; в последующие годы методика получила широкую популярность в среде психоаналитиков и клинических психологов. Данный метод используется и при проверках на «детекторе лжи». Другой вербальной проективной методикой является тест незаконченных предложений. Обычно начальные слова предложений подбираются так, чтобы не ограничивать разнообразие возможных предложений («Меня беспокоит...», «Женщины...» и т. п.). При использовании этого метода часто незаконченные предложения формулируются так, чтобы спровоцировать испытуемого на ответы, относящиеся к изучаемым свойствам личности. Своеобразной комбинацией вербальных и перцептивных проективных методик является тест фрустрации Розенцвейга. Методика фрус- траций Розенцвейга направлена на изучение реакций индивида в ответ на травмирующую (фрустрирующую) ситуацию. Фрустрация -— это состояние, вызванное переживанием неудачи, крушением планов. Обычно фрустрация наступает, когда на пути достижения цели возникают непреодолимые (или кажущиеся непреодолимыми) препятствия любой формы, в том числе в виде угроз, обвинений, конфликтных требований. Испытуемому в этом тесте последовательно предлагаются 24 рисунка, на которых изображены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации. Один из персонажей произносит фразу, которая либо фрустрирует другого, либо описывает суть фрустрирующей ситуации. Испытуемый должен дать ответ от лица второго персонажа. При этом ответы оцениваются с трех позиций: — экстрапунктивное поведение (наказание кого-то вовне, агрессия направлена на внешнее окружение); — интропунктивное (агрессия направлена на себя); — импунктивное (отсутствие агрессии). И наконец, отдельную группу образуют экспрессивные проективные методики. Эта достаточно широкая категория проективных методик объединяет большое количество техник интерпретации свободного самовыражения. Несмотря на то что в качестве диагностических средств исследовались почти все виды художественной, технической и других разновидностей человеческой деятельности, наиболее широко распространены рисуночные методики — «нарисуй человека», «несуществующее животное» и др. Проективные методики имеют ряд достоинств (простота процедуры, свободная форма взаимодействия испытуемого с экспериментатором), но их широкое использование в исследовательских целях затруднено по причине низкой стандартизации, трудности формализации результатов тестирования, высокой степени субъективности получаемых показателей.
Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |