КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные идеи и принципы феноменологии как методологии социально-гуманитарного познания
Вопросы для самопроверки Резюме Прагматизм – методология юридических исследований, позиционирующая предмет исследования как реально действующее право, выдвигающая задачу реконструкции опыта, с целью формирования «практически непогрешимого» решения той или иной регулируемой правом проблемы. Прагматизм - особая исследовательская позиция, базирующаяся на идеях проблемной науки и операциональном понимании научной теории как эффективной технологии урегулирования проблем. 1. Прагматизм – метод или стратегия действия? 2. Что такое «живое право» в репрезентации Е. Эрлиха? 3. Каковы составляющие прагматического метода Р. Паунда? 4. Чем объясняется скептическое отношение к законодательным нормам права представителей реалистической школы права? 5. В чем суть концепции конструктуивного скептицизма Д. Фрэнка? 6. Почему К.Н. Ллевеллин отождествляет право с результатами правоприменительной деятельности? Примечания
1. Дьюи Дж. Реконструкция в философии.- М., 2001.- С. 11. 2. Прагматический натурализм в американской философии. Составитель и автор введения проф. Пол Куртц. - М., 2003. - С. 47. 3. См.: Пирс Ч. Избранные философские произведения.- М., 2000.- С. 266-296. 4. Сантаяна Д. Характер и мировоззрение американцев.- М., 2003.- С.13, 142. 5. Прагматический натурализм в американской философии. Составитель и автор введения проф. Пол Куртц. - М., 2003. - С. 20. 6. Там же. 7. Пирс Ч. Избранные философские произведения.- М., 2000.- С. 25. 8. Джеймс У. Воля к вере.- М., 1997.- С. 238. 9. Джеймс У. Цит. изд.- С. 131. 10. Джеймс У. Цит. изд.- С. 135. 11. Дьюи Дж. Цит. изд.- С. 135. 12. Прагматический натурализм в американской философии …- С. 29.
ГЛАВА IX. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КАК ПАРАДИГМА ЮРИДИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Феноменология (греч. phainomenon – являющийся, logos – учение) - буквально - описание или изучение явлений. Феноменология – философское направление, парадигма социально-гуманитарного познания, метод, применяемый в психологии, социологии, юриспруденции и т. д., направленный на выявление глубинных духовных основ культуры, общества посредством изучения содержания собственного сознания познающего субъекта и сведения фактуального знания к чистому. Феноменология базируется на идее возможности непосредственного доступа к окружающей нас реальности покоится на тех характеристиках сознания, благодаря которым мы воспринимаем этот мир, следовательно, необходимо исследовать и понять те характеристики сознания, через которые эта реальность оказывается доступной. С позиций феноменологии, явление мира в сознании и есть этот мир. Внимание исследователя должно быть обращено не на сам мир, предметы этого мира, а на те акты сознания, в которых предметный мир конституируется. Феноменология начинается с обнаружения корреляции между способами данности человеку различных аспектов мира и сознанием о мире. Отсюда возможность особого типа исследования, направленного на изучение не самого предметного содержания человеческого отношения к миру, а его явления в сознании, т.е. феномена. Рассмотрим основные принципы и исследовательские процедуры феноменологического метода. Исходное положение феноменологии – утверждение о том, что предельным основанием общества, культуры как объектов научного исследования является дух как бытие в себе и для себя. Дух автономен и доступен истинно рациональному, научному изучению. Окружающий мир – не просто мир фактов, но также мир духовных сущностей – чистых форм, абсолютных истин, ценностей, которые конституируют его и непосредственно даны как его фактуальность. Феноменология – есть форма научного эссенциализма, утверждающего идею поиска универсальной сущности (эссенции) предметов, которая есть дух. Особенность феноменологии - в устремленности познания к глубинным основам всякого бытия, к некоему первоначалу, которым является первичный слой самого знания. Центральное понятие феноменологии – «феномен». Феноменология выступает как метод познания являющейся в сознании сущности. В Немецкой классической философии (Кант, Гегель) понятие «феномен» (греч. phainomenon – явление) соотносится с понятием «ноумен» (греч. noumenon – умопостигаемая сущность). Явление предмета в классическом понимании не тождественно его сущности - познание какого либо предмета предполагает двойственное его рассмотрение: то, каким образом предмет является в сознании, и то, в чем усматривается сущность предмета. Феномен противопоставляется ноумену, который остается за пределами чувственно воспринимаемого опыта и является предметом интеллектуального созерцания. В феноменологии стирается грань между явлением и сущностью предмета и обнаруживается слитность, являющейся сущности с потоком сознания, самопроявляемость сущности через феномен. Таким образом, в феноменологии феномен – понятие, означающее не только явление предмета в сознании, но и явление в сознании сущности предмета. Феноменология выступает как метод познания являющейся в сознании сущности. Что касается сущности, в феноменологии она может быть обозначена при помощи понятий «смысл», «эйдос» (идея), «архетип» (первообраз). Цель метода – познание духовных основ, познание духа, лежащего в основании культуры, общества. Основным способом изучения духовных основ культуры и общества является феноменологическая процедура исследования содержания собственного сознания познающего субъекта. Поскольку в феноменологии стирается грань между явлением и сущностью предмета, проводится идея самопроявляемости сущности через явление, ноумена через феномен, то, соответственно, чтобы постигнуть духовную сущность познаваемых объектов, необходимо исследовать их как феномены сознания. Внимание исследователя должно быть обращено не на сам мир, предметы этого мира, а на те акты сознания, в которых предметный мир конституируется. Феноменология начинается с обнаружения корреляции между способами данности человеку различных аспектов мира и сознанием о мире. Отсюда возможность особого типа исследования, направленного на изучение не самого предметного содержания человеческого отношения к миру, а его явления в сознании – феномена. Основным методом исследования духовных основ культуры, общества является метод феноменологической редукции. Редукция (от лат. reduction – отодвигание назад, возвращение к прежнему состоянию), методологический прием сведения каких-либо данных, структуры, объекта к более простым, исходным началам. Метод феноменологической редукции в самом общем смысле означает сведение фактуального знании к знанию чистому. Основные методологические процедуры феноменологической редукции. а) Заключение в скобки или воздержание – эпохе. Процедура эпохе означает отказ от всех суждений, которые касаются пространственно-временного существования, отсечение всего индивидуально-психологического, конкретно-исторического, социального. б) Описание структуры, оставшейся после того, как процедура «заключения в скобки» произошла. Посредством редукции возникает феноменолистическое сознание, или чистое сознание. Сознание выступает в виде потока переживаний, элементы которого – феномены. Поэтому учение о структуре потока переживаний называется феноменологией. Понять феномен возможно, если схватить его посредством интуиции. Феномен не описывают извне, а переживают, т.е. непосредственно вводят в поток сознания. Происходит интуитивное, непосредственное, чисто умозрительное усмотрение сущности. Феноменологический метод состоит в том, чтобы слиться с потоком сознания непосредственным образом. Изучение его внутренних закономерностей, его принципов, механизмов – задача феноменолога. Исследуя внутренние механизмы сознания, феноменолог оставляет в стороне все характерные, специфичные черты исследуемого объекта – общества, культуры, человека, данного периода развития общества. Важнейший принцип феноменологии - принцип исследования интенциональной структуры сознания. Интенция (лат. intentio – стремление, намерение, цель) - направленность сознания на предмет. Интенциональность – имманентная предметность сознания, безотносительно к тому, является ли предмет реальным или только воображаемым. Интенциональность рассматривается как фундаментальная характеристика сознания. Феноменология базируется на идее, согласно которой любому явлению предметов в сознании соответствует собственная интенциональная структура, состоящая из множества интенционально соотнесенных компонентов. Задача феноменологического исследования заключается в том, чтобы исследовать собственную интенциональную структуру сознания со своими сущностными компонентами. Взаимодополнительные аспекты интенциональности обозначаются в феноменологии терминами «ноэма», «ноэзис». Ноэзис (греч. noesis – мышление, постижение, разумение) – осмысливающая направленность сознания на объект, который в качестве носителя смысла и есть ноэма (греч. noema – мыслимое содержание, мысль). Понятия «ноэзис» и «ноэма» служат в феноменологическом анализе задаче раздельного описании объектов сознания и процессов их идеального конструирования. Важнейшие категории феноменологии: «естественная установка», «феноменологическая установка». Естественная установка – наивная установка на познание внешних предметов, воспринятых из чувств, вне опыта интенциональной направленности сознания на предметы. Восхождение к интенциональной структуре сознания возможно благодаря феноменологической установке. Феноменологическая установка достигается при помощи метода феноменологической редукции. Редукция позволяет переключить сознание на исследование собственной деятельности по конструированию предметов. Интенциональный анализ предметностей сознания не ограничивается субъективным феноменологическим исследованием. Феноменология предполагает также интерсубъективное конструирование - тематизацию «другого» и сообщества. Такого рода конструирование проблематично, поскольку непосредственно испытать можно лишь собственную жизнь. Однако сознание другого может конституироваться посредством апперцепции (осознанного восприятия) по аналогии. В результате субъективность расширяется до интерсубъективности. Интерсубъективное конструирование «другого» и сообщества предполагает выход за пределы «Я», связь с другими «Я». Интерсубъективное конструирование другого осуществляется посредством вчувствования - другой переживается эго в форме альтер эго. Последнее служит основанием для интерсубъективной природы и мира, а также для интерсубъективного бытия предметностей.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 970; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |