КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные идеи и принципы позитивизма как методологии социально-гуманитарного познания
ПОЗИТИВИЗМ, НЕОПОЗИТИВИЗМ, ПОСТПОЗИТИВИЗМ КАК ПАРАДИГМЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Вопросы для самопроверки Резюме Феноменология – методология познания правовых явлений, позиционирующая предмет исследования как являющуюся в сознании сущность исследуемого объекта (феномена), выдвигающая задачу выявления этой сущности посредством методологической процедуры феноменологической редукции, суть которой заключается в сведении фактуального знания к чистому и интуитивно-умозрительному усмотрению и описанию собственной интенциональной структуры сознания, которая коррелирует с сущностью (эйдосом, смыслом, архетипом) исследуемого объекта.
1. Какой путь исследования права предлагает феноменология? 2. В чем близость феноменологического метода к методу «отнесения к ценности»? 3. Какие модификации феноменологической методологии вы можете назвать? 4. Как называется процедура сведение эмпирического знания права к знанию чистому? 5. Почему конкретно-исторические системы права, в видении представителей юридической феноменологии, должны познаваться посредством мысленного вычленения идеальных структур, составляющих основу права? 6. Чем отличается метод «отнесении к ценности» от метода феноменологической редукции?
Примечания
1. Кант И. Сочинения в 8-ми т. Т. 8. - М., 1994.- С. 43. 2. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию.- СПб., 2005.- С. 336. 3. Юнг К. Г. Архетип и символ.- М., 1991.- С.99. 4. Там же.- С.165. ГЛАВА 10. Позитивизм (лат. рozitivus – положительный) - интеллектуальное течение, возникшее в Европе XIX века в связи с успехами науки и пониманием важности ее философского осмысления. Развитие данного направления связано с деятельностью мыслителей, сосредоточивших свое внимание на феномене науки и позиционирующих ту или иную модель роста научного знания. Понятие «позитивизм» содержит представление о том, что подлинное, положительное знание может быть получено лишь специальными науками, метафизические построения не имеют предмета, следовательно, должны быть отброшены. Наука, в видении позитивистов, призвана не объяснять, а лишь описывать феномены. Позитивизм - методология, направленная на изучение, обобщение фактов и артикуляцию всеобщих законов, выявляющихся в результате суммирования регулярностей и установления последовательностей фактов. Выделяют две исторические разновидности позитивизма – первый и второй позитивизм. Исходным положением первого позитивизма является утверждение: сущностные - ноуменальные основания мира непознаваемы, поэтому необходимо сосредоточить внимание на явлениях – феноменах, данных в опыте познающему субъекту. Окружающий мир позиционируется позитивизмом как мир фактов – такого рода фактологический подход именуется принципом феноменализма. Главная задача, которую ставят позитивисты – задача привести научно-познавательную деятельность в соответствие с методологическим идеалом феноменализма. Важнейшим требованием феноменализма является отказ от любого рода не подкрепленных фактами умозрительных идей, отказ от обсуждения онтологической проблематики, отказ от постановки вопроса о сущности культуры, общества. Неверифицируемые опытом идеи квалифицируются позитивистами как хлам метафизический. Ключевой принцип первого позитивизма - принцип опоры на опытное знание, т.е. эмпиризм. Наблюдение квалифицируется позитивизмом как универсальный метод получения знаний, способ освобождения от догматических напластований, удержания на твердой почве фактов. Важнейший тезис, выдвигаемый позитивизмом: поскольку наблюдаются только явления, а не причины и сущности, научное знание по своему характеру является описательным и феноменальным. Задача науки заключается в том, чтобы не объяснять, но описывать феномены. Таким образом, объяснение вытесняется описанием. Важнейший принцип первого позитивизма - принцип отказа от дедуктивных построений и абсолютизации обобщения как единственного подлинно-научного метода исследования, т.е. индуктивизм. Позитивистский метод ориентирует исследователя на изучение и обобщение фактов. Важную роль играют также статистика и сравнение, которые восполняют в гуманитарных и социальных науках анализ и эксперимент. Основные процедуры позитивистского метода можно представить в виде исследовательской цепочки: наблюдение – описание – обобщение – закономерность. Первый позитивизм базируется на идее антикаузализма – убеждении, что нет причин и следствий, лишь повторяющиеся последовательности, регулярности явлений. Отсюда вытекает необходимость заменить слово «почему» словом «как». Первый позитивизм выдвигает также принцип номинализма – признания первичности вещей и вторичности идей, представление об общих понятиях как мыслительных конструкциях, образованных в результате отвлечения от конкретных представлений о предметах важных существенных признаков. В позитивистском представлении постоянные сходства, связывающие явления между собой и постоянная последовательность, объединяющая их в виде предшествующих и последующих – есть законы этих явлений. Всеобщие законы, таким образом, выявляются при помощи суммирования регулярностей и установления последовательностей. Детерминизм не конструируется метафизически, но принимается как практическая очевидность. Позитивизму свойственно нивелирование специфики социальных, гуманитарных наук, утверждение в качестве идеала научного знания естественнонаучное знание. Позитивизм неотделим от сциентизма – абсолютизации научно-технологического способа решения проблем, определения науки как единственно действенного орудия социальных, культурных преобразований. Позитивизм включает в свое смысловое пространство идею прогрессизма – уверенности в неизменности научного прогресса, понятого как продукт человеческой изобретательности, вера в бесконечный рост науки. Второй позитивизм опирается на принципы эмпириокритицизма и конвенционализма. Термин «эмпириокритицизм» был введен для обозначения позиции, критически рассматривающей все проверенные истины. Эмпириокритики провозгласили возвращение к опыту. Эмпириокритицизм как методологическая концепция, выдвигает две ключевые идеи - идею «экономии мышления» и идею «описательной науки». Основное требование принципов «экономии мышления» и «описательной науки» заключается в необходимости отыскания наименьшего числа наипростейших независимых суждений, из которых все остальные могут быть получены как логические следствия. Принцип экономии мышления вырастает из общего представления о науке как форме приспособления человека к окружающей среде. В целях экономии мышления не следует тратить силы на объяснения, достаточно описания. Описание вытесняет объяснение, понимаемое как паразитический элемент науки. Конвенционализм как методологическая концепция истолкования науки, определяющая генерализующую теорию как конвенцию - соглашение между учеными, обусловленное соображениями удобства и простоты и не связанное непосредственно с критерием истинности. Сторонники конвенционализма утверждают, что научные теории не являются обобщениями опытных данных, они суть конвенции. В рамках конвенционализма выдвигается идея гипотез ad hoc – гипотез для каждого отдельного случая. Посредством гипотез ad hoc конвенционалисты стремились примирить противоречащие факты с существующей теорией. Конвенционализм выдвигает тезис о несоизмеримости, логической несвязанности и несопоставимости теорий. Выбор теорий осуществляется на основе мировоззренческих или социокультурных предпочтений. Развитие науки истолковывается как дискретный процесс, а научное сообщество представает в виде разобщенных, исповедующих разные принципы группировок. Философия науки превращается в историю науки. Конвенционализм продемонстрировал зависимость научного исследования от антропологического фактора – мнения, интуиции ученого как важнейшего инструмента открытия.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1762; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |